Память святой мученицы Феодосии (ок. 307-308). Страдание святой преподобномученицы Феодосии (730). Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца (1494). Память Первого Вселенского Собора (325). В 1774 г. У села Козлуджа (Болгария) войска Суворова разбили 40-тысячную турецкую армию. Русские войска захватили 29 неприятельских орудий и 107 знамен, а также весь турецкий лагерь и множество военных снарядов. Число убитых турок составило 500 человек, а пленных -- около 100. Русские потеряли убитами 75 низших чинов, было ранено 4 офицера и 130 солдат. В 1719 г. Русский Император Петр I поделил российские губернии на провинции и уезды. В 1762 г. Россия заключила союз с Пруссией. В 1794 г. Русские войска разбили польских повстанцев у Хелма. В 1873 г. Россия покорила Хивинское ханство. Русские войска генерала К. Кауфмана заняли Хиву, хивинский хан признал свою вассальную зависимость от России. В 1915 г. в Черном море русской эскадрой поврежден немецкий крейсер " Бреслау". В 1453
В 1774 г. У села Козлуджа (Болгария) войска Суворова разбили 40-тысячную турецкую армию. Русские войска захватили 29 неприятельских орудий и 107 знамен, а также весь турецкий лагерь и множество военных снарядов. Число убитых турок составило 500 человек, а пленных — около 100. Русские потеряли убитами 75 низших чинов, было ранено 4 офицера и 130 солдат
В 1719 г. Русский Император Петр I поделил российские губернии на провинции и уезды
В 1762 г. Россия заключила
союз с Пруссией
В 1794 г. Русские войска разбили польских повстанцев у Хелма
В 1873 г. Россия покорила Хивинское ханство. Русские войска генерала К. Кауфмана заняли Хиву, хивинский хан признал свою вассальную зависимость от России
В 1915 г. в Черном море русской эскадрой поврежден немецкий крейсер " Бреслау"
В 1453 г. турки взяли Константинополь – пала Византийская импер
ия
В 1897 г. родилась св. мц. Великая княжна Татьяна Николаевна
В 1682 г. стрельцы провозгласили Русской правительницей Софью
В 1898 г. издан Указ Сената о воспрещении иностранцам приобретать на Кавказе недвижимость
В 1904 г. исчезла в граде Казани величайшая святыня – Казанская икона Божьей Матери
В 1915 г. сербские войска захватили столицу Албании Тирану
В 1868 г. недалеко от Белграда
застрелен король Сербии Михаил III Обренович, из-за чего расстроилась идея создания Балканской лиги против Турции
В 1903 г. в Белграде югославские офицеры закололи штыками короля Сербии Александра I и королеву Драгу
В 1497 г. войска английского короля Генриха VII разбили мятежников в битве у Блекхита (к югу от Лондона)
В 1886 г. консилиум врачей признал короля Баварии Людвига безумным, после чего он был отс
транен от власти
В 1498 г. Х. Колумб от!
правился
в свое третье путешествие
В 1941 г. начата переброска советских войск с Дальнего Востока к западным границам
В 1942 г. СССР и США подписали договор о взаимной помощи в мировой войне (ленд-лизе)
В 1970 г. в эмиграции умер бывший глава Временного правительства России А. Керенский
Завтра, Вторник, 12 Июня 2012 года (30 Мая 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1672 г. родился Государь Император Петр I Великий
В 1714 г. в Петербурге основан Петропавловский собор Императором Петром I, закончен в 1733 г., во время правления Императрицы Анны Иоанновны. Высота шпиля собора - 122 м.
В 1858 г. в Петербурге освящен Исаакиевский собор - памятник позднего Русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненному другими русскими архитекторами (В. П. Стасов и др.). Украшен скульптурой работы
И. П. Витали, А. В. Логановского и др.). Массивное здание (высота 101,52 м), завершенное куполом (диаметр 21,83 м)
В 1829 г. Русские войска генерала Дибича разбили турок в битве у Кулевчей (Болгария), открыв себе дорогу на Балканы
В 1888 г. в Киеве открыт памятник Богдану Хмельницкому
В 1918 г. близь Перми расстрелян большевиками Великий Князь Михаил Александрович, третий сын Александра III, младший брат Никола
я II, генерал-адъютант Свиты императора, член Государственного Совета
В 1872 г. в Москве открылась первая Всероссийская Политехническая выставка, положившая начало Политехническому музею
В 713 г. византийский император Филиппикус смещен с трона военными и ослеплен
В 1217 г. при обвале черепицы с крыши дома в Паленции (Испания) погиб 14-летний король Кастилии Генрих I
В 1626 г. в ответ на угрозу отставки кардинала Ришелье французский
король Людовик XIII предоставил тому неограниченные полномочия
В 1640 г. родился Леопольд I, император Священной Римской империи
В 1594 г. родился Владислав IV Ваза, польский король (1632-48 гг.), завоеватель Смоленска
В 1701 г. шведский король Карл XII освободил Ригу от осады саксонских войск
В 1776 г. король Франции Людовик XVI тайно выдал драматургу П. Бомарше миллион ливров для
передачи их на нужды борцов за независимость США
!
В 1794 г. по инициативе Робеспьера французский Конвент установил единственную меру наказания за все преступления – смертную казнь, и лишил обвиняемых права на адвоката
В 1990 г. провозглашен "суверенитет" РСФСР
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святой мученицы Феодосии
Страница 1
Память святой мученицы Феодосии
О
святой Феодосии тирской1 Евсевий2,
епископ Кесарии палестинской3,
свидетель-очевидец, сообщает следующее: "В то время как в стране нашей вот
уже пять лет продолжалось гонение, поднятое на христиан нечестивыми
идолопоклонниками, в семнадцатый день месяца апреля, в самый день праздника
Воскресения Христова, одна благочестивая и богобоязненная девица из нашего
города, - говорит Евсевий, - родом из Тира, не имевшая еще и восемнадцати лет,
подошла к христианам-узникам, находившимся в претории; в это время христиане с
дерзновением рассуждали между собою о Царствии Божием; подойдя к ним, Феодосия начала
просить их помянуть ее пред Господом, когда они, окончив свой страдальческий
подвиг, предстанут Богу. Воины же, увидав девицу, поклонившуюся
узникам-христианам. схватили ее и как бы сделавшую какой дурной поступок,
повлекли к игемону Урвану на допрос. Игемон, исполнившись великой ярости и
гнева приказал мучить ее лютыми муками. Ее ребра и сосцы были истерзаны
железными ногтями, так что мясо сошло с нее до костей; потом мученицу Христову,
еще живую с радостным лицом терпевшую мучения, игемон приказал утопить в
море".
Так говорит Евсевий, видевший всё своими глазами.
Кроме того прибавляют, что сия святая мученица Христова
Феодосия, после потопления в море, была извлечена ангелами из воды на сушу
совершенно живою. И ходила святая, нося на руках своих камень, привязанный к
шее ее. Потом святая была снова взята язычниками. которые и привели ее в
судилище. Святая Феодосия была приговорена на съедение зверей, но она пребыла
совершенно невредимой от них. Наконец мучитель приказал усечь ее мечом. Во
время усекновения святой видели голубицу, вылетевшую из уст ее, сиявшую как
золото и возносившуюся к небесам4.
Когда наступила ночь, святая мученица явилась родителям
своим вместе со многими другими святыми девами; облечена была святая в одежду
более белую чем снег; в руке у нее был золотой крест, а на голове венок; при
этом, святая сказала родителям своим:
- Вот видите, сколь велика слава и благодать Христа моего!
Вот видите, как велика слава, которой вы меня хотели лишить
Сии слова сказала святая потому, что родители ее, заметив в
ней желание пострадать за Христа, всячески препятствовали ей в этом; но она
тайно от них поспешила к узникам Христовым, и, как мы сказали, была взята на
мучение и увенчана от Подвигоположника своего Господа Иисуса Христа, Бога
нашего.
1Родиною святой мученицы Феодосии был город Тир. Тир
расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне
Галаадской горной цепи.
2Евсевий, епископ кесарийский (жил с 268 г. по 340 г), –
известный церковной историк, положивший начало церковной истории; отличался
большою ученостью. Ему принадлежат следующие сочинения: 1) «Церковная история»,
доведена от времен апостольских до 324 г.; делится на 10 книг; 2) «Жизнь
Константина»; состоит из 4 книг и представляет прямое продолжение «Церковной
истории», 3) «Хронография». Кроме того Евсевию принадлежат многие мелкие
сочинения апологетческого, полемического и экзегетического характера
3Кесария палестинская находилась на восточном берегу
Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских
прокураторов и центром общественно-политической жизни страны.-В истории
христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые
был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим
сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом
Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян.26-27). - В Палестине была
еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она
находилась у истоков Иордана.
4Кончина святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6
апреля. 29-е мая есть день перенесения ее мощей. Мощи святой мученицы были
перенесены первоначально в Константинополь, а потом в Венецию.
Святая
невеста Христова Феодосия родилась в Константинополе от богатых, честных,
благочестивых и добродетельных родителей. Первоначально они были неплодны в
продолжении многих лет. Сокрушаясь об этом, они молились и много постились,
прибегая и днем, и ночью к храмам Божиим, и щедро раздавая милостыню бедным.
Однажды когда они были в храме, построенном в честь святой
мученицы Анастасии1 на всенощном бдении, мать святой
Феодосии усерднее чем раньше молилась о разрешении своего неплодства; когда она
немного задремала, ей явилась святая Анастасия мученица и сказала:
- Не печалься, женщина, ибо ты зачнешь и родишь.
Проснувшись, она пришла в великую радость и сказала о
видении своему мужу. Тогда муж сказал ей:
- Жив Господь! Если Он разрешит неплодство наше и если мы
родим сына ли, дочь ли, принесем то в дар нашему Владыке, Христу Богу.
Спустя некоторое время его жена действительно зачала и
родила сию святую отроковицу, которую и назвали Феодосиею, то есть "данною
от Бога", ибо она была дарована Богом. Затем просветили младенца святым
крещением.
По истечении сорока дней после рождения, мать взяла свою
дочь на руки и понесла ее в храм святой Анастасии, с радостными слезами
воздавая благодарение Богу и святой мученице, обещая посвятить свою дочь в чин
иноческий, дабы она была сопричислена к лику девственниц и невест Христовых
(следует заметить, что при том храме был и монастырь для девиц, посвятивших себя
на служение Богу).
Приняв благословение Божие, мать возвратилась к себе домой и
начала воспитывать обещанное Богу дитя с великим вниманием, научая Феодосию
чтению божественных книг и страху Божию и возжигая в сердце ее огонь любви
божественной.
Когда Феодосии исполнилось семь лет со времени рождения,
отец ее умер; тогда мать, взяв отроковицу, повела ее в монастырь святой
Анастасии и отдала ее для пострижения во святой чин ангельский.
Спустя три года умерла и мать Феодосии, оставив все имение
свое дочери-инокине. Но Феодосия, достигнув совершенного возраста, будучи
преисполнена разума и любви к Богу, не восхотела принять имение, оставшееся ей
от матери, но отдала его Богу, Которому принесла в жертву и саму себя: призвав
к себе золотых дел мастера, она дала ему достаточное количество золота и
серебра для скования трех икон: Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой
мученицы Анастасии. Иконы эти имели величину в три локтя2.
Блаженная Феодосия поставила их в храме, всё же остальное имение свое раздала
нищим, убогим, сиротам и вдовам, а сама в иноческой нищете продолжала служить
Господу день и ночь, обогащаясь от Бога богатством духовным. Вооружаясь
молитвенною броней на невидимого супостата, она умерщвляла постническими
подвигами плоть, воевавшую на дух, побеждала врага бесплотного, попирала главу
адского змия и низлагала гордого велиара3 смирением,
кротостью, богоугодною любовью, чистотою, благоговением, послушанием и прочими
иноческими добродетелями.
Однажды, когда святая молилась ночью, к ней подступил диавол
и сказал:
- Вот ты ополчаешься на меня: в таком случае и я ополчусь на
тебя, и не только на тебя, но и на всех христиан, ибо я нашел такого человека,
посредством которого я сумею воздвигнуть брань на Церковь; я многих отвращу от
поклонения иконе Христовой; многие пойдут во след меня и будут исполнять волю
мою.
Святая же Феодосия, осенив себя знамением крестным, сказала:
- Да будешь проклят ты, диавол, противник христиан! Да уничтожатся
и да погибнут все козни твои силою Христа, Бога моего!
И исчез диавол. Преподобная же Феодосия, осенив себя честным
знамением креста, начала воспевать псалом Давидов: "Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и
да бегут от лица Его ненавидящие Его" (Пс.67:2).
Об этом страшном видении и об всех горделивых словах диавола
святая Феодосия передала игумении своей и спросила ее:
- Откуда же может придти на христиан та беда, которую враг
обещает навести?
Игумения ответствовала ей:
- Дочь моя! Апостол свидетельствует: "Да и все, желающие жить благочестиво во
Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим.3:12). Ибо стадо Христово всегда было смущаемо лукавыми
людьми, мудрствующими неправо, прельщающими всех и самих прельщаемых; эти
лукавые люди и суть орудия диавола. Подобным образом и в настоящее время будет
диаволом наведено на Церковь Божию смущение и гонение. "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе
вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания,
которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса"
(2Тим.3:13-15).
Спустя некоторое время на правоверного царя Феодосия,
прозывавшегося Адрамитином4, восстал
воевода его, по имени Лев, называвшийся Кононом, родом исаврянин5.
Отняв у Феодосия власть царскую, Лев воцарился сам6.
Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца
Страница 1
Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца
Блаженный
Иоанн родился от благочестивых родителей, - от отца, по имени Саввы, и матери
Наталии, - в окрестностях великого города Устюга1,
в селе, носившем название Пухово и расположенном по ту сторону реки, называемой
Сухоною, где находился древний город Устюг. С юных лет он обнаружил
необыкновенное воздержание. По средам и пятницам он ничего не ел, а в прочие
дни питался только хлебом и водою, при чем ночи всегда проводил без сна в
молитве и всегда ходил с грустным и жалостным лицом, так что те. кто видел его,
думали, что он не в полном уме. Так блаженный отрок поступал всегда, и мать его
много раз убеждала его изменить такой образ жизни, говоря:
- Дитя мое, не изнуряй тела своего неупотреблением пищи;
такое суровое воздержание может причинить тебе болезнь.
- Не принуждай меня к этому, мать моя, - отвечал на это
отрок, - воздержание избавит меня от грехов.
- Какие же грехи, дитя мое, - спрашивала мать, - имеешь ты,
будучи в таких юных годах? Одна благодать Божия в тебе и никаких грехов мы не
видим у тебя.
На это отрок отвечал матери:
- Мать моя! перестань говорить такие слова, послушай, что
говорит Писание: пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен; без
греха - Один только Бог (Рим.3:10,23; 1Иоан.1:8, 9). И еще: пища и питие не
приблизят нас к Богу (1Кор.8:8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно
не стало врагом нашим.
Такими словами уговаривал блаженный Иоанн мать свою. Хотя
сам он был и неграмотен, но научен был данною ему благодатию Святого Духа, как
сказал пророк: "Войду в
размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою"
(Пс.70:15-16).
После сего отец блаженного из села Пухова переселился в
находившийся тоже в окрестностях Устюга город, по имени Орлец2,
на реку Юг и здесь скончался. Тогда мать его отправилась в бывший там монастырь
Живоначальные Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была
игумениею этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный
отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого3,
и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией.
После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в
город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее
Успения в церковной сторожке. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные
молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым и бегал по улицам,
чтобы не узнали его притворства. Отдыхал он обыкновенно на навозе и ходил
совершенно нагим, только на пояснице носил одно разорванное рубище. Но когда
случалось ему одевать на себя рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он
не мыл ее. Много терпел преподобной от легкомысленных людей оскорблений,
насмешек и побоев, постоянно терпел голод и жажду и при этом ни от кого ничего
не брал. Однажды вследствие зимнего холода он влез в сильно раскаленную печь,
лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько от этого не пострадал.
Кроме сего он исцелил от горячки жену одного князя, по имени Феодора,
прозванного Красным4, княгиню, по имени Марию.
Проведши так жизнь свою, блаженной Иоанн, узнав о своем
отшествии ко Господу, помолился о всем мире, оградил себя крестным знамением и,
легши на землю, предал святую душу свою в руки Божии. Это произошло в 1494
году, в 29 день месяца мая. Преподобный погребен был вблизи соборной церкви и
творит чудеса тем, кто с верою обращается к нему5.
Тропарь, глас 5:
Наготою телесною, и терпением обнажил еси вражия коварствия,
обличая неподобное его деяние, зельне стражда солнечный вар, и нуждныя великия
студени, мраза и огня не чул еси, Божиею помощию покрываемь, Иоанне премудре. О
верою творящих память твою честно и усердно притекающих к раце мощей твоих моли
избавитися от бед и падения избежати.
Кондак, глас 8:
Вышния красоты желая, нижния сладости телесное ядение
тщательно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, возлюбил еси ангельское
житие, преходя скончався Иоанне блаженне: с нимиже моли Христа Бога непрестанно
о всех нас.
1Великий Устюг, ныне уездный город- вологодской губернии,
находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга.
2Город Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке
Сухоны Юге.
3Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются
христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и
ради вечного своего спасения.
4Это был устюжский наместник, князь Феодор Красный.
5 Жители города Устюга обращались с молитвою к
блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу
царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских
чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и
разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с
древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование:
"Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф.
16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя
жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом
спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность
слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч
гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С
IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли
ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из
опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был
человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство
Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не
Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по
настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот
не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение
Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил
поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для
расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин
(память 21 мая) направил епископа ОсиюКордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь
Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился
созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов - представителей
христианских Церквей из разных стран.
Среди
прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и
носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие
светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
(память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
(память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский
Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом
Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за
чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на
заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа ЕвсевияКесарийского, он сказал:
"Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно
прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно
пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".
Арий,
имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было
опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской
Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария.
Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами.
Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил
Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он
часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.
В Никейском Символе святые отцы сформулировали
апостольское учение о Божественном достоинстве Второго
Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение
гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного
догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по
вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне
празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна
праздноваться христианами не в один день с иудейской и
непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в
325 году приходился на 22 марта).