Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского (1097). Память святых мучеников Ионы и Варахисия (ок. 330). Память преподобного отца нашего Илариона Нового (1476). Память преподобного отца нашего Стефана исповедника (IX). Повесть о Таксиоте воине (?). Мученик Боян, князь Болгарский (ок. 830). Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (1476). В 1147 г. первое известное упоминание о г. Москве в летописях, тогда еще бедный городок в отдаленной земле Суздальской. Точной даты основания г. Москвы летописцами, к сожалению, не упоминается. Первым строителем Москвы был, вероятно, Великий Князь Юрий (Георгий) Долгорукий. В 1945 г. советские войска штурмом взяли столицу Восточной Пруссии - Кенигсберг.
В 1147 г. первое известное упоминание о г. Москве в летописях, тогда еще бедный городок в отдаленной земле Суздальской. Точной даты основания г. Москвы летописцами, к сожалению, не упоминается. Первым строителем Москвы был, вероятно, Великий Князь Юрий (Георгий) Долгорукий
В 1945 г. советские войска штурмом взяли столицу Восточной Пруссии – Кенигсберг
Завтра, Воскресение, 11 Апреля 2021 года (29 Марта 2021 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского
Страница 1
Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского
Святой Евстратий показал себя мужественным
воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и
жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего - Иисуса
Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы
воистину похвалиться, сказав: "Я
язвы Господа Иисуса на теле моем ношу" (Гал.6:17).
Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева.
Он пожелал "облечься во всеоружие
Божие" (Еф.6:11), что принадлежит иноческому образу. Зная, что "никакой воин не связывает себя делами
житейскими, чтоб угодить военачальннку" (2Тим.2:4), он роздал имение
свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак,
обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно
подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы - Христа,
побеждая мечом духовным, т.е. силою молитвы и гладом великого воздержания, не
только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью
и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам
Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием;
потому и он вооружил себя теми же добродетелями. Но зная прежде всего, что
человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в
воздержании и великом пощении, и потому назван был постником.
Когда же, попущением Божиим, напал на русскую землю со
множеством половцев злочестивый Боняк1 и
пленил ее, тогда и блаженный Евстратий, при вторжении поганых в Печерский
монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в
плен и продан в греческую землю, в город Корсунь2
одному еврею, вместе с другими христианами - тридцатью монастырскими рабочими и
двадцатью киевлянами.
Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих
отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но
мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими
словами:
- Брате! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть
тот не изменяет обету, данному при крещении. Христос возродил нас водою и
духом, искупил нас от клятвы закона Своею кровью и сделал нас наследниками
Своего Царствия. Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в
Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто
сказал: "Для меня жизнь - Христос,
и смерть - приобретение" (Флп 1:21).
Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше
умереть от недостатка временной пищи и питья, нежели отречься Христа, Который
есть пища и питью вечной жизни.
Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды,
все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые
- чрез семь, более же крепкие - чрез десять. Только один Евстратий остался жив;
томимый голодом уже четырнадцать дней, он все-таки оставался жив и невредим,
ибо от юности привык к посту. Нечестивый еврей, видя, что черноризец был
причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся
перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему.
Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал
праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над
самим Господом нашим Иисусом Христом. И как в древности евреи распяли Христа,
так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его.
Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он
сподобил его жить без пищи и питья уже пятнадцатый день.
Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили
ему:
- Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе
живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей3
передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: "проклят всякий, повешенный на дереве"
(Втор.21:23).
Преподобный отвечал на это:
- Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал
мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь,
что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Не нужна мне пасха
ваша, не боюсь я клятвы, ибо "Пасха
наша, Христос, заклан за нас" (1Кор.5:7), Который уничтожил положенное
на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом
крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о
том и Моисей: "и будет жизнь твоя
висеть пред тобою" (Втор.28:66). О празднике же пасхи Давид4 говорит: "Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!"
(Пс.117:24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники,
восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь
других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит
праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего
беззакония.
Сии святые мученики были родом из Персии и
жили в царствование персидского царя Сапора1
в одном селении, носившем название Ясы. Однажды, оставив место своего
жительства, они отправились в город Варавох и, нашедши там святых мучеников
Запифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивенфина и Савву,
которые были заключены в темницу, стали укреплять их, убеждая оставаться
твердыми в христианской вере и в исповедании ее и не изменять ей даже в том
случае, если бы пришлось и умереть за нее. Посему они были схвачены и приведены
к трем князьям: Масдрафу, Сирофу и Мармисию - и претерпели от них
многочисленные муки и истязания за то, что не захотели поклониться солнцу, огню
и воде2.
