Страдание святого священномученика Артемона (303). Память святой мученицы Фомаиды (476). Страдание святого мученика Крискента (?). В 1605 г. скончался царь Борис Годунов. В 1972 г. в Москве подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Артемона
Страница 1
Страдание святого священномученика Артемона
В царствование Диоклитиана возникло
великое гонение на христиан1: по всем
городам и областям римского государства были разосланы мучители, чтобы
принуждать христиан приносить жертвы и поклоняться идолам, противящихся же
предавать казням и смерти.
Между
прочим такой посланец, по имени Патрикий, пришел и в Лаодикийскую область2, где и приступил, не медля, к исполнению
повеления царева. Еще до прибытия Патрикия, узнав о его скором пришествии.
епископ Лаодикийский, блаженный Сисиний, в сопровождении святого пресвитера
Артемона и некоторых христиан, проник ночью в капище богини Артемиды3 и сжёг, предварительно разбивши, всех
находившихся в нем идолов. Затем, возвратившись в свою христианскую церковь,
находившуюся на расстоянии пяти поприщ от города, он совершил обычное
богослужение и обратился к верным с таким наставлением:
- Дети мои,
носятся слухи о приближении к городу антихриста для избиения христиан: не
бойтесь, чтобы ничто, - ни огонь, ни меч, ни звери, ни другие лютые смертные
казни не могли отлучить вас от любви Христовой.
Когда
Патрикий прибыл в город, то прежде всего принес жертву в капище Аполлона; в тот
же день он устроил зрелища для народа и объявил царский указ, запрещавший
исповедание христианства. После пятидневной забавы зрелищами и охотой Патрикий
захотел принести жертву Артемиде, но, войдя в капище ее, он не нашел там к
своему удивлению идолов.
- Где они?
- спросил он.
Некоторые
из окружавших его греков отвечали, что изваяние Артемиды и других идолов
уничтожил епископ Сисиний при участии своего священника Артемона и других
христиан. На вопрос Патрикия, где теперь находится епископ с христианами, ему
сказали, что все христиане собрались в свою церковь. Патрикий тотчас сел на
коня и отправился в сопровождении вооруженных воинов к христианской церкви,
намереваясь христиан умертвить, а Сисиния с Артемоном предать смертной казни
чрез рассечение на части. Но когда Патрикий был уже близок к цели своего
путешествия, и до церкви оставалось не больше одного поприща, вдруг его объяла
такая сильная дрожь, что он упал с коня; эта дрожь сменилась чрезмерным жаром,
и Патрикия принуждены были внести на носилках в первый попавшийся на пути дом.
Ночью, окруженный воинами, сидевшими со свечами и ожидавшими смерти своего
начальника, он сказал своим наиболее близким слугам:
-
Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит.
Те
отвечали:
- Сильные
боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье.
Испытывая
сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам:
- Идите в
христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол -
Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей
тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его
посредине города.
Воины
пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему
следующий ответ:
- Золото
твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа,
будешь здоров.
Патрикий
вторично отправил к епископу послов, говоря:
- Верую в
твоего Бога, только бы мне исцелиться.
Епископ
помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от
болезни.
Спустя
несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город
Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил
на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких
зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов.
Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких
зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба
Божия Артемона:
- Как ты
поймал этих зверей?
- Я поймал
их словом Христа моего - отвечал он.
- Мне
думается, - спросил снова Патрикий, - что ты, старец, христианин?
Святой
Артемон сказал на это:
- От
юности моей я христианин.
Тогда
Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам,
чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности
продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и
приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной
ограды. Епископ спросил привратника:
- Откуда
пришли эти звери?
Один из
оленей, получивший от Бога дар слова, сказал:
- Раб
Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в
Кесарию; нас же он послал к тебе.
Епископ
ужаснулся, слыша человеческую речь от оленя, и вместе с тем опечалился, узнав о
взятии святого Артемона. Призвав дьякона Филеа, он сказал ему:
- Явилось
новое чудо! Вот из этих зверей, которых ты видишь сейчас, один олень
человеческою речью передал мне, что раб Божий Артемон схвачен нечестивым
Патрикием и связанный отправлен в Кесарию; я не могу удержаться от ужаса, видя
оленя, обладающего даром слова, и - от скорби при мысли о случившемся с
Артемоном. Возьми просфору и иди со слугою в Кесарию; разузнай, справедливо ли
переданное оленем.
Диакон
взял просфору и, помолившись, отправился в сопровождении слуги в дорогу. Придя
в Кесарию, он действительно нашел там святого Артемона, заключенного в темницу.
Сердечно приветствовав его, он сказал ему:
Святая мученица Фомаида родилась в
городе Александрии от благочестивых родителей, давших своей дочери истинно
христианское воспитание и обучивших ее чтению книг. На пятнадцатом году они
выдали ее замуж за одного юношу христианина. В доме своего мужа святая Фомаида
жила честно, всеми уважаемая за целомудрие, кротость, незлобие и другие добрые
черты характера. Вместе с ними под одной кровлей жил и отец мужа святой
Фомаиды, ее свекор. Прельщаясь красотою своей снохи и разжигаясь плотским
вожделением, он, по действу сатаны, замышлял по отношению к ней недоброе: он
искал удобного времени для греховного пребывания с нею и, не находя,
ограничивался тем, что ежедневно, под видом отеческой ласки, обнимал и целовал
ее. Святая же Фомаида по своему целомудрию не предполагала существование у
свекра нечистых помыслов и потому не находила ничего предосудительного в
подобном обращении с нею с его стороны: она была уверена, что оно вытекает из
его любви к ней, как дочери, и, почитая свекра как отца, она держала себя с ним
с особенно строгою стыдливостью.
