Страдание святых мучеников Космы и Дамиана (284). Память преподобного отца нашего Петра (854). Страдание святого мученика Потита (II). Святая мать Ангелина, деспотисса Сербская (XVI). Преподобный Никодим Святогорец (1809).
В 1554 г. войсками Царя и Великого Князя Иоанна IV Васильевича (род. в 1530 г., правил 1533-1584) была взята Астрахань; окончательно присоединена в 1556 г
В 1762 г. Императрица Екатерина II Великая (род. в 1729 г., правила 1762-1796) отменила все нововведения, введеные в армии ее мужем Императором Петром III Феодоровичем (род. в 1728 г., правил в 1761-1762 г.)
В 1904 г. в гор. Баденвейлере (Германия) умер писатель Антон Павлович Чехов (род. 17 января 1860 г.); похоронен в Москве
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Космы и Дамиана
Страница 1
Страдание святых мучеников Космы и Дамиана
После плотского прославления
на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма
удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников; ибо в них проявилась
сила Спасителева; для всех было изумительным высказанное святыми мужественное
сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников
принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и
воспитанные в правилах христианского благочестия, – братья по плоти – святые
страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово.
Научившись врачебному искусству,
сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем
благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они
свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные
целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были
прозваны "безмездными врачами". Только одной самой драгоценной
награды требовали они от исцеляемых, – веры во Христа. И действительно не
только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили
с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати
исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было
большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое
они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали
нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим. Когда они
исцеляли больных, то обычно они говорили им так:
– Мы только возлагаем на вас
руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, всё же совершает
всемогущая сила Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа; если вы
уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми.
И действительно те, веруя,
получали выздоровление.
Таким образом ежедневно многие,
отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу.
Жилище сих святых врачей
находилось в одном римском селении (где было имение их родителей). Имея здесь
свое местопребывание, они просвещали святою верою все окрестности.
Между тем диавол, завидуя такой,
просиявшей добродетелями, жизни святых, возбудил некоторых своих прислужников
отправиться к царю и оклеветать пред ним неповинных. В это время в Риме
царствовал Карин1. Сей последний,
послушавши клеветников, немедленно послал воинов в то селение, в котором
проживали святые, с приказанием схватить безмездных врачей Косму и Дамиана и
привести их к нему для допроса.
Когда воины царские дошли до
селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане,
то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое
время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого
совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам,
желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие
верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но
ради спасения других, то святые, – хотя и против воли, – повиновались им. Тогда
верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере.
Между тем воины, тщательно
отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых
благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим.
Узнав о сем, святые Косма и
Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов;
нагнавши последних на дороге, они сказали им:
– Отпустите невинных, а нас
возьмите, ибо мы – те самые, которых вам приказано взять.
Таким образом воины, отпустивши
тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим. Здесь
святые были заключены в оковах в темницу, в которой находились до утра. С
наступлением утра, царь воссел пред народом на обычном судилище, которое
находилось на месте отведенном для зрелищ; приказав представить пред собою
святых узников Косму и Дамиана, царь громко сказал им:
– Это вы противоборствуете богам
отцов наших и какою-то волшебною хитростью безмездно исцеляете болезни у людей
и скотов, соблазняя простых людей отступать от отеческих богов и законов? Но
хотя теперь, оставьте свое заблуждение и послушайтесь моего доброго совета;
приступите, принесите жертву богам, которые до сего времени долго терпели вас.
Боги, будучи обижены вами, не воздали вам злом за зло, – хотя и могли воздать,
– но терпеливо ожидали вашего обращения к ним.
Святые же угодники Христовы как
бы едиными устами отвечали царю так:
– Мы не соблазнили ни одного
человека; мы не знаем никакой волшебной хитрости, никому не причинили никакого
зла, но излечиваем болезни силою Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, как
заповедал Он, говоря: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте"
(Мф.10:8). Делаем же мы сие
безмездно, потому что так завещал Спаситель, Который сказал: "Даром
получили, даром давайте" (Мф.10:8).
Ведь мы требуем не имений, но ищем спасения душ человеческих и служим нищим и
немощным как Самому Христу, ибо Он присваивает Себе те попечения, которые
совершаются ради первых, вещая к благодетелям: "Ибо алкал Я, и вы дали
Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был
наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли
ко Мне" (Мф.25:35-36).
Сии заповеди Его мы стараемся исполнять, надеясь получить от Него награду в
бесконечной жизни небесного Царствия. Покланяться же признаваемым тобою богам
мы никогда не согласимся. Покланяйся им ты и те, кто согласен с тобою! Мы же
хорошо знаем, что они не боги. Если же ты, царь, желаешь, то мы предложим тебе
добрый совет, дабы ты познал Единого Истинного Бога, Творца всех, "ибо
Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных" (Мф.5:45),
– для наших потребностей во славу Своего превеликого имени: отступивши от
бесчувственных и бездушных идолов – служи Ему!
