Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия, Память (796). Страдание святой мученицы Фотины (ок. 66). Страдание святых мучениц Александры и Клавдии (310). Память святого Никиты Исповедника (IX). Преподобномученик Евфросин Синеозерский, Новгородский (1612). В 1155 г. Великий Князь Юрий Долгорукий (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157) вступил в Киев, в результате победы в междоусобной войне над Ростиславом Мстиславичем (Великий Князь Киевский 1154-1155,1159-1161,1161-1168). В 1613 г. Русский крестьянин Иван Сусанин, совершив подвиг, спас жизнь Царю Михаилу Романову. В 1809 г. родился Русский писатель Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (умер 21 февраля 1852 г.).
В 1155 г. Великий Князь Юрий Долгорукий (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157) вступил в Киев, в результате победы в междоусобной войне над Ростиславом Мстиславичем (Великий Князь Киевский 1154-1155,1159-1161,1161-1168)
В 1613 г. Русский крестьянин Иван Сусанин, совершив подвиг, спас жизнь Царю Михаилу Романову
В 1809 г. родился Русский писатель Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии
(умер 21 февраля 1852 г.)
Завтра, Вторник, 3 Апреля 2012 года (21 Марта 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия, Память
Страница 1
Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия, Память
Во дни святейшего патриарха
иерусалимского Илии, который был вторым патриархом того же имени во святом
городе Иерусалиме, уже находившемся тогда во власти агарян (а в Царьграде в то
время царствовали Константин и Ирина), возникло у агарян междоусобие, сильно
разорявшее страну: варвары, воюя между собою, опустошали не только села, но и
города, как Елевеерополь, Аскалон, Гаэу, Скарифию и другие. Нападая врасплох,
они, если и не убивали всех людей, однако грабили всё имущество и умерщвляли
тех, кто им сопротивлялся; устраивая засады по дорогам, они схватывали
прохожих, били, ранили их и грабили у них всё до последней рубашки; хорошо еще
было, если отпускали живым раздетого, избитого и израненного путника. Тогда и
святой город Иерусалим находился в большом страхе; туда стекались жители
окрестных городов и сел; они охраняли стены и готовились отразить
разбойнические набеги варваров.
В то время и славная обитель
святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться,
но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также
претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене
Василии преподобном угождали Богу постническим житием.
Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений
они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру,
спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где
первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не
страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили:
- Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук
варварских, - если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на
убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души.
Примем - говорили они друг другу, - полезное от руки Владыки нашего, не
возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили
нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И
не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто
может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Хорошо видеть
удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо
видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми
и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол,
боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был
побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно
прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой -
защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердьшею, домом прибежища, чтобы
спасти меня» (Псал. 30:3).
Не имеем мы броней и шлемов, не
имеем щитов, чтобы отразить вражеские стрелы, но у нас есть духовное оружие
любви, броня надежды, "щит веры и шлем спасения" (Ефес.6:16)
которыми вооружимся. Нет у нас полков воинских, которые защищали бы нас от
врагов: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет"
(Пс.33:8) нас; "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение"
(Флп.1:21). Ведь не любовь и пристрастие к временной жизни убедило нас войти в
эту пустыню! Зачем мы поселились в этом пустьшном месте? разве не из любви ко
Христу? Если мы здесь будем убиты, то будем убиты за Христа, ради Которого
живем здесь.
Такими словами они утешали и
ободряли друг друга и, поручив свои тела и души Богу, оставались в лавре. Еще и
другая весьма уважительная причина удерживала их: жившие вокруг их соседи
питали вражду к тому святому месту и ничего так не хотели, как видеть лавру
святого Саввы разоренной, место это пустым, не населенным монахами; если бы
братия покинула на некоторое время лавру, то враги тотчас бы пришли, сожгли
церковь и келлии и сравняли бы всю обитель с землею. Чтобы этого не случилось,
святые отцы и остались в лавре. И не были они словно трость, ветром колеблемая,
но как столпы, основанные на камне, непоколебимые от ветра и бурь находивших искушений;
не только ради обороны стен они не выходили из лавры, но более того, ради славы
Христа Господа, прославленного некогда и прославляемого и во дни их на том
месте.
Так продолжали жить те святые отцы
в лавре, и Вышний Защитник по молитве преподобного отца нашего Саввы соблюдал
их невредимыми от варваров, пока не пришел час Его святой воли. Действительно,
хотя варварские полчища, идя из Аравии или откуда-либо еще мимо того пустынного
места к своему стану, много раз поворачивали к обители, но не причиняли
никакого зла, а только требовали пищи; яростно смотрели они на иноков, скрежеща
зубами, но против воли Божией не могли сделать зла Божиим рабам и, взяв пищу,
сколько ее могло найтись в обители, они уходили в свои места, а вместо
благодарности хвалились когда-нибудь разорить лавру и опустошить эту местность.
