Слово на Рождество Богородицы. В 862 г. новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса, Трувора. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле считается за день начала русского государства. В 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой Дмитрий Донской (род. в 1350, Великий Князь Московский 1362-1389) одержал победу над ордами Мамая. В 1549 г. соратник Царя Ивана Грозного и публицист Иоанн Пересветов подал проект государственных реформ, критикующих боярское засилие и выразил надежду, что Царь будет править в интересах государства, а не касты аристократов, что Царь вскоре и сделал. В 1581 г. во время главного штурма Пскова, польские войска Стефана Батория сделали пролом в стене, захватили две башни (Свинузскую и Покровскую). Благодаря чудесной помощи Божией Матери, русским удалось, сделав подкоп, взорвать Свинузскую башню, убив множество непрятельских солдат. Во время штурма поляки потеряля до 5.000 человек. После неудачи дисциплина в королевском во
В 862 г. новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса, Трувора. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле считается за день начала русского государства
В 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой Дмитрий Донской (род. в 1350, Великий Князь Московский 1362-1389) одержал победу над ордами Мамая
В 1549 г. соратник Царя Ивана Грозного и публицист Иоанн Пересветов подал проект государственных реформ, критикующих боярское
засилие и выразил надежду, что Царь будет править в интересах государства, а не касты аристократов, что Царь вскоре и сделал
В 1581 г. во время главного штурма Пскова, польские войска Стефана Батория сделали пролом в стене, захватили две башни (Свинузскую и Покровскую). Благодаря чудесной помощи Божией Матери, русским удалось, сделав подкоп, взорвать Свинузскую башню, убив множество непрятельских солдат. Во время штурма поляки потеряля до 5.000 челове
к. После неудачи дисциплина в королевском войске упала. Чтобы поднять боевой дух армии, Баторий отправил отряд овладеть Псково-Печерским монастырем. Однако Обитель Пречистой выстояла и Баторий вынужден был удалиться, подписав затем 15 января 1582 г. мир с Россией
В 1485 г. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505) с многочисленным войском и огнестрельными снарядами осадил Тверь и зажег предместья. Через 2 дня к Иоанну III явились тверские князья и бояре
В 1993 г. Ельцин (после консультациями с западными лидерами) подписал антиконституционный Указ №1400, ставший сигналом к захвату власти людьми "общечеловеческой" ориентации, чуждый пониманию русского традиционного духа. Начался "демократический" развал страны
Завтра, Четверг, 22 Сентября 2011 года (9 Сентября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
<
a href="http://monar.ru/index.php?download/saints/Sep/09/life07.html" target = "_blank" >Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец (1896)
События Русской истории:
В 1913 г. русский авиатор П.И.Нестеров впервые в мире совершил на самолете "мертвую петлю", названную впоследствии "петлей Нестерова"
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Слово на Рождество Богородицы
Страница 1
Слово на Рождество Богородицы
Господь, на небесах живущий, восхотев
явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения
славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят
придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И
как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших
предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ
человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом
Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон1 создал Ему храм (3Цар., гл. 5-7; 2Пар., гл. 2-4) чрез
искуснейшего строителя Хирама2,
который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал же
Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3Цар.5:17-18),
из благовонных деревьев: кедра и кипариса (2Цар.6:9-10), привозимых с Ливана3, и из чистого золота, на возвышеннейшем
месте, на горе Мориа4. Храм был тем
прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных
деревьев и плодов (3Цар.6:18-35; 7:18-22, 29-42). Пространством храм был столь
велик, что в нем могло вместиться без тесноты всё множество людей израильских,
и снизошла на него слава Господня во огне и облаке (3Цар.8:10-11). Однако храм
сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему
храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. "Какой дом созиждете
Мне,– говорит Господь, – или какое место для покоя Моего?" (Деян.7:49). И вот Бог
благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный
храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был
храм тот? Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит
Писание: "Премудрость построила себе дом" (Притч.9:1), а всё
сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость
Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для
совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный
чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного
Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: "Вся ты
прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!" (Песн.Песн.4:7). И
святой Дамаскин пишет: "Вся – чертог Духа, вся – град Божий, море
благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу" (Слово 1 на Рождество
Пресвятой Богородицы).
Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину – из
драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского рода, от
Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим камень – Христа,
поразил Голиафа5 (1Цар.17:39-51);
и, как из благовонных деревьев кедра и кипариса, Дева Богородица родилась из
рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу. Отец ее святой
праведный Иоаким был сыном Варлафира, ведущего свое происхождение от сына
Давидова Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника
Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода
царского, а по матери – архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ, –
разумею пречестнейшее происхождение, – создалась Царю славы одушевленная
палата! И как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали
особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве
Пресвятой Богородицы благородства царского и архиерейского происхождения еще
более заслужило почтения от целомудрия святых Ее родителей, которое дороже, "нежели
от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не
сравнится с нею" (Притч.3:15). Ибо Пресвятая Дева родилась от
целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святой Дамаскин,
обращаясь к святым праведным Богоотцам говорит так:
"О блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистину по плоду
чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: "По плодам их
узнаете их" (Мф.7:16, 20). Вы устроили свою жизнь, как благоугодно
Богу и как достойно сие Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы
произрастили сокровище девства, – разумею Деву: прежде рождества Деву, в
рождестве Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и
умом, и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное,
было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших словесных
горлиц, Иоаким и Анна! Вы, соблюв целомудренно закон природы, божественно
сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву Божию Матерь. Вы,
благочестиво и праведно пожив в человеческом естестве, произвели Дщерь высшую
ангелов и ныне владычествующую над ангелами. О, прекраснейшая и сладчайшая
Дщерь! О, крин, выросший посреди терния от благороднейшего царского корня!
Тобою обогатилось царство священства"6. Сими словами святой Дамаскин ясно
показывает, от каковых родителей рождена Божия Матерь, из сколь драгоценнейших
веществ устроена палата Царя Небесного.
На каком же месте была устроена сия одушевленная палата?
Воистину – на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: "истинно
вышши всех еси Дево чистая"7;
но выше – не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом же, где
родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской,
называемый Назаретом, зависевший от большого города Капернаума8, и жители его были презираемы, почему
и о Христе было сказано: "из Назарета может ли быть что доброе?"
(Иоан.1:46). Но Господь, "Который, обитая на высоте, 6 приклоняется,
чтобы призирать на небо и на землю" (Пс.112:5-6), благоизволил, чтобы
Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в своей гордыне до неба
вознесшемся, а в смиренном Назарете, "ибо что высоко у людей, то
мерзость пред Богом" (Лк.16:15), а презираемое и уничижаемое ими
высоко и драгоценно у Него. Самое имя Назарета при сем изображает высоту
добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем рождестве Господь чрез Вифлеем,
что значит: "дом хлеба"9,
тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба10 для оживотворения и укрепления людей: так и в
рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные
предметы; ибо наименование "Назарет" означает цветущее, огражденное,
увенчанное и сокровенное место11:
и всё сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший от
неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый, присноцветущий
девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, – цвет,
приносящий плод – Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она
освящена благодатью нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа и есть
святейшая всех святых, как родившая "всех святых святейшее слово"12. Она исключена из числа грешных
земнородных, как чистая и непорочная, и не только Сама чужда греха, но и
грешников отводит от беззаконий, как и взывает к ней Церковь: "радуйся,
скверных изымающая дел"13.
Она увенчана славою и честью: увенчана славою, ибо произросла из царского
корня; увенчана честью, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана
славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью,
потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как
Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родит Бога? Увенчана честью,
как Приснодева; ибо что может быть почетнее, как пребытьи по рождестве девою? Увенчана славою, "славнейшая
серафим", как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, "честнейшая
херувим"14, как
превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: "слава и честь и
мир всякому, делающему доброе" (Рим.2:10), говорит Апостол. Но
найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она
сохранила все заповеди Господни, исполняла всю волю Господа, все наставления
Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела
милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и
некое хранилище; ибо сохраняла сокровище своего девического целомудрия столь
тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела,
Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие
(Лк.1:29). Всё сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И
кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям
Божиим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных;
– с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел
Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и
Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя,
говоря неплодной матери: "Анна, Анна! родишь ты Дочь преблагословенную, и
наречется имя Ей: Мария". Итак Она, без сомнения, может быть названа
градом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога (Откр.21:2), скиниею
Божиею. Высока сия Божия скиния, ибо, родив Царя Христа, она возвысилась паче
серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов!