Страдание святого мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов. Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского. Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского. Память преподобного Афанасия Исповедника. Великомученик Феодор Тирон (ок. 306). Обретение мощей святых мучеников во Евгении (395-423). Преподобный Лимний, пустынник Сирийский (V). В 1711 г. Петр I вместо Боярской Думы учредил Правительствующий Сенат. В 1851 г. умер композитор Александр Александрович Алябьев (род. 4 августа 1787 г.), участник Отечественной войны 1812 г. В 1917 г. Император Николай II отбыл из Царского Села в ставку, находившуюся в Могилеве.
В 1551 г. открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах в присутствии самого Царя Ивана IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на соборе св. митрополит Московский Макарий. "Державный самодержец, — читаем в соборной книге, — прекроткий царь Иван, осияваемый благодатию Святого Духа, подвигся теплым желанием не только о устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление
царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов"
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов
Страница 1
Страдание святого мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов
Беззаконный и нечестивый царь Максимиан1
полагал, что служа своим ложным богам, получит себе помощь и возвышение своего
царства, посему он повелел, чтобы все его подданные приносили жертвы нечестивым
идолам. Он сам старался подавать пример ревностного и прилежного служения
бесам, принуждая и других приносить скверные жертвы. Для него было мало,
подобно прежним царям, ограничиваться рассылкой указов начальникам областей,
где им предписывалось заботиться о почитании идолов: он сам лично без всякой
лености обходил свои владения, совершая службы перед бесовскими алтарями;
безбожный царь надеялся, что, благодаря его приходу, все отвергнувшиеся от
языческого заблуждения и сподобившиеся познать Христову истину, снова
возвратятся к прежнему зловерию. С таким намерением он оставил Рим и
направился по восточным областям; между прочим он прибыл в город Сирийский
Апамию. Здесь к нему приступили идольские жрецы и стали клеветать на христиан,
говоря:
-
Державнейший царь, так как боги даровали нам возможность свободно говорить с
тобою, то мы возвещаем тебе, что всякий из нас со страхом и усердием почитает
великих богов отеческих, в особенности же Зевса2
и чудного Аполлона3, самых главных богов
наших, защитников и покровителей державы твоей. Но Маврикий и вместе с ним
других семьдесят твоих воинов, напыщенные почестями и обогащенные твоими
великими дарами, презирают богов наших, противятся твоей великой и непобедимой
власти - они прельстились заблуждением христианским.
Услышав
об этом, царь Максимиан сильно разгневался; ярость охватила его сильнее
пламени, пылающего в печи; он особенно негодовал на то, что в полках его
нашлись такие воины. В один из торжественных дней он велел приготовить
судилище на месте для зрелищ, называемом Амаксика; оно было между северными
городскими воротами. Это место Максимиан избрал для того, чтобы весь народ мог
видеть суд; сюда повелел он привести святых мучеников. В назначенный день,
когда сошлось множество народа на указанное место, даже девы и те не оставались
дома, царь Максимиан воссел на высоком судилище. Тогда приведены были сюда
оруженосцами и семьдесят святых Христовых воинов, вместе со своим начальником
святым Маврикием. Взглянув на них, царь сказал Маврикию:
- Мы
надеялись, Маврикий, что вы, как люди, не оставленные нашею царской милостью,
кормившиеся нашим жалованьем и удостоившиеся от нас высших почестей, будете
следовать нашему благочестивому примеру и своими мужественными делами и мудрым
наставлением вразумите отвергающих наш угодный богам закон, уврачуете мнение
заблуждающихся, измените к лучшему нуждающееся в исправлении, укрощая
возбуждающих раздоры, - словом мы были уверены, что исправите всё, что делают
не по нашему повелению, против нас и вопреки нашему желанию. Но мы слышим, что
вы поступаете как раз наоборот, - не только не усмиряете тех, кто восстает
против нашего закона, но и сами являетесь противниками наших всесильных богов;
вы пренебрегаете ими, не оказываете им чести, не приносите жертв и приношений;
мало того, вы сделались даже для других руководителями и увлекаете их в погибельную
пропасть, если только есть правда в том, что нам сообщили об вас.
На это
святой Маврикий отвечал:
- Царь,
та обида, которую мы наносим бесчувственным богам вашим, готовит нам славный
венец победы у истинного Бога нашего. Мы не унижаем, не презираем, как ты
полагаешь в своем безумии, Бога, сотворившего нас, но прославляем Того, Кто
единый истинный Бог, Кто создал небо и землю, море и всё, что в них. И не
подобает называть богами скверных и нечистых бесов, вводящих людей в гибель, и
идолов их глухих, слепых и бесчувственных.
Тогда
царь сказал:
- Так-то
ты, Маврикий, воздаешь благодарность богам, которые удостоили тебя чести и
даровали тебе первое место в воинстве?
Святой
же Маврикий отвечал:
-
Никогда никакой чести я не принимал от богов ваших и не хочу почитать их. Ибо
кто из людей, знающих о Боге, захочет воздавать почитание бесчувственным вещам кроме не имеющих
разума и уподобившихся несмысленным скотам (Пс.48:13); только такие люди
обоготворяют камни и деревья, полагая что они имеют разум, - и почитают их, как
богов.
Царь же
сказал:
- Ты
получил первое место среди служащих нам; посему то ты так дерзко и без всякого
страха говоришь с нами.
Сказав
это, царь велел отделить святого Маврикия от семидесяти воинов и обратился к
последним с ласковой речью:
- Кто
вас, братия, прельстил и внушил вам мысль отступить от спасителей наших богов
и разделять заблуждение людей, почитающих Распятого Человека, какого-то злодея?
Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского
Страница 1
Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского
Преподобный
Фалассий еще в юном возрасте построил себе на одной горе жилище и поселился в
нем. Отличаясь по природе чистосердечием и смиренномудрием, он скоро
почувствовал влечение к иноческим подвигам. Он удалился на вершину горы,
расположенной близ селения Таргала, и провел на ней в подвигах 38 лет, при чем
не имел никакого жилища: ни келлии, ни палатки, ни даже какого-либо навеса, но соорудив
из камней лишь небольшую ограду и имея покровом одно небо, все время пребывал в
ней. За такие подвиги Господь удостоил святого подвижника благодати
чудотворений. Преподобный Фалассий изгонял бесов, исцелял различный болезни и
силою своего чудодейственного дара уподоблялся святым Апостолам. Однажды на
него напал змей и хотел пожрать его, но он помолился и молитвою спас себя от
смерти. В другой раз его постигла желудочная болезнь, которая причиняла ему
жестокие страдания, но он призвал имя Божие и тем исцелился от мучительного
недуга. К преподобному стекалось всегда множество народа с тем, чтобы видеть
его подвиги, и многие из приходивших просили его принять их в число его
сподвижников. Преподобный не противился таким просьбам. Построив для желающих подвизаться
с ним келлии, он дозволил им жить в них, при чем раздавал им ту пищу, которую
приносили для него с разных мест его почитатели. Прожив в таких подвигах жизнь
свою, преподобный Фалассий с миром почил.
Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского
Страница 1
Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского
Преподобный
Варадат был родом из Антиохии1. Избрав себе
подвиги созерцательной отшельнической жизни, он заключился сперва в одной
хижине, а потом чрез несколько времени удалился на одну высокою гору и
безвыходно стал жить в келлии, которую сам соорудил себе. Эту келлию
преподобный нарочито устроил так, что по размерам своим она была меньше его
роста, а потому он всегда стоял в ней, сгорбившись, а лежал, согнувшись.
Келлия была без окон с одною только дверью, да и ту святой держал всегда
закрытою, чтобы оградить себя от сторонних посетителей, а для проникновения
внутрь келлии дневного света вместо окон он устроил в стене скважины, которые
были так широки, что он никогда не имел
в своем жилище защиты ни от дождя, ни от солнечного зноя. В таком тесном и
неудобным помещении святой Варадат прожил много лет. Впоследствии уступив
убеждениям Антиохийского епископа Феодорита, он вышел из своего жилища, но за
то с этого времени стал носить одежду из сшитых кож, которая с ног до головы
покрывала всё тело его, и только около рта и носа для свободного дыхания в ней
были оставлены небольшие прорезы. Не имея возможности в такой одежде ходить,
преподобный постоянно стоял на ногах с воздетыми к небу руками и прославлял
Бога. Таким образом, святой Варадат всегда пребывал в затворе. Он нёс такой
подвить не для услаждения плоти, а для того, чтобы принуждать себя переносить
телесные боли и тем смирять свою плоть, так как он одержим был сильными
страстями и его постоянно разжигали пламенные, неукротимые похоти. Когда преподобный
ради получения обещанной подвижникам награды в вечности довёл до изнеможение
плоть свою, то отошел ко Господу и принял от Него вечный покой.
