Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского (ок. 68). Память святых мучеников Прокесса и Мартиниана (I). Преподобный Фармуфий Египетский (IV). Преподобный Иоанн Солунский (IX). Преподобный Иаков Железноборовский (1442). Преподобный Иаков Брылеевский (XV). В 1861 г. умер герой Отечественной войны 1812 г., в 1816-1827 гг. наместник Царя на Кавказе, генерал от инфантерии Алексей Петрович Ермолов (род. 4 июня 1777 г.). В 1953 г. умер в Монтевидео (Уругвай) публицист и общественный деятель русского зарубежья Иван Лукьянович Солоневич (род. в 1891 г.).
В 1861 г. умер герой Отечественной войны 1812 г., в 1816-1827 гг. наместник Царя на Кавказе, генерал от инфантерии Алексей Петрович Ермолов (род. 4 июня 1777 г.)
В 1953 г. умер в Монтевидео (Уругвай) публицист и общественный деятель русского зарубежья Иван Лукьянович Солоневич (род. в 1891 г.)
Завтра, Суббота, 25 Апреля 2020 года (12 Апреля 2020 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1159 г. в Киев на Великое Княжение въехал Ростислав Мстиславич (Великий Князь Киевский 1154-1155, 1159-1161, 1161-1168), союзники которого прогнали Изяслава Давидовича (Великий Князь Киевский 1155, 1157-1158, 1161). Ранее Ростислава Мстиславича уже силой выгоняли с Киевского престола Изяслав Давидович с Юрием Долгоруким (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157)
В 1547 г. в Москве начался сильный пожар
В 1740 г. рождение Императора Иоанна
VI Антоновича в Петербурге, сына Анны Леопольдовны и принца Антона-Ульриха
В 1852 г. умер Василий Андреевич Жуковский (род. 29 января 1783 г.), наставник Наследника Престола Императора Александра II; автор текста Российского гимна "Боже, Царя храни!"
В 1877 г. Россия объявила войну Турции за освобождение славян на Балканах
В 1928 г. в Брюсселе умер генерал Петр Николаевич Врангель (род.15 августа 1878
г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского
Страница 1
Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского
В царствование императора Домициана1 открылось великое гонение на христиан, и ко
всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно
повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам.
Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и
открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это
время был заточен на остров Патмос2 и великий
Апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание христианской
истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в
откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи
Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников.
При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее
повествование. "Сказал Господь Своему ученику "знаю твои дела, и
что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от
веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный
свидетель Мой Антипа" (Откр.2:13).
Ибо святой
Антипа был епископом Пергамской церкви3. Из
этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа
и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них
святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в
грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: "испытал их
как золото в горниле" (Прем.Сол.3:6).
Там и
закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил
за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и
праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и
беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и
постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество
человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.
Пренебрегая
угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и
светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения.
Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из
них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись
своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не
обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда
эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то
место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель:
- Ты ли
тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же,
и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает
насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть
опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более
охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и
подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не
перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого
сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание,
то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.
Святой
Антипа ответил на это:
- Одно
знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и нечестивому
повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы следует дать
приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы называете
владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и
если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников, сами ищут вашей
помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут
наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными от одного
человека, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или
хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны хотя теперь отстать от
пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти
род человеческий. Сей Христос в скончании веков воистину придет Судия всех и
воздать каждому по делам его или муку, или почесть.
После
такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе:
- Вы
повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли
богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и которое
от них по наследству дошло до нас. Не хорошо отступать от обычаев праотцев
наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы достойно то,
что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое
верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми
волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак
подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем
помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя достойна того,
чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.
Святые мученики Прокесс и Мартиниан
первоначально были язычниками и исполняли должность надзирателей в Мамертинской
темнице1, находившейся в Риме.
В ту
темницу были заключены за проповедь христианства святые Апостолы Петр и Павел.
Видя чудеса, совершаемые Апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан уверовали во
Христа; когда же Апостол Петр после молитвы, начертав крест на Тарпейской скале2, извел из горы воду, то крестились не только
Прокесс и Мартиниан, но и все прочие, заключенные в темнице, в числе 47
человек.
Прокесс и
Мартиниан, уверовав во Христа и приняв крещение, отпустили Апостолов из
темницы; но сам Господь явился Апостолу Петру на пути его из Рима, сказав ему,
что Он опять идет на распятие, и заставил его этими словами возвратиться в Рим,
где он снова был взят воинами.
