Святой Апостол Тит. Перенесение честных мощей святого Апостола Варфоломея. Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан. Память святого Мины, патриарха Константинопольского. В 1530 г. родился Царь Иван Васильевич IV Грозный. В 1916 г. Русские войска форсировали Дунай и вторглись на территорию Болгарии. В 1805 г. Русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона. В Богенхаузене Наполеон заключил союз с Баварией.
В 1916 г. Русские войска форсировали Дунай и вторглись на территорию Болгарии
В 1805 г. Русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона. В Богенхаузене Наполеон заключил союз с Баварией
Завтра, Вторник, 8 Сентября 2009 года (26 Августа 2009 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1395 г. Великая Княгиня Евдокия Московская (супруга св. Великого Князя Димитрия Донского) с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами и множеством собравшихся жителей Москвы встретили чудотворную икону Богоматери на Кучковом поле, которую по совету своей матери Великий Князь Василий Димитриевич повелел перенести из Владимира в Москву. В тот же день и час непобедимый завоеватель Тамерлан, наступавший на Москву, увидел в сонном видении светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных
воинов, грозно устремившихся вперед. Тогда по совету своих наставников Тамерлан отдал приказ своим войскам повернуть от границ Руси
День тезоименитства Царицы Натальи Кирилловны, матери Императора Петра Великого
В 1812 г. произошло Бородинское сражение
В 1859 г. генералом А.И.Барятинским был взят аул Гуниб и пленен вождь кавказских горцев имам Шамиль
В 1870 г. родился писатель Александр
Иванович Куприн (умер 25 августа 1938 г.)
В 1914 г. погиб штабс-капитан П.Н. Нестеров, который впервые в истории авиации, в воздушном бою, тараном сбил вражеский самолет
В 1919 г. родился старец архимандрит Кирилл (Павлов)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Святой Апостол Тит
Страница 1
Святой Апостол Тит
Святой Апостол Тит был родом из Крита и
происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от
Мироя, царя критского), но не правоверных – язычников, придерживавшихся
идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому же нечестию
и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук еллинских: он с
усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера
и прочих. Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он
и не знал Бога истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту
тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем святой Игнатий Богоносец1 в своем послании к филадельфийцам, называя Тита
девственником; Того Самого Бога, Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми
делами своими, и был Ему угоден.
Когда Титу исполнилось двадцать лет от рождения, он услышал
голос, нисходивший к нему с неба и говоривший:
– Тит! Тебе следует уйти отсюда и спасти твою душу, ибо
учение еллинское не ведет ко спасению.
После того, как Тит услышал этот голос, он восхотел слышать
его и во второй раз; ибо он знал, что иногда бывают гласы и внушения от идолов.
Теперь Тит уже не хотел веровать в идолов, так как начал познавать обольщение
бесовское (коему поддаются все, поклоняющиеся идолам); и прожил там еще один
год.
Потом было ему во сне повеление от Бога – прочесть еврейские
книги; и после того сонного видения Тит начал искать книги еврейские. Найдя
книгу святого пророка Исаии2, Тит раскрыл ее
и остановился на главе сорок первой, которая начинается так: "Умолкните
предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы" (Ис.41:1). Читая главу эту, Тит встретил в ней некоторые
слова, которые, как ему казалось, Сам Бог изрекал сердцу его, именно: "ты
Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся, ибо Я с тобою";
не прельщайся, "ибо Я Бог твой"(41:9-10). И еще: "Я Господь, Бог твой;
держу тебя за правую руку твою"(41:13). В конце же главы прочитал об идольском обольщении, –
именно: "не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог
спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и
пустота истуканы их"
(Ис.41:28-29).
Эти и другие слова книги пророческой были для Тита как бы ключом,
открывшим двери ума его к познанию единого истинного Бога и вместе с тем к
уразумению идольского обольщения и заблуждения языческого; и того времени Тит
воспламенился сердцем к Богу, Коего почитали евреи.
