Страдание святого мученика Емилиана (363). Житие преподобного отца нашего Памвы (IV). Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального (1160). Страдание святого мученика Иакинфа (IV). Преподобный Памва, Киево-Печерский затворник (1241). В 1903 г. по настоянию Царя Николая Второго произошло прославление преп. Серафима Саровского 18 июля в Сарове, где Царь и Царица молились о даровании им наследника. В 1645 г. день кончины второй супруги Царя Михаила Феодоровича Романова Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
В 1903 г. по настоянию Царя Николая Второго произошло прославление преп. Серафима Саровского 18 июля в Сарове, где Царь и Царица молились о даровании им наследника
В 1645 г. день кончины второй супруги Царя Михаила Феодоровича Романова Евдокии Лукьяновны Стрешневой
Завтра, Понедельник, 1 Августа 2011 года (19 Июля 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1903 г. в день рождения святого преподобного Серафима Саровского, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. В этот день Церковь празднует обретение мощей прп. Серафима Саровского
В 1754 г. родился будущий великий старец преподобный Серафим Саровский в городе Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных богоугодной жизни, отмеченных добродетелью и трудолюбием. Во святом крещении он был наречен Прохором, в честь одного их
первых семи диаконов Христовой Церкви
В 1903 г. состоялись торжества прославления прп. Серафима Саровского с участием Императора Николая II и Царской Семьи и многочисленном стечении народа на день рождения святого
В 1696 г. турки капитулировали в крепости Азов
В 1914 г. Германский Император Вильгельм II объявил войну России – началась Первая мировая война
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Емилиана
Страница 1
Страдание святого мученика Емилиана
В царствование нечестивого Юлиана
богоотступника1 было поднято жестокое
гонение на христиан, которое подобно вихрю или буре смутило всю вселенную. По
всему царству римскому, по всем областям и городам было разослано приказание,
чтоб христиане, к какому бы племени и народу ни принадлежали, обоего пола и
всякого возраста, без милосердия отдавались на разные муки и жестокую смерть.
Таким неправедным приказанием богоненавистный царь этот нарушил правые законы и
обагрил весь восток и запад проливаемой нещадно христианской кровью, пылая
гневом и враждой против Христа и Его рабов. Между другими жестокими игемонами,
которых он рассылал в разные области и города мучить христиан, он назначил в город
Доростол, в области Мизии, немилостивого мучителя, по имени Капитолина,
губителя людей и служителя идолов; прибыв в названный город, он прежде всего
явился в идольское капище, принес жертву бесам и поклонился бездушным идолам.
Потом на другой день он вышел на судилище, бывшее на площади, сел на высоком
троне, гордо и грозно на страх христианам и, объявив царское повеление, стал
старательно расспрашивать, нет ли в городе противников богам, не называет ли
там кто себя христианином? Граждане с клятвою утверждали, что у них в городе
нет ни одного такого, но что все поклоняются богам и приносят им ежедневно
жертвы. Услышав это, игемон Капитолин весьма обрадовался и пригласил всех
именитых граждан к себе на обед, сказав:
– Так как я вижу, что вы усердно
почитаете отеческих богов, то нам надо сегодня вместе поесть, попить и
повеселиться.
Был в том городе один тайный
христианин, по имени Емилиан, раб одного уважаемого начальствующего лица,
язычника. Он во время пира игемона с начальниками, улучив удобное время, вошел
один (никто его не видел) в идольское капище, захватив с собой железный
молоток, и начал бить идолов; он разбил их на куски, опрокинул их алтари,
разметал жертвы, сломал и раздробил огромные светильники, которые стояли пред
идолами и, разорив всё, как храбрый воин, ушел, радуясь и торжествуя в душе.
После него в капище вошел кто-то из язычников; увидев, что всё разорено, он
пришел в ужас и поспешил сказать о том игемону и обедавшим вместе с ним
гражданам. Тотчас все встревожились, игемон пришел в ярость и приказал
разузнать, кто сделал это; посланные поспешили и вскоре увидели какого-то
поселянина, шедшего мимо капища с поля; они схватили его и потащили к игемону,
причем били его как злодея; и много народа с жрецами шло за ними, причем все
говорили о поругании своих богов и приходили в ярость. Блаженный же Емилиан,
видя это, помыслил в себе:
– Если я скрою свое дело, то
какая мне будет от этого польза? Я только больше отягощу свою совесть, или
из-за меня убьют неповинного человека, и я буду убийцей перед Богом.
