Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита (ок. 820-850). Память святых мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Страдание святого мученика Иоанна Нового (1526). Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815-820). Максимовская икона Божией Матери (1299). В 1800 г. Император Павел I издал Указ о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот (Указ отменен 18 марта 1801 г. Александром I.).
В 1900 г. умер живописец, мастер морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский (род. 17 июня 1817г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита
Страница 1
Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита
Мы знаем две страны с именем
Декаполиса1. Одна из них находилась в
Палестине, близ Галилеи2; о ней упоминает
святой Евангелист Матфей, говоря: "И следовало за Ним множество народа
из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана"
(Мф.4:25).
Именем
Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии3. Из этого-то последнего исаврийского Декаполя
и происходил преподобный Григорий4, учитель
сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных
лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к
упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в
чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая
Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства,
что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.
Когда
нечестивый император Лев Армянин5,
возобновив иконоборческую ересь, воздвигнул гонение на Церковь Христову, то
вместе с своим учителем Григорием и святым Иосифом Песнописцем6 в Византию7
прибыл в это время и сей преподобный Иоанн. Обходя город, они укрепляли
православных, увещая их твердо хранить и мужественно исповедывать святую веру
христианскую. Вскоре после этого Иосиф отправился в Рим8,
но по дороге был схвачен еретиками и заключен в темницу в Крите9. Преподобный же Григорий Декаполит скончался
в Риме после удаления Иосифа10.
Пребывая в
Византии, преподобный Иоанн подвизался, как и ранее, заботясь не только о своем
спасении, но и о спасении других людей.
По
прошествии нескольких лет, когда блаженный Иосиф, будучи освобожден из
заключения, возвратился в Византию, преподобный Иоанн уже отошел ко Господу11, дабы получить от Него награду за свои труды
и был похоронен руками Иосифа около гробницы отца своего именем также Иосифа.
Затем тело его было перенесено в другое место, о чем так сообщается в житии
святого Иосифа Песнописца:
- Войдя в
город, - говорится здесь, - Иосиф не застал в живых своего любезного
наставника, святого Григория Декаполита. Последний отошел уже ко Господу. Он
видел только ученика Григория, блаженного Иоанна, а по Григории долго плакал,
потому что не сподобился еще раз свидеться с ним. Он пребывал около его
гробницы вместе со святым Иоанном; но по прошествии некоторого времени отошел
ко Господу и Иоанн, и Иосиф похоронил его близ гробницы святого Григория. После
сего преподобный Иосиф переселился в другое уединенное и безмолвное место,
находившееся за городом недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого.
Поселившись здесь, преподобный Иосиф создал церковь во имя святителя Христова
Николая и в нее перенес мощи святых Григория и Иоанна.
Некоторые
утверждают, что сей преподобный Иоанн, ученик святого Григория Декаполита,
после преставления своего учителя удалился в Палестину, и здесь подвизался в
обители святого Харитона12, где и почил о Господе.
Но сие относится к другому святому с именем Иоанна, который действительно и
подвизался в обители святого Харитона в то время, когда эта обитель находилась
в цветущем состоянии13. Воспоминаемый же
ныне святой Иоанн жил спустя много лет после того Иоанна, в царствование
императора иконоборца Льва Армянина, когда в Палестине не было уже и обители
святого Харитона. Эта последняя была окончательно разорена магометанами в
царствование Константина и Ирины14, живших
за много лет до Льва Армянина; об этом разорении упоминается в повествовании о
страдании преподобных отцов, избиенных в обители преподобного в суккийской
обители святого Харитона, "Ветхой Лавре". Память святого Иоанна
ветхопещерника совершается 19-го апреля.
1
Декаполис - десятиградие, союз нескольких городов.
2
Галилея (область, округ) - страна, лежавшая на севере Палестины. Границами ее
были: на севере - Сирия и горы ливанские, на западе - Финикия, на востоке -
река Иордан и на юге - Самария. Галилея делилась на верхнюю (или северную) и
нижнюю (или южную).
3
Исаврия - южная гористая часть Ликаонии, - малоазийской области.
