Житие и страдание святого священномученика Автонома. Память священномученика Корнута, епископа Никомидийского. Память святого мученика Иулиана. Преподобный Афанасий Серпуховской (1395). Святой праведный Симеон Верхотурский (1704). Священномученик Феодор, еп. Александрийский. Рождение Ея Императорского Высочества Анны Федоровны (супруга Великого Князя Константина Павловича). В 1812 г. скончался от ран, полученных в Бородинском сражении, генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион (род. в 1765 г.).
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого священномученика Автонома
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Автонома
Святой Автоном был епископом в Италии в
царствование Диоклитиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном
вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: "Когда же будут
гнать вас в одном городе, бегите в другой" (Мф.10:23), и, оставив
Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном
селении, называемом Сореос1. Здесь
святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил
довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих еллинов к
христианской вере. И не мало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу
собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно
Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в ней действовал тот же
Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов.
Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви
Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно
воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он
так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать
всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во
имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту
всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему
словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию2, желая и там быть проповедником
благочестия.
Потрудившись в сих странах в деле проповедания Слова Божия
довольно долгое время, святой Автоном снова возвратился к Корнилию: ему
хотелось посетить приобретенное им стадо Христово. Он поставил Корнилия
пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого.
Когда нечестивый царь Диоклитиан прибыл в Никомидию, с целью
погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники
стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но
святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания
истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви,
святой Автоном отплыл в Клавдиополь, находившийся на берегу моря Евксинского3, где и сеял семена Слова
Божия, кои падая на добрую почву сердец человеческих, вскоре по благодати
Божией принесли многие духовные плоды. Устроив здесь как должно всё относящееся
ко благочестию и наставив верующих на путь спасения, святой Автоном опять
возвратился в Сореос.
Увидав, что число верующих здесь еще более умножилось,
святой поставил Корнилия епископам, а сам отправился в Асийскую страну4, где стал искоренять терние безбожия и
распространять святую веру в Единого Бога. И здесь, по благодати Божией, он
многих избавил от заблуждения и вечной погибели, разрушая проповедью идольские
жертвенники и созидая в сердцах человеческих духовные храмы - Духу Святому.
Вскоре святой Автоном снова посетил Корнилия и порученную
ему паству. Увидев, что все поучаются здесь закону Божию и преуспевают в
добродетелях, Автоном был утешен сим и благодарил Бога, что труды его были не
напрасны и что его духовные чада, – коих он породил благовествованием, –
умножились.
Близ города Сореос находилось одно селение, по имени Лимна;
жители сего города были еще омрачены тьмою идолослужения. И вот, отправившись к
ним, святой Автоном стал проповедовать им Христа и, обратив здесь многих в
христианство, научил их тайнам святой веры, просветил крещением, и чрез то
присоединил их к избранному стаду Христову.
Однажды местные жители, оставшиеся в неверии, совершали
праздник одному из своих скверных идолов и, принося жертву бесам, ликовали в
своем идольском храме; тогда христиане, которых в то время было уже много,
собравшись, пришли к празднующим язычникам, ниспровергли их жертвенники и
разбили всех идолов, храм же их разрушили до основания. Сим они показали
неверным, что боги их ничтожны, ибо они не могут сопротивляться, когда их
сокрушают, и не вопиют, если их разбивают.
Язычники, разгневавшись на христиан за такое тяжкое
посрамление, решили отомстить им за сокрушение своих идолов и стали ждать
удобного для сего времени.
Узнав однажды тот день, когда служитель Господень Автоном
должен был в выстроенной им церкви архистратига Михаила в городе Сореос
приносить бескровную жертву Богу, они из Лимны вместе с язычниками других
окрестных сел собрались в бесчисленном количестве и тайно приготовились
внезапно напасть на храм Божий и убить пастыря христиан, святого Автонома, что
им и удалось исполнить.
Во время совершения Божественной литургии язычники во множестве
напали на церковь: одни из них имели в руках оружие, другие палки или камни;
они разогнали из церкви всех бывших там христиан и бесчеловечно убили святого
Автонома: они замучили его в алтаре, так что последний весь обагрился святою
его кровью. Так, принося бескровную жертву, святитель сам был принесен как
кровавая жертва в пренебесный жертвенник5.
Убив святого Автонома, язычники набросали на него множество
камней, коими они его убили. Совершив торжество в честь того, что отомстили
христианам за поругание своих богов все они разошлись. И лежал святитель
убитым, – и было тогда великое смущение в церкви и неутешный плач верующих по
причине убиения их отца и доброго пастыря. Некая же диаконисса, по имени Мария,
взяв святое тело священномученика, с благоговением предала его погребению.
