Житие преподобного отца нашего Пимена Великого (ок. 450). Память преподобных Кукши священномученика и Пимена постника (после 1114). Память святого Ливерия исповедника, папы Римского (366). Память преподобного отца нашего Осии исповедника, епископа Кордубского (359). Память преподобного Пимена (палестинского) (ок. 602). В 1666 г. родился Царь Иоанн V Алексеевич в Москве, сын Царя Алексия Михайловича и Царицы Марии Ильиничны Милославской. Преставление Царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, супруги Царя Петра I (монахини Елены). В 1855 г. после героической обороны Севастополя, длившейся почти год, его защитники вынуждены были покинуть город.
В 1849 г. умер Великий Князь Михаил Павлович (1798-1849), четвертый сын Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны, в Варшаве
В 1862 г. родился Сергей Александрович Нилус
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Пимена Великого
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Пимена Великого
Преподобный Пимен был родом египтянин1; вместе с своими двумя младшими братьями он ушел в
один из общежительных монастырей египетских; здесь вместе с братьями он принял
образ иноческий2.
Спустя несколько лет после этого, мать сих братьев, по
чувству естественной любви матери к детям, отправилась к ним, желая видеть их;
однако не могла их видеть и потому встала около храма, в ожидании их прихода в
храм на молитву. Когда они направлялись к храму, мать подошла к ним, но они
побежали от нее назад, и, войдя в келлию, закрыли от нее двери; подойдя к
дверям, она начала стучать и призывать сыновей своих, стоя вне келлии и плача
со умилением. Но иноки не только не открывали дверей келлии, но даже ничего не
отвечали. Между тем в то время, когда та женщина плакала долгое время, стоя у
дверей келлии, авва Анувий, услышав обо всём, вошел иными дверями к инокам и
сказал Пимену:
– Что же мы сделаем с этою старицею? Вот она уже долгое
время горько плачет, не отходя отсюда.
Тогда Пимен, встав, подошел к дверям и спросил:
– О чем ты плачешь, старица?
Она же, услышав его голос, но не видя его самого, так как
двери были затворены, сказала:
– Я хочу видеть вас, дети мои! Не моими ли сосцами я питала
вас? Не я ли вырастила вас? И вот ныне я нахожусь уже в преклонных летах; я
весьма страдаю сердцем, слыша голос детей своих, но не видя их. Я весьма хочу
видеть вас, дети мои, прежде, нежели умру.
Пимен сказал:
– Где желаешь ты видеть нас: здесь, или в той, будущей
жизни?
Она отвечала:
– Увижу ли я вас там, чада мои, если не буду видеть здесь?
Пимен отвечал:
– Если ты благодушно потерпишь и не увидишь нас здесь, то мы
надеемся, что, по человеколюбию Божию, ты непременно увидишь нас там.
Внимая тому, что было сказано, она ответила:
– Действительно, я предпочитаю видеть вас там, нежели здесь.
Потом отошла с великою надеждою, весьма радуясь, ибо желала
видеть детей своих лучше в будущей жизни, нежели в жизни временной.
Блаженный Пимен, проводя дни и годы в трудах постнических и
непрестанно пребывая в молитвах, преуспевал в добродетелях иноческих и, при
помощи Божией, мужественно ополчился на невидимого супостата; он умерщвлял свою
плоть, воевавшую на дух, истощал ее, как некоего пленника, великими трудами и
покорял ее на служение духу; таким образом, он восшел на вершину бесстрастия и
стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в
добродетелях.
Спустя некоторое время правитель страны той пожелал видеть
преподобного отца нашего Пимена и послал к нему вестника с просьбою дозволить
ему придти к преподобному. Старец же весьма опечалился, размышляя в себе так:
– Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне
честь, то и из народа многие будут приходить ко мне и беспокоить меня; они
помешают моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую я при помощи
Божией стяжал с юности великими трудами; тогда я легко могу впасть в гордость.
Рассудив в себе так, преподобный отказался видеть князя и
просил его через того же вестника не приходить к нему, – так как, – сказал
преподобный, он не увидит его; напротив, отгонит его с места того.
Услыхав такой ответ, князь весьма опечалился и сказал:
– Это за грехи мои я не удостоился видеть человека Божия.
Однако весьма желая видеть как-нибудь святого старца,
придумал такую хитрость: взял, как бы за некоторый проступок, сына сестры
старца и заключил его в темницу, надеясь, что старец будет ходатайствовать пред
ним за своего племянника; таким путем думал он увидать святого. Посему князь
сказал своим слугам:
– Если придет авва Пимен, то тотчас же выпущу юношу на
свободу; а если не придет, – то не оставлю без наказания провинившегося: ибо
проступок его весьма велик.
