Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Память преподобного отца нашего Зосимы (VI). Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата (319). Ярославская икона Божией Матери (XIII). В 1514 г. Русское войско Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533) второй раз выступило из Москвы к Смоленску, чтобы отобрать древний русский город город у Литвы. Поход оказался успешным. В 1744 г. по указу Императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевский монастырь стал именоваться Лаврой. В 1738 по указу императрицы Анны Ивановны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным Собором старцев. В 1648 г. Богдан Хмельницкий впервые обратился в Москву с просьбой присоединить Украину к России. В 1698 г. Петр I разбил под Новоиерусалимским монастырем войска взбунтовавшихся стрельцов, пытавшихся посадить на русский престол царевну Софью Алексеевну, сестру Петра. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Новости сайта "Жизнь Вечная" Monar.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Сайт Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Четверг, 21 Июня 2012 года (8 Июня 2012 по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1514 г. Русское войско Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533) второй раз выступило из Москвы к Смоленску, чтобы отобрать древний русский город город у Литвы. Поход оказался успешным
  • В 1744 г. по указу Императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевский монастырь стал именоваться Лаврой. В 1738 по указу императрицы Анны Ивановны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным Собором старцев
  • В 1648 г. Богдан Хмельницкий впервые обратился в Москву с просьбой присоединить Украину к России
  • В 1698 г. Петр I разбил под Новоиерусалимским монастырем войска взбунтовавшихся стрельцов, пытавшихся посадить на русский престол царевну Софью Алексеевну, сестру Петра
  • В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов в устье Дона
  • В 1762 г. Россия заключила мирный договор с Пруссией
  • В 1 767 г. Екатерина II завершила месячное плавание по Волге, отправившись по дороге из Симбирска в Москву
  • В 1787 г. находясь в Полтаве, Екатерина II присвоила князю Потемкину титул князя Таврического
  • В 1898 г. в России введен государственный промысловый налог
  • В 1681 г. родился Феофан Прокопович, Русский литератор, политик, религиозный реформатор, сподвижник Петра I (украинский и Русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; "Трагедокомедия" "Владимир" (1705); "Слово о власти и чести царской" (1718); церковный публицистический труд "Духовный регламент" (1721);)
  • В 1786 г. родился Федор Глинка, Русский поэт
  • В 1658 г. в Соловецком монастыре собрался "черный собор", принявший решение остаться верным старым книгам вопреки церковным реформам Никона
  • В 1803 г. в Петербурге состоялся первый в России полет на ! воздушно м шаре
  • В 1881 г. в Нижнем Новгороде проведена первая в России телефонная связь
  • В 1215 г. английский король Иоанн Безземельный подписал великую хартию вольностей. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Входит в число действующих актов конституции Великобритании
  • В 1639 г. шотландские повстанцы заключили мир с английским королем Карлом I
  • В 1790 г. во Франции отменено потомственное дворянство
  • В 1837 г. королевой Англии стала Виктория, начало Викторианской эпохи
  • В 1855 г. в Финском заливе против англо-французского флота впервые успешно применены Русские минные заграждения
  • В 1909 г. На Русско-Балтийском заводе собран первый русский серийный автомобиль – "Руссо-Балт"
  • В 1941 г. в СССР на вооружен ие приняты "Катюши"
  • В 1944 г. советские войска начали Свирско-Петрозаводскую наступательную операцию

Завтра, Пятница, 22 Июня 2012 года (9 Июня 2012 по ст. ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1923 г. в городе Верее Московской области почил московский старец о. Алексий Мечев
  • В 1736 г. Русские войска фельдмаршала Ласси захватили турецкую крепость Азов
  • В 1941 г. в праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших гитлеровская Германия напала на нашу страну
  • В 823 г. родился Карл II Лысый, император франков (843-877 гг.)
  • В 1566 г. родился Яков I, английский король (1603-25 гг.), первый представитель Стюартов, шотландский король (1567-25 гг.)
  • В 1905 г. с забастовки текстильщиков началось антирусское восстание в Лодзи (Польша)
  • В 1941 г. ранним утром, в воскресенье, началась Великая Отечественная война






Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны! Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru, либо временно отключать отображение картинок в браузере.

Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского

Страница 1


Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского

Святой Ефрем первоначально был военачальником на Востоке в правление императоров Анастасия1 и Иустина2. Потом он был поставлен в антиохийские патриархи3, как человек благочестивый, проводивший добродетельную и богоугодную жизнь, весьма милостивый к нищим, сострадательный во всем, находившимся в бедах и несчастиях. Избрание же его в патриархи произошло по Божию благоволению и откровению о том одному святому епископу, жившему в то время, когда город Антиохия восстановлялся после разорения.

В то время, по причине умножившихся в Антиохии различных ересей и еретиков, - несториан4, евтихиан5 и прочих, произносились хуления на божество Христово и уничижаема была честь Пресвятой Богородицы; поэтому над городом Антиохией разразился гнев Божий. В двадцать девятый день месяца мая, в полдень, в пятницу, здесь началось страшное землетрясение; вместе с тем огонь охватил весь город. Землетрясение разрушало каменные здания и городские стены; а огонь уничтожал все остальное; это должно было показать всем великий гнев Божий за грехи людские. Антиохия едва не уподобилась Содому и Гоморре6, ибо большая часть города погибла, а вместе с тем погибло и бесчисленное множество граждан, причем одни из них погибли под строениями, падавшими на них, другие сожжены были огнем; в числе прочих скончался под обрушившейся колонной антиохийский патриарх Евфрасий7. Тогда среди оставшихся в живых поднялся плач и горькое рыдание; жители же всех окрестных городов и стран пришли от всего происшедшего в великий страх и ужас. Сей божественный гнев, яростно обрушившийся на Антиохию, прозирали духовными очами некоторые из святых отцов, находившихся в весьма далеком от города расстоянии (как, например, преподобный Феодосий Великий8, бывший в Палестине, преподобный Зосима9, бывший в Кесарии палестинской). Поэтому они со слезами начали молить Бога, не погубить до конца город, на который Он праведно прогневался.

После сего страшного землетрясения и сильного пожара императором Иустином был отправлен в Антиохию военачальник Востока, сей блаженный Ефрем, с целью обстроить город новыми зданиями. Ефрем с усердием исполнил данное ему поручение.

Среди работавших там был один, тогда никому не известный, епископ, который, сложив с себя сан и звание епископское, под видом нищего строил здание вместе с прочими работниками.

Однажды военачальник Ефрем имел об этом епископе следующее откровение. Устав от работы, епископ лег уснуть на земле; тогда над ним увидали огненный столп, достигавший до неба. Блаженный Ефрем наблюдал не один, не два раза, но многократно и весьма ужасался по случаю виденного, ибо поистине сие чудо было страшно и исполнено ужаса.

Между тем воевода не знал, что этот работник был епископ, ибо по его внешнему виду нельзя было узнать, кто он такой. Он имел вид простого нищего: голова его была всегда в пыли, одежда представляла из себя рваное рубище, испачканное грязью, тело его было истомлено от больших трудов и безмерного воздержания. Призвав к себе этого работника, Ефрем начал расспрашивать его наедине, кто он такой, откуда и как зовут его. Он же отвечал:

- Я один из беднейших жителей сего города; так как я не имею необходимого для жизни пропитания, то я тружусь за плату, и Бог питает меня.

Тогда Ефрем, будучи осенен Богом, сказал ему:

- Поверь мне, что я не отпущу тебя до тех пор, пока ты не выскажешь мне всей правды.

Не имея больше возможности скрывать себя, епископ сказал военачальнику:

- Дай мне слово пред Богом, что ты никому не расскажешь обо мне, пока я жив.

Ефрем клятвенно обещал ему это. Тогда работник сказал:

- Я был епископом, но оставил епископство для Бога и пришел сюда к неизвестным людям; трудясь здесь, я приобретаю своим трудом скромное пропитание; но имени моего и города, в котором я был епископом, я не скажу тебе. Ты же присоедини к той милости, которую ты оказываешь, еще одну милость. На этих днях Господь возведет тебя на епископский престол сей антиохийской Церкви – "пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян.20:28), - истинный Бог наш. Итак, раздавай, как я сказал тебе, обильные милостыни и, противоборствуя еретикам, твердо стой за православную веру. Такими подвигами ты благоугодишь Богу.

