Житие преподобной матери нашей Марии Египетской (522). Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского (1404). Преподобный Варсонофий Оптинский (1913). Мученики Геронтий и Василид (III). Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители (ок. 830). Святой мученик Аврамий Болгарский (1229). Преподобный Геронтий (XIV).
В 1879 г. было совершено покушение А. Соловьева на жизнь Императора Александра II у Зимнего дворца
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобной матери нашей Марии Египетской
Страница 1
Житие преподобной матери нашей Марии Египетской
"Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать
и проповедовать дела Божии славно" (Тов.12:7), - так сказал архангел
Рафаил Товиту, когда совершилось дивное исцеление его слепоты. Действительно,
не хранить царской тайны страшно и гибельно, а умалчивать о преславных делах
Божиих - большая потеря для души. И я, - говорит святой Софроний1, написавший житие преподобной Марии
Египетской, - боюсь молчанием утаить Божественные дела и, вспоминая о грозящем
несчастии рабу (Мф.25:18, 25), закопавшему в землю данный от бога талант, не
могу не рассказать святой повести, дошедшей до меня. И да никто не подумает -
продолжает святой Софроний, - что я осмелился писать неправду, когда у кого
явится сомнение в этом дивном событии: не подобает мне лгать на святое. Если же
найдутся такие люди, которые, прочитав это писание и пораженные преславным
событием, не поверят, то к ним да будет милостив Господь, потому что они,
размышляя о немощи человеческого существа, считают невозможными те чудесные
дела, которые совершаются со святыми людьми. Однако надо уже начать рассказ о
славном событии, происшедшем в нашем роде.
В одном из палестинских монастырей жил старец, украшенный
благочестием жизни и разумностью речи, и с ранней юности доблестно
подвизавшийся в иноческом подвиге. Имя старцу было Зосима. (Пусть никто не
думает, что это Зосима еретик, хотя у них и одно имя: один заслужил худую славу
и был чужд церкви, другой - праведный и был прославлен.) Зосима прошел все
степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими
иноками. Исполняя все это, он никогда не переставал поучаться Божественными
словами: и ложась, и вставая, и за работой, и вкушая пищу (если только можно
назвать пищей то, что он вкушал в очень малом количестве), он неумолчно и
постоянно исполнял одно дело - он пел божественные песнопения и искал поучений
в Божественных книгах. Еще в младенчестве он был отдан в монастырь, где
доблестно подвизался в постничестве до 53-х лет. Но потом его стала смущать
мысль, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких
наставлениях.
"Есть ли, - думал он, - на земле инок, могущий меня
наставить и показать пример такого постничества, какого я еще не прошел?
Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?"
Когда старец так размышлял, к нему явился ангел и сказал:
"Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах
человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который
мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе,
и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко
спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам (Быт.12:1), и
иди в монастырь, лежащий при реке Иордане".
Следуя такому наставлению, Зосима вышел из монастыря, в котором
подвизался с младенчества, отправился к Иордану и достиг того монастыря, куда
его направил голос Божий.
Толкнув рукою монастырские врата, Зосима нашел
инока-привратника и сказал ему про себя. Тот известил игумена, который приказал
позвать пришедшего старца к себе. Зосима пришел к игумену и исполнил обычный
иноческий поклон и молитву.
- Откуда ты, брат, - спросил его игумен, - и для чего пришел
к нам, нищим старцам?
Зосима отвечал:
- Откуда я пришел, об этом нет нужды говорить; пришел же я,
отец, ища себе душевной пользы, так как слышал о вас много великого и
достохвального, могущего привести душу к Богу.
- Брат, - сказал ему на это игумен, - один Бог может
исцелить немощи душевные; да наставит он и тебя и нас путям своим на пользу
души а человек исправлять человека не может, если он постоянно не вникает в
себя и неусыпно, с Божией помощью, не совершает подвигов. Но так как любовь
Христова побудила тебя посетить нас, убогих старцев, то оставайся с нами, если
для этого пришел. Пастырь добрый, отдавший душу свою для нашего спасения, да
ниспошлет на всех нас благодать Святого Духа.
