Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Собор святого архангела Гавриила. Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского (304). Житие преподобного отца нашего Малха (IV). Память 26-ти мучеников Готских (ок. 375). Житие преподобного отца нашего Василия Нового (X).


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Новости сайта "Жизнь Вечная" Monar.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Сайт Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Воскресение, 8 Апреля 2012 года (26 Марта 2012 по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:

    Завтра, Понедельник, 9 Апреля 2012 года (27 Марта 2012 по ст. ст.)
    Русская Православная Церковь отмечает память святых:
    События Русской истории:
    • В 1111 г. Князь Владимир Мономах одержал победу над половцами на р. Салнице
    • В 1462 г. скончался Вел. князь Василий II Васильевич (Темный). На престол вступил Иоанн III Васильевич
    • В 1793 г. произошло присоединение к Российской Империи древних русских земель Волыни, Подольской и Минской губерний
    • В 1795 г. были присоединены Курляндия и Семигалия






    Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны! Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru, либо временно отключать отображение картинок в браузере.

    Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

    Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

    Собор святого архангела Гавриила

    Страница 1


    Собор святого архангела Гавриила

    На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: "Я Гавриил, предстоящий перед Богом" (Лк.1:19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, - подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.

    Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: "Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его" (Откр.1:4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

    Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов - Михаила, но второго за ним Гавриила, - тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил - победитель супостатов; Гавриил - вестник Тайн Божьих; Рафаил - врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил - прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил - раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

    Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению - извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит "крепость Божия", также "муж-Бог". Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, - совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, - напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: "И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска" (Ис.8:3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж - Бог, Крепкий Бог. И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл2, патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:

    - Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж - Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж - Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: "Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" (Иер.31:22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.


    Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского

    Страница 1


    Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского

    В царствование нечестивых римских царей Диоклитиана и Максимиана1, во время воздвигнутого ими на христиан жестокого гонения, верующие, подъемля на себя различные подвиги, с усердием принимали налагаемые на них за Христа мучителями страдания, взирая на вечное воздаяние. В сие время в Сирмии2, городе Паннонии3, епископом был муж молодых лет, но совершенный в православной вере и в законе Господнем. Имя ему было - Ириней. Ради любви ко Христу претерпевая множество гонений, он за исповедание Христово сподобился получить заслуженный венец победы.

    Захваченный в Сирмии воинами, Ириней был приведен в Паннонию к игемону4 Пробу. Обратившись к нему, Проб сказал:

    - Повинуясь законам царским, принеси жертву богам нашим.

    Святой епископ Ириней отвечал:

    - Тот, кто приносит жертву ложным богам, а не Единому истинному Богу, истребится из среды людей своих.

    Игемон снова сказал:

    - Всемилостивейшие цари всем повелели: или принести жертву богам, или быть подверженными мучениям.

    - Мне заповедано, - отвечал святой, - скорее принять тягчайшие мучения, нежели, отвергшись истинного Бога, принести жертву бесам.

    Игемон еще раз повторил:

    - Или принеси жертвы богам, или немедленно повелю мучить тебя.

    - Я возрадуюсь, - отвечал святой, - если ты сделаешь это со мною, ибо тогда и я буду причастником страданий Господа моего.

    Тогда игемон тотчас же повелел воинам предать святого мучениям. Во время жестоких мучений игемон спросил его:

    - Что скажешь, Ириней, - принесешь ли теперь жертву богам?

    Святой на сие отвечал:

    - Я приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Которому всегда и приносил.

    Пришли родители святого и все его домашние и, увидев, что его беспощадно мучат, обнимая ноги его, умоляли пожалеть молодость свою и повиноваться царским повелениям. С одной стороны рыдали его отец и мать, с другой - все ближние, друзья и родственники громко плакали о нем, и все в один голос восклицали:

    - Пожалей, Ириней, цветущую красоту твоей молодости.

    Но святой, объятый высшим желанием к Богу и имея пред своим духовным взором Его заповедь, всем отвечал:

    - Слова Господа моего Иисуса Христа таковы: "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф.10:33). Итак знайте, возлюбленные, что ни мольбами вашими, ни царскими угрозами и никаким другим образом вы не в состоянии будете отвратить меня от Бога и от закона Его: я всею мыслию стремлюсь к надежде горняго5 звания.

    Проб, снова призвав к себе блаженного Иринея, убеждал его, говоря:

    - Тронься хотя слезами скорбящих о тебе, и оставь свое безумие, и, щадя юность свою, принеси жертву богам.

    На это святой отвечал:

    - Я пощажу себя навеки, если не принесу такой жертвы.

    Тогда игемон повелел отвести Иринея в темницу, пока он решит, как с ним поступить.

    Между тем святой, находясь в темнице в продолжение многих дней, от тяжести темничного заключения постигнут был различными болезнями. Но вот однажды в полночь областеначальник Проб приказал опять привести его к себе и сказал ему:

    - Довольно с тебя уже и сих мучений, коим ты был в продолжение долгого времени подвергаем. Приступи лучше и принеси жертву богам нашим.

    - Если ты решил, что делать со мною, - отвечал святой Иринеи, - то делай скорее, не отлагая. Знай, что я остаюсь при том же исповедании имени Христова, при котором я до сих пор был; я и ныне есмь и пребуду до конца твердым и неизменным.

    Тогда игемон, в гневе, повелел в продолжение долгого времени бить его палками. Он же среди мучений взывал:

    - Я имею Бога, Которого от самых юных лет научился чтить: Ему я поклоняюсь, Ему и жертву приношу; но рукотворенным богам поклоняться не могу.

    - Удовольствуйся уже и теми мучениями, - говорил ему Проб, - кои подъял на себя; не желай смерти.

    Святой отвечал:

    - Я и не умру, ибо мне принадлежит жизнь, и мук, кои ты причиняешь мне ради имени Господа моего Иисуса Христа, я не чувствую. Я скажу тебе даже гораздо более: чрез них надеюсь я получить не смерть, но жизнь вечную.

    - Имеешь ли ты жену? - спросил Проб.

    Святой отвечал, что не имеет. Тогда Проб еще спросил:

    - Имеешь ли ты родителей?

    - Не имею, - отвечал святой. Проб снова спросил:

    - Имеешь ли ты сыновей или дочерей?

    Святой и на это отвечал, что не имеет.

    - Кто же, - спросил Проб, - были те, кои рыдали и плакали о тебе на суде?

    Святой Ириней отвечал:

    - Я исполняю заповеди Господа моего Иисуса Христа, Который сказал: если кто не отвержется родителей своих и не отречется от всего своего имения, "не может быть Моим учеником" (Лк.14:26), "и кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37). Итак, кто воистину любит Бога и на Него одного уповает, тот презирает земную суету, и никого не исповедует отцом своим, кроме Бога.


    Житие преподобного отца нашего Малха

    Страница 1


    Житие преподобного отца нашего Малха

    Преподобный Малх в юности своей был земледельцем села Маронийского, отстоявшего за тридцать стадий1 от Антиохии Сирийской2. Он был один сын у родителей своих, и потому они, желая, чтобы он, как их отрасль, был наследником их рода, принуждали его к браку. Но на все их понуждения он отвечал одно:

    - Я более желаю быть иноком, нежели мирянином.

    Как только ни принуждали Малха к женитьбе - отец посредством различных угроз, мать посредством ласковых увещаний - он не послушался своих родителей и, наконец, тайно бежал, покидая для Бога дом, родителей и женитьбу. Он направился в пустынную местность, находившуюся между Иммой и Вирией. Там он нашел монастырь, иноки которого вели богоугодную жизнь. Предавши себя их наставлениям, Малх остался жить там и стал совершенствоваться в иноческих подвигах, трудами и постничеством умерщвляя в себе плотские страсти.

    Спустя много лет пришла ему мысль: пойти в свое отечество, чтобы утешить мать свою, которая в это время овдовела, ибо он услышал, что отец его умер, и он думал продать свое наследственное имение и раздать вырученные за него деньги: частью нищим, частью на монастыри, и немногое оставить на свои нужды.

    Узнав о таковом намерении Малха, игумен начал выговаривать ему, убеждая, что это - диавольское искушение и коварство исконного врага рода человеческого, искусно скрытое под образом как будто доброго дела.

    - Это, - говорил он, - будет то же самое, о чем Писание говорит: "Пес возвращается на свою блевотину" (2Пет.2:22). Подобным образом многие монахи были прельщены, ибо диавол никогда явно ни с кем не ведет борьбы.

    В доказательство игумен приводил Малху различные повести из книг, начиная с Адама и Евы, соблазненных диаволом надеждою получения божеского достоинства и за то лишенных рая. Когда же игумен оказался не в состоянии убедить его, то припал к его коленам, умоляя не оставлять своей духовной дружины, чтобы не погубить ему самому себя, да не озирается назад возложивший руку свою на плуг (Лк.9:62). Однако Малх нисколько не послушал игумена и ушел из монастыря.

    Прощаясь с Малхом, игумен провожал его со слезами, точно умершего на погребение.

    - Вижу, чадо, - таково было последнее слово игумена к Малху, - что ты попал власти сатаны. О причине твоего разлучения с нами я более спрашивать уже не буду и оправданий твоих не принимаю. Овца, вышедшая за ограду, тотчас же становится пищею волков3.

    Таким образом, они расстались, и Малх пошел в путь свой.

    Недалеко от той пустыни лежал большой общенародный путь из Вирии в Эдес4; на том пути на путников часто нападали сарацины5. Посему путники, предпринимая путешествие, собирались вместе в одну толпу, на случай нападения сарацин, чтобы иметь возможность сопротивляться им и избежать плена; Малх также присоединился к такой толпе путников, достигавшей числом до семидесяти человек, среди коих было и несколько женщин. Когда они шли вместе тою дорогою, вдруг внезапно, к их ужасу, явилось множество полунагих измаильтян, вооруженных как бы на битву. Окружив путников, они перехватали их всех до одного, вместе с Малхом, и отвели в плен. Тогда Малх понял суету прежнего своего намерения и обольщение вражеское и каялся, что не послушался увещания игумена, отделился от духовной общины и присоединился к обществу мирскому, и вместе с прочими попал в плен иноплеменникам. Но раскаяние его было уже несвоевременно: желая прежде наследовать родительское имущество, он теперь сам стал собственностью сарацин. Когда пленники были разделены между варварами, инок Малх достался вместе с некоею женщиною одному арабу, который, посадив их обоих на верблюде, быстро отправился с ними в путь. Так как верблюд шел очень быстро, то Малх с женщиною тою, сидя на нем, крепко держались друга за друга, чтобы не упасть, и так продолжали свое путешествие; пищею же их в пути было недоваренное мясо и верблюжье молоко.

    Совершив продолжительный путь чрез Аравийскую пустыню и перешедши чрез одну большую реку, сарацины возвратились в свою страну. Господин Малха привел своих пленников к жене своей и велел им, согласно обычаю сарацинскому, поклониться его жене и детям. Малх должен был преклонить вместе с пленницей главу свою и поклонился своей госпоже, а та приставила Малха к домашней работе: носить воду, выметать сор и исполнять прочие, самые тяжелые работы. Так работал Малх за преслушание отца своего - игумена, изменив совсем вид инока, ходя, по обычаю той страны, нагим и, по причине солнечного зноя, прикрывая одеждой лишь те части тела, кои необходимо прикрывать. Потом ему повелено было пасти овец в пустыне, и здесь Малх имел одну лишь ту отраду и утешение в своих бедствиях, что редко видел своих господ и соработников и, в уединении, находясь с овцами, вспоминал святого Иакова (Быт.30:36) и Моисея (Исх.3:1), также некогда пасших стада в пустыне. Питался он сыром и молоком и, пася овец, усердно молился, воспевая псалмы, коим научился в монастыре, и в том находил в плену своем утешение, благодаря Бога, что то монашеское житье, которое он погубил в своем отечестве, он снова обрел теперь в пустыне. Но коварство диавола на всяком месте столь изощренно, что нельзя себе и представить: ибо и там, при таковом житии, Малх был найден своим злокозненным врагом.

    Сарацин, видя, что раб его Малх во всем служит ему усердно и верно и что скот его все приумножается, размышлял, какую бы дать ему награду за верную службу, и порешил дать Малху в супружество ту самую плененную женщину, которая была привезена вместе с ним на одном верблюде. Призвав Малха, он стал говорить ему о ней, чтобы он взял ее себе в супружество. Но Малх противился и говорил, что он - христианин, а по закону христианскому нельзя вступать в брак с женой, муж которой жив, ибо муж той женщины был отведен в плен другим сарацином. Тогда сарацин пришел в ярость и, извлекши меч, хотел умертвить Малха, и если бы тот не поспешил в знак своего согласия обнять шею той женщины, то господин его на том же месте пролил бы его кровь.


    Память 26-ти мучеников Готских

    Страница 1


    Память 26-ти мучеников Готских

    Сии святые мученики пострадали при готском царе Унгерихе в царствование римских императоров Юлиана, Валентиниана и Грациана2. В то время, когда они, будучи христианами, совершали богослужение и прославляли Бога в храмах своих, Унгерих послал своих слуг, которые по его повелению подожгли храмы и сожгли всех, находившихся в них, числом 308 человек. После сего, если встречали христианина, несшего во храм приношение, то, схватив, его подвергали допросу и, если он исповедовал свою веру во Христа, то его тут же бросали в огонь, и, таким образом, вместо приношений приносились Христу тела христиан. Эти тела святых мучеников собирала супруга другого готского царя, по имени Алла, готка по происхождению и правоверная христианка3. Передав правление своему сыну4 и взяв с собою пресвитеров, она переходила с места на место, пока не поселилась вместе с дочерью своею Дуклидою в стране Сирской5. После сего она призвала к себе сына своего и, когда тот пришел, она возвратилась с ним в Готию, а мощи святых отдала дочери своей, которая в царствование Валентиана и Феодосия пришла в Кизик6 и отдала часть мощей в этом городе на освящение храма. Возвратившись в Готию, святая Алла была побита камнями вместе с Агафоном и, таким образом, приняла мученическую кончину, а Дуклида мирно скончалась, спустя несколько лет после смерти своей матери.

    ________________________________________________________________________

    1 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря. Готы жили главным образом по реке Дунаю в нынешней Румынии. Впоследствии они расселились почти по всей Европе.

    2 Юлиан царствовал с 361 до 363 г., Валентиниан - с 364 до 375 г., а Грациан - с 375 до 383 г., так что царствование этих трех императоров обнимает период времени около 20 лет.

    3 Среди готов в значительной степени была распространена армянская ересь.

    4 Сын св. Аллы носил имя Аримерия.

    5 Сирская страна, или Сирия, расположена была в Азии, на севере от Палестины. Предполагают, что Сирской страной здесь называется страна римская, вероятно, нынешняя Румыния.

    6 Под этим названием известен город в северной Мизии, в Малой Азии, но так же называлась местность в нынешнем Крыму, где было готское княжество.

     

     


    Житие преподобного отца нашего Василия Нового

    Страница 1


    Житие преподобного отца нашего Василия Нового

    В десятый год царствования благочестивых царей греческих, Льва Мудрого1 и брата его Александра2, сыновей императора Василия Македонянина3, некие магистриане4, возвращаясь из Асийской страны5, куда они были посланы по царскому повелению, и проходя мимо одной пустынной горы, увидели ходившего по ней человека, покрытого худым рубищем и видом весьма необычайного и даже страшного, потому что он вырос в пустыне, вдали от людей. Удивившись странному зраку его, магистриане погнались за ним и схватили его; потом, думая, что это лазутчик (между тем как, на самом деле, это был блаженный Василий, о житии которого мы повествуем), они связали сего дивного мужа и повели за собою в царствующий град - Константинополь.

    Представ пред царями, магистриане поведали им о схваченном в пути человеке. Тогда царь Лев, увидев святого, повелел подвергнуть его допросу и поручил некоему патрицию6 Самону, агарянину7 по происхождению, расследовать: кто он, откуда и как ему имя.

    Самон ввел человека Божия в свой дом. Затем, воссев на судилище, окруженный советниками, с подобающим его сану величием, он повелел представить ему блаженного Василия. Представ пред патрицием, святой не воздал ему чести и поклонения. Патриций же спросил его:

    - Кто ты, и откуда, и как тебе имя?

    Но блаженный "ответа не дал ему" (Ин.19:9)8 и молча стоял, кроткими очами смотря на судью своего.

    Тогда Самон снова спросил его:

    - Возвести нам, откуда ты?

    На это святой ответствовал:

    - Лучше ты сам скажи, кто ты и откуда?

    И сказал ему Самон:

    - Спрашиваем мы тебя, и ты должен отвечать нам. А кто я, о том тебе не следует вопрошать. Впрочем, если ты так уже хочешь узнать обо мне, кто я такой, то я скажу тебе. Я - Самон, патриций и старейшина кувикулариев9 ныне царствующих самодержцев. Теперь скажи ты мне: кто ты и откуда и чем занимаешься?

    Блаженный ответил:

    - Я один из пришлецов и странников, обитающих на земле.

    - Итак, правильно говорят о тебе, что ты лазутчик, пришедший для осмотра греческой земли? - спросил святого Самон.

    На это преподобный ничего не ответил ему. И многие из присутствовавших на допросе понуждали его к ответу, говоря:

    - Кто ты?

    Но святой и им не отвечал ничего.

    Тогда Самон повелел принести железные прутья, сухие воловьи жилы и другие, наводящие ужас, орудия пытки; и все это для устрашения святого разложили пред ним, в надежде, что он устрашится мук и расскажет о себе. Но преподобный, увидев все эти страшные орудия, не обмолвился ни единых словом. Тогда патриций повелел разложить блаженного Василия на земле и бить ею воловьими жилами, вопрошая:

    - Кто ты?

    Испытывая жестокие удары, преподобный не нарушил своего молчания и терпеливо сносил все мучения. А истязатели били его до тех пор, пока им не показалось, что он должен скоро умереть; поэтому, взяв святого, как бревно, не могущее двигаться, они понесли его и вверили в темницу.

    На другой день патриций Самон - этот зверь неукротимый, воссев на судилище, повелел снова привести к себе узника. Посланные за блаженным Василием нашли его вполне здравым и невредимым, стоящим в ожидании их вне темницы, хотя двери темницы оставались запертыми. Удивленные, они стали спрашивать святого:

    - Поведай нам, как ты вышел из темницы, двери которой накрепко заперты.

    Но блаженный ответа не дал и молча пошел за ними, чтобы предстать пред лицо патриция.

    Тогда некоторые из посланных за святым Василием пошли вперед и рассказали обо всем случившемся Самону: как нашли они блаженного вне темницы, хотя затворы ее были целы. Самой и все бывшие с ним удивились, услышав рассказ их, и не поверили им. Некоторые же говорили про святого, что он волхв и сотворил такое чудо силою волшебства. Между тем блаженный предстал пред патрицием Самоном, и Самон снова начал допрашивать его настойчиво и долго, всячески понуждая его сказать, кто он и откуда. Но преподобный продолжал хранить молчание и не давал патрицию ответа. Сильно разгневался на святого Самон и повелел снова растянуть его на земле и нещадно бить палками, доколе он не расскажет о себе и своем происхождении. И били они святого долго, так что сломали шесть жезлов, но не могли вынудить у него признания: блаженный Василий доблестно претерпевал все мучения, не нарушая своего молчания ни единым словом, так что все дивились неизреченному терпению и молчанию его. Патриций же Самон произнес при этом:

    - Знаю, что этот соглядатай надеется впоследствии величаться и говорить: молчанием победил их. Но я готов поклясться жизнью самодержцев наших, что не попущу ему хвалиться и надругаться над нами. Сказав это, Самон повелел снова отвести преподобного в темницу и в течение всей последующей недели бить его, налагая каждый день триста ударов плетьми и триста палками. Блаженный же Василий терпеливо сносил все мучения, скрывая втайне доблестные подвиги свои и не желая рассказывать другим о своей подвижнической жизни. Ибо от юности он стал иноком и поселился в пустыне, в которой скитался много лет, проводя в суровых пустыннических подвигах жизнь свою, питаясь только злаками и кореньями, ходя постоянно босым и покрываясь худым рубищем. О такой добродетельной и полной подвигов жизни святой не хотел никому рассказывать, и потому-то на все вопросы патриция Самона об образе жизни его отвечал молчанием, памятуя повеление Небесного Владыки, сказавшего: "Пусть левая рука не знает, что делает правая" (Мф.6:3). Ибо всякий, кто обнаруживает пред людьми добрые дела свои, приемлет на земле мзду свою в похвале от людей, а вечной и небесной славы лишается; кто же желает достигнуть вечной награды, тот должен утаивать от людей свою добродетель, и если, не оцененный людьми, он подвергнется от них поруганиям и даже истязаниям, то и в таком случае он должен молча и терпеливо сносить злобу людскую; тогда он воистину заслужит наименование мученика. Все это ведал преподобный Василий и, желая получить славу не у людей, но у Бога, терпеливо переносил причиняемые ему жестокие страдания, не желая выдавать своей тайны. По прошествии недели, в течение коей святой ежедневно был подвергаем ударам, патриций Самон, видя, что блаженный остается непоколебимым и не открывает своего имени и происхождения, снова воссел на судилище и повелел привести к себе преподобного. И когда тот предстал пред ним, Самон гневно посмотрел на него и сказал:


       
       
       
       
       


    В избранное