Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника (824). Мученица Феодосия Тирская (307-308). Мученики Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик (?). Преподобный Иллирик чудотворец (?). Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет" (XVII). В 1538 г. в полном расцвете лет внезапно скончалась (видимо, была отравлена) Великая Княгиня Елена Глинская (род. 1508, ум. в 1538, правила 1533-1538 при малолетнем Великом Князе Иоанне IV Грозном). Начало боярской смуты.
В 1538 г. в полном расцвете лет внезапно скончалась (видимо, была отравлена) Великая Княгиня Елена Глинская (род. 1508, ум. в 1538, правила 1533-1538 при малолетнем Великом Князе Иоанне IV Грозном). Начало боярской смуты
Завтра, Суббота, 17 Апреля 2021 года (4 Апреля 2021 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1147 г. было отмечено первое упоминание в летописях о Москве, принятое за день основания города
В 1765 г. умер Михаил Васильевич Ломоносов, основатель русской науки (род. 8 ноября 1711 г.). Похоронен в Александро-Невской Лавре
В 1866 г. Д. Каракозов совершил покушение на жизнь Императора Александра II. Спас Государя крестьянин, 25-летний Осип Иванович Комиссаров. За сей подвиг ему было присвоено потомственное дворянское достоинство
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника
Преподобный Никита происходил из
Кесарии Вифинской1 от благочестивых
родителей. Отец его, по имени Филарет, лишившись супруги, отошедшей к Господу в
восьмой день по рождении отрока Никиты, постригся в иночество; отрок же был
воспитан матерью отца, еще находившеюся тогда в живых. Достигнув сознательного
возраста и получив книжное обучение, преподобный Никита отдал себя на служение
Богу. Сначала он проходил в церкви пономарское служение2,
упражняясь в чтении божественных книг, потом он удалился к некоему отшельнику
Стефану, мужу добродетельному; получив от него достаточное наставление,
преподобный Никита, по его совету, отправился затем в монастырь мидикийский,
основанный преподобным Никифором, который был и игуменом в нем. Последний
охотно принял Никиту, провидя в нем благодать Божию, и постриг его в иноческий
чин. Здесь преподобный Никита подвигами поста, смирения, послушания и вообще
своею добродетельною жизнью вскоре превзошел всех иноков. Не прошло семи лет со
дня поселения его в монастыре, как, по убеждению настоятеля, принял он сан
пресвитера, в который и был посвящен святейшим Тарасием, патриархом
цареградским. Тогда преподобный Никифор, в виду своей дряхлости, вручил
преподобному Никите, не смотря на его нежелание, управление монастырем вместе
со старшинством. И правил преподобный Никита монастырем ко благу вместо отца
своего Никифора, бдительно пася словесное стадо и умножая его примером своей
добродетельной жизни: многие, слышав о его богоугодном житии, отвергались мира,
приходили в обитель, ища наставлений преподобного Никиты на путь спасения, и
оставались в ней. Благодатью Христовою, в течение немногих лет, число братий
увеличилось до ста.
Здесь был
и блаженный Афанасий, дивный муж, воистину достойный почитания. Невозможно в
кратких словах описать его добродетель и великую любовь к Богу, которую показал
он при отречении от мира. Было в нем чему подивиться и самим Ангелам. Презирая
для Бога этот мир и его похоти, блаженный Афанасий ушел тайно из дома
родительского в один монастырь, желая начать иноческие подвиги; но отец его, узнав
о том, с яростью поспешил в этот монастырь, взял сына, которого весьма любил,
снял с него монастырское одеяние, присвоенное послушникам, и облек в светлые
драгоценные одежды, а затем насильно отвел домой.
- Отче, -
сказал ему отрок, - неужели этими дорогими одеждами ты думаешь заставить меня
переменить мое намерение, когда мне весь мир ненавистен? "Какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Матф.16:26).
Отец
затворил его в отдельной горнице и всячески старался поселить в его душе любовь
к миру. Но он, любовью к Богу побеждая любовь сыновнюю и пристрастие к суетному
миру, совлек с себя мирские одежды, в которые был одет, и разорвал их на мелкие
части. Увидев это, отец облек его в другие, еще более ценные, ибо был богат, знатен
и славен. Отрок поступил и с новыми одеждами, как с первыми. Такой поступок
блаженного Афанасия привел отца его в великую ярость, он немилосердно бил
Афанасия нагого - и раны во множестве покрыли тело его; плечи и хребет от
жестоких ударов начали гноиться, так что врачам пришлось лечить его и
обрезывать сгнившие части тела. Отрок же говорил:
- Если
даже на куски раздробит меня отец мой, всё же не отлучит меня от любви Божией
(ср. Рим.8:35) и не отвратит от намерения моего.
Тогда отец
умилился и после долгого плача сказал Афанасию:
- Иди,
чадо мое, в путь добрый, избранный тобою, и да будет тебе Христос помощником и
избавителем от всякой сети вражией.
Афанасий
возвратился в прежний монастырь, принял на себя полный иноческий чин и
настолько смирился, что в нем нельзя было заметить ни мирского слова, ни
обычая, ни пристрастия к приобретению каких-либо предметов. Кроткий и смиренный
нрав, тихое и ласковое слово, самое ветхое рубище для прикрытия тела отличали
Афанасия; безмерной суровостью было проникнуто житие того, кто получил
изнеженное мирское воспитание, как сын богатых родителей. Столь добродетельного
мужа, проведшего много лет в трудах иноческих, привлекла в мидикийский
монастырь любовь к преподобному отцу нашему Никите и слава его Ангелоподобного
жития; и для обоих преподобных, Никифора и Никиты, блаженный Афанасий был
желанным собеседником и сожителем. По прошествии некоторого времени, Афанасий
принял в монастыре, по просьбе их, должность эконома. Точно одна душа и один
разум в двух телах, управляли монастырем блаженный Афанасий с преподобным
Никитой, наставляя братий словом и примером на всякую добродетель, - на
совершенное угождения Богу: они насаждали в братии любовь, поучали смирению,
были бдительными стражами их чистоты, душевной и телесной, подкрепляли немощных
и малодушных, стоящих утверждали, а падающих восстанавливали разнообразными
наставлениями и увещаниями, а когда один из них бывал, повидимому, суровым
наставником, другой являлся увещателем самым кротким и милостивым. Оба были
любимы всеми, и братия принимали слово их, как исходящее из уст Божиих.
Святая мученица Феодосия Тирская пострадала в 307 году. 29 мая празднуется
перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию.
Однажды, во время гонения на
христиан, которое длилось уже пять лет, семнадцатилетняя Феодосия подошла к
осужденным узникам-христианам, находившимся в претории. Был день Святой Пасхи,
и мученики говорили о Царствии Божием. Святая
Феодосия просила их помянуть ее пред Господом, когда они предстанут Ему. Воины
увидели, что девушка поклонилась узникам, взяли ее и отвели к правителю Урвану. Правитель заставлял девушку принести жертву идолам,
но она отказалась, исповедуя свою веру во Христа. Тогда святую подвергли
жестоким истязаниям, тело ее строгали железными когтями так, что обнажились
кости. Мученица молча и с радостным лицом переносила
страдания и на вторичное предложение правителя принести жертву идолам ответила:
"Безумный, ведь я сподобилась присоединиться к мученикам!" Девушку с
камнем на шее бросили в море, но Ангелы вывели ее из пучины. Тогда мученицу
отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей
голову. Ночью святая Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить
свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим
золотым крестом в руке и сказала: "Смотрите, вот какой великой славы вы
хотели меня лишить!".
Святые мученики Елпидифор,
Дий, Вифоний и Галик пострадали за исповедание веры в Иисуса Христа.
Святому Елпидифору отсекли голову мечом. Святого Дия побили камнями. Святой Вифоний
был утоплен в море, а мученик Галик отдан на съедение
зверям.
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у
Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет
девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и
обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень
девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Списки этой иконы прославились в
Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.