Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Память преподобного Еразма Печерского. В 1349 г. новгородцы вернули город Орехов, взяв его у шведского короля Магнуса, только завоевавшего этот город. Затем из двинских земель они прошлись удачным походом по Норвегии и разбили шведов под Выборгом. Все это вынудило Магнуса заключить мир на выгодных для Русских условиях. В 1564 г. митрополитом Московским был избран инок Чудового монастыря Афанасий. В 1768 г. был заключен Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных с католиками на территории Речи Посполитой.
В 1349 г. новгородцы вернули город Орехов, взяв его у шведского короля Магнуса, только завоевавшего этот город. Затем из двинских земель они прошлись удачным походом по Норвегии и разбили шведов под Выборгом. Все это вынудило Магнуса заключить мир на выгодных для Русских условиях
В 1564 г. митрополитом Московским был избран инок Чудового монастыря Афанасий
В 1768 г. был заключен Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных
с католиками на территории Речи Посполитой
Завтра, Четверг, 10 Марта 2011 года (25 Февраля 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1170 г. по приказу Андрея Боголюбского (род. в 1111, Великий Князь Владимирский 1157-74) его сын Мстислав Андреевич осадил Новгород. Новогородцы разгромили суздальское войско, но через несколько месяцев сами предложили мир Андрею Боголюбскому и попросили назначить им нового князя
В 1835 г. умер Юрий Иванович Венелин, Первый русский славист (род в 1802 г.)
В 1879 г. скончался фельдмаршал, герой Кавказской войны кн. Александр Иванович Барятинский (род.2
мая 1814 г.), в 1859 г. взявший в плен Шамиля, чем закончилось усмирение Кавказа
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Страница 1
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Когда была усечена честная глава святого
Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла
своей матери. Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал
ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее
погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут
тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики
святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли (Мф.14:12;
Мк.6:29) в Севастии, городе самарийском1.
Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном
бесчестном месте. Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о
коей упоминает святой евангелист Лука (Лк.8:3), знала то место. Она, скорбя
сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его
честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный2 и погребла на горе Елеонской3, в одном из поместий Ирода. Между тем до
Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал
думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу
Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим
домашним об Иисусе: "Это - Иоанн, которому я повелел усекнуть главу. Ныне
он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им" (Мф.14:2; Лк.6:16).
Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени
Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил
на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там
себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя
небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию
смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи
Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога
он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим
благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той
распространилось неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в
Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и
предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу
Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней
бесчестно. Он положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По
его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с
землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава
Крестителя Иоанна.
Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил
свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и
очищать все иерусалимские святыни4. Она-то
и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока,
подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там
честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и гробу Господню и увидеть все
святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь
им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн
Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел
взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему
товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому
внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому
иноку, и притом отдельно, и сказал: "Воспряньте, оставьте ваше неверие и
леность и сотворите то, что было вам возвещено".
Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное
ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они
начали там копать землю и обрели бесценное сокровище - святую главу Крестителя
Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе
обратно.
В это время один бедный скудельник из города Емесы5 был вынужден вследствие нищеты оставить
свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми
двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и
продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести
вретище6 с главой Крестителя. А он, не
зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой
Иоанн Предтеча и сказал: "Оставь своих спутников и беги от них с тем
вретищем, которое ты держишь в руках".
Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех
иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести
его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному. В то же
время святой хотел оказать благодеяние этому бедному человеку и направить его
на путь доброй и богоугодной жизни. Этот человек, повинуясь святому, скрылся от
иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся, как
бы некое драгоценнейшее из всех сокровищ земных, честную главу Крестителя. И
Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом его всяким довольством.
Скудельник стал жить среди изобилия, забыв о прежних своих несчастиях. Но он не
возгордился: он подавал щедрую милостыню нищим и убогим от своего богатства.
