Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского (363). Память святой мученицы Дросиды (ок. 104-117). Преподобный Исаакий Далматский (IV). В 1651 г. рождение царицы Наталии Лопухиной. В 1806 г. родился русский мыслитель Иван Васильевич Киреевский (умер 11 июня 1856 г.). В 1820 г. последовал Указ Правительствующего Сената о высылке иезуитов из России - с конфискацией имущества.
В 1801 г. восшествие на Престол Императора Александра I Павловича (Благословенного)
В 1862 г. в России впервые открылась ремесленная школа для мальчиков и девочек
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского
Страница 1
Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского
Святой Василий, пресвитер
церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине
христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он
постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских
полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные
волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их
души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время.
Потому, - говорил святой, - я
указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение
нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к
идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя
неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как
Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах
неоъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские
веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим
Христом, подающим вечное возмездие.
Так делал постоянно святой, обходя
весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих
вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии
арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в
Константинополе получил запрещение священнодействовать; но потом собором двух
сот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства.
Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих
отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый
христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном
Константина Великого, будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих
научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и
отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда
вступил на престол Юлиан Отступник1 и стал
губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда
и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целыой год и три
месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о
своем городе Анкире, говоря:
- О, Спаситель мира, Христе, Свет
непомеркающий, сокровище вечных хранилиш, волею Отчего прогоняющий тьму и Его
Духом все составляющий! Призри святым и страшным Твоим оком и разрушь скверное
волшебство противящихся Твоей святой воле; пусть будет рассеян слабый замысел
их и не будет препятствовать душе, во веки пребывающей в Тебе Боге!
Идолопоклонники же, услышав, что
святой Василий молится так вслух, весьма разгневались на него, и один из них,
по имени Макарий, побежал и схватил его со словами:
- Что ты обходишь весь город,
смущаешь народ и упраздняешь закон бегопочитания, изданный царем?
Отвечал ему святой:
- Да сокрушит Бог твои уста,
пленник диавольский! Не я упраздняю закон ваш, а Тот, Кто на небе, невидимою
силой разоряет его и истребит, и погубит всех вас, пока не изнеможете
окончательно и не наследуете уготованную вам смерть вечную.
Нечестивые люди, полные ярости,
повели его к игемону Сатурнину, говоря:
- Этот человек смущает наш город и
многих прельщает и вводит в заблуждение, а теперь он дошел до такой дерзости,
что велит разрушать жертвенники и не стесняется хулить царя.
Игемон Сатурнин спросил святого:
- Кто ты такой, что осмеливаешься
на такое дело?
Святой Василий отвечал:
- Я христианин; это имя для меня
всего почетнее.
Сказал Сатурнин:
- Почему ты не делаешь того, что
нужно христианину?
Святой отвечал:
- Справедливо ты советуешь мне,
игемон. В самом деле, нужно, чтоб добрые дела христианина стали явны всем, как
учит святое Евангелие: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
Сказал Сатурнин:
- Зачем же ты смущаешь наш город и хулишь повсюду царя,
будто он нарушил добрые законы?
Святой отвечал:
- Я не хулю вашего царя; но я знаю
Вышнего Царя: Он Бог, живущий на небе, Ему достойные служители отцы наши всюду
поклоняются в чистоте сердца; Он может в короткое время разрушить ваше
безрассудное установленное нечестие.
Сатурнин сказал:
- Разве закон, предписанный нашим
царем, ты не считаешь справедливым?
По
повелению императора Траяна1,
исповедников Христа ежедневно предавали смерти и тела их повергали в
непотребных и нечистых местах. В это время, упражняясь в исполнении заповедей
Божиих и смиренно совершая свои подвиги, проводили в воздержании жизнь
некоторые христианские девственницы, и их наставницы всякий раз подбирали тела
святых мучеников и, помазав их ароматами, завертывали в чистое полотно и
хоронили в своих жилищах. Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в
одну ночь, когда все бывшие при ней, слуги объяты были глубоким сном, пришла к
этим девственницам, имея при себе драгоценную одежду, и просила их позволить ей
идти вместе о ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого
мученика. Между тем некий Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал
ему такой совет:
- Самодержавной владыка! повели поставить воинов для
охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их.
Траян повелел исполнить этот совет, и воины, поставленные на
стражу, бодрствуя всю ночь, схватили пятерых вышеназванных христианских
наставниц, а вместе с ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро,
привели всех их к императору. Увидев Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам
строго охранять ее в закрытом помещении, надеясь на то, что, раскаявшись, она,
может быть, исправится. Для дев же наставниц он приказал выковать большой котёл
и бросить их в него и вместе с ними -большое количество меди для сплава, чтобы
медь слилась с телами их, и они сгорели в ней. Из этой меди он повелел, далее,
выковать жертвенные треножники и поставить их во вновь выстроенной им бане,
которая в праздник Аполлона2 в
первый раз должна была быть истоплена и открыта для уврачевания болезней и
отдохновения от трудов единомысленных с ним почитателей языческих. Когда
повеление императора было исполнено: святые мученицы Христовы были сожжены и
скованы были треножники для жертв, то баню истопили и повсеместно оповестили народ,
говоря:
- Все, к кому благоволят спасающие от бед боги и кто предан
императору, войдите в достойную любопытства баню для ее открытия.
По этому зову немедленно же стал сходиться к бане народ, и
первый из пришедших, устремившись, чтобы переступить порог входных в баню
дверей, упал на землю и испустил дух. Тоже случилось и со всеми теми, которые
вместе с ним подошли к порогу, так что никто не мог войти даже в первые двери
бани. Траян, узнав об этом, призвал к себе жрецов своих языческих богов и
сказал им:
- Что это такое случилось? Неужели это произошло от
чародейства христиан?
- Нет, царь, - ответили жрецы, - это произошло от
треножников, сделанных из расплавленной по твоему приказанию меди, в которой
были сожжены христианские девственницы. Прикажи убрать их и поставить другие, и
тогда дело, задуманное тобою, совершится беспрепятственно.
Когда этот совет жрецов приведен был в исполнение, то
Андриан сказал императору:
- Царь, позволь мне снова расплавить убранные треножники,
сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных тобою христианских
наставниц и для поношения и поругания их поставить эти статуи пред входом в
твою императорскую баню.
Траян тотчас же изъявил на это свое согласие, и статуи были
сделаны. Когда они поставлены были на назначенные места, то Траян увидел во сне
пять чистых агниц, пасущихся в раю и пасущего их страшного пастуха, который
сказал ему:
- О, беззаконнейший и нечестивейший царь! тех, изображения
которых ты задумал выставить для поношения, добрый и милосердый Пастырь отнял у
тебя и поселил в этом месте, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида,
дочь твоя.
Проснувшись, нечестивый и беззаконный Траян пришел в
неистовство, так как святые девы-мученицы и после смерти своей посрамили его
замыслы, и повелел на противоположных концах города затопить две печи и топить
их ежедневно, а на них сделать надпись, выражающую его царское повеление и
заключающую в себе следующее:
- Мужи галилеяне3,
поклоняющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас -
от трудов, принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то
пусть каждой из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту
печь.
После того, как вышло от императора такое повеление и до
святой Дросиды дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему
ввергают себя в печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала:
- Владыка Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля
Твоя на то, чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого
отца моего Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным
Андрианом и взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые
утвердили меня в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я
могла убежать отсюда.
Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего
царственного достоинства и тихо вышла из своего заключенияе, так что никто из
стражи не заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из
печей, то размышляла, говоря про себя:
- Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е.
не приняв крещение): ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи, Иисусе
Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня
быть хоть привратницей в Царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим
Святым.
И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех
сокровищ своих взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в
воду протекавшего на ее пути ручья и сама крестила себя, произнесши слова:
- Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого
Духа.
После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи
дней скрывалась. В это время ее нашли некоторые христиане и из ее рассказов о
себе узнали всё вышесказанное. На восьмой день после крещения святая мученица,
помолившись, сделала то, что раньше задумала и так отошла ко Господу.
1Римский
император Траян царствовал с 98 до 117 года. В 99 году он, возобновил
существовавший раньше закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся
христиан, а в 104 г. издал и положительный закон против них. Начиная с этого
года, гонение продолжалось до конца его царствования.
2Аполлон или
Феб, сын Зевса и Латоны, был одним из наиболее почитаемых греко-римских
языческих богов. Он почитался богом солнца и умственного просвещения, а также -
богом порядка н общественного благополучия.
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв
постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария,
начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в
Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время
варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и
направились к Константинополю. Когда император Валент
выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору,
громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь
поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха,
самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный
свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобногоИсаакия в глубокий
овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него
было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался
жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые
Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и
победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня.то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император
удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину
и Виктору взять преподобного и держать в заключении до
его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого.
Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином
укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели
императора преподобного Исаакия освободили и стали
почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий
Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора
призвал к себе старца, встретил его с великой честью,
просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан
из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел
возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили
его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье
Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки.
Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный
Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим.
Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом
преподобного Далмата (память 3 августа), по имени
которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году,
память его празднуется также 22 марта.