Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского (1156). Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского (432). Страдание святого мученика Павсилипа (ок. 117-138). Память святых Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия (I). Преподобный Руф Печерский, затворник (XIV). Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры (XVII). Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская (1654). В 1894 г. в немецком г. Кобурге были помолвлены Великий Князь Николай (будущий Император Николай II) и Княгиня Александра (будущая Императрица Александра Феодоровна). В 1783 г. Крым присоединен к России. В 1946 г. на Пасху, после "пленения", была открыта Троице-Сергиева Лавра, где молящиеся вновь могли приложиться к святым мощам прп. Сергия Радонежского.
В 1894 г. в немецком г. Кобурге были помолвлены Великий Князь Николай (будущий Император Николай II) и Княгиня Александра (будущая Императрица Александра Феодоровна)
В 1783 г. Крым присоединен к России
В 1946 г. на Пасху, после "пленения", была открыта Троице-Сергиева Лавра, где молящиеся вновь могли приложиться к святым мощам прп. Сергия Радонежского
Завтра, Воскресение, 22 Апреля 2012 года (9 Апреля 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Три четверти века православной России навязано было отмечать рождение "вождя мирового пролетариата" антихриста Ленина, который принес русским людям лишь неисчислимые страдания и горе
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского
Блаженный Нифонт был иноком святого
Печерского монастыря в то время, когда над монастырем этим начальствовал игумен
Тимофей1. Живя в монастыре, святой Нифонт
преуспевал в молитве, посте и всех прочих добродетелях, стараясь подражать во
всем жизни великих угодников Божиих.
Когда
блаженный Иоанн, епископ новгородский, после двадцатилетних трудов своих по
управлению паствою, ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в
монастырь2, - тогда сей блаженный Нифонт,
уже просиявший лучами добродетелей своих по всем странам, по воле Божией был
избран всеми на епископский престол новгородский и был рукоположен во епископы
в Киеве3 митрополитом Михаилом4.
Взойдя на
престол, быв поставлен как светильник на свещнике, святой Нифонт еще более
просиял своими усердными заботами о благоустроении Церкви православной; он
заботился об умножении славы Божией и ревновал о благополучной жизни своих
словесных овец, как временной, так и вечной. Заботясь об умножении славы
Божией, преподобный своим усердием заложил посреди Новгорода каменную церковь в
честь Пресвятой Богородицы, которую, при помощи Божией, вскоре и создал; кроме
того, он украсил иконописью престольную новгородскую церковь в честь святой
Софии, а крышу ее покрыл оловом5. Заботясь
же о благополучном земном жительстве своих словесных овец, этот архипастырь
отличался, например, такими добродетелями: если среди православных начиналось
какое-либо междоусобие, он всячески старался примирить их. Так, когда однажды
преподобный узнал, что киевляне и черниговцы, собрав много воинов и придя к
Новгороду, хотели идти на него войною, то он тотчас, взяв с собою вельмож
новгородских, пошел к ополчившимся на брань и при помощи Божией заставил их
положить оружие6. Подобно этому и в других
случаях преподобный заботился о мирном житии людей Божиих, ревнуя о
благополучии временной жизни их.
Но еще
больше заботился преподобный о вечной жизни своих словесных овец. Помня слова
Господа, сказанные Им о Боге Отце, что заповедь Его есть "жизнь вечная"
(Иоан.17:2), преподобный Нифонт всегда поучал православных - не удаляться от
закона Божия и церковного предания, чтобы не лишиться вечной жизни; тех же, кто
удалялся от закона Божие и творил грехи, преподобный обличал, предсказывая
таким людям погибель за их грехи, проповедуя "во время и не во время,
обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и научением"
(2Тим.4:2), по повелению Апостола.
Эта
великая ревность архипастыря о спасении душ своих чад видна из следующего
обстоятельства. - После того как новгородцы изгнали своего князя Всеволода
Мстиславича7, на княжение к ним пришел,
призванный ими, Святослав Ольгович, женившийся противно церковным канонам.
Тогда блаженный сей архипастырь не только не венчал этого князя, но и всему
клиру своему запретил видеть то беззаконное венчание (князь тот был повенчан
священниками, пришедшими вместе с ним). Преподобный Нифонт8
дерзновенно обличал князя того за его преступление, ревнуя псалмопевцу,
сказавшему: "буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не
постыжусь" (Пс. 118:46).
