Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея. Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии. Память преподобного Равулы. Память преподобных Евгения и Макария исповедников. Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота (305-311). В 1712 г. состоялось бракосочетание Царя Петра I и Царицы Екатерины I. В 1054 г. скончался Великий Князь Ярослав Мудрый. В 1799 г. адмирал Ф.Ф.Ушаков освободил остров Корфу от интервенции французов. В 1861 г. Высочайшим Манифестом Александра II в России отменено крепостное право. В 1878 г. был подписан выгодный для России и балканских стран Сан-Стефанский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1877-1878 гг. И хотя условия договора были значительно урезаны на Берлинском конгрессе 1878 г., все же Балканы обрели независимость от многовекового турецкого ига; Россия вернула южную часть Бесарабии, потерянную после Крымской войны, и присоединила Карскую обл. Были освобождены от турков и присоедин
В 1712 г. состоялось бракосочетание Царя Петра I и Царицы Екатерины I
В 1054 г. скончался Великий Князь Ярослав Мудрый
В 1799 г. адмирал Ф.Ф.Ушаков освободил остров Корфу от интервенции французов
В 1861 г. Высочайшим Манифестом Александра II в России отменено крепостное право
В 1878 г. был подписан выгодный для России и балканских стран Сан-Стефанский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1877-1878
гг. И хотя условия договора были значительно урезаны на Берлинском конгрессе 1878 г., все же Балканы обрели независимость от многовекового турецкого ига; Россия вернула южную часть Бесарабии, потерянную после Крымской войны, и присоединила Карскую обл. Были освобождены от турков и присоединены к России Южная Украина, Бесарабия, Крым, северо-запад Кавказа и Черноморское побережье, юго-Западная Грузия и северная часть Турецкой Армении
В 1918 г. в Брест-Л
итовске делегация от большевиков подписала "мир" с Германией
Завтра, Суббота, 5 Марта 2011 года (20 Февраля 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея
Блаженный
отец наш Дорофей1, ревнуя о богоугодной
жизни и возлюбив иноческое житие, отправился в киновию аввы Серида2, где нашел множество великих постников,
подвизающихся в безмолвии; среди них особенно отличались два великих старца:
священный Варсонофий и ученик и сопостник его, авва Иоанн, носивший
наименование пророка, так как он получил от Господа дар прозорливости. Святой
Дорофей вверил себя руководству сих постников и со всем усердием стал подражать
им. Вместе со святым отцом Серидом, преподобный Дорофей нередко приходил к
великому старцу Варсонофию и беседовал с ним, а отцу Иоанну, отличавшемуся
даром прорицания, он удостоился прислуживать. Так пребывал блаженный Дорофей в
киновии аввы Серида, упражняясь в подвиге послушания. Тогда вышеназванные
святые отцы положили, чтобы отец Дорофей устроил больницу и сам имел бы о ней
попечете, ибо братия сильно страдали, когда впадали в болезни, - некому было
заботиться о них и ухаживать за ними. С Божией помощью преподобный построила
больницу при содействии брата своего по плоти, который будучи благочестив и
любя иноков, давал святому Дорофею необходимые для постройки средства. С тех
пор авва Дорофей с некоторыми другими благоговейными иноками служил больным и
странным, считая сие за послушание, возложенное на него отцами обители3. Однажды призвал к себе преподобного Дорофея
игумен Серид; придя к настоятелю, Дорофей застал у него некоего юношу в
воинском одеянии, весьма младого и прекрасного собою: он пришел в монастырь
вместе с некоторыми из слуг княжеских, которые пользовались любовью аввы Сериды
и часто приходили к нему. Когда пришел отец Дорофей, авва Серид пригласил его к
себе одного и сказал ему:
- Вот эти люди привели сего юношу; они говорят, что он хочет
вступить в нашу обитель; я же боюсь, что это сын какого-либо вельможи, который,
быть может, что-либо украл или совершил какое-нибудь зло и теперь хочет
укрыться: тогда, если мы примем его, нам будет грозить прямая опасность. Думаю
я так потому, что ни его одеяние, ни его облик не обличают в нем человека,
хотящего подвизаться.
