Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии (ок. 304). Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). В 1796 г. родился Государь Император Николай I Павлович в Царском Селе. В 1882 г. умер полководец Михаил Дмитриевич Скобелев (род. 17 сентября 1843 г.). В 363 г. убит римский император Юлиан Отступник (331-363).
В 1770 г. произошло знаменитое Чесменское морское сражение
В 572 г. по приказу своей жены убит король ломбардов Албойн
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии
Страница 1
Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии
В царствование нечестивого царя
Диоклитиана жил в Риме епарх1 Анфим,
имевший сына Лисимаха, которого он обручил с прекрасною девицею, дочерью
сенатора2 Просфора. Заболев смертельно,
Анфим призвал своего брата Селина и сказал ему:
- Брат мой! вот я расстаюсь с
жизнью и вручаю тебе сына моего: будь ему отцом вместо меня, а он пусть будет
тебе вместо сына. Когда я умру, поспеши соединить его браком с невестой его,
дочерью Просфора.
Выслушав брата, Селин пообещал
ему сделать всё так, как он просил его. Анфим же, по прошествии трех дней,
скончался. По смерти Анфима, Диоклитиан призвал к себе Лисимаха и дядю его,
Селина, и, приняв их особо, сказал Лисимаху:
- Помня любовь ко мне отца
твоего, я хотел бы поставить тебя епархом вместо него, но до меня дошел слух,
что ты питаешь склонность к вере христиан. Поэтому я отложил свое намерение,
пока выяснится, справедливо ли говорят о тебе. Пока же для испытания я решил
послать тебя на Восток, чтобы ты искоренил там христианскую веру; и когда
возвратишься к нем, исполнив свое поручение, тогда будешь награжден от нас
саном епарха.
На такую речь царя Лисимах ничего
не посмел возразить, так как был очень юн, имея от роду около 20-ти лет. Но
Селин, дядя его, упавши к ногам Диоклитиана, сказал:
- Умоляю тебя, великий и
бессмертный царь, дозволь Лисимаху остаться здесь на несколько дней, чтобы
вступить в брак с дочерью Просфора, - и когда он сочетается браком, то с ним
вместе пойду и я, и мы вместе сделаем всё так, как повелит нам твоя
божественная власть.
Царь же сказал им обоим:
- Сначала идите, куда я вас
посылаю, и истребите христиан, когда же исполните порученное вам дело,
возвращайтесь сюда, - тогда и я отпраздную вместе с вами брак Лисимаха.
Услышав это, они не посмели
произнести больше ни слова и покорно повиновались царю, - взявши указ и войска,
отправились на Восток.
Лисимах взял с собою родственника
своего, комита3 Прима, который был сын
сестры матери его, - и поручил ему начальствование над войском.
Приехав на Восток, они
остановились в области Пальмира4, и всех
находившихся там, христиан стали предавать различным жестоким мучениям: одних
жгли огнем, других отдавали на съедение зверям, а иных посекали мечом и тело их
выбрасывали собакам. Селин, дядя Лисимаха, был очень суров и бесчеловечен.
Страх объял многих при виде жестокостей Селина. Лисимах же был очень жалостлив
к христианам, так как мать его была христианкой, и от нее он научился познанию
Христа. Однажды ночью он призвал к себе своего родственника, комита Прима, и
сказал ему:
- Уважаемый Прим, ты знаешь, что
отец мой по вере был еллин5 и в язычестве
скончался, но мать моя умерла христианкой и при жизни своей старалась сделать
меня христианином. Но боясь отца и царя, я не мог сделать этого открыто и дал
матери обещание, что не погублю ни одного христианина и беде стараться
сделаться другом Христовым. Теперь же вижу, что христиан жестоко мучит и
убивает дядя мой Селин, - и от этого сильно страдает душа моя; ибо в тайне я
хочу щадить христиан и тех из них, которые содержатся в узах, отпускать, чтобы
они убегали и скрывались, где могли.
Комит согласился помочь ему, и
они заключили друг с другом соглашение, обязуясь взаимно щадить христиан. Как
только они открывали где-нибудь церкви или монастыри христианские, тотчас же
посылали туда тайное известие, предупреждающее о нашествии мучителей, и давали
совет скрыться. Сверх того комит повелел единомышленным с ними воинам не
хватать христиан на мучения, а схваченных повелевал отпускать.
Пробыв в Пальмире довольно долго,
Селин, после того как замучил многих христиан, захотел идти в Сиваполь - город,
лежащий в ассирийских пределах6, входивших
в состав подчиненной Риму области. В этом городе находился женский монастырь,
состоявший из 50-ти монахинь, игумения которых, Вриенна, была ученицей
блаженной игуменьи, диакониссы7 Платониды,
и строго исполняла правила своей наставницы. Устав Платониды был такой. В
пятницу ни одна из сестер не должна была работать, но все собирались в церковь
и с утра до вечера молились или читали Божественные книги. Сначала до 3 часов
утра читала сестрам сама диаконисса Платонида, а потом она отдавала книгу
Вриенне, приказывая ей читать до вечера. Точно также делала потом и Вриенна,
которая, приняв, после смерти своей наставницы, начальствование в монастыре, во
всем подражала ей.