После таких слов, Зосима поклонился игумену, просил его
молитв и благословения и остался в монастыре. Здесь он видел старцев, сиявших
добрыми делами и благочестием, с пламенным сердцем служивших Господу
непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом. На устах их всегда
были псалмы, никогда не слышно было праздного слова, ничего не знали они о
приобретении временных благ и о житейских заботах. Одно у них было постоянное стремление
- это умертвить свою плоть. Главная и постоянная пища их была слово Божие, а
тело они питали хлебом и водою, насколько каждому позволяла любовь к Богу. Видя
это, Зосима поучался и готовился к предстоящему подвигу.
Прошло много времени, наступили дни святого великого поста,
монастырские ворота были заперты и открывались только в том случае, если кого
посылали по делам монастыря. Пустынная была та местность; миряне не только не
приходили, но даже не знали об этой обители.
Был в монастыре том обычай, ради коего Бог привел туда
Зосиму. В первую неделю Великого поста за литургией все причащались Пречистого
Тела и Крови Господней и вкушали немного постной пищи; потом все собирались в
церкви, и после прилежной, коленопреклоненной молитвы старцы прощались друг с
другом; и каждый с поклоном просил у игумена благословения на предлежащий
подвиг путешествующим. После этого открывались монастырские ворота, и с пением
псалма "Господь - свет мой и
спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне
страшиться?" (Пс.26:1), иноки выходили в пустыню и переходили через
реку Иордан. В монастыре оставались только один или двое старцев, не для охраны
имущества - украсть там было нечего, - но чтобы не оставить церковь без
богослужения. Каждый брал с собою немного пищи, сколько мог и хотел по своим
телесным потребностям: один немного хлеба, другой - смоквы, кто - финики или
моченую в воде пшеницу Некоторые ничего с собой не брали, кроме рубища на своем
теле, и питались, когда принуждал их к тому голод, растущими в пустыне травами.
Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского
Страница 1
Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского
Преподобный Евфимий родился от
благочестивых родителей Местом его рождения и воспитания был Нижний Новгород.
Когда он пришел в возраст, то родители отдали его в научение Божественных
Писаний, и блаженный отрок вместе со сверстниками своими изучал их с большим
прилежанием, при чем совершенно чуждался детских игр. Имея склонность к
молчанию и повинуясь во всем своим родителям, он часто посещал храмы Божии, где
любил стоять, уединившись в темное место, чтобы никто не мог развлекать его
беседами о тленных предметах мира сего и чтобы ему можно было с полным
вниманием слушать пение и чтение церковное. Однажды он пришел в святой храм и
услышал в Евангелии слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и
возьми крест свой и следуй за Мною и прочее (Лк.9:23 и след.). Услышав эти
слова, блаженный Евфимий решил отречься от благ мира сего и ушел в находившийся
вблизи Нижнего Новгорода печорский монастырь Вознесения Господня1, где от настоятеля этого монастыря, по
имени Дионисия, и принял иноческое пострижение. Поступив в монастырь, Евфимий
стал предаваться великим подвигам. При постоянном пении псалмов Давида день он
обычно проводил в трудах, усердно исполняя различные монастырские работы, а
ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления. Эти
подвиги блаженный инок совершал, повинуясь во всем наставнику своему,
преподобному Дионисию. В дальнейшей жизни своей он дошел до такой степени
подвижничества, что иногда всю ночь проводил без сна в молитве и подвергал себя
такому подвигу часто. При этом он был настолько воздержен в пище, что
употреблял ее в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не
изнемочь от голода, и не пил ничего другого, кроме воды, да и то только тогда,
когда чувствовал сильную жажду. После сего наставником его ему было назначено
послушание служить при пекарне. Здесь он еще более увеличил свои подвиги, так
как постоянно носил воду и рубил дрова. Вскоре ему ведено было служить в самой
пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные
мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто, смотря на огонь, он
говорил самому себе: "Терпи, Евфимий, чтобы чрез этот огонь ты мог
избежать огня вечного".
