Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы (ок. 270-275). Житие и страдание святого священномученика Лукиана (ок. 81-96). Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). В 1907 г. Императором Николаем II распущена Вторая Госдума России. В 1918 г. большевиками связан и с камнем сброшен в реку Туру епископ Гермоген, приближенный к Императорской семье и бывший друг Григория Распутина. В 1813 г. Россия и Англия заключили Рейхенбахскую конвенцию о союзе в войне против Наполеона. В 1915 г. началась третья битва за Львов между русскими и немецкими войсками. В 1611 г. закончилась оборона Смоленска 1609-1611 гг. Только после пятого штурма войскам польского короля Сигизмунда им удалось взять город. В 1444 г. Адрианопольским миром прекращена война между христианами и мусульманами Турции. В 1482 г. герцог Глостерский (будущий английский король Ричард III) возглавил английскую армию, н
В 1907 г. Императором Николаем II распущена Вторая Госдума России
В 1918 г. большевиками связан и с камнем сброшен в реку Туру епископ Гермоген, приближенный к Императорской семье и бывший друг Григория Распутина
В 1813 г. Россия и Англия заключили Рейхенбахскую конвенцию о союзе в войне против Наполеона
В 1915 г. началась третья битва за Львов между русскими и немецкими войсками
В 1611 г. закончилась оборона Смоленска
1609-1611 гг. Только после пятого штурма войскам польского короля Сигизмунда им удалось взять город
В 1444 г. Адрианопольским миром прекращена война между христианами и мусульманами Турции
В 1482 г. герцог Глостерский (будущий английский король Ричард III) возглавил английскую армию, направленную в Шотландию
В 1830 г. в Севастополе начался "чумной бунт" матросов, подавленный вскоре войсками
В 1886 г. в России принят новый фабричный закон, обязавший фабрикантов платить зарплату рабочим деньгами, а не продуктами, и ужесточавший наказание за участие в забастовках
В 1923 г. Русский патриарх Тихон заявил о лояльности к советской власти
В 1915 г. шеф одесских жандармов доложил о вскрытом заговоре, целью которого было проникновение в армию в качестве добровольцев 200 латышских большевиков
В 1904 г. в здании финляндского
Сената сыном бывшего сенатора Евгением Шуманом убит русский губернатор Финляндии генерал Николай Бобриков
В 1944 г. английский король Георг высадился на берегу Нормандии
Завтра, Воскресение, 17 Июня 2012 года (4 Июня 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1916 г. Русские войска захватили Черновцы (Буковина)
В 1909 г. в Финляндии прошла встреча кайзера Германии Вильгельма II и Русского Императора Николая II
В 1634 г. в селе Семлево на реке Поляновке Россия и Польша заключили мир, положивший конец русско-польской войне 1632-34 гг. (поляки отказались от притязаний на русский престол)
В 1709 г. Император Петр I прибыл в армию под Полтавой
В 1763 г. Императрица Екатерина
II издала манифест, запрещающий произнесение необдуманных речей, опасных для общественного спокойствия
В 1787 г. в ходе поездки по Югу России Екатерина II прибыла в Кременчуг
В 1794 г. Русские войска взяли Краков, центр восставших поляков
В 1813 г. Россия и Пруссия заключили перемирие с Наполеоном
В 1877 г. турецкие войска осадили Русскую крепость Баязет на Кавказе
В
1798 г. родился Александр Горчаков, Русский князь, министр иностранных дел России (1856-79 гг.), канцлер (1867-83 гг.)
В 1645 г. армия английского короля разбита революционными войсками у Нэйсби, что решило исход гражданской войны
В 1880 г. Русский офицер Александр Можайский подал прошение о выдачи ему патента на воздухоплавательный аппарат
В 1995 г. бойцы "Альфа" начали штурм больницы в Буденновске, которую захватили басаевские
бандиты
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы
Страница 1
Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы
Святой
мученик Лукиллиан, пострадавший во времена римского царя Аврелиана1,
сначала пребывал в языческом многобожии и даже был идольским жрецом, уже
достигшим маститой старости, украшенным сединою и почтенным видом. Жил он
недалеко от Никомидии2, служа в капищах скверным богам. Потом
благодатью Христа Бога нашего, желающего всем спастись и никому не погибнуть
(ср. 1 Тим.2:4), убедился он в обмане бесовском и языческом заблуждении, достиг
познания истины, уверовал в единого истинного Бога, Господа нашего Иисуса
Христа, отверг и презрел идолов, и обновилась в старости, как у орла, юность
его (Пс.102:5). Тогда возродился он святым крещением и всей мыслью и душой
вполне предался любви ко Христу.
Выяснял он и прочим язычникам суету и пагубу их нечестия,
наставлял на спасение и своим учением приводил ко Христу, так что для многих
был он примером обращения к Богу. Местные иудеи, видя, что Лукиллиан перешел из
идолопоклонства в христианскую веру и что многие, по примеру и учению его,
оставляли кумирослужение, присоединяются к христианам и принимают святое
крещение, исполнились гнева и ненависти. Люди, богоубийственные и лютые, они из
зависти оклеветали его и предали суду нечестивых; и был представлен раб Христов
для допроса правителю Никомидии Силвану. Правитель сильно принуждал старца
отречься Христа и возвратиться к идолослужению, но тот отказался повиноваться
ему. Тогда правитель исполнился ярости и повелел предать Лукиллиана различным
мукам: ему сокрушили челюсти, били нещадно палками, повесили вниз головой и
потом, после долгого и лютого мучения, ввергли в темницу. Там святой Лукиллиан
нашел четырех отроков, заключенных за Христову веру: Клавдия, Ипатия, Павла и
Дионисия. Радостно беседовал он с ними о Христе Боге и укреплял их к подвигу
мученическому, чтобы, помня вечное воздаяние на небесах, они не боялись
временных мук, не устрашались смерти для будущей жизни и не жалели цветущей
юности своей для Христа, уготовляющего им в Царствии Своем неувядающее
блаженство. Все вместе они молились Богу дни и ночи и утешали себя надеждою на
Христа. По прошествии довольно многих дней, святой Лукиллиан снова был
подвержен мучениям уже вместе с отроками, и с ними был брошен в раскаленную
печь. Но всемогущий Бог проявил над ними чудесную Свою милость, как некогда над
еврейскими отроками, ввергнутыми в печь вавилонскую (Дан.3): огонь обратился в
холод, пламя - в росу, и обильный дождь, пролившись свыше, окончательно охладил
всю печь, и вышли святой Лукиллиан и отроки невредимыми. Язычники, ослепленные
неверием и злобою, приписывали это преславное чудо Божие не Божией силе, но
волшебству христиан. Тогда неправедный судия осудил святых мучеников на смерть
и отослал их в Византию3, чтобы они там приняли казнь. Когда
они достигли Византии, четыре святых отрока, Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий
были усечены мечом, а святой Лукиллиан повешен на кресте, по всему телу
пригвожденный к нему гвоздями, и так предал дух Богу. Он был распят на кресте
иудеями, как это видно из третьей песни посвященного ему канона, где об этом
говорится таким образом: "Иуда предаде избавителя Христа древле
богоубийцам: ты же ныне беззаконным Иудеем предан был еси".
К их страдальческому
венцу присоединилась и святая дева Павла. Рожденная от христианских родителей,
она с юности питала в сердце горячую любовь ко Христу, соблюдала девство свое
Безсмертному Жениху и старалась быть достойной небесного чертога. Осиротев
после смерти родителей и обладая достатком, она обходила темницы и, покупая
себе у стражи золотом право входа, посещала узников, страдающих за Христа. Она
служила рабам Христовым, подавая им все необходимое от имения своего, томимым
голодом и жаждой приносила пищу и питье, нагим подавала одеяния, исцеляла
уязвленные и гниющие стругами тела мучеников, омывая, отирая, прикладывая
врачебные пластыри и обвязывая чистым полотном. Лобзая их раны, принятые за
Христа, она со слезами просила их молиться о ней Христу Богу, да не лишит Он ее
Своей милости. Эта избранная невеста Христова приходила и к святому Лукиллиану,
заключенному в Никомидии с отроками в темнице, и наслаждалась полезными
наставлениями его. Когда мучили святого и отроков она была свидетельницей
подвига их, и втайне сердца своего прилежно молилась о них Христу, да укрепит
Он рабов Своих и да подаст им мужество и помощь, чтобы претерпеть им муки до
конца, ради славы святого Его имени. Когда народ по окончании казней
расходился, она приходила на место мучений святых, собирала по земле
пролившуюся кровь их и хранила у себя, как святыню; когда вели старца и четырех
отроков в Византию на смерть она последовала за ними и служила им; когда же
святые отроки были усечены, святая дева взяла честные тела их и с благоговением
предала погребению. По кончине святого Лукиллиана и святых отроков, она
возвратилась в Никомидию и продолжала поступать так же. Нечестивые узнали, что
она христианка, взяли и привели на суд к тому же правителю Силвану, который,
видя, что она остается непокорной после многих льстивых и грозных увещаний,