Муж святой
Фомаиды был рыболов, и вот в одну ночь пришли товарищи его по промыслу и увели
с собою на ловлю. Воспользовавшись уходом сына, отец его пришел к святой
Фомаиде и стал склонять ее на грех. Столь неожиданная опасность привела ее в
ужас, и она начала сопротивляться безумному старцу говоря:
- Что ты
делаешь, отче? сотвори крестное знамение и уйди: твой замысел внушен тебе
сатаною.
Но старец
не внимал ее увещаниям и старался склонить ее, прибегая к бесстыдным словам и
действиям. Святая же Фомаида, исполненная страха Божие и целомудрия, оказывала
свекру твёрдое сопротивление: она молила и убеждала его оставить беззаконное и
нечестивое желание. Но чем сильнее она противостояла ему, тем настойчивее он
понуждал ее, разжигаясь, как огнём нечистою похотью. Над одром на стене висел
меч; сняв его и извлекши из ножен, старец начал устрашать святую Фомаиду,
обращаясь к ней с такими угрозами:
- Если не
послушаешь меня, то я этим самым мечем отсеку тебе голову.
Она же
отвечала:
- Если
даже рассечешь меня на части, то я всё-таки никогда не соглашусь на такое
беззаконное дело.
Старец,
придя после этих слов в сильную ярость, с такою силою ударил мечем свою сноху,
что убил ее, рассекши на двое. Блаженная Фомаида предала душу свою в руки Божии
и прияла славный мученический венец за свою чистоту и целомудрие: она боролась
со грехом до пролития собственной крови и положила душу свою за закон Божий,
соглашаясь лучше умереть, чем прогневать Бога и осквернить свое тело и ложе
своего мужа.
Убийцу же
тотчас постигло наказание Божие: ослеплённый душою, он потерял зрение и, бросив
меч, искал дверей, хотя выйти из дома и убежать без вести, но, ощупывая стены,
никак не мог найти выхода и поэтому принужден был оставаться в комнате. Между
тем пришли другие рыбаки и стучась звали сына его на ловлю. Отец же отвечал:
- Мой сын
ушел уже ловить рыбу; покажите мне двери, потому что не могу их найти.
Они,
отворив дверь, вошли и увидели старца с окровавленными руками и одеждой,
старавшегося ощупью найти выход, и - лежащую в крови на земле, рассеченную на
двое, жену. От этого зрелища они пришли в ужас и спрашивали:
- Что это
значит? Кто и для чего совершил подобное злодеяние.
Тогда
старец рассказал им о своем грехе и просил свести его к судье для того, чтобы
принять достойное по делам наказание. Когда же муж святой Фомаиды возвратился с
работы и узнал о происшедшем, то почувствовал неутешную скорбь и стыд: он
оплакивал свою целомудренную супругу и стыдился за своего беззаконного отца,
который, не боясь Бога, совершил гнусное преступление и покрыл срамом свои
седины. Старец был предан суду и наказан чрез усекновение мечем. А к телу
убиенной стекалось множество народа из жителей Александрии; все они дивились
столь невероятному и ужасному событию и восхваляли целомудрие святой Фомаиды.
Случайно в
это время был в Александрии преподобный Даниил скитский; он сказал своему
ученику:
- Сын мой,
пойдем и взглянем на святую отроковицу.
Исполнив
свое желание, они отправились в октодекатский, т.е. восьмидесятый, монастырь.
Монахи этого монастыря встретили с честью преподобного отца, искренно приветствуя
его. Рассказав им о страданиях святой Фомаиды, он дал им такое повеление:
- Идите и
принесите сюда ее честное тело, ибо оно не должно лежать с мирскими людьми, но
с честными отцами.
Сей святой мученик родился в городе
Мирах Ликийских1, происходил из знатного
рода и был человеком весьма известным. Видя, как многие покланяются идолам, он
однажды вошел в толпу идолослужителей и стал убеждать их оставить языческие
заблуждение, обратиться ко Христу и спастись. Когда узнал об этом правитель
области, то приказал схватить его и привести к нему для суда. На суде он стал
расспрашивать святого о том, как зовут его отца и как его имя, но Крискент
называл себя только христианином и ничего другого не отвечал ему. Тогда
правитель сказал ему:
- Принеси
жертву идолам только для вида, а в душе оставайся почитателем Бога твоего.
Но святой
мученик с негодованием отверг такое предложение и, исповедав пред всеми истину,
ответил правителю:
-
Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и
движет телом.
После сего
святого Крискента повесили и строгали тело его, а потом затопили печь и, когда
она раскалилась, бросили его в нее. Так и предал он дух свой Господу.