Видя такие подвиги и терпение преподобного Евфимия, все
смотрели на него не как на человека, а как на живущего среди них ангела Божия.
В то время суздальским и нижегородским княжеством владел
великий князь Борис Константинович2. Он
обратился к настоятелю Печорской обители, преподобному Дионисию, с просьбой
прислать к нему в Суздаль блаженного Евфимия в строители монастыря, который он
задумал устроить. Блаженный Дионисий с радостью дал обещание великому князю
исполнить его просьбу, и, спустя немного времени, преподобный Евфимий, приняв
напутственную молитву и благословение от наставника своего, отправился в путь.
Когда он пришел к городу Гороховцу, то близ него, на расстоянии около 8 верст,
построил церковь во имя святого отца Василия, архиепископа Кесарии
Каппадокийской, и устроил при ней общежительную пустынь3,
после чего пришел в Суздаль к великому князю Борису Константиновичу. Князь
весьма обрадовался прибытию преподобного и, проведши с ним некоторое время в
беседе, отправился вместе с ним к епископу суздальскому Иоанну4. Прибыв к епископу, великий князь открыл
ему свое намерение, рассказал по порядку о жизни блаженного Дионисия - о том,
как Господь удостоил его дара пророчества и о том, как он благословил его
устроить обитель, рассказал также и о преподобном Евфимии. После сего князь
стал просить епископа идти с ним, чтобы отыскать место для устройства обители,
и епископ отправился с великим князем, а вместе с ними пошел и преподобный
Евфимий. Вскоре они нашли место вблизи города на горе, у реки, называемой
Каменницей, на берегу которой был расположен и город Суздаль, и это место им
понравилось. Тогда они сотворили молитву, воздав Богу благодарение.
После сего на это место собралось множество народа,
правители всех княжеских владений, бояре, князья и сановники его двора,
духовенство, монашествующая братия, а также мужи и жены разного возраста. В
присутствии такого многолюдного собрания епископ Иоанн благословил и освятил
место для обители и после особой молитвы водрузил крест на том месте, где
надлежало быть престолу первого храма. Тогда князь повелел приготовлять камни и
все, необходимое для построения храма. И когда повеление князя было исполнено,
он сам первый, взяв заступ, стал своими руками копать ров, и его примеру
последовали правители страны и бояре.
После сего была совершена служба на основание храма, и храм
был заложен в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, а затем стали
возводить стены здания. Преподобный Евфимий, испросив у епископа благословение,
взял топор и собственноручно обтесал у северной двери алтаря вблизи святого
жертвенника три камня и устроил себе гроб, где впоследствии и было положено
честное тело его.
Храм был окончен постройкою в 1352 году5
и в том же году был освящен. Епископ Иоанн возвел блаженного Евфимия в сан
архимандрита и вручил его водительству христианское стадо словесных овец
Христовых, а князь дал ему большое количество золота и серебра для устроения
обители. С этого времени преподобный Евфимий со слезами сокрушения стал
предаваться великим подвигам. Днем он усердно трудился по устройству обители, а
ночью возносил Богу непрестанные усердные молитвы, и таким образом устроил
монастырь и в нем келии для будущей братии. Кроме уже бывшего храма он соорудил
еще другой храм во имя преподобного отца Иоанна Лествичника и пристроил к нему
каменную трапезу, где бы иноки в зимние дни могли собираться для молитвы и
принятия пищи. Когда к преподобному собралось в обитель около 300 человек
братии и они не могли поместиться в трапезе, то он повелел построить новый храм
во имя святителя Николая, мирликийского чудотворца, названный больничным, и при
нем соорудить большую деревянную трапезу для того, чтобы в нее собирались те из
братии, которые не могли поместиться с другими в каменной трапезе. После сего
им были устроены по мере нужды и другие необходимые для обители постройки.