повелел долго и немилостиво бить ее по обнаженному телу прутьями и палками,
когда же она от многих ран изнемогла телом, но не духом, ангел Господень явился
и исцелил ее; и возвратилось к мученице телесное здравие, и она явила себя еще
более смелой и мужественной в муках. Потом ее жестоко били по устам за то, что
она досадила мучителю укорительными словами. Затем ее ввергли в темницу, а
потом снова вывели на пытку и бросили в сильно раскаленную печь. Но она вышла
из печи без вреда, ибо для нее, как и для прежних святых мучеников, сила Божия
уничтожила силу огня, да не коснется невесты Христовой жгучее пламя. После же
всего этого мучитель осудил ее на смерть чрез усекновение мечом и отослал в
Византию, чтобы она приняла казнь там же, где скончался и святой Лукиллиан с
отроками. Отведенная на то место, где Лукиллиан принял за Христа крестную
смерть, мученица Христова усердно благодарила Бога, сподобляющего ее венца
мученического и общения со святыми. Помолившись прилежно Господу, она радостно
преклонила под меч свою девическую главу и приняла усечение. Так она перешла из
дольних в горные и вошла в небесный чертог, в радость Господа своего,
увенчанная от прелюбезнейшего Жениха своего, Христа, Господа нашего, двойным
венцом - девства и мученичества.
2 Никомидия - город малоазийской области
Вифинии на берегу Пропонтиды (Мраморного моря).
3Византия - мегарская колония, основанная в 658
г. до Р. X на европейской стороне Босфора, занимала господствующее положение на
узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным. В 330 г. Константин
Великий, после победы над Ликинием, перенес сюда столицу Римской империи, и Византия
стала называться Константинополем, Новым Римом.
Житие и страдание святого священномученика Лукиана
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Лукиана
Вспоминать
победы преславных мучеников над диаволом и слугами его и страдальческие деяние
подвижников Христовых значит возвещать славу Христа Бога нашего и проповедывать
силу Его, явленную в добрых подвигах мучеников, страдавших во славу пресвятого
Его имени. Христос Сам был победителем во всем, по слову Своему: "мужайтесь: Я победил мир" (Иоан. 16: 33), и сначала Один за всех
боролся с врагом. Святые мученики, после Него страждущие, будучи членами (Тела)
Его (1Кор.12:27), восполняют, по слову апостольскому, "недостаток скорбей Христовых"
(Кол.1:24) в плоти своей, и
поскольку они, подвизаясь за пресвятое имя Его, умирают непобежденными,
постольку в них Христос является победителем, ибо в них Он страдает как в
членах тела Своего, в них являет торжество Свое над супостатом и, прославляясь,
вместе с Собою прославляет и Свои члены, за Него страдавшие, то есть святых
мучеников, которые настолько ближе всех к Нему по славе, насколько были
подражателями Его в страданиях. Поэтому подобает и нам славить и ублажать
добрых воинов Христовых, учениями которых и примером мужественных подвигов
Церковь Христова сияет по всей вселенной; сами же они под алтарем, одетые в
белые одежды, собственною их кровью обагренные, Христовою же убеленные почивают
в блаженстве (ср. Мф.5:14).
К лику мученическому принадлежал и святой Лукиан; как только
божественная благодать омыла его банею крещения, тогда же можно было в нем
видеть, что он будет великим и преславным среди людей. Родители по плоти
назвали его Лукием, в честь великого проконсула Лукия: которого он вел род
свой; потом, благодатью Святого Духа и по обычаю святоотеческому, имя его в
крещении было переменено на лучшее. Наименованный родителями Лукием, то есть
блестящим, с умножением в нем Божиих дарований приобрел он совершеннейшее имя,
нарекшись Лукианом, что значит светлоявленный. Это было указанием, что в свете
новой благодати он будет светом миру о Господе (Мф.5:14). Родом он был
римлянин, благородного происхождения, но еще более облагородился вторичным
рождением христианским (Иоан.3:3), удостоившись усыновления вечному Царю. Был
он искусен в премудрости, научен греческому и римскому языку, но совершенную
премудрость приобрел от учения святого Апостола Петра; ибо к нему он
прилепился, сделался его учеником, и им был напоен небесною премудростью. Навык
он от него также нравам и трудам апостольским: после страдальческой кончины его
он посетил многие места Италии, рассевая семена слова Божия.