Между тем
начальнику Прокесса и Мартиниана, Павлину, было донесено, что они сделались
христианами. Призвав к себе святых, Павлин начал увещевать их оставить
христианство; когда же они стали возражать ему и хулить идолов, он приказал
бить их по устам. Вслед затем когда после новых, сколько настойчивых, столько
же бесплодных и тщетных увещаний, святые остались твердыми в своем исповедании,
они были повешены на мучилищном древе, жестоко сечены острыми орудиями и
опаляемы огнём по бокам. Но святые мужественно переносили все эти страдание,
при чем их ободряла и утешала одна римская женщина по имени Люцина.
Между тем
наказание Божие не замедлило постигнуть нечестивого мучителя. Павлин, отдавший
приказание мучить святых был тут же наказан от Бога лишением левого глаза и,
будучи мучим злым духом, чрез три дня умер.
Сын
Павлина настоял пред префектом3 Рима, чтобы
предать тотчас святых мучеников казни, почему они и были усечены, за стенами
города Рима4. Честные тела их были взяты
упомянутою Люциною и погребены с подобающими святым мученикам почестями.
В тот
же день память преподобного Фармуфия, жившего в IV в. в той же пустыни, где
подвизался в колодце преподобный Иоанн, воспоминаемый 29 марта, которому
Фармуфий служил, питал его.
1
Мамертинская темница находилась в северной части города Рима. Она
предназначалась главным образом для государственных преступников, к числу
которых относили и христиан. Эта темница в реставрированном (восстановленном)
виде сохранилась и теперь, причем те отделения темницы, где были заключены Апостолы
Петр и Павел, как священное место, охраняется католиками с особенным вниманием.
2
Тарпейская скала находилась на западной стороне капитолийского холма в Риме. В
древнем Риме эта скала служила местом, откуда сбрасывали приговоренных к смерти
преступников. По сказанию римской легенды, эта скала получила свое наименование
по следующему поводу: Тарпея, весталка (девственница, служившая при языческом
алтаре), во время войны Ромула с сабинским царем Титом Тацием, соблазнившись
обещанием золота, впустила сабинян в Капитолий. Так как по условию сабиняне
должны были дать Тарпее то, что носили на левой руке, то взойдя на Капитолий,
они закидали изменницу, вместо ожидавшихся ею браслетов, щитами, под тяжестью
которых она и умерла. С тех пор этот утес и стал называться Тарпейскою скалою.
3
Префект - начальник города.
4
Кончина святых мучеников последовала во второй половине I-го столетия. Мощи их
покоятся ныне в Ватиканском соборе Апостола Петра, в приделе их имени.
Преподобный Фармуфий
жил в IV веке в той же пустыне, где подвизался в студенце (колодце) преподобный
Иоанн (память 29 марта), которого питал святой Фармуфий.
Преподобный Иоанн родился в конце VIII
века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита (+
ок. 820, память 20 ноября) и принял от него иноческий
постриг в Солунском монастыре. Под руководством
опытного учителя преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства.
Когда император Лев Армянин (813 -
820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон,
преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом
Песнописцем (+ ок. 820,
память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать
иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя
почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался
(около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и
его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец
перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя
Николая Чудотворца.
Преподобный Иаков Железноборовский, сын
бояр Аносовых, (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, родился во
второй половине XIV века. Юношей он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому,
принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В
1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в
месте, которое называлось Железный Борок, на берегу
речки Тебзы. Святость его жизни была известна уже
современникам. В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389 -
1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий
князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и
спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия.
(В 1450 году великий князь Василий Васильевич (1425 - 1462) после победы над
князем ДимитриемШемякой
посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.)
Признательный
князь Василий Дмитриевич щедро одарил преподобного Иакова и дал ему средства
построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна
Предтечи. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича.
Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли
обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил
храм во имя святителя Николая, выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое
общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в
монастыре.
После
многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он
смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным
саном.
Скончался
преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 года и был погребен в Предтеченской
церкви основанной им обители.
Преподобный
Иаков Брылеевский был учеником преподобного Иакова Железноборовского
(память 11 апреля) и трудником его монастыря (слово
"трудник" имеет два значения:
"труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во
храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского
монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и
был погребен во Введенской церкви.