Преподобный
Варсонофий, в миру Павел
Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его
путь в монастырь был долог и нелегок, вмиру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский
корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность
к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые
никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь
облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством?
Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских
развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у
Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»
А
между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и
восхождению горняя, Как-то ноги сами собой привели его
в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там
полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия
Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого.
Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом
невозможным, постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать
выбор: в какой обители положить начало иноческому
подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный
журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и
преподобном старце Амвросии.
...Когда
он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в
«хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: —
Павел Иванович приехали.
—
Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный
Амвросий...
Здесь
же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного:
«Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину
он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным
срока, но старца в живых уже не застал.
10
февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый
вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам:
сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.
Через
год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в
рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона,
а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха...
В
1903 году преподобный Варсонофий был назначен
помощником старца и одновременно духовником Шамординской
женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
Вскоре
начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий
за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и
умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания
войны преподобныйВарсонофий
возвращается к духовничеству. В 1907 году он
возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К
этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители
святой праведный отец Иоанн Кронштадтский,
преподобный старец Варнава Гефсиманский. Страна
приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское
море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось
напастей бурею», люди утопали в его волнах...
Как
в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский
скит к преподобномуВарсонофию
за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ,
стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он
видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое
сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с
ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять
бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им
Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой
в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал
старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в
исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком,
не только указывая точно даты, когда они были совершены, но
также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А
завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь
мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»...
Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по
послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого.
Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому...
Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог
разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».
В
1912 году преподобного Варсонофия назначают
настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря.
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его
деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной.
Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил
позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.
Мужественно
перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец
принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и
запущенной. И как прежде, стекается к преподобномуВарсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он,
сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без
отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и
скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине,
совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь
— следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец
его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же
вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой...» — «Это он тебя
не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то
шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой... После исповеди
преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь
оставляет страдальца.
Меньше
года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были
поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и
какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте
меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно.
1/14
апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со
своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».
Преподобный Макарий,
игумен Пеликитской обители, родился в Царьграде. Еще
в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить
свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в
Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион (+ ок.
754, память 28 марта). После смерти настоятеля преподобный Макарий
был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров
Льва V Армянина (813 - 820) и Михаила II Косноязычного (820 - 829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон.
Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около
830 года.
Мученик Аврамий
родился в Камской Болгарии (болгары жили между реками Волгою и Камою,
впоследствии постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их
татарами) и воспитан был в магометанской вере, которую исповедовали его
соотечественники. Он был человек с большими средствами и занимался торговлею,
был пристрастен к суетным благам мира сего и чувственным удовольствиям,
оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати БожиейАврамий убедился в лживости магометанской и в
истинности христианской веры и сделался истинным христианином. Исповедуя веру
Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения
Спасителя и за то пострадал от своих единоземцев.
Когда он приехал для торговли в их, так называемый, великий град Болгары, его
склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы блаженный Аврамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев,
заточили его в темницу на много дней,
а затем, видя непреклонность его в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и
голову. Мученически скончался святой Аврамий 1 апреля
1229 года. Бывшие на ярмарке христиане, вероятно, муромские
купцы, благоговейно погребли тело страстотерпца на христианском кладбище в
Болгарах. Заметив совершавшиеся над гробом его чудесные
исцеления больных христиан, они донесли обо всем благоверному великому князю
Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где
великий князь Георгий Всеволодович, супруга его, дети, Владимирский епископ Митрофан, духовенство, народ встретили мощи Аврамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь, и там положили 6 марта 1230 г. в церкви
Успения Пресвятой Богородицы.
После кончины Аврамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы
говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь Аврамия.
ПреподобныйГеронтий подвизался в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял послушание канонарха.
Всю свою жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и
молитвы. Преподобный Геронтий был погребен в Дальних
пещерах.