Велика
также была ревность сего архипастыря, когда он старался предохранить от
преступления самую Церковь русскую, что случилось при следующих
обстоятельствах.
Когда
скончался митрополит киевский Михаил 2-й, от которого принял рукоположение во
епископа святой Нифонт, то великий князь киевский Изяслав Мстиславич9 на его место избрал Климента философа,
бывшего тогда черноризцем и принявшего схиму. Не желая посылать за дальностью
расстояние Климента для рукоположения во епископа в Константинополь, князь тот
собрал для этой цели собор из русских епископов. На этом соборе были: Онуфрий
черниговский, Феодор белгородский, Евфимий переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор
владимирский, святой Нифонт новгородский, Мануил смоленский, Иоаким туровский,
Козьма полоцкий. Когда собор начал свои заседания, блаженный Нифонт много
говорил о том, что сами русские епископы ни в каком случае не могут избирать
себе митрополита без благословения константинопольского патриарха; он
дерзновенно заявил во всеуслышание всего собора, что это противно преданию
святой православной восточной Церкви, которая просвещена святым крещением от
престола константинопольского, соделавшего нас таким образом, сынами Божиими,
сынами Востока, посетившего нас свыше; и первый митрополит киевский, Михаил,
был поставлен оттуда же (из Константинополя); с тех пор было постоянным
правилом митрополиту киевскому принимать благословение на постановление от
константинопольского патриарха.
Говоря
это, преподобный Нифонт дерзновенно увещевал сынов российских не уклоняться
своим противлением от усыновления Востоку и вместе с тем Богу, потому что,
говорил он: "приходит гнев Божий на сынов противления"
(Ефес.5:6).
Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского
Страница 1
Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского
Сей преподобный был епископом города
Рима при императоре Феодосии Младшем1. Он
отличался высоким совершенством в жизни и слове, почему и удостоился избрания
на епископскую кафедру Рима после того, как скончался папа Зосима и после него
блаженный Вонифатий, преемник Иннокентия Великого2.
Говоря и поступая во всем согласно Апостольскому преданию, Келестин своими
посланиями низложил нечестивого Нестория, в чем ему содействовал и блаженный
Кирилл3. Составив множество и других
достойных памяти словесных наставлений, он мирно скончался, переселившись в
вечную блаженную жизнь, и торжествует в сонме Апостолов и отцов4.
1
Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 год.
2
Здесь, очевидно, ошибка. Папа Иннокентий I занимал римскую епископскую кафедру
с 402 по 417 г., а за ним следовали: Зосима, с 417 по 418 г., Бонифаций I с 418
по 422 г. и Келестин с 422 по 432 г.
3
В 430 году после помесного римского собора, осудившего Нестория, Келестин
написал архиепископу александрийскому Кириллу послание, в котором было сказано,
что если Несторий чрез 10 дней после получения этого послания не признает веры,
содержимой в Риме и Александрии, то будет низложен и отлучен. В тоже время
Келестин послал послание Константинопольской церкви и архиепископу
антиохийскому Иоанну, в которых обличал заблуждение Нестория и извещал о том
осуждении, которое будет произнесено, если Несторий будет упорствовать. Кириллу
же Келестин поручил привести этот приговор в исполнение, как уполномоченному
римского епископа.
4
Кончина преподобного Келестина последовала в 432 году.
Святой мученик Павсилип пострадал
при императоре Адриане1 в то время, когда
Евтропийскою провинциею управлял префект Луций2.
Сперва святой был приведен к императору и объявил себя христианином, за что
избит был железными палками. После сего его отдали на суд префекту Прецию,
который долго склонял его принести жертву идолам и, не успев в этом, велел заключить
его в оковы и усечь мечем. Когда святого мученика вели на казнь, то он разорвал
оковы и убежал от стражей. Преследуемый ими, он молился, чтобы Господь принял
дух его. И случилось по молитве святого: во время бегства он скончался. Тогда
пришли христиане и с почестями, воспевая псалмы и священные песнопения,
торжественно похоронили святое тело его.
2
Здесь евтропийский префект неверно назван вместо европейского. Провинция Европа
находилась во Фракии, в северо-восточной части Балканского полуострова.