Сказав это, неизвестный епископ удалился от Ефрема.

Между тем блаженный Ефрем, выслушав это, весьма изумлялся и сказал сам себе: "Сколько имеет Бог у Себя сокровенных рабов, Которых знает лишь Он один!"

Епископ же тот более уже не пребывал среди работников, а удалился куда-то в иное место; он не хотел быть узнанным людьми, ибо избегал суетной человеческой славы. Пророчество же его сбылось вскоре, ибо, по прошествии немногих дней, блаженный Ефрем судьбами Божиими был назначен патриархом великого города Антиохии.

Какова была ревность святейшего патриарха Ефрема о благочестии и вместе о святости, сие очевидно из нижеследующего.


Память преподобного отца нашего Зосимы

Страница 1


Память преподобного отца нашего Зосимы

Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и презирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился.

Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит1, взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону2. В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций3, по имени Аркесилай, - муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения4, старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окатил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его:

- По какой причине ты так опечалился?

Он во всеуслышание ответил:

- Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих.

Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.

Случилось как-то вышеупомянутому Аркесилаю прийти в находившуюся в Синде обитель преподобного. Обитель же сия отстояла от Кесарии палестинской на расстоянии пятисот стадий. В это время супруга Аркесилая по неосторожности выколола себе глаз спицей и жестоко страдала. Когда святой епископ Иоанн Хозевит узнал об этом, то с поспешностью отправился к ней осмотреть язву и увидал, что ресницы выпали у ней и глаз вышел из своего места. Тогда он приказал одному из врачей, бывших там, взяв губку, вложить выпавший глаз на свое место и привязать затем губку платком.

Когда все это происходило, к Аркесилаю поспешным шагом отправился посланный, дабы сообщить обо всем, случившемся в его доме. Аркесилай в это время находился в синдийской обители и беседовал с преподобным Зосимою. Узнав о происшедшем в его доме, Аркесилай стал горько рыдать и рвать свои волосы. Преподобный Зосима спросил его о причине плача и, получив ответ, пошел во внутреннюю келию свою, в которой по своему обыкновению всегда молился. Затем вскоре вышел к Аркесилаю с веселым и радостным лицом и сказал: "Иди к себе домой с радостью, ибо Хозевит, по дарованной ему от Бога благодати, исцелил твою жену; теперь у ней оба глаза совершенно здоровы; болезнь не причинила ей никакого вреда, ибо она чудесно исцелена Хозевитом".

Эти два чуда совершены были теми двумя праведными мужами в течение одного часа. Святой епископ Иоанн исцелил выколотый глаз женщины, преподобный же Зосима своими духовными очами издалека прозрел то исцеление и сообщил о нем Аркесилаю.

Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя.

Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал:

- Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе.

Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворота Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню. Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой - очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу - повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания. И наконец сей случай с несомненностью доказывает всем святость Зосимы финикийского5. Да будет же за все сие слава Богу нашему, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Иоанн Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V в. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI в. - Память его празднуется св. Церковью 3 октября.

2 Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордана, в очень плодородной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался "городом пальм". Ныне на месте древнего Иерихона стоит бедная деревушка Риха.

3 Патриции были в Риме высшим сословием, вроде нашего дворянства.

4 Имеется в виду землетрясение, бывшее в Антиохии в 526 г.

5 Кончина святого Зосимы последовала в половине VI в.

 

 


Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата

Страница 1


Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата

Святой великомученик Феодор пострадал за имя Христово при нечестивом императоре римском Ликинии2, в городе Гераклее3, где святой был воеводою; временем его мученической кончины было восьмое февраля; ныне же празднуется перенесение честных мощей его из города Гераклеи в его отечественный город Евхаиты4 согласно его распоряжению, ибо своему слуге Уару, взиравшему на страдания мученика и записывавшему их, святой Феодор дал такое завещание:

"Тело мое похорони в Евхаитах, в имении моих родителей".