Преподобный Петр родился и
был воспитан в Константинополе. Он происходил от славных и богатых родителей.
Отец его, по имени Константин, – был саном патриций1
и занимал должность полководца. С юности усердно занимаясь науками, сей Петр в
особенности хорошо изучил философию, а также изучил и все светские науки.
Достигнувши затем мужеского возраста, он вступил в брак и, после кончины своего
отца, – унаследовал почетный его патрицианский сан. Он был назначен патрицием в
царствование благочестивой царицы Ирины и сына ее Константина2. Когда же на императорский престол вступил Никифор3 и у греков началась война с болгарами, тогда Петр
был назначен императором главным начальником над всеми полками и отправился с
воинами против болгар. Во время происходившей затем великой войны сначала греки
победили болгар, а затем, – по божественному попущению, болгары, оправившись от
понесенного поражения, жестоко разбили греков и умертвили самого императора их
Никифора.
В это самое время был захвачен
болгарами и блаженный Петр с пятьюдесятью греческими князьями и, приговоренный
к мучениям и смерти, содержался в темнице. И вот когда он усердно молился Богу
о своем избавлении, среди ночи явился уму святой Иоанн Богослов4, возлежавший на персях Христовых, освободил его из
заключения и привел его в Рим. С того времени Петр посвятил всего себя на
служение Богу; убедившись в ничтожестве всего земного, удалился в Олимпийскую
гору5; приняв здесь ангельский образ, он
подвизался вместе с Иоанникием Великим6,
преуспевая во всякой добродетели.
Проживши здесь тридцать четыре
года, Петр, после того как уже умерла его супруга и сын, прибыл в
Константинополь. Здесь он прежде всего некоторое время прожил при устроенной им
церкви, именовавшейся Евандрийской. Затем, удалившись в уединенное безмолвное
место, устроил себе здесь небольшую келлию, в которой и прожил восемь лет, нося
на теле колючую власяницу и во все годы постнической жизни не обувая ног. Он
страшно истощил себя постом, бдением и прочими иноческими подвигами.
Подвизаясь так добродетельно и
богоугодно, преподобный Петр почил о Господе и был сопричтен к лику
преподобных, прославляющих Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.7
_________________________________
1
Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных
римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно
патриции занимали высшие государственные должности.
2
Константин VI-ой (VII-ой) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его
Ирина царствовала с 797 г. по 802 г.
3 Никифор
I-ый царствовал с 802 г. по 811 г.
4 Память
его совершается св. Церковью 26-го сентября и 8-го мая.
5 Олимпийская
гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии.
В царствование императора
Антонина1, когда повсюду было поднято
гонение на христиан, в Сардинии2 проживал
некий муж, придерживавшийся идолопоклоннического нечестия, по имени Гилас. У
него был единственный сын, тринадцатилетний отрок, по имени Потит. Потит был
вразумлен премудростью Бога, – совершающего Себе хвалу "из уст младенцев" (Пс.8:3), – и просвещен благодатью Святого Духа настолько, что
познал Творца своего и Ему Одному приносил свои молитвы и поклонения, бездушных
же идолов гнушался. Умея читать книги, Потит нашел христианские божественные
Писания и прочитавши их, исполнился духовной премудрости и разума. Удалившись
тайно от отца к христианам, он принял святое крещение и отвращался от
мерзостных идольских жертвоприношений. Гилас, отец Потита, заметив, что сын его
не воздавал поклонения идолам, весьма опечалился и начал с нежностью увещевать
его вместе с ним принести жертву богам.
– Отче, отвечал Гиласу на сии
увещания святой отрок, – ты говоришь мне не добрые речи, приказывая принести
жертву бесам! Если ты любишь меня, твоего сына, действительно отечески, то и
советуй мне то, что спасает, а не губит душу. Я желаю, дабы и ты, познавши
истину, отвратился от скверного заблуждения и стал служить Единому на небесах
живущему и всё содержащему Богу, – Творцу всей твари!
Отец, разгневавшись, заключил его
в отдельную комнату и отдал приказание, дабы никто из домашних не осмеливался
давать отроку ни хлеба, ни воды.
– Посмотрим, – пригрозил он, –
подаст ли тебе пищу и питие Бог твой, Которого ты почитаешь!
Между тем святой отрок Потит,
преклонивши колена, молился Богу, говоря так:
– "Вступись, Господи, в
тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною"(Пс.34:1).
