Слово в первый день индикта, или нового года. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника. Память праведного Иисуса Навина. Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители. Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их. Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена. В 1492 г. Московский Собор принял новое летоисчисление в России с 1 сентября, вместо 1 марта, который считается днем сотворения Адама. В 1618 г. в Китай прибыла первая в России дипломатическая миссия Петлина. В 1812 г. военный совет в Филях решил оставить Москву ради спасения армии и России. В 1911 г. в Киеве на Петра Аркадьевича Столыпина евреем Богровым было совершено покушение, приведшее к смерти главу правительства. В 1918 г. декретом СНК РСФСР в нашей стране традиционная русская система мер заменена метрической.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Слово в первый день индикта, или нового года
Страница 1
Слово в первый день индикта, или нового года
Царь веков, Господь Бог наш, "положил времена или лета в своей власти"
(Деян. 1:7)1, Сам установил в эти времена
различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских
дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать
наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты,
служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: "Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам
Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой:
никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите
жертву Господу" (Лев. 23:24-31).2
Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и
освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11; Евр. 4:4);
и как впоследствии дал и человеку заповедь: "Шесть дней работай, в день седьмой - суббота Господу Богу твоему не
делай никакого дела ты" (Исх. 20:9-10)3,
так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время
отдыхать отдел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, "говоря, месяца седьмого, когда вы собираете
произведения земли, празднуйте праздник Господень" (Лев. 23:39)4.
По какой же причине установлено это празднование?
В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев
ковчег остановился на горах Араратских5.
В этом месяце святой пророк Моисей сошел о горы, с лицом,
осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан
закон, данный Самим Господом6 (Исх. 34:29).
В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди
стана израильтян (Исх. 35)7.
В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение
всего года, входил в Святое Святых "Не
без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа"8.
В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося
Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год9.
В этом месяце совершилось торжественное освящение
великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот
храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).
В этом месяце все колена народа израильского отовсюду
стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: "Это для вас суббота покоя, и смиряйте души
ваши" (Лев. 23:32).10
С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых
пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю,
Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не
только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую
землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не
распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов:
все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом
так написано в книгах Моисеевых: "Вострубите
трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на
земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не
сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а
остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником
твоим и маслиною твоей" (Лев. 25:9-11; Исх. 23:11). В этот пятидесятый
год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек
особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как
бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов.
Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь
годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался
субботою или покоем. Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: "шесть лет засевай поле твое и шесть лет
обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет
суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника
твоего не обрезывай. Если скажете: "что же нам есть в седьмой год, когда
мы не будем сеять, ни собирать произведений наших", Я пошлю благословение
Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года" (Лев.
25:3-4, 20-21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и
для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября
месяца. "И воструби", -
сказал Господь, - "год покоя в
седьмой месяц" (Лев. 25:9), т.е. в сентябре11,
так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой
месяц.
Но год начинался с первого сентября не только по
ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону. Об этом индиктионе
повествуют следующее.
Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника
Страница 1
Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника
В стране Каппадокийской39, в селении Сисан, жили христиане
Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они
нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения40. Не в книжном научении, а в простоте и
незлобии воспитывался этот отрок; но премудрость Божья часто вселяется и в
простых людей и их избирает своим орудием, дабы посрамить мудрование века этого
(1 Кор. 15:21). Будущий пастырь словесных овец41
Симеон, когда ему исполнилось тринадцать лет от роду, стал пасти стада овец
своего отца. Подобно Иакову, Моисею и Давиду, которые также пасли овец и
удостоились Божественных откровений, был призван Богом и Симеон. Однажды, во
время зимы, овцы несколько дней не выгонялись на пастбище, потому что выпало
очень много снега42. Будучи
свободен от дела, блаженный отрок в воскресный день пошел с отцом и матерью в
церковь. Внимательно слушал Симеон, что в церкви пели и читали, и услыхал
святое Евангелие, в котором назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и
чистые сердцем43. Он спросил
стоявшего рядом с ним, честного старца, что означают эти слова. Наставленный
Духом Божиим, старец стал объяснять Симеону и долго поучал его, указывая ему
путь к нищете духовной, чистоте, любви Божьей и к добродетельной жизни. Добрые
семена поучений старца пали на добрую почву: ибо тотчас же в душе Симеона
зародилось усердное стремление к Богу и возросло твердое желание идти тесным
путем, ведущим к Нему (Лк. 13:24; Мф. 7:14). Он положил в уме своем -
немедленно бросить все и стремиться только к тому, чего восхотел. Поклонившись
честному старцу и благодарствуя за полезное научение, Симеон сказал ему:
- Ты для меня стал теперь отцом и матерью, учителем на
благие дела и вождем к моему спасению.
Тотчас после этого Симеон вышел из церкви и, не захода
домой, уединился в месте, удобном для молитвы. Здесь он распростерся на земле
крестообразно44 и с плачем молил
Господа указать ему путь ко спасению. Долго лежал он так и молился: наконец
уснул и во сне узрел такое видение. Снилось ему, что копает он ров для
какого-то здания. И вот слышит он голос, говорящий: "копай глубже!"
Стал он копать глубже; потом, думая, что уже довольно45, остановился, но опять услышал голос,
повелевающий копать еще глубже. Снова стал он копать, и когда опять
приостановился, в третий раз тот же голос побуждал его к тому же труду. Наконец
он услыхал:
- Перестань. Теперь, если хочешь строить здание, созидай, но
трудись усердно, ибо без труда ни в чем не успеешь.
Это чудное видение сбылось над самим Симеоном. В своем
глубоком смирении он положил такое основание к совершенствованию себя и других,
что его добродетели и подвиги, казалось, были выше человеческого естества46.
После этого видения Симеон встал и пошел в один из
монастырей, находившихся в родной его стране. Игуменом47 этого монастыря был блаженный Тимофей.
Симеон пал на землю пред монастырскими воротами и лежал семь дней, терпя голод
и жажду. На восьмой день вышел из монастыря игумен и стал расспрашивать
Симеона, откуда он, куда идет, как его зовут, не сделал ли он какого-либо зла и
не убежал ли он от своих господ. Симеон же, упав в ноги игумену, с плачем
говорил ему:
- Нет, отче, я не из таких; не сделал никому зла, а желаю
послужить Богу со всем усердием. Смилуйся надо мною, грешным: повели мне войти
в монастырь и быть всем слугой.
Провидев в нем Божье призвание, игумен взял его за руку и
ввел в монастырь, говоря братии:
- Научите его житию иноческому и монастырским правилам и
уставам.
Поселившись в монастыре, Симеон беспрекословно всем
повиновался и служил. В короткое время он выучил наизусть всю Псалтирь. Будучи
еще только восемнадцати лет от рождения, он был уже пострижен в иночество и
вскоре строгостью своего жития превзошел всех иноков того монастыря. Так одни
из братии вкушали пищу только раз в день, вечером, иные - на третий день, он же
не вкушал пищи целую неделю.
Родители Симеона искали его два года и не могли найти, так
как Бог скрывал его. Много плакали они о своем сыне и так сильно скорбели, что
отец его от печали умер. Симеон же, обретши себе отца в Боге, Ему предал всего
себя от юности.
Пребывая в лавре48,
блаженный Симеон пошел однажды к колодезю, чтобы почерпнуть воды. Взяв веревку
от черпала49, очень жесткую,
сплетенную из пальмовых ветвей50,
он обвил ею себя по голому телу, начиная от бедер до шеи, так крепко, что
веревка врезалась в тело. Прошло десять дней, и тело его загноилось от ран, а в
ранах этих кипело множество червей. Братия стали жаловаться игумену:
- Откуда привел ты к нам человека этого? Невозможно его
терпеть: смрад от него исходит. Никто не может стоять рядом с ним. Когда он
ходит, черви падают с него: постель его также полна червями.
Удивился игумен, услыхав об этом; но, убедившись, что все
ему сказанное справедливо, спросил Симеона:
- Скажи мне, чадо, почему от тебя исходит такой смрад?
Иисус Навин был после Моисея вождем народа
еврейского. Он со всем народом перешел по суху реку Иордан, подобно тому, как
Моисей Чермное море (Нав. 3:14-17; Исх. 14). Он видел лицом к лицу воеводу
небесных сил Архистратига Михаила (Нав. 5:13-16), и звуком труб разрушил стены
города Иерихона (Нав. 6)87. Во время
одного сражения с неприятелем он остановил солнце до тех пор, пока совершенно
не разбил врагов своих (Нав. 10:12-14)88.
Введя народ в землю обетованную, Иисус Навин разделил ее между евреями по
жребиям и мирно скончался 110 лет от роду89.
87 Город Иерихон находился
на западном берегу реки Иордан, в плодоносной долине, среди садов,
изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм Это был царский город
земли Ханаанской, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною. При
вступлении евреев в землю обетованную он первый подлежал их завоеванию и взят
был ими чудесным образом. Ныне по близости древнего Иерихона стоит небольшая,
бедная и грязная деревенька Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими
обитателями.
88 Повествование о чудесном
продолжении дня, по молитве Иисуса, см. Нав 10:12-14
89 Деятельность прав. Иисуса
Навина в качестве вождя народа еврейского изложена подробно в принадлежащей ему
"Книге Иисуса Навина". Она помещается в Библии вслед за Пятикнижием
Моисеевым и, составляя продолжение истории, начатой в книгах Моисея, повествует
о завоевании земли обетованной, о разделении ее между коленами Израилевыми и о
кончине Иисуса, и обнимает период времени с 1556 г. по 1550 до Р. Х. Книга
Иисуса Навина имеет значение и прообразовательно-пророчественное. Ап. Павел
называет Иисуса Навина прообразом Иисуса Христа (см. Евр 4:8-9). Как он ввел
Израиля в землю обетованную, так и Христос вводит верующих в Него в наследие в
Царстве Небесном. Переход евреев через Иордан - вот прообраз нашего крещения.
Раав - язычница, ставшая праматерью Спасителя (см. Мф 1:5) - прообраз
язычников, вступивших в Церковь Христову. В церковном богослужении из кн. Иис.
Нав. читаются 3 паремии (5 января, в Великую субботу и в праздники в честь
ангелов).
Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители
Страница 1
Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители
В то время, как ересь иконоборцев90, при содействии царя Льва Исавра91, который был сам первым иконоборцем, весьма
усилилась на востоке, чудотворная икона Пресвятой Девы Богородицы, находившаяся
в Миасинской обители, была брошена в Азурово озеро. Где именно находилась
Миасинская обитель, об этом сообщается в житии святого Акакия, епископа
Мелитинского. В этом житии мы читаем следующее. "В расстоянии 18 поприщ92 от армянского города Мелитины93 было одно местечко греческое по имени Миасины.
Это была весьма красивая, ровная и широкая долина между двумя холмами,
тянущимися по обеим сторонам на далекое пространство. Среди этой долины
протекала по направлению к востоку быстрая и чистая река Азур, наполнявшая всю
долину вокруг себя озерами. Здесь, на особенно красивом месте, стояло идольское
капище и сад из деревьев с прекрасными плодами. В этом саду приносились
скверные идольские жертвы. Святой епископ Акакий очистил это место от идольских
скверн и соорудил здесь церковь во имя Пречистой Девы Богородицы. Освятив новопостроенную
церковь, святой Акакий сделал то место, где прежде обитали бесы, жилищем святых
ангелов. Там, где прежде приносились кровавые жертвы в честь диавола, стала
приноситься чистая бескровная жертва истинному Богу и совершались чудеса от
иконы Пречистой Богоматери". Ясно, таким образом, что обитель, по месту
названная Миасинской, была устроена при упомянутой церкви Пресвятой Богородицы.
Прошло много лет с тех пор как образ Божьей Матери был брошен иконоборцами в
озеро. В царствование благоверного царя Михаила и матери его Феодоры94 икона поднялась на верх озера и была обретена
верующими в 1-й день месяца сентября, нисколько не поврежденная от столь
долгого пребывания в воде. Ради такого чудесного события в той обители
совершалось ежегодное празднование в честь и прославление Пренепорочной
Владычицы нашей Пречистой Девы Богородицы95.