Преподобный
Афанасий родился в городе Константинополе отблагочестивых родителей,
которые проводили богоугодную жизнь и были очень богаты. Он с детства
отличался благоговейным настроением души, и любимою мечтою его юности было
провести жизнь в иноческом звании. Посему по достижении совершенного возраста
он удалился в одну из Никомидийских обителей1
и там принял иноческое пострижение. В своих иноческих подвигах преподобный
достиг такой высоты, что своим благочестием стал известен самому императору. В
царствование Льва Иконоборца2 на
преподобного сделан был донос, что он чтит святые иконы, и за это он был
подвергнут различным мучениям, потерпел тяжкие изгнания и перенес много
страданий. Но не смотря на всё это, святой Афанасий остался непоколебимым.
Сохранив до конца своей жизни православную веру, он отошел ко Господу3.
1 Город Никомидия находился в
Малой Азии на берегу одного из заливов Пропонтиды, ныне Мраморного моря, и был
любимой резиденцией императора Диоклитиана и местом страданий и кончины
множества святых мучеников в его царствование. Обитель, где постригся
преподобный, была известна под названием Павдопетрии, потоку что посвящена св.
Апостолам Петру и Павлу.
2 Гонение на почитателей св.
икон продолжалась около ста лет. Из трех императоров этого периода, носивших
имя Льва, название иконоборца здесь усвояется Льву Армянину, царствовавшему с
813 по 820.
В городе Амасии, в Понтийской области,
время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с
другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам.
Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в
темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса
Христа. Через некоторое временя мученика вывели из
темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя
непреклонность мученика правитель приговорил его к
сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и
славословием предал свою душу Богу около 305 года.
Это произошло около 306 года при
римском императоре Галерии (305 - 311). Неповрежденное огнем тело святого
Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи
его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его
находится в Италии, в городе Гаэте.
Через 50 лет после кончины святого
Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский
Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый
день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв
съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился
Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам,
чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу
коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события
Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора
Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной
молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья. После
этого коливо раздается верующим.
Обретение мощей святых мучеников во Евгении (395-423)
Страница 1
Обретение мощей святых мучеников во Евгении (395-423)
Обретение мощей святых мучеников во Евгении. Во время гонений на христиан останки святых
мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Царьграде,
близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество
тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. Когда на этом
месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с
великой честью перенесены в храм. Одному благочестивому клирику, Николаю
Каллиграфу, было открыто, что среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи
святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает
святой апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. 16, 7). В XII веке на месте
обретения мощей святых мучеников был построен великолепный храм императором Андроником
(1183 - 1185), ангелом которого был святой апостол Андроник.
Преподобный
Лимний начал свои подвиги под руководством преподобного Фалассия и прожил около
него довольно долгое время, усвоив добродетели своего учителя - простоту в
обращении, кротость и смирение. Потом преподобный
Лимний перешел к преподобному Марону (память 14 февраля). На вершине горы он
сделал себе маленькую загородку из камней без крыши и, через небольшое
отверстие в ней, беседовал с приходящими. Сердце его
было исполнено сострадания к людям. Желая, по мере сил, помочь всем
обездоленным, он, с помощью своих почитателей, устроил на склонах горы
странноприимный дом, жилища для нищих и калек и питал их тем, что доставляли
ему благочестивые люди. Святой подвижник пожертвовал для этой нищей братии даже
своим безмолвием и уединением и взял на себя заботу о
их духовной пище, побуждая молиться и славить Господа. За свою святую жизнь он
сподобился дара чудотворения.