Житие во святых отца нашего Левкия Исповедника (V). Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского (312). Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия (ок. 306). Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы (I-II). Святитель Мина, епископ Полоцкий (1116). Святой благоверный князь Глеб Владимирский (1175). Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Икона Божией Матери Моденская - Косинская (XVIII). В 1733 г. Русской императрицей Анной Ивановной заложен Алексеевский равелин в Петропавловской крепости. В 1860 г. основан город Владивосток - центр Приморского края, порт на Тихом океане, в бухте Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского зал. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1648 г. Началась экспедиция Семена Дежнева на Анадырь. В 1605 г. самозванец Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. В 1741 г. из-за тумана корабль "Святой Павел" потерял из виду флагманский корабль русской полярной
В 1733 г. Русской императрицей Анной Ивановной заложен Алексеевский равелин в Петропавловской крепости
В 1860 г. основан город Владивосток - центр Приморского края, порт на Тихом океане, в бухте Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского зал. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали
В 1648 г. Началась экспедиция Семена Дежнева на Анадырь
В 1605 г. самозванец Лжедмитрий торжественно въехал в Москву
В
1741 г. из-за тумана корабль "Святой Павел" потерял из виду флагманский корабль русской полярной экспедиции Витуса Беринга, начав самостоятельное плавание
В 1783 г. в Петербурге открыт Мариинский театр
В 1849 г. венгерские повстанцы в битве у Ача отбили атаку превосходящей по силам русско-австрийской армии
Завтра, Понедельник, 4 Июля 2011 года (21 Июня 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1605 г. самозванец Лжедмитрий "венчан на царство" в Успенском соборе московского Кремля
В 1661 г. Россия и Швеция заключили Кардисский мир, сохранив довоенные границы
В 1788 г. Швеция начала военные действия против России
В 1040 г. родился Ласло I, венгерский король (1077-95 гг.), католический "святой", покровитель Венгрии
В 1506 г. родился Лайош II Ягеллон, король Венгрии и Богемии (1516-26
гг.), борец против турецкого нашествия
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие во святых отца наш его Левкия Исповедника
Страница 1
Житие во святых отца наш его Левкия Исповедника
Во
времена языческие, когда римские цари-идолопоклонники обладали Востоком и
Западом1, жил в Александрии один благородный
муж, по имени Евдикий; не наученный книжному искусству он был мудр духовным
обучением, - украшенный добрыми делами. Евдикий проводил свою жизнь в страхе
Божием и любви; со щедрою милостынею он соединял подвиг поста и молитвы. У него
был единственный сын, о котором и предстоит нам слово, названный родителями
Евтропий, а впоследствии переименованный Богом Левкием.
Когда отроку шел десятый год, мать его, Евфросиния,
скончалась. Тогда Евдикий, взяв сына своего, пошел с ним в монастырь блаженного
Ермия, находившийся в Александрийских пределах и управляемый блаженным игуменом
Никитою; здесь Евдикий сам постригся, а сына отдал на книжное обучение. Как
мальчик остроумный, все усваивавший быстро и без особенных усилий, Евтропий, с
помощью Божиею, настолько успел в книжном учении, что превзошел в этом
отношении многих. При том он был кроток, преисполнен смирение и послушания;
всем, жившим в монастыре, он служил с усердием, и все любили Евтропия, - одни
за его добронравие и послушание, другие за его книжную начитанность и знания,
дарованные ему Духом Святым.
Блаженный игумен Никита преставился ко Господу, когда Евтропию было еще
только семнадцать лет; несмотря на это, братия, посоветовавшись между собою,
просили юношу, еще не постриженного в иночество, быть их игуменом. Но он упорно
отказывался, к тому же и отец его, Евдикий, увещевая, запрещал ему в столь юных
летах возлагать на себя бремя, которого он еще не обык носить; он советовал
Евтропию показывать себя недостойным начальства, как юноше нуждающемуся в
руководстве. Так пробыл монастырь Ермия без игумена семь лет, потому что братия
не желали никому более вручать начальства над собою: поэтому, при всем нежелании
блаженного Евтропия и несмотря на то, что он не был пострижен, братия,
руководимые примером его добродетельной жизни, всё-таки почитали его среди себя
за игумена. Когда же Евтропию исполнилось двадцать пять лет, братия,
собравшись, сказали ему:
- Зачем ты пренебрегаешь и нашею нуждою и нашими просьбами, - почему не
хочешь быть нашим начальником? Вот прошло уже семь лет, как мы, со дня кончины
блаженного отца нашего Никиты, не имеем игумена, и каждый живет по своей воле.
Смотри не ответить бы тебе за гибель нашу, если какой-либо волк, войдя в
обитель, расхитит стадо Божие; мы же никого другого, как только тебя одного,
желаем иметь своим отцом: мы все видим твою святую жизнь, знаем о твоем
добронравии и данной тебе от Бога премудрости.
На это блаженный Евтропий так отвечал братии:
- Зачем, честные отцы и братия, вы неотступно молите меня о том, чего я
совершенно не в состоянии исполнить? Я не пострижен в иночество и не имею
никакого церковного чина, - как же я буду вам отцом, не имея в тоже время власти
поучать вас в храме Божием? Как я могу увещевать старейших из вас, сам будучи
юн?
Тогда они начали понуждать его к пострижению и приятию священства, но
он ни в коем случае не хотел исполнить их желания. Правда, в душе Евтропий
стремился к иноческому чину, но опасался принимать его из боязни, что братия
тогданасильно заставят его быть
игуменом; так, оставаясь не постриженным, он являл собою пример истинного
инока.
В это время в Риме царствовал язычник Коммод. Им был прислан в
Александрию в качестве епарха2 Филипп, дочь
которого Евгения, по обращении в христианство, проводила, в мужеском образе,
подвижническую жизнь, окончивши ее мученическою смертью. Филипп, хотя вообще и
был милостив к христианам, однако, в силу повеление царя, изгнал из города
христиан, святителей, иереев и иноков, разрешив им, впрочем, свободно селиться
в предградии, а также строить здесь монастыри и. церкви. В эти дни христианским
епископом в данном округе был святой Еллий, имевший пребывание в городе Елиополе,
отстоящем от Александрии на незначительном расстоянии. В пригороде
Александрийском помянутым епископом был создан монастырь, врученный руководству
святого Феодора. Кроме монастыря в той же местности находилась знаменитая в
округе церковь во имя Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии; в праздники Ее
сюда стекались христиане не только из Александрии, но и из окрестных городов и
стран. Поэтому, когда приближался праздник Успения Пресвятой Девы Марии, многие
отправились к Ее церкви; и блаженный Евдикий, выйдя из монастыря Ермия, точно
также пошел на праздник вместе со своим сыном Евтропием. Случилось же, что в
тот же самый день и на тоже празднество вышел вместе с клиром и множеством
народа из Елиополя и святой епископ Еллий; Евдикий и Евтропий присоединились к
толпе, идущей за епископом. Епископ имел намерение сначала зайти в созданный им
монастырь, управляемый игуменом Феодором, чтобы здесь отдохнуть до наступления
праздника. Когда он приближался к монастырю, на пути с ним встретилась дочь
епарха, блаженная Евгения, шедшая в мужском образе в сопровождении двух
евнухов; увидев епископа, окруженного народом, она вмешалась в толпу с целью
расспросить кого-либо о епископе и завела беседу о нем с блаженным Евтропием.
Он подробно рассказал ей все об архиерее Божием, как видно из жития блаженной
Евгении3, и затем привел ее к епископу,
которому Евтропий был известен за чистоту жизни и книжный разум.
Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского
Страница 1
Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского
Угодник Божий Мефодий, с юных лет
предавший себя на служение Господу, явился честным сосудом, приявшим Святого
Духа; за это, по избранию божественному, он сподобился епископского
достоинства, став архипастырем словесных овец города Патары, в Ликийской
области1. Святой Мефодий руководил свое
словесное стадо с богоугодным тщанием, направляя его к совершенству кроткими
поучениями. Во дни епископства святого Мефодия возникла Оригенова ересь2, обольщавшая многих; видя ее возрастание, святой
Мефодий, как пастырь выдающийся, точно огнем попалял ересь своими обличениями,
- учением, исполненным мудрости и Божественно благодати, он истребил нависшую
над верными еретическую мглу. Его боговдохновенные наставления облистали
вселенную подобно молнии и как звук разумной трубы по всей земле раздался голос
его поучений. Поэтому невидимый враг был не в состоянии выносить той ревности,
какою одушевлен был святой Мефодий в своих великих трудах, подъемлемых ради
благочестия, ради Церкви Христовой; он вооружил против святого епископа своих
видимых слуг, - язычников, поклоняющихся идолам; по его наущению язычники
вознамерились предать мучительной смерти служителя Божия, еще прежде страданий
облекшегося в "живоносное умерщвление". Схватит святителя Христова,
язычники отсекли ему мечом честную главу. И перешел святой Мефодий в лучшую
жизнь; как жертва живая принесся Богу тот, который в начале служил Агнцу Божию,
а потом сам заклан был как агнец. Так увенчался двойным венцем добрый подвижник
благочестия, боровшийся с ересями и Христа исповедавший пред язычниками
безбоязненно, даже до пролития крови и мученической кончины, которая
последовала в царство Аврелиана3. Аминь4.
Тропарь, глас 1:
Кровь твоя мудре, тайно вопиет от
земли якоже Авелева к Богу, богомудре святителю Мефодие, ясно проповедавый
Божие вочеловечение: темже и посрамил еси оригенову лесть, и преставился еси в
небесный чертог. Моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 4:
Священнотаинник святыя Троицы, и
яже паче ума повелений божественных проповедник, и православным утверждение был
еси, Мефодие, злославныя обличил еси смыслы, правоверия ради кровию твоею
священномученик явлься: и Христу со ангелы предстоя, моли спастися нам.
2 Ориген – знаменитый учитель
александрийской церкви, чудо своего века по уму и глубине учености. Многие
замечательнейшие из отцов Церкви с глубоким уважением относились к богословским
трудам и заслугам Оригена; но впоследствии он, еще при свое жизни, был осужден
как еретик на двух местных александрийских соборах и по кончине – на
константинопольском соборе 543 года. Не высказывая своих неправославных мнений,
как непреложные истины, Ориген, тем не менее, не право мыслил о многих истинах вероучения
христианской Церкви, почему некоторые считали сомнительною твердость его в
главнейших христианских догматах. Развивая неправославное учение о
предсуществовании душ, он не право мыслил о Христе, полагая, что Бог создал
определенное число духовных существ равного достоинства, способных уразумевать
Божество и уподобляться Ему; один из этих, сотворенных духов с такою пламенною
любовью устремился к Божеству, что неразрывно соединился с Божественных Словом
или стал Его тварным носителем; это, по мнению Оригена, и есть та человеческая
душа, посредством которой Бог-Слово мог воплотиться на земле, так как
непосредственное воплощение Божества, по его ошибочному мнению немыслимо.
Держась еретического воззрения на воплощение Бога-Слова и сотворение мира и человека,
Ориген в неправославном смысле понимал и смерть Христову, представляя ее чем-то
повторяемым духовно в духовном мире и имеющим там действие на освобождение
ангелов и приписывая в деле спасения слишком много действию обыкновенных сил,
коими одарена наша природа. Не право мыслил Ориген и в некоторых пунктах своего
учения о воскресении и будущей жизни, например о том что диавол может спастись
и в толковании св. Писания слишком многое преувеличенно понимал в таинственном
смысле, в ущерб историческому смыслу Писания. Но, во всяком случае, заслуги
Оригена пред Церковью более значительны и покрывают его заблуждения. В своих
школах он воспитал многих замечательных отцов и учителей Церкви, из коих
некоторые ему обязаны своим обращением из язычества в христианскую веру, с
которой он хотел согласовать знание и философию. Особенно замечательны его
труды по изучению св. Писания, - истолкованию, а главное, - по восстановлению и
очищению подлинного текста; замечательны и сочинения Оригена, направленные к
защите христианства против его врагов и еретиков. – В гонение Декия Ориген
удостоился славы мужественного исповедника Христова, скончался семидесятилетним
старцем в Тире в 254 году.
Бог открыл в откровении, бывшем великому угоднику, Христа ради юродивому, Симеону,
что душа знаменитого ученого богослова Оригена погибла и находится в адских муках за
его еретические учения. (Книга житiи святыхъ на месяцъ iулiй. М., 1898, 21 день, с. 489-490).
В шестом веке Оригена обвиняли в десяти ересях, и на поместном Константинопольском соборе в 543 году Ориген осужден,
как еретик, предан анафеме, а сочинения его объявлены подлежащими истреблению, как еретические.
3 270-275 гг. Но более
вероятно предположение, что смерть св. Мефодия последовала позднее 310-312 гг.
4 От св. Мефодия сохранились
письменные труды, относящиеся: 1) к защищению св. веры против язычества, 2) к
изложению догматов веры особенно против заблуждений Оригена, 3) к нравственному
учению и 4) к объяснению св. Писания.
Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия
Страница 1
Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия
Святой
мученик Аристоклий, родом кипрянин из города Тамаса, был соборным пресвитером.
Во дни царя Максимиана1, когда над
христианами разразилось великое гонение, святой Аристоклий удалился в пустыню,
где и скрывался в одной горной пещере: здесь во время молитвы его однажды
облистал свет, превосходивший солнечный, и с неба послышался голос,
повелевавший ему идти в Саламинскую митрополию, что на Кипрском острове, и там
восприять мученический подвиг за исповедание имени Христова. Укрепленный
явлением света и Божественным гласом от тотчас же, оставив боязнь мучений,
пошел, куда было повелено. По пути, пролегавшем в лесу, он зашел в храм святого
апостола Варнавы и здесь нашел диакона Димитриана и чтеца Афанасия, которые
встретили его с любовью. Во время беседы святой Аристоклий открыл им о причине
своего путешествия в город Саламин, рассказав о бывшем ему видении. Димитриан и
Афанасий после этого рассказа возымели непреодолимое желание идти вместе с
Аристоклием, чтобы умереть за Христа. Когда они достигли города Саламина, то,
вставши на возвышенном месте, на виду у всех, начали громким голосом
проповедовать об Иисусе Христе, Его прославляя, а языческих богов,
бесчувственных идолов похуляя; язычники тотчас же схватили проповедников и
представили на суд к правителю для допроса. Последний, узнав, что они
христиане, и видя их непоколебимую преданность святой вере, повелел пресвитера
Аристоклия усечь мечом; святых же Димитриана и Афанасия после многих мук он
предал на сожжение; но после того как святые мужи пробыли в огне живы и
невредимы, правитель осудил и их на усечение мечом. Так скончались2 страстотерпцы Христовы, украсившись
мученическим венцем.
Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы
Страница 1
Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы
Сии
святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской1. Они были учениками апостола Андрея2 и многих из варваров от почитания кумиров обратили к
вере во Христа. За это они были схвачены и представлены правителю варваров,
который хотел было обольстить их различными соблазнами и лестными обещаниями,
но они не склонились на предложенные им почести и за свою твердость в вере во
Христа биты были без пощады. Так как в то время стояла суровая зима и реки
замерзли настолько, что их можно было переходить по льду, то посредине реки
поставили и утвердили на льду прямые дерева и привязали к ним святых мучеников.
Когда под тяжестью деревьев лед стал пригибаться, то вода поднялась до их шей,
и они в таком положении предали святые души свои Господу. Некоторые христиане
похоронили тогда тела их, но потом епископ3
вынул их из могилы и, взяв на плечи свои, положил в своей церкви. Спустя семь
лет после кончины своей святые мученики явились тому же епископу и повелели ему
перенести мощи их в местечко, называемое Аликс, в сухое пристанище4.
1 В Месяцеслове императора
Василия сказано, что сии святые мученики были родом из Скифии, из северных ее
пределов, а по мнению проф. Е. Голубинского (История Русской Церкви, т. I,
первая половина, изд. 2, стр. 31 и прим. 2) они происходили из Готфии
дорийской, занимавшей узкую приморскую полосу земли в нынешнем Крыму между
Балаклавой и Судаком.
2 Никодим в своем
синаксаристе не называет сих святых мучеников учениками апостола Андрея.
3 В славянской редакции
месяцеслова императора Василия епископ этот назван Годлою, а имя Годла –
готфское.
4 Аликс есть нынешняя Алушта,
находящаяся на берегу Черного моря в 42 верстах на северо-восток от Ялты. "Сухое
пристанище" означает морскую пристань.
Святитель Мина, епископ Полоцкий, долгое
время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13
декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа
Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так
как до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о
нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель
Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное
распространение веры Христовой после Крещения нашей землина берегу Черного моря в 42 верстах на
северо-восток от Ялты. "Сухое пристанище" означает морскую пристань.
Святой благоверный князь Глеб Владимирский,
в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея
Боголюбского (память 4 июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос
глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную
жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном
возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал
священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал
для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный
князь Глеб в 1174 году, в девятнадцатилетнем возрасте.
Его нетленные мощи сохранились и
прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю,
татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия,
супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей
Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы
благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив
город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они
хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого
благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули
город.
По молитвам святого князя был
спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году.
Празднование благоверному князю
Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько
позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный
придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается
как особый покровитель и защитник города Владимира.
Перенесение
мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского
монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году.
Икона Божией Матери Моденская
- Косинская была привезена графом Борисом Петровичем
Шереметевым в 1717 году из итальянского города Модены.
В подмосковное село Косино эта икона пожертвована
императором Петром I и прославилась многочисленными исцелениями.