Все, желающие получить более подробные сведения об этом святом, могут прочитать подробное описание страданий его, помещенное под восьмым числом февраля месяца. Здесь же мы напомним лишь о дивном чуде, бывшем от иконы его. Об этом чуде свидетельствуют Анастасий Синаит5 и Иоанн Дамаскин6. Чудо же было такое.

В четырех тысячах шагов от Дамаска7 находится место, называемое Карсата; здесь стояла церковь, построенная в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Когда сарацины завладели этим местом и поселились здесь, то многие из них входили в эту церковь и всячески ее оскверняли; так, например, загоняли в церковь свой скот, входили в ту церковь со своими женами и детьми и совершали здесь мерзкие греховные плотские дела. На одной из стен той церкви находилось изображение святого великомученика Феодора, нарисованное красками. Однажды, когда собрались в этой церкви многие сарацины и разговаривали между собой, один из них, взад лук и стрелу, наметив, выстрелил в образ святого; стрела вонзилась в правое плечо святого, и тотчас от образа истекла кровь как от живого человека. Увидав столь великое чудо, сарацины весьма изумились, однако не вышли из церкви, но продолжали обитать в ней и совершать здесь нечистые дел а, по своему обычаю. Всего проживало в этой церкви двадцать сарацин, причем каждый из них имел жену и детей; все они в скором же времени после чудесного происшествия погибли, будучи внезапно поражены горькой смертью; те же из сарацин, которые обитали вне церкви, пребыли в то время здравыми и невредимыми.

Анастасий Синаит говорит об этом образе святого, что он сам его видел и что на образе был знак от крови, истекшей из язвы.

Это чудо сотворил Господь нечестивым сарацинам для устрашения, а нам, верным, для напоминания того, что мы должны почитать святые иконы, ибо при них бывает и через них действует чудесная благодать Бога нашего.

 

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

 

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий, аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Стратилат с греч. воин, воевода, такое наименование усвояется св. Феодору за то, что он, будучи воеводой земного царя, показал себя истинным воином Христовым, "предобрым воеводой Царя небесного", как воспевает ему св. Церковь в тропаре.

2 Ликиний управлял восточной половиной Римской империи с 307 по 324 г. - Мученический подвиг св. Феодора относится к 319 г.

3 Гераклея находилась в Понте, северной провинции Малой Азии.

4 Город Евхаиты находился с северной части Малой Азии, недалеко от Гераклеи; ныне - местечко Марсиван.

5 Анастасий Синаит - патриарх антиохийский; управлял патриаршею кафедрою с 561 по 572 г., потом с 596 по 601 г. - См. житие его под 20 числом апреля месяца.

6 Иоанн Дамаскин - знаменитейший церковный баснописец и богослов VIII в. Написал много высокоумилительных церковных песнопений; ему принадлежат каноны на Пасху, на Рождество Христово, на Богоявление и множество песнопений на дни памяти святых. Весьма обширны также его богословские сочинения. Важнейшее из них "Источник знания", состоящий из трех частей: 1) "Диалектики"; 2) "Книги о ересях" и 3) "Точного изложении православной веры". Им написано, между прочим, "Три слова против порицающих иконы". В одном из этих слов (именно - в третьем) св. Иоанн Дамаскин и повествует о нижезалагаемом чуде от иконы св. великомученика Феодора Стратилата. - См. житие Иоанна Дамаскина под 4 числом декабря месяца.

7 Дамаск - древнейший сирийский город, упоминаемый в Библии уже в истории Авраама (Быт.14:15); был расположен к северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине, находившейся у восточной подошвы Анти-Ливана. В истории Христианской церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла (Деян.9:1-22). В 634 году покорен арабами, с 1516 г. присоединен к Турецкой империи.

 

 


Ярославская икона Божией Матери (XIII)

Страница 1


Ярославская икона Божией Матери (XIII)

Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям Василию и Константину (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.


   
   
   
   
   


В избранное