У игумении Вриенны воспитывались
и приготовлялись к иноческой жизни две отроковицы: Прокла и Феврония. Прокле
было 25 лет, Февронии 20. Феврония была племянницей Вриенны, т.е. дочерью ее
брата, и блистала такой дивной красотой, что ни один художник не мог бы в
совершенстве изобразить цветущего благолепия лица ее. Эта красота очень
беспокоила Вриенну, и она много думала, как бы сохранить Февронию
целомудренною, вдали от соблазнов мира. Все сестры монастыря принимали пищу
ежедневно только по разу, к вечеру, и во в очень малом количестве; но Вриенна
повелевала Февронии поститься до другого дня, чтобы она целый день оставалась
без пищи, и вкушала только к вечеру другого дня, - она наделялась, что
благодаря такому воздержанию поблекнет красота Февронии. Феврония, желая
умертвить плоть свою, прилагала с своей стороны все силы к столь великому
воздержанию, и никогда не ела и не пила до сытости, но жаждою и голодом,
многими трудами и подвигами неуклонно изнуряла плоть свою, воздерживаясь, сверх
того, и от сна. Постель ее состояла из одной голой доски без всякой подстилки;
в длину она имела 3 локтя, а в ширину 1½ пяди; изнуренная чрезмерным
постом Феврония забывалась сном на этой доске, или на голой земле, и притом на
самое короткое время. И когда диавол сонными видениями покушался соблазнить ее,
она тотчас же вставала, падала на землю, распростершись крестообразно, и
молилась Богу с горькими слезами, чтобы Он избавил ее от диавола; потом, взяв
книги Божественного Писания, она прилежно читала их и получала от них духовное
наслаждение. Феврония была от природы настолько любознательна и остра умом, что
ее уму много удивлялась сама Вриенна.
Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев
Страница 1
Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев
Сей
благочестивый князь Петр1 происходил из
благочестивого и святого рода2, воспитан был
в православной вере и целомудрии в городе Муроме3
и правил княжеством своим, во всём соблюдая строгую справедливость. Когда
наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией, которая
также происходила из благочестивого рода4 и
тщательно была наставлена в благочестии. Будучи, таким образом, оба святыми и
праведными людьми, блаженные Петр и Феврония любили чистоту и целомудрие и
всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти
обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и
священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием
относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании. Желая по слову
Господа унаследовать землю кротких5 и
снискать себе вечное блаженство праведников, они кроме того и во всём прочем
весьма много угодили Христу своими добрыми делами. Достигши затем маститой
старости, блаженный Петр впал в телесный недуг и принял пострижение, при чем в
иночестве ему дано было имя Давида. После сего, немного поболев, он с твердою
верою преставился к Богу в царство небесное. Точно также и святая княгиня
Феврония, исполняя искреннее свое желание, постриглась в иночество, получив в
иноческом звании имя Евфросинии и подобно супругу своему с непоколебимою верою
и чистою совестью преставилась, предавши душу свою в руки Божии6. Таким образом оба святые супруги унаследовали
землю кротких, которой с юных лет так желали. После кончины блаженного князя
Петра вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане - как заступника
своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания - как своего кормителя и
помощника. Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все
жители города и похоронили их в одном гробе в городе Мурому. Святые и до сего
дня чрез честные мощи свои совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верою
обращается к ним7.
Тропарь, глас 8:
Яко благочестиваго корене
пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре; тако и
супружницею твоею премудрою Феврониею, в миру Богу угодивше, и преподобных
житию сподобистеся; с нимиже молитеся Господеви, сохранити без вреда отечество
ваше, да вас непрестанно почитаем.
Кондак, глас 8:
Мира сего княжение, и славу
временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси Петре, купно и
супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше.
Темже и по смерти неразлучно во гробу лежаще, исцеление невидимо подаваете; и
ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих.
_________________________________
1 Святой Петр - Давид, князь
муромский, был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он стал
княжить в Мурому после старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в
управление княжеством 18 декабря 1203 года.
2 Родоначальник муромских
князей, князь Константин Святославич причислен к лику святых; память его
празднуется 21 мая.
3 Муром в древности был
центром северной ростово-суздальской области, ныне уездный город владимирской
губернии.
4 Есть предание, что святая
княгиня Феврония по происхождению своему была простою поселянкою, дочерью "древолазца
бортника" из деревни Ласковой, Рязанской губернии.
5 Мф.5:5
6 Святые князь Петр и княгиня
Феврония скончались в один день, 25 июня 1228 года, а по мнению преосвященного
Филарета кончина их падает на 25 апреля 1228 года, причем 25 день апреля
признается им за день их кончины, а 25 июня - за день открытия мощей.
Прославление их началось в начале XVI века, а на Московском соборе 1547 года
положено было местно праздновать память их. Впоследствии (вероятно с 1552 года)
это празднование стало повсеместным.
7 "Блаженный Давид и
Евфросиния, - говорит преосвященный Филарет, - в жизни своей были образцом
христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о
нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на
вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их".