Память священномученика Корнута, епископа Никомидийского
Страница 1
Память священномученика Корнута, епископа Никомидийского
Святой священномученик Корнут жил в
окрестностях Никомидии, в селении Саталы (Сарсала, Сурсана). Он был ревностным
исповедником имени Христова. Во время гонения на христиан послан был в ту
страну Иконийский1 правитель
Перенний. Когда многие христиане разбежались от его преследований в потаенные
места, св. Корнут, уже достигший маститой старости, предстал пред ним сам. На
вопрос правителя о том, кто он, престарелый святитель смело ответил; "я
христианин" и начал открыто исповедовать, что Христос есть истинный Бог,
Творец всего, и обличать идольскую лесть. Ему обвязали ноги тонкими бечевками и
повлекли по городским улицам, причем из прорезанных бечевками ног ручьями текла
кровь. Среди своих мучений священномученик благодарил Бога. Потом, после новых
мук, он был усечен мечом2.
1 Икония - город на высокой
плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда
главным городом Ликаонии, ныне - Кония, главный город Малоазийской турецкой
области Карамания.
2 Мученическая кончина св.
Корнута последовала в царствование римского императора Декия (249-251 гг.).
В царствование Диоклитиана и Максимиана
назначен был правителем Галатийской области1
Антонин. Ему донесли, что в одной пещере в горе скрывается Иулиан с другими 40
христианами, и что они совершают там христианское богослужение. Когда, по
повелению правителя, его взяли и начали уговаривать выдать прочих христиан,
бывших с ним, он не согласился. Перед тем, как предстать на суд, св. Иулиан
воскликнул громким голосом, обращаясь в сторону своих спостников, оставшихся в
пещере:
- Вот, меня уже взяли на суд, и я
иду на мученический подвиг за Христа, не выдав вас! Но вы поревнуйте о том,
чтобы последовать за мною в моем подвиге!
Когда св. Иулиан предстал пред правителем Антонином,
последний сказал ему:
- Приступи к богам и принеси им жертву.
Св. мученик с дерзновением отвечал ему:
- Неугоден мне совет твой; нет для нас, христиан, лучшего
жребия, как умереть за ту св. веру, в коей мы воспитаны.
Тогда правитель велел раскалить железный одр и, обнажив
мученика, положить его на нем. Св. страдалец, приведенный к тому месту, осенил
себя крестным знамением и взошел на раскаленный одр. Тогда явился ангел
Господень, остудил пламя и сохранил св. мученика невредимым.
- Кто ты? - спросил Антонин мученика, – и каким образом ты
так легко погасил огонь?
- Я - Божий слуга; имя мое - Иулиан, – ответил св.
страдалец. Игемон опять спросил его:
- Кто твои родители?
Мученик отвечал:
- Мать моя - старица, а отец отошел ко Господу.
Антонин приказал привести его мать и, гневно взглянув на
нее, сказал ей:
- Уговори своего злого сына принести фимиам богине; если же
ты не сделаешь того, я предам твое тело на поругание.
Доблестная мать св. мученика ответила на это игемону:
- Если против воли моей осквернят мне тело, то это не только
не сочтется мне в вину, но будет для меня залогом вечной славы и блаженного
воздаяния.
Игемон, посрамленный сими словами старицы, велел отпустить
ее, а св. Иулиана осудил на усечение мечом. Достигши вместе с воинами места
казни, св. мученик попросил у них времени для молитвы.
- Благодарю тебя, Господи, – молился он, – что Ты укрепил
меня и помог мне остаться твердым даже до пролития крови. Подай, Господи, тем,
которые будут брать землю с места погребения моего, прощение грехов и
избавление от страстей. И пусть не найдет на их поля никакое тлетворное
насекомое: ни саранча, ни гусеницы, ни что другое, а равно да избавлены будут
они от налета хищных птиц! И прими мой дух с миром!
И послышался с неба голос:
- Подвигоположник твой - Христос отверз тебе врата Царствия
Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!
Сей голос слышали и те сорок христиан, которые были скрыты в
пещере. Они пошли на место страдания св. мученика, но нашли его уже
скончавшимся. Пред всеми воинами громко исповедали они Христа, истинного Бога.
Тогда воины, связав их, привели к игемону, и тот велел им отсечь головы2.
1 Галатия - небольшая
гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией,
Понтом и Каппадокией. Страдания и мученическая кончина св. Иулиана происходили
в весьма древнем городе Анкире - ныне Анкара.
2 Кончина св. Иулиана и с ним
40 других мучеников Христовых последовала в первые годы IV века.
Преподобный Афанасий Серпуховской, вмиру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия
и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и
отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании.
В это время слава о подвигах
преподобного аввы Сергия Радонежского
распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной
Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и
образцом монастырского устроения. Здесь в иноческом общежитии преодолевалась
"ненавистная рознь мира сего", созидалось единство духа в союзе любви
по образу Самой Божественной Троицы. К авве Сергию, к Троице на Маковце,
и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних
новгородских пределов.
Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия
Великого, ученика и описателя жития аввы Антония
Великого, начальника египетского монашества, авва
Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя
русского монашества.
Ученики преподобного Сергия,
кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание,
иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты
и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием,
которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со
святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия
и литургического творчества. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и
Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице,
особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью
взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а
богословов Византии - глубоким духовным опытом русских подвижников.
В 1374 году, когда князь
Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия
Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его
вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим
любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы,
благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.
Обитель святого Афанасия была
воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли
поэтому "обителью на Высоком" или Высоцкой.
Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и
первый игумен - преподобный Афанасий Высоцкий.
Авва Афанасий
ревностно принялся за благоустроение вверенной ему
обители. Многие русские подвижники прошли здесь, "на Высоком",
высокую школу иночества.
По учению аввы
Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым,
быть иноком - нелегкое дело. "Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть
в молитве и в Божественном поучении до полунощи, а
иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью;
масла же и вина вовсе не употреблять". По словам угодника Божия, многие
приходили к нему в обитель на Высоком, "но потом
обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали".
Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым аввой
подвижников. Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику
Афанасию Богоносныйавва
Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге
своего будущего преемника, преподобного Никона (память 17 ноября). Преподобный
Афанасий учил его: "Иноки называются добровольными мучениками. Святые
мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят
страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов
мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания
страдают".
В 1378 году, после кончины
Святителя Алексия, митрополита Московского, прибыл в Москву новый митрополит -
святитель Киприан (память 16 сентября). Но великий князь Димитрий
Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника
Михаила (Митяя), не принял митрополита Киприана и
выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел
поддержку и сочувствие у столпов русского иночества - Преподобных Сергия
Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую
правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в
длительной борьбе (1478 - 1490) за восстановление канонического порядка и
единства в Русской Церкви. Святителю Киприану
пришлось в эти годы несколько раз ездить к Константинопольскому патриарху для
участия в соборных решениях по управлению Русской Церковью. В одну из этих
поездок, по благословению святого аввы Сергия,
отправился в Константинополь с митрополитом и его друг, преподобный Афанасий
Высоцкий, оставив игуменом в Высоцкой обители своего ученика, преподобного Афанасия
Младшего (+ 1395).
Праведный Симеон Верхотурский
родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых
дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное
богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон
жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал
село Меркушинское, находившееся недалеко от города
Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о
вечной жизни в Царстве Небесном праведныйСимеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и
иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его
чистое житие. С помощью благодати Божией праведныйСимеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он
предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя
неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить
шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого
вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведныйСимеон оставлял ее незавершенной и уходил от
заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он
принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг
совершенного смирения и нестяжательства.
Много молился святой Симеон об
укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник
соединял с подвигом коленопреклонного стояния на
камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина
на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь
он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему
для дневного пропитания.
Блаженная кончина святого мужа последовала
среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен
на Меркушинском погосте, у храма Архистратига
Михаила.
Господь прославил Своего угодника,
который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50
лет после кончины святого, жители села Меркушинского
чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они
забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления.
Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.
Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для
освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути
молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед
собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета.
Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» —
явившийся ответил: «Я СимеонМеркушинский»,
— и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля
значится: «Святый и праведный СимеонМеркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый
чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе акиКозьмыБезсребренника; ризы на
нем просты, русския».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении
мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и
я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны
они мощам древних святых. Сей праведник подобен
Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился
от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь,
утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес
и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам
святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с
молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных
параличах.
12 сентября 1704 года, по благословению
митрополита ТобольскогоФилофея,
было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона
Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во
имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого
праведного Симеона Верхотурского (первая — 18
декабря).
Священномученик
Феодор, епископ Александрийский, родился в Египте в Александрии. Этот город
прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от святого
Евангелиста Марка, первомученика Александрийского (+
63, память 25 апреля) до святого Афанасия Великого (память 18 января и 2 мая),
столпа и исповедника православия (+ 373). К сожалению, исторические записи не
донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа
Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика
в своих диптихах.
Пламенный проповедник, сильный в
слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных
александрийских язычников, не терпевших благовестия.
Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не
сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его
терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и
бросили со скалы в море. Но поднялся ветер - и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя
Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким
истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не
услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан
римским воинам и казнен, как апостол Павел, - через усекновение мечом.