Я желаю служить Тебе, Господу моему Иисусу Христу, изволившему снизойти с небес
на землю ради спасения рода человеческого. Призри на молитву смиренного раба
Твоего и укрепи меня в алчбе, как укрепил Ты вверженного в львиный ров пророка
Твоего Даниила3. Ты сказал в святом
Евангелии Своем: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"
(Мф.5:6,10). Итак не оставь и
меня, заключенного здесь и томимого голодом и жаждою за правду Твою!
Святой пробыл в том заключении
много дней, томимый от отца голодом и жаждою, от Боге же укрепляемый духовною
пищею и напояемый благодатию Святого Духа, так что лицо его сияло как солнце.
Веселясь о Господе, он говорил: Благодарю Тебя, Владыка, что Ты благоизволил
насытить меня, недостойного раба Твоего, Твоими духовными благами, которых желают
тем сильнее, чем больше получают. Молю также Тебя, Боже благой и милосердный,
Боже ангелов и архангелов, не желающий смерти грешника, но хотящий да обратится
он и будет жив, – услышь меня вопиющего к Тебе всем сердцем о моем родителе:
даруй ему познание Твоей истины и разумение веры; отверзи ему ум, дабы познать
ему Тебя, Творца своего и послужить Тебе одному, а не еллинскому многобожию.
Пусть не порадуется о нем враг рода христианского – диавол, но да прославится
на нем Твоя всемогущая сила, наставляющая к спасению заблуждающихся.
Когда святой молился в таких
словах, ему явился ангел Господень, укрепивший его и сказавший:
– Ты получишь то, что просишь!
Бог, в Которого ты веруешь от всего сердца своего, – всегда с тобою, и ты
получишь то, чего просишь у Него. Но знай также и то, что на тебя замыслил
козни губитель душ человеческих – диавол. Итак тебе необходимо воспринять "всеоружие
Божие" (Еф.6:11), дабы
ты возмог сопротивляться козням его.
Сказавши сии слова, ангел света
удалился.
Между тем святой продолжал
молиться к Богу, говоря:
– "Услышь, Господи, голос
мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне" (Пс.26:11).
По прошествии же некоторого
времени внезапно в сиянии ложного света явился Потиту ангел тьмы и сказал ему:
– Вот я пришел к тебе, о незлобивый
юноша, дабы ты не изнемогал телом и душою твоею от голода и жажды, но дабы
послушался своего отца и с ним насытился яствами. Я, – Христос,
смилостивившийся над тобою; видя твои слезы я пришел навестить тебя.
– "Отойди от меня, сатана" (Мф.16:23), враг истины, – отвечал святых отрок Потит
обольстителю. – Ты не обманешь раба Божия: не Христос ты, но антихрист.
Сказавши сие, святый стал
молиться, говоря:
– Господи Иисусе Христе! Отгони
от меня сего скверного врага и вверни его в бездну, в которую он осужден с
своими слугами!
Дочь
князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина
претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в
Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна,
воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский
постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная
христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил
народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга —
святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна
в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и
вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.
Преподобный
Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом
острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в
монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.
Вначале
инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его
поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который
поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи "Добротолюбие",
найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой
явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре
молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению
Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и
творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет
пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит
Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание -
редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим
оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того
времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом
поприще.
Незадолго
до своей кончины преподобный Никодим, утомленный
книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам
иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться
изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного
состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел
ко Господу.
По
свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив,
нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной
памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог
на память цитировать очень многое из творений святых отцов.
Литературные
труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к
"Добротолюбию" и краткие жития подвижников. Из
аскетических наставлений подвижника особенно известна книга "Невидимая брань",
переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном
Затворником (М., 1886; изд. 5.М., 1912).
Замечателен труд подвижника "Учение об исповеди" (Венеция, 1804,
1818), заканчивающийся проникновенным "Словом о покаянии". Интересна книга преподобного "Благонравие христиан",
изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области
издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные
из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием
"Венец Приснодевы" (Венеция, 1796, 1846).
Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции
"Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", содержащей правила
святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.
Большое
внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды,
как "Новый избор житий святых" (Венеция, 1803) и изданная уже после
его кончины книга "Новый Синаксарь" в 3-х томах (Венеция, 1819). Им
осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык "Толкования
Посланий святого апостола Павла" Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам
святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в
Венеции в 1806 и 1819 гг.).
Преподобный
Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены
(принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери
"Скоропослушницы", а также "Служба Преподобным и Богоносным
отцем, во Афоне постнически просиявшим"
("Православный церковный календарь на 1976 г.", с. 61),
"Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне
Господских и Богородичных праздников" (Венеция, 1836), "Новая
Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха" (Константинополь,
1844).