Юноша же действительно был родственником одного воеводы;
живший доселе среди богатства, привыкший к изнеженному образу жизни, он никогда
доселе не слышал слова Божия. Некоторые же слуги того воеводы рассказывали
иногда при нем о святом граде Иерусалиме, так что юноша пожелал видеть святые
места и просился у воеводы, чтобы он отпустил его посмотреть на святой град. Не
желая огорчить его отказом, воевода обратился к одному близкому ему человеку,
который намеревался посетить святые места, и стал просить его:
- Окажи мне свое расположение, возьми с собою сего юношу,
чтобы он мог видеть святые места.
Отправлявшийся взял юношу, оказывал ему всякий почёт и много
заботился об его удобствах.
Когда путники достигли святого града и поклонились там
святым местам, они пришли также и в Гефсиманию4.
Там находилось изображение страшного Суда Божия, где были представлены
различные виды адских мучений. Увидев сие изображение, юноша внимательно
рассматривал его и удивлялся. Неподалеку от себя он увидел честную жену,
облеченную в багряницу; она стала объяснять ему мучение каждого из осужденных
и, поучая его, прибавила несколько слов от себя. Слыша ее рассказ, юноша молчал
и удивлялся, ибо он, как раньше было замечено, никогда не слышал слова Божие и
ничего не знал о Страшном суде. Наконец, обратившись к женщине, он сказал ей:
- Госпожа, что нужно делать каждому, чтобы избавиться от сих
мучений?
В ответ на это она сказала ему:
- Постись, не употребляй мяса, возможно чаще молись и будешь
избавлен от сих мук.
Дав ему три таких заповеди, одетая в багряницу жена стала
невидима.
Юноша обошел всё то место, тщательно стараясь встретить ее;
он думал, что это была обыкновенная женщина, и нигде не мог найти ее, ибо то
была сама Пречистая и Пресвятая Дева Мария Богородица.
Наставление таинственной жены произвело на юношу сильное
впечатление: умилившись сердцем, он стал строго соблюдать три заповеди, которые
дала ему виденная им в Гефсимании Жена. Друг воеводы, на обратном пути, видя,
что юноша постится и не вкушает мяса, стал скорбеть, опасаясь воеводы, ибо он
знал, что воевода сильно любить того юношу. Бывшие с ними воины, видя такое
воздержание юноши, стали говорить ему:
- Господин, ведь ты делаешь то, чего не делают люди, живущие
в миру. Так поступают только в монастырях. Иди туда, и там спасешь свою душу.
Ничего не зная о Боге и не представляя себе, что такое
монастырь, юноша отвечал:
- Возьмите меня и отведите в какой-либо монастырь. Сам я не
знаю, куда идти.
Некоторые из воинов, сопровождавших юношу, особенно уважали
авву Серида. Посему они и пришли в его монастырь вместе с тем юношей.
Игумен послал блаженного Дорофея поговорить с юношей и
узнать, кто он. На все вопросы преподобного Дорофея юноша давал один ответ:
- Я хочу спастись.
Тогда Дорофей пришел к игумену и сказал ему:
- Если ты желаешь принять его, то принимай без всякого
опасения. Нельзя ожидать от него ничего злого.
Игумен ответил:
- Окажи ему милость, отче, и приими его к себе, чтобы он мог
получить спасение, наставляемый тобою.
По
свидетельству блаженного Амвросия1, святой
АпостолАрхипп, один из числа
семидесяти, был епископомпосле
святого Епафраса2 в городе Колоссах3, во Фригии; святой Апостол Павел в своем
послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником (Флм.2). Святой
Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству
Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа,
сделал из дома своего церковь; таким образом в доме Филимона собирались все
верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы4. Потом святой Филимон был поставлен епископом
с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия.
Во времена святых
Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну
определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и
селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на
апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся
быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти
святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно
проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в
Газе5.
Святая Апфия,
устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу,
подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем,
кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и
странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и
странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы
мог отдохнуть и успокоиться.
Однажды в Колоссах
совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды6. В это время бывшие в сем городе святые
Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии,
возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между
тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все
христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники
напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других
убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую
Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению
последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на
земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого
из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями.
Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа
еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков,
которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах
пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы7.
Кондак апостола Архиппа, глас 4:
Яко звезду великую тя церковь имущи Архиппе, чудес твоих
лучами просвещаема, зовет тебе: спаси верою почитающыя память твою.
1 Святой Амвросий был
епископом Медиолана (ныне Милан, на севере Италии Для западной половины
Вселенской Церкви он имел такое же значение, какое Василий Великий для
восточной, потому что подобно ему прославился как ревностный поборник
православия. Много осталось от него и писаний, в которых он частью излагает
учение веры, частью объясняет Слово Божие, частью поучает христианским
добродетелям. Свидетельство об Апостоле Архиппе находится у Амвросия в его
изъяснении послания Апостола Павла к Колоссянам, в котором сказано: "Скажите
Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол. 4:17).Скончался св. Амвросий в 397
году. Память его 7-го декабря.
2 Святой Епафрас был
Апостолом из 70-ти. Вместе с Апостолом Павлом он содержался в Риме в узах.
Память его празднуется 4-го января (собор 70-ти апостолов).
3 Колоссы - город в
юго-западной части Фригии (область Малой Азии), при реке Ликусе, близ Лаодикии
и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатой город. В настоящее
время это небольшая деревенька на одном из скатов Хокас, при которой
сохранились еще развалины древнего города Колоссы.
4 Во времена Апостолов
христиане не имели особых мест для молитвенных собраний. Обыкновенно для этого
служила какая-нибудь самая лучшая горница, по большей части, в доме
какого-нибудь состоятельного из верующих, и в ней-то собирались все христиане
города для совершения таинства Евхаристии и общественных молитв. Таким образом,
простая горница являлась как бы храмом. Первообраз такого храма-горницы мы
имеем в известной Сионской горнице, в которой, по преданию, была совершена
Тайная вечеря Господом Иисусом Христом пред Своими страданиями, и в которой по
вознееении Господа собирались Апостолы, получив в ней, в пятидесятый день, по
воскресении Его, дары Святого Духа, сошедшего на них.
5 Газа - один из самых
древнейших Филистимских городов, служивший пределом Ханаяеев на юге Палестины.
Впоследствии этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только
песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал
некогда значительный город. Недалеко отсюда расположен новый город, позднейшего
происхождения, того же имени.
6 Артемида, иначе Диана -
известная языческая богиня у греков и римлян, которая олицетворяла собою луну
и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с
большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в городе Ефесе.
7 Апостолы Архипп и Филимон и
святая жена Апфия скончались в царствование римского императора Нерона (54-68г.). Память их празднуется Церковью также и 22-го ноября.
Святой Равула родился в городе Самосатах1. Образование он получил под руководством
одного знаменитого, хорошо владевшего сирским языком, ученого мужа, по имени
Варипсава. С юных лет проводя добродетельную жизнь, преподобный по достижении
совершенного возраста принял иночество и избрал себе необыкновенные подвиги.
Подобно святому пророку Илии, он один обитал по горам и пещерам и в образе
жизни своей подражал святому Иоанну Крестителю.
По прошествии некоторого времени преподобный вместе с другим
иноком отправился в Финикию2 и, подвизаясь
здесь, обратил на себя внимание высокими своими добродетелями, так что вскоре
помимо своего желание стал всем известен. Получив денежное пособие от
императора Зенона3, он при содействии
Беритскаго4 епископа Иоанна построил в одном
месте среди гор обширный монастырь и населил его иноками. В окрестностях
монастыря проживало множество закоренелых язычников. Преподобный Равула и
подвизавшиеся вместе с ним в обители иноки, уподобляясь святым Апостолам Павлу
и Варнаве, а также Петру и Иоанну, стали то обличать их заблуждения, нередко
вступая с ними в спор, то преподавать им наставление в вере, и вскоре привели
всех их к познанию истинного Бога. Это было первое славное деяние преподобного.
После смерти императора Зенона управление империей принял
император Анастасий5. Преподобный Равула
отправился в Константинополь и своими хлопотами достиг того, что император
оказал ему новое денежное пособие, которое и было употреблено им на построение
второго монастыря. Впоследствии он построил в разных местах много еще и других
монастырей. Святой Равула всегда был ко всякому доброму делу рачителен, кроток,
милостив, человеколюбив, никогда не предавался гневу, всегда пребывал в
молитвах и ко всем относился благожелательно. И когда диавол, возбуждая в нем
страсти, вступал с ним в борьбу, то, в совершенстве зная и понимая Священное
Писание Ветхого и Нового Завета, он противопоставлял ему и слово Божие. и дела
благочестия и тем отгонял от себя противника. Преподобный жил до времени
царствования Юстиниана Великого6,
построившего знаменитой храм святой Софии в Константинополе7.
Достигши восьмидесяти лет, он услышал однажды голос с неба, сказавши ему:
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"
(Мф.11:28), после этого, немного поболев, отошел ко Господу8.