Когда мать юноши (сестра Пимена) услышала об этом, то тотчас
же отправилась в пустыню к брату; придя к его отшельнической келлии, она начала
стучать в дверь, слезно моля его пойти к князю и походатайствовать за ее сына,
дабы он был освобожден.
Старец же не только не отрыл ей двери, но ничего не ответил.
Однако сестра долгое время продолжала со слезами упрашивать
старца, стуча в дверь; но так как она не получила ответа, то начала с
укоризнами и гневом говорить старцу:
– Немилосердный, бесчувственный, жестокий, безбожный и
зверонравный! Неужели тебя не трогают слезы мои? Ведь сын мой, который у меня
только один, находится в смертной опасности!
Старец же послал ученика сказать ей:
– Иди отсюда: Пимен не имеет детей и потому он не печалится.
Сестра возвратилась с горьким плачем, укоряя брата.
Когда князь услышал обо всём происшедшем, то сказал своим
друзьям:
– Скажите старцу, – пусть напишет ко мне письмо с
ходатайством об освобождении, и тогда я отпущу из темницы племянника его.
И многие советовали старцу написать письмо князю. Старец
написал так:
– Прикажи властию своею хорошенько исследовать преступление
провинившегося юноши, и если будет найдено что-либо достойное смерти, то пусть
он умрет, дабы временною казнию избегнуть мук вечных; если же провинившийся не
окажется достойным смерти, то, наказав его, как требует закон, отпусти.
Память преподобных Кукши священномученика и Пимена постника
Страница 1
Память преподобных Кукши священномученика и Пимена постника
Не место многим словам там, где дела
представляют ясное свидетельство, как это можно сказать о сих блаженных; ибо
блаженный священномученик Кукша, – один из отцов святого печерского монастыря,
– был всем известен, так как крестил вятичей, – помраченных ранее неверием, и
просветил многих верою. Сей святой Кукша сотворил много преславных чудес, –
изгонял бесов, низвел дождь с неба, осушил озеро, сотворил много и других
удивительных чудес. Наконец, после многих мучений был усечен неверными вместе с
учеником своим.
В то же время в печерском
монастыре подвизался блаженный Пимен постник, угождая Богу; за свое великое
пощение и труды он получил от Бога столь великий дар, что прославился не только
исцелением больных, но и предвидением будущего и совершающегося в отдаленных и
неизвестных местах. Сей святой Пимен исцелял многих болящих, пророчествовал
многое и предузнал о своем отшествии ко Господу за два года до кончины. Святой
Пимен, прозрев усечение блаженного Кукши, находившегося вдали от него,
громогласно возгласил среди церкви печерской:
– Брат наш Кукша в нынешний день умерщвлен!
Сказав сие, Пимен преставился в один день с святым Кукшею и
учеником его1.
Таким образом сии трое вместе получили тройственную радость,
которую око не видело, ухо не слышало и которая не восходила на сердце человеку
(ср. 1Кор.2:9); сию радость приготовил Бог, Единый в Троице, для всех, любящих
Его: Ему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.
Святой Ливерий вступил на престол
епископский поле папы Иулия1. С самого
начала своего правления он был ревностным поборником православия и постоянным
защитником святого Афанасия александрийского, боровшегося против ариан.
Император Констанция (склонившийся на сторону ариан) ни угрозами, ни ласками,
ни через своих приближенных, ни сам лично не мог принудить святого Ливерия к
осуждению святого Афанасия, следовательно, и православия; за такую твердость в
православии Ливерий был отправлен в ссылку в Берию, – во Фракию. Но когда
император Констанций был в Риме2, народ,
уважавший и любивший своего архипастыря, испросил у императора возвращение папы
Ливерия в Рим. Однако прежде возвращения в Рим Ливерий был вызван на третий
сирмийский собор (полуарианский), где принужден был подписаться под
определением сего собора. После сего только, получив позволение возвратиться в
Рим, Ливерий возвратился туда3 после
двухлетней ссылки. Но потом Ливерий принес глубокое раскаяние в своем поступке
(выразившемся в подписании определения третьего сирмийского полуарианского
собора), по примеру святого Апостола Петра, который искренним раскаянием загладил
свое отречение от Господа. В Риме Ливерий много потрудился на пользу
православия и, наконец, преставился ко Господу4.
1 Иулий занимал папский
престол с 337 г. по 352 г. Ливерий вступил на престол римский 22 мая 352 г.
2 Император Констанций
царствовал с 33 7 г. по 361 г. – В Риме он был в 357 году, когда народ и
приступил к нему с просьбою о возвращении Ливерия из ссылки.
Память преподобного отца нашего Осии исповедника, епископа Кордубского
Страница 1
Память преподобного отца нашего Осии исповедника, епископа Кордубского
Сей преподобный, удалившись от мирских
удовольствий и, украсив себя всякими добродетелями, поставлен был на кафедру
епископа города Кордубы1. Ревнуя о
православной вере, он отправился на первый вселенский Собор, чтобы обличить
безумие Ария и уничтожить его душевредную ересь. И когда все собрались на этот
Собор, то он своими обличениями досаждал Арию и многим другим. После того, как
православные епископы были удалены императором Константином2 со своих кафедр за то, что не принимали участия
в изгнании Афанасия Великого3 и не стали
причастными лжеучению Ария, то и он был сослан в ссылку, где, перенесши
множество страданий, скончался4.
1 Город Кордуба, ныне
Кордова, находился в южной части Испании на правом берегу реки Бета, носящей в
настоящее время название Гвадалквивира.
2 В Прологе здесь допущена
ошибка или опечатка. Православные епископы были удалены с своих кафедр не
императором Константином, а сыном его, арианином Констанцием.
3 Здесь разумеется святой
Афанасий Великий, архиепископ александрийский, славный защитник православного
учения о Сыне Божием против лжеучения Ария. – Память его празднуется 2 мая и 18
января.
4 Преподобный Осия в 355 году
был сослан императором Констанцием за защиту св. Афанасия в Сирмий. Угрозами,
темницею и насилиями он принужден был подписать арианское исповедание 2-го
Сирмийского собора 357 года и, возвращенный затем в Кордову, скончался в 359
г., а по Штадлеру в 358 году, но перед смертью предал арианство снова анафеме.
Святые отцы Софроний и Иоанн записали о
сем святом Пимене в своей книге1 так:
– Авва Агафоник, игумен лавры преподобного отца нашего Саввы2, поведал нам, – повествуют они, – следующее:
– Я шел, – рассказывал авва Агафоник, – однажды в пустыню
Руву к авве Пимену, жившему в пещере и питавшемуся кореньями. Найдя его, я
поведал ему о мыслях своих и, так как был уже вечер, то он оставил меня одного
на ночь в пещере, а сам ушел в другую пещеру. В эту ночь было очень холодно, и
я очень страдал от стужи. Утром следующего дня старец пришел ко мне и спросил
меня:
– Как провел эту ночь ты, сын мой?
– Я, – повествует авва Агафоник, – отвечал ему:
– Прости меня, отче! Всю эту ночь я очень страдал от холода.
Он же сказал мне:
– Говорю тебе правду, сын мой, – я нисколько не пострадал от
холода.
– Услышав это (рассказывает Агафоник), я весьма удивился,
так как старец был нагим; потом спросил его, сказав так:
– Яви любовь мне, отче, – расскажи, почему ты не пострадал
от холода, будучи нагим?
И отвечал мне старец:
– Пришел лев, лег около меня и согрел тело мое; однако знай,
сын мой, что я буду съеден зверями.
Тогда я спросил его:
– По какой причине ты, отче, будешь съеден зверями?
На это старец ответил мне:
– Когда я жил в мире на родине моей (оба они происходили из
Галатии3, то я был пастухом овец;
однажды, когда я пас овец, мимо моего стада проходил некоторый муж; мои псы
напали на него и растерзали. Я мог спасти его от псов, но не сделал этого. И
узнал я, по откровению Божию, что и я должен умереть такою же смертью, – именно
буду растерзан зверями.
Об этом рассказал преподобный Пимен авве Агафонику; и
действительно случилось так, как сказал он; ибо спустя три года стало известно,
что пустынножитель Пимен был съеден зверями4.
Душа же его святая сопричтена к лику отцов преподобных по милосердию Господа
нашего Иисуса Христа, Коему воссылается слава вечно.
1 Разумеется Лимонарь (или
Лук духовный), т.е. собрание назидательных рассказов о подвигах отшельников
(гл. 167).
2 Обитель св. Саввы основана
преподобным Саввою Освященным в VI в. Обитель эта замечательна как колыбель
иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями.
Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с
XIV века.
3 Галатия – малоазийская
область.
4 Кончина святого Пимена последовала
в конце VI века.
В тот же день память
преподобного Саввы, в Венефалех (местность сия и время жизни преподобного Саввы
неизвестны).
В тот же день память
святой мученицы Анфисы, за исповедание имени Христова брошенной в колодезь
(время ее подвигов и место ее кончины неизвестны).