Тропарь, глас 1:
Радуйся обрадованная Богородице
Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися
избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и
препрославленная. Моли Христа Бога, мир даровати всей вселенней.
90 Еретики, отвергавшие и
преследовавшие иконопочитание. считая его идолослужением, равно как и почитание
св. мощей. Иконоборческая ересь возникала в Восточной Церкви в начале VIII
столетия и долгое время господствовала на Востоке, пока, наконец, не была
осуждена в 787 г. на VII Вселенском Соборе в Никее. Окончательно иконопочитание
было восстановлено на Константинопольском соборе 842 г.
91 Царствовал с 716 по 741
г.
92 Поприще равнялось
приблизительно 690 саженям, следовательно, 18 поприщ составляют около 23 верст.
93 Построен римским императором
Траяном; главный город страны того же имени, находившейся в Каппадокии,
составлявшей некогда часть Малой Армении.
94 Супруга византийского
императора Феофила иконоборца. По смерти последнего, в царствование сына ее
Михаила III (царствовал с 842 по 867 г.), на Константинопольском соборе 842 г.
было восстановлено иконопочитание и установлено торжество православия,
совершаемое в первую неделю св. Четыредесятницы.
95 Это событие праздновалось
даже в Константинополе в Халкопратийском храме Богоматери. Время обретения
иконы в рукописных и печатных славянских святцах XVII в. означено годом 6364.
От сотворения мира до Рождества Христова по общепринятому летосчислению
протекло 5508 лет, но так как в исторической летописи печатных святцев XVII в.
от С. М. до Р. Х. чаще считается не 5508 лет, а ровно - 5500, то здесь должно
разуметь 864, а не 856 г. от Р. Х. Царица Феодора в это время (855-867) вела
уже частную жизнь.
Эти святые девы96
происходили из Адрианополя Македонского97
и, просвещенные диаконом Аммуном, уверовали во Христа. Вавд, правитель того
города, потребовал их к себе на суд и предал их многим мучениям, чтобы
принудить их поклониться идолам. Они помолились Богу, и вдруг идольский жрец
невидимой силой поднят был на воздух и, пробыв долгое время, упал на землю и
умер. После этого мучитель велел повесить святого Аммуна и строгать его по
ребрам; затем на голову его надели раскаленный шлем, но святой мученик был
чудесно избавлен от него. Тогда послали святого Аммуна со святыми девами в
Ираклию98, к другому мучителю. По его
приказанию десять из них были брошены в огонь, восемь были, вместе со своим
учителем, усечены мечом; некоторые скончались, пораженные мечом в уста и в
сердце; шесть из них были заколоты ножом; а прочие шесть отошли к Господу,
после того как им вложили в уста раскаленное железо.
96 Пострадали при императоре
Ликинии, соправительствовавшем Константину Великому от 311 по 324 г. по Р. Х.
97 Македония - провинция
Византийской империи на север от Греции. Адрианополь основан первоначально
императором Адрианом и назван по его имени; находится недалеко от
Константинополя, в нынешней Восточной Румелии. В последнее время этот город,
прежде весьма значительный, находится в упадке. Половина населения болгары и
сербы.
Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена
Страница 1
Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена
Эти святые мученики99, получивши духовное возрождение в таинстве св.
крещения, обвинены были перед языческим правителем в том, что они христиане.
Видя, что они непоколебимы в исповедании Христа, правитель этот осудил их на
усечение мечом, и они, совершив свой мученический подвиг, отошли к Господу.
99 Пострадали в Никомидии, в
северо-западной части Малой Азии, резиденции императора Диоклитиана. Время
кончины этих святых точно неизвестно. Некоторые относят его к Диоклитианову
гонению (началу IV в.) - В студийском уставе патр. Алексия XI века говорится,
что мощи их находились в Студийском монастыре и им 1 сентября совершалась
служба.