Память святых мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана
Страница 1
Память святых мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана
В то время, когда нечестивый
император Диоклитиан1 воздвиг на
христиан жестокое гонение, был схвачен и подвергнут без милосердия мучением
святой Георгий2. Во время мучений силою
Божиею святой Георгий творил дивные чудеса, видя которые многие из язычников
уверовали во Христа. Но уверовавшие немедленно подвергались мучениям от рук
нечестивых, причем одни из них отсылались в темницы, другие были сожигаемы
огнем, третьи - усекаемы мечем. Из числа таковых-то и были сии святые мученики:
Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. Они, увидавши святого Григория
привязанным к колесу (которое должно было терзать его тело) и не потерпевшим от
того никакого вреда, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, за что мучители
немедленно и отсекли им головы3.
1
Император Диоклитиан управлял римскою империею с 284 г. по 305 г.
2
Разумеется святой великомученик Георгий, бывший первоначально языческим
военачальником и любимцем императора Диоклитиана. Честная кончина сего святого
мученика последовала в Никомидии в 303 г. Память его - 23 апреля.
Родиной блаженного Иоанна был город
Иоаннина1 находившийся в греческой области,
именовавшейся Эпиром2. Некогда этот город
был местом постоянного пребывания греческого царя Пирра3.
Родители святого Иоанна были благочестивые христиане. Оставшись после их смерти
в юных летах сиротою, Иоанн пришел в Константинополь, с намерением трудами рук
своих добывать себе здесь необходимые средства к жизни. Он имел здесь так же,
как и прочие ремесленники и торговцы, место на общественной площади и таким
образом содержал себя своим ремеслом, имея достаток во всем необходимом. Бог
споспешествовал ему во всех делах его, так как он проводил добродетельную жизнь
и строго исполнял закон Божий. Жителями Константинополя он был прозван
"Эпиратом", так как был родом из Эпира.
В то время
Константинополь уже находился под властью мусульман4,
исповедывавших магометанскую веру. Многие и из христиан, соблазнившись
магометанским нечестием, уклонялись в магометанство; в особенности же много
было ремесленников и купцов, ранее исповедывавших христианскую веру, но потом
перешедших в магометанство.
Истинному
христианину, блаженному Иоанну и пришлось жить среди таких-то людей. Со всех
сторон его соседями по торговле были отвергнувшиеся от Христа и
присоединившиеся к магометанству отступники; Иоанн часто открыто с ними
препирался, изобличая их отступничество, так как это был юноша разумный, смелый
в речах, говоривший за истину без страха. За всё это соседи Иоанна стали
ненавидеть его. Они были недовольны также и тем, что видели преуспеяние в
торговых делах святого. Так как Иоанн приобретал всё более и более успеха в
делах торговых, то прочие торговцы и ремесленники стали ему завидовать и начали
замышлять, какое бы возвести на него обвинение, дабы погубить его. Блаженный же
Иоанн, видя замышляемые против него козни, не устрашился их, но еще сильнее,
всею душою, возжелал пострадать за истину Христову.
И вот
отправившись однажды в Великую пятницу5 к
своему духовному отцу, - константинопольскому протопресвитеру, он исповедал ему
свои грехи, а также сообщил ему о вражде злобствовавших на него и искавших его
погибели соседей, передал также и о своем желании пострадать за Христа и просил
от духовного отца своего полезного совета и утешения. Видя молодые годы
святого, протопресвитер не советовал ему отдаваться на мучение, сказав ему:
- Чадо,
исследуй прежде внимательно, не внушен ли тебе диаволом таковой помысл: ведь
диавол многих людей возбуждал к мученичеству, намереваясь предать их на
посрамление всему миру, после того как они не в состоянии были перенести
мучений и отпадали от веры.
Святой же
Иоанн отвечал ему:
- Я
надеюсь на Христа моего и твердо верую, что Он не отдаст меня на поругание
врагам моим, но укрепит меня Своею силою, дабы я был в состоянии победить силу
вражью.
- Чадо, -
сказал на это протопресвитер, - в слове Божием сказано: "дух бодр,
плоть же немощна" (Мф. 26:41). То дело, на которое ты идешь, требует
большого приготовления, требует непрестанного поста и молитв; когда ты
очистишься подвигами поста и молитвы от всякого греха, тогда Бог Сам скажет
тебе, как поступать тебе, ибо Бог обычно вселяется в чистых душах. Итак,
возлюбленный, внимай себе и иди с миром, а я буду молить Бога, дабы Он сохранил
тебя от всех твоих видимых и невидимых врагов, - от людей и бесов, и дал бы
тебе победу над ними.
Сказав
это, протопресвитер с миром отпустил юношу.
На
следующий же день утром блаженный Иоанн снова с светлым лицом и радостным духом
явился к своему отцу духовному и сказал ему:
- Честный
отче! В минувшую ночь я видел себя во сне стоящим посреди пламени, и не
опаляемым, но веселящимся и ликующим, подобно трем отрокам в вавилонской печи
(Дан.3). Итак я надеюсь, что замышляемое мною дело с помощью Всевышнего дойдет
до благополучного окончания. Я умоляю и тебя, честный отче: подкрепи меня
своими молитвами!
Отец
духовный на это сказал ему:
- Да
укрепит тебя, чадо, Бог победить адского волка, - я разумею невидимого змия, -
и да сподобит Он тебя увенчаться мученическим венцом
Укрепив
многими и другими ласковыми речами юношу на его подвиг, протопресвитер отпустил
его, обещая молиться за него Богу.
Когда,
блаженный Иоанн пришел на рынок к своей лавке, то ненавистники его, наперед составивши
план его погибели, стали говорить друг к другу:
Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия
Страница 1
Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия
Святитель и исповедник Христов Косма
происходил из города Константинополя1. С юных
лет возлюбив Христа, он оставил этот суетный мир и постригся в монахи. Проводя
строго подвижническую жизнь и достигнув совершенства во многих добродетелях,
святой Косма сделался обителью Святого Духа.
Впоследствии
святой Косма был назначен епископом в город Халкидон2.
В сане епископа он усердно защищал православное учение, которое гонимо было в
это время еретиками-иконоборцами.
Еретики-иконоборцы
неоднократно принуждали святого не поклоняться святым иконам. Но он мужественно
защищал православное учение и не подчинялся еретикам.
За свою
твердость в православии святой перенес много мучений от гонителей и был сослан
в заточение. Вызванный из заточения и снова понуждаемый к непочитанию икон,
святой Косма вновь оказал твердость в православии. За это он был опять
подвергнут многочисленным мучением и огорчениям, которые разделял с ним и
преподобный Авксентий3. Среди этих огорчений
святой Косма и принял блаженную кончину4.
1
Константинополь - знаменитый в древности город - столица Византийской империи,
ныне г. Стамбул в Турции. Константинополь расположен на берегу Босфора -
пролива Средиземного моря и славился в древности своею образованностью и
торговлею.
2
Халкидон или, правильнее, Калкедон - первоначально мегарская колония на берегу
Пропонтиды (Мраморного моря) при входе в пролив Босфор, основанная за 2 или 3
века до Р.Х., - затем один из главных городов Вифинии - малоазийской области. В
истории христианской церкви Халкидон замечателен как место IV Вселенского
собора, созванного в 451 г., при императоре Мариане, для обличения ереси
монофизитской (признававшей в Иисусе Христе только одно естество - божеское). -
В настоящее время на месте древнего Халкидона находится небольшая турецкая
деревушка Кодикиой.
3
Память его совершается в тот же день. Упоминаемого здесь Авксентия не следует
отождествлять с преподобным Авксентием, память которого празднуется 14 февраля.
Этот последний Авксентий подвизался на горе Оксии близ Халкидона иприсутствовал на IV Вселенском соборе.
Скончался он ок. 470 г.
4
Кончина святого Космы последовала в начале IX в. (ок. 816 г.) при
императоре-иконоборце Льве (V-м) Армянине (царствовавшем с 813 г. по 820 г.
Максимовская
икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму,
митрополиту Владимирскому (+ 1305, память 6 декабря). На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и
митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из Ее рук святительский
омофор. Икона написана в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму,
когда он прибыл во Владимир из Киева. В видении Божия
Матерь вручила ему омофор со словами: "Раб Мой Максим, хорошо, что ты
пришел посетить Мой город. Приими этот омофор и паси
во граде Моем словесные овцы". Когда святитель проснулся, на его руках
лежал омофор. Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на
перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией,
хранился в Успенском соборе во Владимире 112 лет. В 1412 году, во время
нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием,
замученным татарами.