Подумав так, он обратился к тем,
кто вел и бил поселянина, и старался остановить их, громко крича:
– Пустите этого неповинного
человека, возьмите меня: это я сокрушил и попрал ваших бездушных богов!
Те, оставив поселянина, схватили
с яростью святого Емилиана и повели его к игемону с побоями и оскорблениями.
Игемон, сев на обычном месте суда перед всем народом и увидев приведенного к
нему Емилиана, спросил граждан:
– Кто это?
Граждане отвечали:
– Это злодей, сокрушивший богов и
поправший жертвы.
Игемон, преисполнившись гнева,
обратился к гражданам с укором:
– А вы раньше сказали, что в
вашем городе нет ни одного противника богов; вот нашелся такой, благодаря
вашему нерадению; за эту вину вы внесете в царскую казну литру золота2.
Сказав это гражданам, он
обратился к Емилиану и гневно начал спрашивать его:
– Скажи нам, нечестивец, как
зовут тебя!
Доблестный воин Христов отвечал:
– Я христианин.
Игемон, еще больше разгневавшись,
сказал:
– Имя твое скажи нам, мерзкий
человек!
Мученик отвечал:
– Родители мои называли меня
Емилианом, Христос же, истинный Бог, сподобил меня быть и называться
христианином.
Игемон спросил:
– Скажи, нечестивый человек, кто
тебя научил нанести такое оскорбление бессмертным богам?
Раб же Христов отвечал:
– Бог и душа моя повелели мне
сокрушить бездушные истуканы, называющиеся у вас богами, чтоб все видели, что
они – бездушные, глухие и немые, что у них нет разума, но что они камень и
дерево, которое не чувствует; знай же, что истинному – Богу, сотворившему всё,
я не нанес оскорбления, но оскорбил ваших ложных богов, которые ничего не
сотворили, но сами сделаны вами, и я бросил их на землю, чтоб они погибли
навсегда!
Преподобный Памва прожил до старости
постником в пустыне у горы Нитрийской, в Египте1.
Об его добродетельной, богоугодной и святой жизни рассказывают многие великие
отцы, как будет видно из дальнейшего повествования, собранного из различных
источников. Прежде всего преподобный Антоний Великий2
сказал о нем, что страхом Божиим (которого был преисполнен Памва) он вселил в
себя Духа Божия. Преподобный Пимен3
сказал:
– Три дела мы видели у отца
Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие.
Преподобный Феодор Студит4 о том же блаженном отце дает такое
свидетельство: "Памва и деянием и словом да ублажится достойно, яко
высокий"5. Сократ же Схоластик6 пишет о нем, что в начале своего иночества он,
будучи неграмотным, пришел к одному из братий, чтоб научиться у него псалмам
Давидовым. Услышав в самом начале первый стих тридцать восьмого псалма, а
именно: "буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне
языком моим", он не
захотел слушать других стихов, но ушел со словами:
– Довольно мне этого одного
стиха, если я научусь исполнять его на деле.
И после уже не приходил к
учителю.
Спустя шесть месяцев его увидал
где-то учитель и спросил его:
– Почему ты до сих пор не
приходил ко мне?
Памва ответил:
– Не научился еще исполнять на
деле того стиха.
Потом, по прошествии многих лет
один из знакомых отцов спросил его:
– Научился ли ты уже, брат, тому
стиху:
Памва ответил:
– Девятнадцать лет не переставая
учился и едва привык на деле исполнять то, чему он учит.
Хотя сначала святой Памва был
неграмотен, но впоследствии он был умудрен Богом и хорошо знал священное
Писание, даже для других он был умелым учителем (как пишет о нем Палладий7; следующие четыре брата, славные в Египте, были
его учениками: Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, называемые великими и
упоминаемые в житии святого Иоанна Златоуста8.
Первый из них, Диоскор, был потом епископом Ермопольским; это не тот Диоскор,
который бил еретиком и проклят на четвертом вселенском соборе святых отцов9, но другой того же имени, живший раньше. Кроме
того и Драконтий честной, упоминаемый в житии преподобного Илариона Великого10, епископ и исповедник Христов, претерпевший
изгнание от ариан, был также учеником блаженного Памвы в юности своей. Учителем
сих-то учеников был Памва.
Этот преподобный между многими
иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и
серебру. Когда святая Мелания римлянка11,
повсюду раздавая всё свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в
Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со
странноприимцем пресвитером Исидором александрийским; она принесла с собою
триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного
ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать, – он
плел рогожку, – а только ответил ей:
– Да вознаградит тебя Господь за
твое усердие, которое ты имеешь к Нему.
Когда же она продолжала
настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему
брату:
– Возьми, что дают, с
осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии12 и на островах: они
очень бедствуют, так как земля у них бесплодна, а братьям египетских монастырей
ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от
своего труда.
Тогда блаженная Мелания отдала
всё принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному
Памве:
– Отче, заметь, сколько я даю
серебра: триста литр.
Он же ответил ей:
– Бог, Которому ты принесла
серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели "Кто
исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах
земли, и взвесил на весах горы"(Ис.40:12) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне
давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь
его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих
богатств (Мрк.12:42); так молчи, не воструби перед собой! (Мф.6:2)
К преподобному Памве пришел
однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос
Памвы:
Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального
"Многими скорбями надлежит нам войти в
Царствие Божие"
(Деян.14:22), – сказал Апостол Павел.
Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн
девственник, сказал:
– "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби" (Откр.1:9).
С ними согласен и возлюбленный
ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник
Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он
ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про
свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому
преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного
Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев,
которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться
Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:
– Брат, мужайся, пусть окрепнет
твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в
руках наших врагов и не даст им уловить тебя.
Отвечал ему обуреваемый страстью:
– Поверь мне, отец, если не дашь
мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.
Преподобный же Иоанн сказал ему:
– Зачем ты хочешь отдать себя на
растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти;
придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно,
так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом
монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого
враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое
терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай,
брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.
И он начал рассказывать всю свою
жизнь подробно.
Когда я пришел (говорил он) в
этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского
иноческого образа, – я, сильно разжигаемый похотью, – весьма много претерпел
ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю
я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я
не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел
я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и
пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко
мне:
– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь
затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть
страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.
Потому (продолжал он) я с тех пор
затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год;
и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными
помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только
постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии
побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые
вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа.
Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал
глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я
влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными
только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в
состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая
плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня
оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в
них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали
гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою,
радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в
том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое
время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня
искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С
наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый
змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня
опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея,
вскричал из глубины моего сердца:
– Господи Боже, Спаситель мой,
зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один
Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от
скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня
от этого врага: вот онрычит, как лев,
желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей
молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!
Когда я кончил молитву, тотчас
свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих
пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:
– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь,
теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.
Сей святой мученик происходил от
благочестивых родителей Феоклита и Феопилы. Он родился в то время, когда
церковью в городе Амастриде1 управлял епископ Ираклий, и получил имя
от явившегося ангела. Будучи трех лет от роду, он, призвав имя Христа,
воскресил умершего мальчика, который после того подвизался вместе с ним и
усовершенствовался в добродетели. Достигши старости и совершивши множество
чудес, он увидел однажды, как неразумные идолослужители покланяются пустому
внутри дереву вязу. Он пошел срубил это дерево. За это его схватили и привели в
город Амастриду к правителю области Кавстрисию, по повелению которого его
сперва жестоко избили, причем выбили ему зубы, потом, привязав к нему веревки,
влачили по земле и, наконец, заключили в темницу, где он и предал дух свой Богу2.
______________________________
1 Город Амастрида, ныне Амастра, находился в северной
части римско-малоазийской провинции Пафлагонии на самом берегу Евксинского,
ныне Черного моря.
2 Время кончины святого мученика Иакинфа неизвестно.
Преподобный
Памва, Киево-Печерский
затворник, иеромонах, совершил подвиг исповедничества.
Находясь в иноческом послушании, он был схвачен татарами и много лет страдал у
них в плену за отказ отречься от христианской веры. Впоследствии преподобный
был чудесно восхищен из плена и поставлен в своейкеллии. Скончался он в затворе в 1241 году. Мощи его
почивают в Феодосиевых пещерах.