Однажды какое-то варварское
полчище, желая привести в исполнение задуманное ими злое дело, пошло было к
лавре, чтобы разграбить и разорить обитель; но случайно близ святого Вифлеема
встретилось оно с войском, которое было поставлено там на случай варварского
прохода; произошла битва, варвары были разбиты и обращены в бегство, так что
едва кто из них остался жив, как потом узнали. Другой раз другое полчище с тем
же злым намерением направилось из своего стана к лавре; но пришедши в какое-то
селение, бывшее неподалеку от лавры, варвары нашли много вина, спрятанного под
хворостом; они напились, затеяли между собою ссору и многие убили друг друга до
смерти; так замысел их разрушился, и полчище разошлось.
В царствование римского
императора Нерона2 воздвигнуто было на христиан жестокое
гонение, и после мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и
Павла разыскивали тех, кто научен был ими вере во Христа. В это время святая
Фотина, проживая в африканском городе Карфагене3,
вместе с сыном своим Иосиею безбоязненно проповедывала Евангелие Христово.
Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне,
которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением
императора назначен был начальником над войсками в город Атталию4
с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель
города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:
- Воевода, я достоверно знаю, что
ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею - последователи Петра, а
посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить
душу свою.
- Я горю желанием исполнять волю
небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, - отвечал на это Виктор, -
а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.
Тогда Севастиан, сказал Виктору:
- Как искреннему другу, советую
тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием
исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь
подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и
себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от
себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к
отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога
вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым
мучениям.
- Никогда я этого не сделаю, -
отвечал Виктор, - и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы
подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать
матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но
я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.
На это Севастиан сказал ему:
- О, Виктор! все мы хорошо знаем,
какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.
После этих слов лицо Севастиана
вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих,
при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги,
подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного
слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:
- Один христианский Бог есть Бог
истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, -
крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме
веры христианской.
Вошедши к Севастиану, Виктор
спросил его:
- Отчего так неожиданно произошла
в тебе такая перемена?
- Любезнейший Виктор, - отвечал
Севастиан, - меня призывает к Себе Христос твой.
Виктор тотчас же наставил его в
вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и
прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились,
как-бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же
болезни, и тоже крестились.
Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор,
начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан,
исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их
проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген
Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император
воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на
суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время
атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).Ябуду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся
при нем».
Виктору же Он сказал:
- С этого дня Фотин5
будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.
Укрепил Христос на предстоящие
страдания и Севастиана такими словами:
- Блажен тот, кто совершит свой
подвиг до конца6. Господь сказал эти слова и взошел на
небо.
Сии святые мученицы
пострадали в царствование нечестивого Максимиана1,
который воздвиг на христиан такое жестокое гонение, что верующие во Христа, не
исключая никакого возраста, предавались разнообразным мучениям. Так как и
правитель города Амиса2, где
жили эти святые девы, поступал так же, то они были схвачены и приведены к нему.
На допросе они объявили себя христианками и самого правителя назвали жестоким и
бесчеловечным. Посему по повелению последнего их сперва раздели и били палками,
потом отрезали им сосцы, после чего, повесив, строгали их по телу до тех пор,
пока не обнажились их внутренности, и, наконец, бросили в раскаленную печь, где
они и предали души свои в руки Господа3.
Святой
Никита был архиепископом города Аполлониады. Он отличался благочестием,
милосердием и глубоким знанием Священного Писания. Во время гонения от
иконоборцев, его тщетно старались принудить не воздавать почитание святыми
иконами. Он был сослан в заточение, где и окончил свою жизнь в царствование
Льва Армянина.
Преподобный
Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, родился в Карелии
близ Ладожского озера. В юные годы он жил при Валаамском монастыре,
затем переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел
в одну из Новгородских областей - в Бежецкую пятину.
Он стал причетником в селе Долосском в
20 верстах от города УстюжныЖелезопольской. Пострижение преподобный
принял в Успенском Тихвинском монастыре. В 1600 году он начал
пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера. Поставив крест и
выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только дикими
растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при
нем жить. В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни
спасалось от разбоя множество людей. Однажды преподобный
Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие
не поверили ему. "Почему же ты не уходишь от этого святого места?" -
спрашивали они. Старец отвечал: "Я пришел сюда умереть ради Христа".
Кто послушался святого и ушел из обители, спаслись, а те, кто остались, все
погибли жестокой смертью. Среди насельников обители был и инок Иона.
Устрашенный прозрением преподобногоЕвфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный
Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность
пребывать в обители до смерти. "Брат Иона, - говорил преподобный, - зачем
допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать
мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову,
данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело -
мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей".
После
этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве. На следующий день, 20
марта, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из
келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: "Старец,
отдай нам имение монастыря". "Все имение этого монастыря и мое - в церкви
Пречистой Богородицы", - ответил преподобный,
разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул
меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея
была перерублена до половины, и святой старец пал на землю мертвым. Когда
поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца
преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему
голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе спреподобным в обители остался также один благочестивый
крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков
он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и
узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобногоЕвфросина. Тело
преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока
Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители
был возведен строителем Моисеем новый храм во Имя Пресвятой Троицы и колокольня
с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта 1655 года
мощи преподобного ЕвфросинаСинозерского
были перенесены строителем Ионой под колокольню.