Памятуя твердо, что он получил все это ради благоговения пред Христовым
Предтечею, он всегда почитал его святую главу, ежедневно кадил пред ней
фимиамом, возжигал светильники, молился и старался всю жизнь свою проводить
честно и поступать по заповедям Христовым. Когда приблизилось время его
кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в
сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал это
сокровище своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой
честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он
завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую
главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не
благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище
какому-либо богобоязненному и добродетельному мужу.
"Венец премудрых, - говорит Соломон, -
богатство их" (Сол.14:24), но
особенно приличествует употреблять свое богатство на украшение церквей
Христовых, ибо чрез сие возможно получить Царство Небесное. Таковым
благоукрасителем храмов Божиих был преподобный отец наш Еразм, инок Печерский.
За это он сподобился получить венец Царствия Небесного. Имея большое богатство,
он рассудил, что иноку не подобает владеть земными сокровищами; возлюбив
церковное благолепие, он издержал все свое имение на церковное украшение -
оковал золотом и серебром много икон в Печерской церкви. Молясь пред ними и с
верою взирая на них, он украшал свою душу - сей храм Живого Бога, не серебром и
златом вещественным, но чистотой, любовью и прочими добродетелями, приличными
иноку. Вместе с пророком он мог воззвать о благолепии своем: "Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота
и серебра" (Пс.118:72).
С преподобным Еразмом случилось такое искушение. Когда он
истратил свое имение и стал бедняком, то все стали мало обращать на него
внимания. Лукавый бес начал тогда внушать ему в сердце злую мысль, что он,
истратив на церковное украшение все свое имение, не получил за это никакого
возмездия или награды. Лучше было бы, говорил ему бес, раздать все имение
нищим. Не рассудив, что эти мысли ему внушает диавол, Еразм впал даже в
отчаяние, начал жить нерадиво и перестал заботиться о спасении своей души. Но
щедрый и праведный Господь, помня о прежних добродетелях Еразма, спас его. Он
навел на него лютую болезнь; Еразм уже помышлял о скорой кончине и в болезни
своей лежал, ничего не говоря, с сомкнутыми очами семь дней; только по дыханию
можно было видеть, что он еще жив. На восьмой день к нему собрались все иноки
и, видя его, ужаснулись и говорили: "Горе, горе душе сего брата; он жил в
грехах и лености; ныне же душа его зрит некое видение и мятется, не будучи в
состоянии выйти из тела".
Вдруг блаженный Еразм, как будто никогда не болел, поднялся,
сел и сказал инокам: "Отцы и братия! Истинно слово ваше. Я грешен и не
покаялся. Но вот ныне мне явились преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и
сказали: Мы молились за тебя Господу, и Господь даровал тебе время для
покаяния". После сего я узрел Пречистую Госпожу Богородицу - как ее
изображают на иконах, - на ее честных руках был Предвечный Младенец, с Нею было
множество святых. И Она сказала мне: "Еразм! Как ты украсил Мою церковь и
обогатил ее иконами, так и Я тебя украшу и возвеличу в царствии Сына Моего.
Нищие везде с вами, церковь же Моя не везде у вас. Встань, покайся, восприими
великий ангельский образ; а на третий день Я возьму тебя, после твоего
покаяния, к Себе за то, что ты так возлюбил благолепие дома Моего".
Сказав это, Еразм начал перед всей братией исповедывать свои
грехи, ничего не утаивая и не стыдясь. Затем, поднявшись, отправился в церковь,
был пострижен в схиму и на третий день с радостью предал свою душу Господу и
Пресвятой Его Матери, как Она и Сама о том прорекла.
Из этого явствует, как угодно Богу украшение церквей
иконами, и что Господь вселяет таковых в лик святых Своих.
По молитвам святого Еразма да поможет Господь и всем,
украшающим святые церкви, получит вечное блаженство в будущей жизни со Христом
Иисусом Господом нашим, Которому слава с Богом Отцом и Святым Духом, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь1.