Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника (649). Память святого пророка Иоада (X до Р.Х.). Повесть об иноке, никого не осудившем (?). Святитель Софроний, епископ Иркутский (1771). Святые апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит (I). Святая Еввула (ок. 305). Преподобный Иоанн Безмолвник (VI). Святитель Зосима, епископ Сиракузский (ок. 662). В 1961 г. впервые в космос полетел человек; им стал русский летчик Юрий Гагарин. На космическом корабле "Восток" он совершил один виток вокруг Земли.
В 1340 г. скончался Вел. Князь Иоанн I Данилович (Калита)
В 1764 г. в Берлине между Россией и Пруссией подписан союзный договор на 8 лет
В 1904 г. при взрыве на броненосце "Петропавловск" погибли вице-адмирал Степан Осипович Макаров (род.27 декабря 1848 г.) и живописец-баталист В.В.Верещагин
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник подвизался на
горе Синае, столь известной по ветхозаветным сказаниям (Исх.19:20, 24 и 34;
Лев.7; Числ.10:33; Пс.67:8). Священная гора Синай служила убежищем для
христианских подвижников с половины III века, укрывавшихся здесь от гонений;
других сюда уводили в плен сарацины. В IV веке, когда гонения на христиан
кончились, иночество здесь утвердилось окончательно. Отшельников привлекали
сюда и священные воспоминания о великих ветхозаветных событиях, явленных здесь,
и пустынность Синая. Путешественники говорят, что они не встречали места более
пустынного, чем Синайский полуостров. Даже дикие звери не остаются здесь долго
жить, а, зашедши сюда случайно из пустыни Аравийской, спешат удалиться в места,
оживленные присутствием животных. В окрестностях горы Синая находились особенно
пустынные места, которые были весьма удобны для уединенного подвижничества, и в
одном из них (Фола) много лет подвизался Иоанн Лествичник. До вступления на
престол Юстиниана I, подвижники Синайские не имели монастыря, - у них были
только одна крепкая башня и близ нее небольшой храм, построенные
равноапостольной Еленою. В 557 году, при императоре Юстиниане, по просьбе
иноков, здесь был воздвигнут монастырь.
Святой Иоанн пришел на Синай 16-ти лет, привлеченный сюда
славою иноческого жития Синайских пустынников. О месте происхождения Иоанна не
знали даже его современники- жизнеописатели2.
Инок Даниил прямо говорит: "Какой город и страна возрастили и воспитали
сего доблественного подвижника, до его подвижничества, точно и достоверно
сказать не могу". И дальше продолжает: "а какой город ныне имеет
обитателем и питает нетленною пищею сего всечудного мужа, - то мне не вовсе
неизвестно. Ибо и он пребывает ныне в том городе, о котором говорит
доброгласный певец - святой апостол Павел: "Наше жительство - на небесах" (Флп.3:20). Там он пребывает, насыщаясь
невещественным чувством неисчерпаемых благ, приняв достойное воздаяние за
подвиги и награду за свои труды, унаследовав небесное царство с теми, которых
нога стоит уже на прямом пути (Пс.25:12). А как Иоанн, ради сего
невещественного блаженства, трудился в воинственном теле, об этом, - продолжает
Даниил, - я расскажу со всею ясностью.
- Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло 16 лет возраста
телесного, - совершенством же ума он и тогда уже уподоблялся тысячелетнему, -
предал себя Великому Архиерею-Богу, как непорочную и добровольную жертву. Тело
свое вознес он на Синайскую гору, а душу - на гору небесную; видимо восшед на
гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого.
Устранившись мира, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость,
как начальницу "мысленных отроковицы"3,
как учительницу добродетелей. Он отсек вольность и гордыню и, восприяв на себя
благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в иноческую жизнь внимательным
рассмотрением отгнал от себя сего обманщика - самоугодие и самоуверенность.
Подклонив свою выю, он вверился искусному духовному наставнику4, желая под его руководством безбедно
прейти опасную пучину страстей. Отрешившись от мирского жития, Иоанн стал вести
себя между иноками, как малолетний, не умеющий говорить, отрок, как будто душа
его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была
естественных ей свойств. А что всего удивительнее - при обширной своей учености
Иоанн оставался смиренным иноком, возлюбив небесную простоту и не превозносился
своим любомудрием, смиряя себя для Бога.
Наставником и руководителем преподобного Иоанна - как
говорит о том Синхрон5 - был авва
Мартирий. Когда на 20-м году его жизни Мартирий постриг Иоанна в иноческий
образ, то авва Стратигий6 в этот день
предсказал о нем, что он будет великим светилом вселенной - что потом и
сбылось.
Однажды авва Мартирий, с учеником своим Иоанном, пришел к
великому Анастасию Синаиту7; увидев их,
Анастасий сказал авве Мартирию:
- Скажи мне, Мартирий, откуда у тебя ученик сей, и кто
постриг его в иночество?
- Раб он твой, отче, и я постриг его, - отвечал Мартирий.
И сказал Анастасий с удивлением:
- О авва Мартирий! Ты постриг игумена Синайской горы.
В другое время, также взяв с собою сего Иоанна, наставник
его авва Мартирий пошел к великому старцу Иоанну Савваиту8,
который жил тогда в пустыне Гуддийской. Как скоро увидел их старец, встал,
налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл
ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил старца:
- Почему ты так сделал, отче? Не учителю, но ученику умыл
ноги и руку того целовал?
На это старец ответил:
- Поверь мне, чадо, что я не знал, кто этот юный инок;
принимал же я игумена Синайского, и игумену умыл ноги.
Таковы были пророчества святых Синайских отцов о преподобном
Иоанне, когда он еще был юным иноком, и они потом сбылись в свое время.
В продолжение 19-ти лет преподобный Иоанн совершал подвиг
своего спасения в послушании своему духовному отцу, после чего принужден был
оставить этот спасительный путь, так как духовный отец его отошел в загробную
жизнь. Предпослав его как бы ходатаем и заступником за себя к Небесному Царю, -
как пишет о том инок Даниил, - Иоанн ушел на поприще безмолвия, вооружившись
молитвами своего наставника, как оружием сильным на разрушение твердынь
(2Кор.10:4). Для своего уединенного подвижничества Иоанн избрал одно весьма
пустынное место, называемое Фола, которое находилось в восьми верстах от храма.
Оставлял он свое уединение только по праздникам, в которые отправлялся в храм
на богослужение. В пустыне своей преподобный провел сорок лет9 в трудах, горя Божественною любовью,
непрестанно распаляемый ее огнем. Но кто в состоянии передать словами или
описать подробно подвиги преподобного Иоанна, которые он там проходил тайно?
Впрочем, как от малых вещей познаются великие, так и по некоторым начаткам его
дел узнаем богатое добродетелями житие сего преподобного.
Святой пророк Иоад происходил из Самарии.
После того какой обличил Иеровоама1 за
постановление в царстве Израильском тельцов, которым сам же приносил жертвы,
его растерзал лев, отчего он и умер. Произошло это так. Господь повелел Иоаду
пойти к Иеровоаму и обличить его, причем не есть там хлеба и не пить вина, и
немедленно же возвратиться назад. Пророк нашел Иеровоама приносящим жертву
идолам и, обратившись к нему, сказал:
- Так говорит Господь: вот родится в доме Иудином сын, имя
ему Иосия, и заколет на жертвеннике священников этих высот2.
Иеровоам протянул руку, чтобы схватили пророка, но рука его
стала сухою. Тогда царь умолил пророка сделать его руку здоровою, как прежде.
После сего, возвращаясь назад, Иоад был соблазнен одним лжепророком, по имени
Емве, и ел с ним. За такое непослушание Господь попустил льву умертвить его, но
не есть его тела. Умерщвленный Иоад был погребен вблизи жилища пророка, соблазнившего
его3.
В тот же день память
преподобного отца нашего Зосимы, епископа Сиракусского.
В тот же день память
святой Еввулы, матери св. Пантелеймона, жившей в III в. и скончавшейся ранее
мучений своего сына (до 305 года).
1 Иеровоам - первый, после разделения царства
Еврейского, царь израильский. Он ввел в царстве своем идолопоклонство и
принуждал к нему своих подданных.
2 У восточных народов жертвенники для принесения жертв
идолам обычно устраивались на местах возвышенных.
3 О пророке Иоаде повествуется в 13 главе 3 книги
Царств.
В тот же день преставился ко Господу инок,
никого не осудивший. Преподобный Анастасий Синаит1
повествует о нем следующее.
Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни
свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив
до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким
недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но
приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога.
Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
- Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою.
Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый
силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
- Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь
свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною
рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши
рукописание, ангелы спросили меня: "Знаешь ли ты это?" Я отвечал:
"Да, знаю". Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в
иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я
молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: "Не судите, да не судимы будете; если будете
прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный"
(Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали
рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к
Богу".
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.
После
того, как почил в Бозе первый Иркутский святитель
Иннокентий (Кульчицкий), восприемником ему оказался
другой Иннокентий (Нерунович). Четырнадцать лет
управлял он епархией, но в одной из поездок внезапно скончался, и кафедра
оказалась вакантной. По ходатайству Тобольского
митрополита Антония (Нарожницкого) она была временно
упразднена, «дабы там достатку ученых людей не разводились худые попы». Дела
епархии вновь перешли в ведение Тобольского
митрополита, который сам экзаменовал кандидатов на приходские места. Но через
семь лет кафедра была восстановлена, и на нее взошел святитель Софроний (Кристаллевский), подвигом любви к пастве своей снискавший у
Господа венец угодника Божия. «Делами проповеди и светильником любви согревайте
мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую
ревность по Бозе приводит», — так наставлял иркутское
духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам. Блаженный Софроний (вмиру Стефан Кристаллевский),
родился 25 декабря
1703 года в местечке Березани, Переяславского уезда Полтавской губернии. Воспитанный
благочестивыми родителями (отец его был клириком) в духе преданной любви к Богу
и Его святой Церкви, он был отдан в Переяславскую
духовную семинарию, по окончании которой поступил в Красногорский
Покровский монастырь Полтавской епархии. После трех лет послушания он был
пострижен в монахи и вскоре же возведен в иерейский чин. Как опытно прошедший
все степени послушания и как получивший полное семинарское образование,
Софроний был очень скоро поставлен настоятелем этого монастыря и в этом звании
прослужил тринадцать лет.
Подвижническая
жизнь, строгое благочестие, мудрость в управлении монастырем, образованность
Софрония стали известны императрице Елизавете Петровне, и по ее воле он был
переведен наместником Александро-Невской Лавры. Здесь он прослужил одиннадцать
лет.
Попав
из тихого Красногорского монастыря в столичную Лавру,
отец Софроний сразу ощутил разницу в настроении иноков этих обителей. Всегда
стремясь к тихим монашеским подвигам, он устроил Троице-Сергиеву пустынь, где и
сам душевно отдыхал, и давал возможность проходить послушание тяготившимся
шумом столичной жизни инокам Лавры. В жизни самой Лавры отец настоятель
старался ввести строгое иноческое житие и сам подавал пример неустанной работы,
строгого исполнения церковного устава и в богослужении, и за трапезой. За свою
высокую подвижническую жизнь и за то усердие, с которым трудился во славу Божию
в столичной Лавре, он приобрел особое положение императрицы, которая и
предложила Святейшему Синоду назначить архимандрита Софрония на Иркутскую
кафедру с возведением его в сан епископа. Хиротония блаженнейшего
Софрония состоялась 18
апреля 1753 года, а к месту служения, в Иркутск, святитель прибыл
лишь 20 марта 1754
года.