Лукиан уже достиг совершенства в премудрости Божией, когда
пришел в Рим наставляемый Богом святой Дионисий Ареопагит1,
желая посетить святых узников, Апостолов Петра и Павла, но уже не нашел их в
живых. Правил в то время престолом апостольским папа Климент2.
Дружественно и с великою честью принял он Дионисия ради святости его и ради
прежней долговременной между ними духовной любви во Христе, и Дионисий пробыл у
него немалое время; они утешались лицезрением друг друга, наслаждались
душеполезными беседами и укрепляли друг друга не только словами, но и примерами
добродетели. Однажды блаженный Климент, исполненный Духа Святого, сказал:
- О возлюбленный брат мой Дионисий! Видишь ли, как обильна
жатва Господня посева в язычниках и как мало делателей в слове проповеди Божией
(Мф.9:37). А так как ты вполне научен православной вере и достиг совершенства в
добродетелях христианского закона, то, - прошу тебя, - иди в Западные страны
для имени Господа нашего Иисуса Христа, как добрый воин Его ополчись против
врагов Господа нашего и побеждай их силою укрепляющего тебя Бога.
Святой Дионисий от всего сердца согласился на это, и тогда
блаженный Климент начал ему искать и собирать друзей, помощников и
сослужителей, благочестивых и премудрых, сияющих святой жизнью. Между ними
избрал он и святого Лукиана, поставил его епископом и подружил с святым
Дионисием, чтобы ему он был спутником и сподвижником в проповедании слова
Божия, прочим же - отцом в Духе Святом, учителем и наставником. Устроив так,
блаженный Климент приветливыми словами утверждал избранных, говоря:
- Идите, прелюбезные братия, идите, непобедимые воины
Христовы, и как Господь пребывал со святыми отцами нашими апостолами и с их
сподвижниками, так да пребудет и с вами, проповедниками Его святого имени: ибо
(многое и) неисчетное число народа из язычников будет вами приобретено для
Господа и введено в ограду Его.
После долгой беседы святой Климент сердечно простился с
ними, благословил и отпустил их с миром; они же пошли все вместе, и
проповедывали Христа сначала по всей Италии.
Когда они приближались к городу Тицину3,
блаженный Лукиан на одном месте, называемом Парма, благовествовал слово Божие
народу и отвращал его от суетного идолослужения. Местные жители, неверные и
чрезмерно усердные идолослужители, не вынося обиды, причиняемой богам их, и не
внимая благовестию слова Божия, не замедлили схватить святого Лукиана и,
причинив ему много оскорблений, ввергли его одного в народную темницу. Входя в
нее, блаженный с великим веселием воспевал: "Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей"
(Пс.85:11), и еще: "Утверди шаги мои на путях Твоих, да не
колеблются стопы мои" (Пс.16:5).
Так радуясь о Господе, святой муж пребывал в темнице как под кровом крыл Божиих
и, в полной надежде на защиту Христа, молился Ему так: "Выведи из темницы душу мою, чтобы мне
славить имя Твое" (Пс.
141:6) ибо меня ждут имеющие быть праведниками, - да чрез меня к Тебе,
Христе, Спаситель мира, обратятся те из язычников, которые предопределены к
вечной жизни (Рим.8:28). Такие и подобные моление возносил святой от всего
сердца, и молитва его, пройдя небо, была услышана Господом: ибо он просил,
чтобы не остаться ему на пути, лишенным сподвижников своих, с которыми он желал
идти на страдание и достигнуть туда, куда был послан. Не потому об этом молился
доблестный Христов воин, что боялся умереть за Господа своего, но он желал
сначала умножить Господу духовный плод, и потом, собрав обильную и
благополучную жатву, вместе с друзьями своими восприять венец мученический и
награду за труды свои. И вскоре получил он помощь Божию: некие христиане, узнав
об участи святого мужа, пришли ночью к темнице, движимые любовью ко Христу, и
каким только могли способом извели Лукиана из уз и доставили ему возможность
отправиться вместе со святыми друзьями его.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в
Москву (1606)
Страница 1
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия
из Углича в Москву (1606)
Перенесение святых мощей благоверного
царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича
в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по
выражению правителя Василия Шуйского, "уста лжущия
заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живыйизбеже (царевич) от
убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя
истинным царевичем Димитрием. Торжественно были
перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля,
"в приделе Иоанна Предтечи, идеже
отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых
мощей в том же 1606 году "составиша празднество
царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19
октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".