1 Город Самосаты находился в
Сирии и расположена был на правом, западном берегу реки Евфрата, в его
верховьях.
2 Финикия находилась к северу
от Палестины и лежала между Средиземным морем и Ливанскими горами.
3 Зенон царствовал с
небольшими перерывом с 474 по 491 год. В его царствование происходила борьба
православных серетиками монофизитами, и он принимал в этой борьбе
деятельное участие, стараясь дать перевес и торжество представителям православного
учения церкви.
4 Берит, ныне Бейрут, был
приморским городом Финикии и расположен близ устьев реки Магоры.
5 Император Анастасий
управлял империей с 491 по 518 год.
6 Юстиниан вступил на престол
после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года.
7 Главный великий собор
Константинополя во имя Софии - Премудрости Божией, который первоначально был
создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно
возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году при взятии Константинополя
турками, он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и
поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры
Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
Когда
в римской империи царствовал Юлиан, то все христиане скрывались из за того, что
по повелению императора везде приносились жертвы языческим богам, и язычники в
угоду своему государю, оскверняя себя и не боясь суда Божия и вечного
наказания, силою принуждали твердых в вере исповедников Христа принимать
участие в этих жертвоприношениях. В это время были схвачены и приведены на суд
к Юлиану два пресвитера Антиохийской церкви Евгений и Макарий. На суде они
исповедали Христа истинным Богом и Судиею живых и мертвых и обличили императора
отступника, как нечестивца и убийцу, нарушителя заповедей Божиих, язычника и
служителя идолов, причем сказали ему:
- Горе тебе,
нечестивец и наследник вечного, нескончаемого огня! Горе твоей суетности! Как
ты решился вместо света снискать себе тьму?
От этих слов Юлиан
пришел в гнев и повелел сперва связать святых тонкими ремнями, повесить вниз
головами и окуривать ядовитым зловонным калом, а потом сильно раскалить
железный лист и, обнажив их, разложить на нем. Подвергнутые таким мучениям,
святые Евгений и Макарий возвели глаза свои к небу и, сохраняемые силою Божиею,
оставались невредимыми, при чем лица их сияли радостью и тем обличали злобу
мучителя. После сего Юлиан приказал заключить их в оковы и сослать в Оасим
аравийский1. Идя на место ссылки, святые
радовались, что терпят изгнание за Христа, и пели: "Блаженны непорочные в пути, ходящие в
законе Господнем" (Пс.118:1).
С радостным духом они прибыли в Оасим, взошли
на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им:
- Братия, уйдите из
этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который
пожирает всех, кто близко подходит к нему.
На это святые
отвечали:
- Покажите нам пещеру,
где обитает этот змей.
Их привели к месту
обитание змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда святые,
преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и
поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем
вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерою бурным зловонным
вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками,
уверовали во Христа.
Между тем святые
Евгений и Макарий вошли в пещеру, где обитал змей, и тридцать дней провели в
молитве, не имея при себе ни пищи, ни питья. Наконец они услышали голос.
сказавший им:
- Рабы истинного
Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, подойдите к камню, который находится
вблизи вас.
Святые исполнили
повеление и, когда подошли к камню, то сперва увидели в нем свет, а потом
камень распался на две части, и из него в изобилии потекла вода. Взяв этой
воды, они досыта напились ее и тем утолили и голод свой и жажду. Находясь в
пещере, святые молились о том, чтобы Господь сподобил их умереть в одно время и
вместе быть со Христом. и Господь принял молитву их: они оба вместе отошли ко
Господу, благодаря и прославляя Его2.
В тот же день память
святых мучеников Максима, Феодота, Исихия и святой мученицы Асклипиодоты,
пострадавших при императоре Максимиане Галерии в Адрианополе3.
Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота (305-311)
Страница 1
Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота (305-311)
Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и
святая мученица Асклипиодота пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в
гонение императора Максимиана (305 - 311). Святые мученики перенесли много
страданий. Вначале их подвесили на дереве и строгали железными крюками. После
этого с надругательствами водили из города в город, а затем отдали на съедение
зверям. Сохраняемые благодатью Божией, святые мученики остались невредимы.
Только от рук истязателей они приняли мученическую кончину. Святую мученицу
Асклипиодоту сначала избивали на земле, затем подвесили на дереве и бросали в
нее камни, после чего отрубили голову.