Сама
дорога заняла около четырех месяцев, остальное же время, более полугода, он был
занят подбором тех, на кого мог положиться в далекой Сибири. Святитель
Софроний, безусловно, знал о тех терниях, которые сопровождали апостольский
путь святителя Иннокентия, о состоянии дел в Иркутской епархии и потому
готовился в путь особенно тщательно. Выбор ближайших сотрудников оказался для
него счастливым, многих из них он назначил настоятелями монастырей. Среди них
был и настоятель Вознесенского монастыря схиархимандритСинесий, прославленный впоследствии земной Церковью
как преподобный наш предстатель на Небесах.
Сразу
по прибытии в Иркутск святитель целиком отдался
многотрудному деланию на ниве Христовой, исправляя то, что было упущено за
семилетний период закрытия кафедры.
Большой
заботой святителя было состояние духовенства епархии, его образовательный, да и
нравственный уровень. Некоторые священнослужители не умели даже писать, часть
епархиального клира находилась отнюдь не на высоте своего призвания (ко многим
применялись даже телесные наказания — сечение розгами). Совсем не в диковину
тогда был рапорт закащика (благочинного) епархиальным
властям о «сечении без милосердия».
Другой
проблемой оказалась нужда в священниках. Если на части приходов хоть какие-то
клирики были, то другая часть храмов просто пустовала
за смертью настоятелей. Тогда-то и дала свои плоды та
кропотливая работа, которую вел святитель в столице, подбирая себе будущих сотруженников.
Святые апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит (I)
Страница 1
Святые апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит (I)
Апостол
Сосфен до своего обращения был начальником коринфской
синагоги. Апостол Павел обратил его в христианство и сделал помощником в своих
трудах. Обращаясь к Коринфской Церкви, апостол Павел приветствует ее от лица
обоих: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат..." (1 Кор. 1, 1).
Позже святой апостол Сосфен был поставлен епископом в
Колофоне (Малая Азия).
О
святом апостоле Аполлосе в Деяниях святых Апостолов
сообщается следующее: "Некто иудей, именем Аполлос,
родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господия
и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и
точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братья послали к тамошним ученикам, располагая их
принять его: и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо
он сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть
Христос" (Деян. 18, 24 - 28). Святой Аполлос
много помогал апостолу Павлу. Апостол Павел так говорит о распространении
христианства у коринфян: "Я насадил, Аполлос
поливал, но взрастил Бог" (1 Кор. 3, 6). Позже
святой Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
Святой
апостол Кифа по преданию епископствовал
в Иконии. Сведения о нем не сохранились.
Предполагают, что о нём упоминает апостол Павел (1 Кор.
15, 5).
Святой
апостол Епафродит был сподвижником апостола Павла,
который, посылая его к филиппийским христианам, так
говорит о его самоотверженном труде на ниве Христовой: "...я почел нужным
послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и
сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей... он был болен
при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не
прибавилась мне печаль к печали... Примите же его в Господе со
всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок
к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг
мне" (Флп. 2, 25 - 30). Святой Епафродит был епископом в Адриании
(Италия).
Преподобный Иоанн Безмолвник - епископ
города Колонии, был для паствы примером доброй христианской жизни. Притесняемый
правителем, он был лишен архиерейской кафедры и удалился в обитель святого Саввы
Освященного, где прославился в подвигах безмолвия, молитвы и
пустынножительства. Преставился преподобный в возрасте 104 лет (+ 558).
Святитель
Зосима, епископ Сиракузский, родился по усердным
молитвам благочестивых родителей, долго не имевших детей. Когда сыну
исполнилось семь лет, родители отдали его на воспитание в монастырь, где святой
подвижник с возрастом принял постриг и сорок лет настоятельствовал
в обители. Папой Феодором (641 - 649) он был рукоположен во
епископа Сиракузского.
Святитель
Зосима отличался милосердием и нестяжанием, твердо
управляя паствой словом и примером. В конце жизненного пути святитель Зосима
тяжело заболел, но переносил страдания с великодушием и смирением. Около 662
года он скончался, после 13-летнего управления паствой. Впоследствии многие
больные получали исцеления при одном прикосновении к его гробнице.