Сперва подвержен был мучениям святой Иона. Его связали тем
особым способом, какой был в обычае у персов. Обыкновенно того, кого надо было
подвергнуть мучениям, персы клали на землю и привязывали руки и ноги его к
одному куску дерева, почему привязанный был неподвижен, как камень, и его можно
было бить с обеих сторон, так как, будучи крепко привязан к дереву, он не мог
уклоняться от ударов. Связав таким образом святого Иону, мучители долго били
его с двух сторон толстыми палками, потом привязав к телу его веревку, стали
волочить его по льду замерзшего озера, заставляя его страдать от холода, и,
наконец, на всю ночь оставили его связанным на месте мучения. После сего отрезали
ему пальцы на руках и ногах, содрали с головы кожу, отрезали ему язык и бросили
в котел, наполненный кипящею смолою. Но так как святой мученик вышел из котла
невредимым, то его сдавили тисками, отчего раздробились кости его. После всего
этого перепилили его пополам и бросили в глубокую яму, где он и скончался.
Варахисию же по повелению князей наложили под руки раскаленные оковы и вслед
затем стали лить ему на веки, в ноздри, уши и рот расплавленное олово и,
наконец, привязав к ногам его веревку, повесили в темнице. После таких
истязаний сняли с святого Варахисия одежду и, связав, стали влачить его по
колючим растениям, искололи его затем заостренными палками, положили в
вертящееся колесо, чем растерзали все тело его, и, наконец, влили ему в рот
кипящую смолу, отчего святой мученик предал Богу дух свой. Тела святых Ионы и
Варахисия вместе с телами вышеназванных святых мучеников были погребены одним
благочестивым мужем, по имени Авдисотом. Святые мученики Иона и Варахисий
скончались в 28-й, а прочие в 27-й день марта месяца3.
Преподобный Иларион от юности возложил на
себя иго иноческого жития: последуя распятому Христу, он нес крест свой,
побеждая страсти плотские воздержанием; уйдя в затвор и много лет пробыв в
безмолвии, он, просветившись бесстрастием, превзошел добродетельною жизнью всех
монахов, за что сподобился пресвитерского сана и впоследствии был игуменом
монастыря, называемого Пеликит, находящегося в Азии, близ Геллеспонта2. Преподобный Иларион совершил много дивных
чудес. Словом своим он отгонял от нив и виноградников животных, вредящих
растениям; молитвою остановил сильный град и низвел на землю дождь во время
засухи; подобно пророку Елисею3, разделил
реку, исцелил сухорукого, даровал зрение слепому, избавлял от увечья хромых,
изгонял бесов и наполнил множеством рыбы сети рыбаков при неудачном лове.
Преподобный Иосиф Песнописец4
в тропаре 8-й песни канона, написанного им в честь святого, сообщает, что
святой Иларион претерпел от мучителей за почитание честной иконы Спасителя
гонения и оскорбления, за что и называет его мучеником. По одним известиям
преподобный Иларион жил в царствование Льва Армянина, ругавшегося святым
иконам, другие же считают временем его жизни царствование Льва Исаврянина и
сына его Копронима5, бывших задолго до Льва
Армянина, что кажется, более справедливо. За святые же иконы он пострадал в то
время, когда в Великий Четверток воевода Копронима Лахондракон неожиданно напал
с воинами на Пеликитский монастырь: во время божественной службы он дерзко
вошел в церковь, а затем в алтарь, приказал прекратить пение и поверг на землю
Святые и Животворящие Тайны Христовы; потом, схватив, он заковал в железные
цепи сорок двух избранных иноков; из остальной же братии одним нанес раны,
терзая их тело, других же опалил, сначала обмазав им бороды и лица смолою,
третьим обрезал носы; и, наконец, зажег монастырь с церковью. А избранных
отцов, святых в числе сорока двух, он послал в заточение на окраину ефесской
области, и там, затворив их в одной старой бане, предал насильственной смерти.
Полагают, что в это время пострадал и преподобный Иларион, как старший по сану
игумена среди помянутых отцов6.
1 Вспоминаемый ныне исповедник Христов Иларион
называется "новым" в отличие от Илариона далматского, также
исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льве V Армянине (812-830
гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня.
2 Геллеспонт - древнее название Дарданельского
пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря.
3 Елисей - пророк израильский, ученик и преемник в
пророческом служении пророка Илии. Он исполнял свое пророческое служение в
течении 65-ти лет, при царях израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе
и Иоасе. Память его празднуется 14июня.
4 Преподобный Иосиф Песнописец жил в IX в. Им
составлено около 300 канонов, но большая часть их не дошла до нас. Память его
празднуется 4 апреля.
5 Лев III Исаврянин царство зал с 717 по 741 г., а сын
его Константин V Копроним с 741 по 775 г.
6 Кончина святого Илариона последовала около 754 г.
Память преподобного отца нашего Стефана исповедника
Страница 1
Память преподобного отца нашего Стефана исповедника
Преподобный Стефан, исповедник Христов, жил
при царе Льве Армянине1. С детства
возлюбив постническое житие и украсивши себя добродетельною жизнью, он был
впоследствии игуменом Триглийского монастыря2,
приняв сан игумена вследствие усиленных просьб братии; учением своим он
увещевал многих богоугодно и в чистоте проводить жизнь. Но вот нечестивый царь
Лев Армянин воздвиг лютое гонение на христиан, уничтожая святые иконы. Тогда он
призвал преподобного Стефана и начал принуждать его изменить православной вере,
отказаться от поклонения святым иконам и собственноручно подписать свое
отречение от православия.
Преподобный же не только отказался сделать это, но укорял
царя за его нечестие. За свою твердость в православие преподобный Стефан принял
многие муки и темничные узы; потом был сослан в заточение, и здесь, дойдя до
крайнего истощения от страданий и болезней, преподобный Стефан отошел ко Христу
Богу3, ради Которого претерпел многие муки
и принял смерть.
В Карфагене1
жил один муж, по имени Таксиот, воин, проводивший жизнь свою в великих грехах.
Однажды город Карфаген постигла заразная болезнь, от которой умирало много
людей; Таксиот пришел в страх, обратился к Богу и покаялся в грехах своих.
Оставив город, он с женою своею удалился в одно селение, где и пребывал,
проводя время в богомыслии.
Спустя некоторое время, по действу диавола, он впал в грех
прелюбодеяния с женой земледельца, жившего с ним в соседстве; но по прошествии
нескольких дней, по совершении греха того, он был ужален змеею и умер.
На расстоянии одного поприща2
от того места стоял монастырь; жена Таксиота отправилась в этот монастырь и
упросила монахов прийти взять тело умершего и похоронить в церкви: и похоронили
его в третий час дня. Когда же наступил девятый час, из могилы послышался
громкий крик: "Помилуйте, помилуйте меня!" Подойдя к могиле и слыша
крик погребенного, монахи тотчас разрыли ее и нашли Таксиота живым; в ужасе они
удивлялись и спрашивали его, желая узнать, что с ним случилось и как он ожил?
Но тот от сильного плача и рыдания не мог ничего рассказать им и только просил
отвести его к епископу Тарасию; и он был отведен к нему.
Епископ три дня упрашивал его рассказать ему, что он видел
там, но только на четвертый день погребенный стал разговаривать.
С великими слезами он рассказал следующее:
- Когда я умирал, увидел некоторых эфиопов, стоящих пред
мною; вид их был очень страшен, и душа моя смутилась. Потом увидел я двух
юношей очень красивых; душа моя устремилась к ним, и тотчас, как бы возлетая от
земли, мы стали подниматься к небу, встречая на пути мытарства3, удерживающие душу всякого человека и каждое
истязующее ее об особом грехе: одно обо лжи, другое о зависти, третье о
гордости; так каждый грех в воздухе имеет своих испытателей, И вот увидел я в
ковчеге, держимом ангелами, все мои добрые дела, которые ангелы сравнили с
моими злыми делами. Так мы миновали эти мытарства. Когда же мы, приближаясь к
вратах небесным, пришли на мытарство блуда, страхи задержали меня там и начали
показывать все мои блудные плотские дела, совершенные мною с детства моего до
смерти, и ангелы, ведущие меня, сказали мне: "Все телесные грехи, которые
содеял ты, находясь в городе, простил тебе Бог, так как ты покаялся в
них". Но противные духи сказали мне: "Но когда ты ушел из города, ты
на поле соблудил с женой земледельца твоего". Услыхав это, ангелы не нашли
доброго дела, которое можно было бы противопоставить греху тому и, оставив
меня, ушли. Тогда злые духи, взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля
расступилась, и я, будучи веден узкими входами чрез тесные и смрадные скважины,
сошел до самой глубины темниц адовых, где во тьме вечной заключены души
грешников, где нет жизни людям, а одна вечная мука, неутешный плач и
несказанный скрежет зубов. Там всегда раздается отчаянный крик: "Горе,
горе нам! Увы, увы!" И невозможно передать всех тамошних страданий, нельзя
пересказать всех мук и болезней, которые я видел. Стонут из глубины души, и
никто о них не милосердствует; плачут, и нет утешающего; молят, и нет
внимающего им и избавляющего их. И я был заключен в тех мрачных, полных ужасной
скорби местах, и плакал я и горько рыдал от третьего часа до девятого. Потом
увидел я малый свет и пришедших туда двух ангелов; я прилежно стал умолять их о
том, чтобы они извели меня из того бедственного места для раскаяния пред Богом.
Ангелы сказали мне:
- Напрасно ты молишься: никто не исходит отсюда, пока не
настанет время всеобщего воскресения.
Но так как я продолжал усиленно просить и умолять их и
обещался раскаяться в грехах, то один ангел сказал другому:
- Поручаешься ли за него в том, что он покается, И притом от
всего сердца, как обещается?
Другой сказал:
- Поручаюсь!
Потом он подал ему руку. Тогда вывели меня оттуда на землю и
привели к гробу, где лежало тело мое и сказали мне:
- Войди в то, с чем ты разлучился.
И вот я увидел, что душа моя светится как бисер, а мертвое
тело как грязь черно и издает зловоние, и потому я не хотел войти в него.
Ангелы сказали мне:
- Невозможно тебе покаяться без тела, которым совершал
грехи.
Но я умолял их о том, чтобы мне не входить в тело.
- Войди, - сказали ангелы, - а иначе мы опять отведем туда,
откуда взяли.
Тогда я вошел, ожил и начал кричать: "Помилуйте
меня!"
Святитель Тарасий сказал ему тогда:
- Вкуси пищи.
Он же не хотел вкушать, но ходя от церкви до церкви, падал
ниц и со слезами и глубоким воздыханием исповедывал грехи свои и говорил всем:
- Горе грешникам: их ожидает вечная мука; горе не приносящим
покаяния, пока имеют время; горе осквернителям тела своего!
По воскрешении своем Таксиот прожил сорок дней и очистил
себя покаянием; за три дня он провидел свою кончину и отошел к Милосердому и
Человеколюбивому Богу, низводящему во ад и всем спасение подающему. Которому
слава во веки. Аминь.
1 Карфаген - знаменитая в древности колония финикиян,
находившаяся на севере Африки. Своего высшего расцвета древний Карфаген достиг
во II в. до Р. Х., но на развалинах древнего Карфагена, при первых римских
императорах, возник новый Карфаген, который существовал довольно продолжительное
время.
2 Поприще - мера длины, равнявшаяся 1000 шагам.
3 О мытарствах см. выше в житии святого Василия Нового
26 марта.
Святой
мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во
Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь Боян
обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), который
долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в
языческом жертвоприношении при князе Обритом (Крутогоне),
предшественнике князя Маломира.
Желание
благоверного князя Бояна было исполнено, и он, увидев
до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что
он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику
заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения. В конце
дружеской беседы он сказал князю: "Без Христа Иисуса нет света для ума,
нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший
правду Божию Своею смертию с
виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? - Веруй в Господа
Иисуса". Князь Боян с радостью принял святое Крещение.
Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием,
проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию.
Маломир, узнав об обращении брата в христианство,
потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству.
Однако святой князь Боян решительно ответил: "Я
гнушаюсь языческими идолами и почитаю Христа, Истинного Бога, и никто не может
меня отлучить от любви ко Христу". Маломир, услышав ответ брата, приговорил его к смертной
казни. Перед мученической кончиной святой князь-исповедник пророчески произнес:
"Вера, за которую я умираю, распространится по
всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут
воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и
скверные жертвенники исчезнут". С последним пророческим словом он
обратился к брату Маломиру: "От своей жестокости
ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть".
Предсказание
святого мученика, убитого мечом, прежде всего
исполнилось над его братом. Вскоре Маломир умер и,
поскольку он не имел наследника, престол наследовал его старший брат Пресиян (836 - 852). Сын князя Пресияна,
святой равноапостольный князь Борис, в святом Крещении Михаил (память 2 мая),
крестил впоследствии болгарский народ. Исполнилось и это пророчество святого
мученика князя Бояна.
Преподобный Иларион Гдовский,
Псковоезерский, был учеником преподобного Евфросина
Псковского (память 15 мая). В 1460 году он основал на берегу реки Желчи,
недалеко от Гдова, Озерский
Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому
иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на
трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре
высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и
благоустройству обители.
Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года
и был погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой
Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в
честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря.