Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня (IV). Память святого мученика Папия (III-IV). Преставление святителя Иоанна Златоуста (407). Леснинская икона Божией Матери (1683). В 1815 г. после падения империи Наполеона по инициативе Александра I был образован "священный Союз" - объединение монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против всех проявлений революционного духа; монархи взаимно обязались пребывать в вечном мире, а поданными управлять, "как отцы семейств". На практике - не без влияния австрийского дипломата Меттерниха - союзные государства начали вмешиваться во внутренние дела отдельных государств.
В 1815 г. после падения империи Наполеона по инициативе Александра I был образован "священный Союз" - объединение монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против всех проявлений революционного духа; монархи взаимно обязались пребывать в вечном мире, а поданными управлять, "как отцы семейств". На практике – не без влияния австрийского дипломата Меттерниха – союзные государства начали вмешиваться во внутренние дела отдельных государств
Завтра, Среда, 28 Сентября 2011 года (15 Сентября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1326 г. по приказу ордынского хана Узбека был казнен Дмитрий Михайлович Грозные Очи (род. в 1299 Великий Князь Владимирский 1322-1326) за убийство Георгия Данииловича Московского (род. в 1284, погиб в 1325 в Орде от Дмитрия Михайловича Грозные Очи, Великий Князь Владимирский 1319-1322) как месть за убийство отца Михаила Ярославича Тверского (род. в 1271, погиб в 1318 в Орде, Великий Князь Владимирский 1304-1317)
В 1485 г. Тверское княжество присоединено к Московскому Государству.
Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505) торжественно въехал в город. Тверской князь Михаил Борисович (род. в 1453 г., ум. в 1505 г.) сбежал в Литву, где умер изгнанником, не оставив детей
В 1801 г. прошла коронация Императора Александра I Павловича, которая была совершена митрополитом Платоном
В 1891 г. умер писатель Иван Александрович Гончаров (род. 6 июня 1812 г.)
<
br />
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня
Страница 1
Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня
Когда в Риме царствовал Максенций, то он
причинял народу много зла, преследуя и мучая не только христиан, но убивая и
язычников, разграблял их имущества и жил порочно, оскорбляя благородные семьи.
Он был тягостен и гнусен всему Риму, по причине своих жестокостей и развращенной
жизни. Поэтому римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда с
матерью своею в Британии, прошение, умоляя его придти и избавить их от сего
мучителя. Константин сначала написал к Максенцию, дружески увещевая его
прекратить свои мучительства. Но Максенций не только не послушал его и не
исправился, но стал еще хуже, и поднял оружие против самого Константина, не
желая, чтобы он был соравным ему царем. Тогда как Константина избрало на
царский престол всё войско, Максенций взошел на престол самовластно. Народ не
любил его, и только некоторые вельможи, коим он обещал большие дары и многие
почести, изъявили желание на его избрание; Константин же был провозглашен царем
по всеобщему согласию.
Услыхав, что Максенций не исправляется, но усиливается в
своей злобе, Константин собрал войско и пошел на него войною. Видя, что сила
войска его не велика, принимая при сем в соображение и злые козни Максенция, он
начал сомневаться в своем успехе. Он знал, что Максенций много проливал
человеческой крови для совершения волхвований и заклал в жертву бесам много
отроков, девиц и жен, зачавших во чреве своем, чтобы умилостивить тем ложных
богов своих, на которых надеялся. Зная, что Максенцию помогает и сила
бесовская, Константин начал молиться Единому владычествующему над небом и
землею Богу, Коего почитает весь род христианский, и умолял даровать ему
знамение победы над мучителем. И когда он таким образом усердно молился, в
полдень явилось ему на небе изображение Креста Господня, в виде звезды сиявшее
сильнее солнечного света; на нем была надпись: сим побеждай. Это чудесное явление
видели все воины, среди коих был и полководец Артемий (который после был
замучен за Христа при Юлиане)1, и пришли в
удивление. Большинство же из них устрашились: у язычников изображение креста
было знаком злополучия и смерти, так как на кресте умирали присужденные к
смертной казни разбойники и злодеи; посему воины боялись, что война их будет
несчастна. Сам царь Константин находился в великом смущении. Но ему ночью
явился во сне Сам Христос Господь, и снова показал явившееся днем знамение
честного креста, сказав ему:
– Сделай подобие знамения сего, и повели носить пред
полками, – и тогда победишь не только Максенция, но и всех врагов твоих.
Царь поведал приближенным видение свое и, призвав искусных
мастеров золотых дел, повелел им сделать честный крест Господень, по подобию
явившегося знамения, из золота, бисера и драгоценных камней. При этом и всем
воинам своим он повелел изображать знамение креста на всём оружии, на шлемах и
щитах.
Злочестивый Максенций, прослышав о походе Константина в
Италию на Рим, смело выступил с римскими войсками против великого Константина.
Константин приказал носить пред полками своих воинов честной крест. Когда они
сошлись с Максенцием и вступили в битву, то Максенций силою честного креста был
побежден, и множество воинов его было умерщвлено, сам же он обратился в
бегство. Гонимый царем Константином, он переправлялся через реку Тибр мостом,
который сам построил; но в это время мост силою Божией разрушился, и жалкий
мучитель потонул в реке с своими войсками подобно древнему фараону, и
наполнилась река всадниками, конями и оружием2. Константин Великий победоносно вошел в
Рим, и весь народ радостно встретил его с великими почестями. Царь же воссылал
величайшую благодарность Богу, даровавшему ему победу над мучителем силою
честного и животворящего креста, а в память той преславной победы поставил
среди Рима на высоком каменном столбе крест, на котором написал: "Сим
спасительным знамением град сей освобожден от ига мучителя".
В другой раз Константин пошел войною на византийцев,
небольшой город которых – Византию основал, назвав своим именем, некий грек
Визас во времена Манассии, царя иудейского3. Дважды побежденный ими, Константин находился в
великой печали. По наступлении вечера, возведши очи свои на небо, он увидел
сложенное письмо, на котором было написано: "Призови Меня в день
скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс.49:19). Устрашенный,
он снова возвел очи на небо, и увидел как прежде крест на небе, изображенный
звездами, и вокруг его надписание: "В сем знамении победишь". После
сего, когда в битве был предносим крест, Константин сражался со скифами4 на реке Дунае, опять явилось на небе сие
спасительное оружие, и снова, как и прежде, Константин одержал победу.
Уразумев из сего силу Распятого на кресте Христа и уверовав,
что Он есть Единый истинный Бог, Константин крестился во имя Его вместе с
достохвальною матерью своею Еленою, которую, по ее великому благочестию, послал
в Иерусалим с большим богатством для обретения честного креста Господня. Царица
Елена, отправившись в Иерусалим, обошла святые места, очистила их от идольского
осквернения и изнесла на свет многие мощи святых. Патриархом в Иерусалиме был
тогда Макарий, который встретил царицу с подобающими почестями. Блаженная
царица Елена, желая найти скрытый иудеями животворящий крест Господень,
призвала всех иудеев и просила их, чтобы они показали ей место, где скрыт честный
Крест Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знают, царица Елена
угрожала им мучениями и смертью. Тогда они показали ей некоего старца, по имени
Иуду, говоря, что он может показать царице то, чего она ищет, потому что он –
сын уважаемого пророка.
Святой Папий пострадал в царствование
Максимиана, при игемоне Магне, в стране Ликаонской. Его много и различно
мучили: сокрушили ему челюсти и ланиты, повесили его и строгали когтями; затем
обули его в железные сапоги с гвоздями и заставили идти в них пешком. В таких
мучениях он предал дух свой Господу1.
1 Св. Папий пострадал в конце III или начале IV века.
Родом был из Ликаонии (область Малой Азии, граничащая к северу с Галатией, к
западу – с Фригией и Исаврией, к востоку – с Каппадокией, к югу – с Ликией) из
города Ларанды, где начал свои страдания, кои продолжал потом в Диокесарии и
кончил в Селевкии Исаврийской.
Святитель Иоанн Златоуст скончался 14
сентября 407 года, но, ради праздника Воздвижения Животворящего Креста
Господня, память святителя перенесена на 13 ноября. 27 января совершается
память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в
Константинополь и 30 января - празднование Собору трех Вселенских Учителей и
Святителей.
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский,
один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье
военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого
Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж
и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша
учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями
язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного
Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский
(память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367
году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того,
как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году,
Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у
опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора
Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда
скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной
философией". Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для
занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая
назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского
сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал
"Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского
Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства,
подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им
написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и
сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти,
богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской
жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого
звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной
пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В
381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона.
Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями:
"О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о
девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом
Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан
епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность
проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за
редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование
"Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно
дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая
сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами
Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о
толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые
книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания
апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также
поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против
аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял
заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до
3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В начале Великого поста 388 года святитель
начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На
Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до
Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом.
Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года
святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к
Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование
на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он
обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на
Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и
свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь.
Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух".
Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении
Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория
Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую
кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в
Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с
духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам.
Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на
содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь
довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность
святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей
Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую
область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В
Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн
направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви
маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил
могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору,
открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на
устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное
пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице
святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась
о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи,
святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на
архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда
недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах
имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее
Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа,
незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил
низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император
заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать
своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки
властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец
содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и
немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в
столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все
пути Его". Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый
донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор,
постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил
в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные
набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в
этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Леснинская икона
Божией Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683
году пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую православную
церковь деревни Буковичей, недалеко от села Лесны. Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по
всей окрестности, то католическое духовенство решило использовать икону для
распространения католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 году и поставили в Леснинском
костеле. В начале XVIII века монахи католического ордена основали в Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась
чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие в польском
восстании, и, по распоряжению русского правительства, монастырь был закрыт и
обращен в православный приход. От иконы совершалось множество чудотворений.
Празднование Леснинской иконе Божией Матери
совершается также 8 сентября и в День Святой Троицы.