Память святых Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия
Страница 1
Память святых Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия
Святой Апостол Иродион1, - родственник по плоти святого Апостола
Павла, - происходил из киликийского города Тарса2.
Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же
поставлен во епископа города Патары3. В
сане епископа святой Иродион деятельно распространял учение христианское среди
еллинов-язычников. Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко
Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с
идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам;
при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него
камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого
ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители
оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом
немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым
первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам
послание из Коринфа4, приветствует в этом
послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром:
"Приветствуйте Иродиона, сродника моего" (Рим.16:11). Когда же
святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует
Метафраст, вместе со святым Олимпом5 и
многими другими верующими, был усечен мечем6.
Святой
Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний
Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во
Антиохию, "один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что
по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии"
(Деян.11:27-28). В Кесарии7 святой Агав
предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме:
"пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе
руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в
Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян.21:11). Святой
апостол Агав проповедывал Христа в разных странах и многих из язычников обратил
к вере Христовой.
Святой
Апостол Руф, которого приветствует Апостол Павел в послании к Римлянам такими
словами: "Приветствуйте Руфа, избранного в Господе" (Римл.
16:13), был епископом города Фив8, в
Греции.
Святой
Апостол Асинкрит, упоминаемый в том же послании Апостола Павла к Римлянам
(Рим.16:14), был епископом в Гиркании, - области Малой Азии.
Святые
Апостолы Флегонт и Ермий9, упоминаемые в
том же послании, были епископами: первый в Фракийском городе Марафоне, а второй
в Далмации10.
Все сии
упомянутые Апостолы от семидесяти много подвизались, благовествуя Евангелие
Христово по всей вселенной и приводя ко Христу многих язычников. В разное время
почти все они были подвергаемы различным мукам со стороны как иудеев, так и
еллинов, и, приняв венец мученический, со славою отошли ко Господу.
Кондак,
глас 2:
Явистеся
Христовы ученицы и Апостоли всечестнии, Иродионе славне, Агаве и Руфе,
Асинкрите, Флегонте со Ермом: присно молитеся Господеви, подати нам согрешений
прощение поющым вас.
1
Святой Апостол Иродион, как и прочие пять Апостолов, воспоминаемые ныне,
принадлежат к числу 70-ти Апостолов Память всех 70-ти Апостолов совершается св.
Церковью 4 января.
2
Тарс - большой в древности город, находившийся в малоазийской области Киликии.
Остатки этого города сохранились и теперь.
3
Патары - ныне Патрас - большой торговый город в королевстве греческом на берегу
патрасского залива.
4
Коринф - знаменитый в древности город древней Греции, лежавший в юго-восточном
углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морем. В настоящее время на
месте древнего Коринфа существует местечко Куронто с 5,000 жителей. - Послание
к Римлянам написано Апостолом Павлом яз Коринфа в 58 г.
5
Святой Олимп или Олимпик - один из 70-ги Апостолов. Память его 4 января.
6
Кончина святого Апостола Иродиона последовала ок. 67 г.
7
Кесария палестинская - город на восточном берегу Средиземного моря, построенный
царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь
кесаря Августа.
8
Фивы - главный город греческой области Беотии.
9
Воспоминаемого ныне святого Апостола от 70-ти по имени Ерма, бывшего епископом
во Фракийском городе Филиппополе. Память сего последнего совершается св.
Церковью 4 января.
10
Далмация - южная часть Иллирии, граничившая на севере с Паннонией, на западе с
Италией и Адриатическим морем.
Подвизался в Киево-Печерском
монастыре в XIV веке. Он отличался послушанием и прославляется, как образец
постников и трудолюбцев. Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Преподобномученики
отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000,
приняли мученическую кончину в Грузии за исповедание христианской веры в начале
XVII века, при шахе Аббасе I. Погребены были святым
царем Арчилом II (память 21 июня) в храме Давидо-Гареджийской обители.
Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская (1654)
Страница 1
Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская (1654)
Святая икона Божией Матери Одигитрия,
именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар
свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах. Население города в этой
беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один
благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам
собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и
поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней одним
благочестивым иноком, во время которых жители Шуи постились и совершали
усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Тайн, они во главе со
священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая
язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и
эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок
Иаков и многие другие больные.