В это время на острове Крите (где проживал Тит)
распространился слух о Христе, – Боге, явившемся во плоти, проживавшем среди
людей в Иерусалиме и совершавшем дивные и несказанные чудеса; ибо слава о Нем
проходила по всем концам земли. Анфипат3
Крита, приходившийся Титу дядей по матери, посоветовавшись с именитыми мужами,
послал в Иерусалим своего племянника, сего благоразумного и любознательного
Тита с тем, чтобы он хорошенько выслушал и уразумел то, что говорилось из уст
Христовых, и побеседовал с Ним; таким образом, Тит мог возвестить самым
подробным образом своим соотечественникам всё то, что сам узнал бы о Христе.
Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он
поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во
множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес,
совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в
воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на
Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных
языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма
изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: "пришельцы
критяне (среди них был и Тит) и аравитяне", удивляясь, друг другу говорили: "слышим их
нашими языками говорящих о великих делах Божиих" (Деян.2:10-11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в
отечестве своем Крите.
Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском;
когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян.14:27) и были крещены
сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников
необрезанных, принял крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося
Савлом. Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, Апостолы не
принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали
необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако
иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников
исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить
спасения, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: Некоторые,
пришедшие из Иудеи, учили братьев: "если не обрежетесь по обряду
Моисееву, не можете спастись"
(Деян.15:1). Таковые роптали и на святого первоверховного Апостола Петра за
крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (Апостолом Петром), говоря
ему, что он пошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые
Апостолы на соборе рассмотрели это вопрос, то постановили не принуждать
язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто
не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и Апостол Павел в послании к
Галатам, говоря: "но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не
принуждали обрезаться"
(Гал.2:3).
Перенесение честных мощей святого Апостола Варфоломея
Страница 1
Перенесение честных мощей святого Апостола Варфоломея
После страдальческой кончины святого
Апостола Варфоломея1, которую он восприял
за Христа от нечестивых в армянском городе Албане2,
верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в
оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим
подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко
Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и
даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались
в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени
вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и
бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской2. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще
четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают:
Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине
морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе
бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не
потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился
по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом
Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую,
ради чести апостольской.
Плавая чудесным образом по морю,
упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли
через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли
до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли
к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих
святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и
разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону.
Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию,
Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова
Липары Агафону.
Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и,
найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и
сказал:
– Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство;
поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими
посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к
нему: благо пришел ты к нам , Апостол Господень!
Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами
святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и
переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою
человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.
Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с
пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола;
сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным3.
Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове
долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца4. В царствование же сего Феофила, по попущению
Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города
Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова,
воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков
и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на
корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола
Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли
к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились
к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах
святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи;
честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с
честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав
сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения
честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца
августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями
исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса
Христа5.
Кондак, глас 4:
Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из
Липары в город Беневент около 839 года.
Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан
Страница 1
Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан
После многих гонений на христиан,
поднятых нечестивыми идолопоклонническими царями и мучителями, Церковь Христова
получила свободу во дни великого царя Константина1
и начала процветать в мире и тишине; однако на нее было воздвигнуто новое
гонение по действу диавола, но уже не от идолопоклонников, а от христиан
зловерных, уклонившихся в еретичество. По кончине императора Константина –
богохульная ересь Ариева2 весьма
усилилась, сначала в царствование Констанция3,
сына Константинова, а потом в царствование Валента4; ибо тот и другой придерживались ереси
Ариевой и каждый, в свое царствование, весьма притеснял Церковь Христову.
В царствование Валента, когда правоверные архиереи
изгонялись с престолов своих, а на их места поставлялись еретики, в городе
Едессе был епископом Варсис, – муж правоверный и святой, имевший дар исцелять
всякие болезни в людях; сей Варсис с усердием противостал ереси Ариевой.
Злочестивый царь Валентин, не терпя сего святого мужа, изгнал его с престола и
послал в заточение, первоначально на остров Арад; но услыхав, что там ко
святому епископу Варсису приходят многие из народа и слушают его правоверное
учение, Валент переслал его оттуда в Оксиринф, город египетский. Но когда
святой прославился и здесь чудесами и учительством своим, то Валент снова
переслал его в еще более отдаленный город, по имени Фенон, находившийся близ
обитания варваров; здесь и скончался святитель и исповедник Христов блаженною
кончиною; оставшийся же после него одр (постель) на острове Раде подавал
исцеление недугам; все, страдавшие какими бы то ни было болезнями, возлегая на
тот одр, становились здоровыми и освобождались от духов нечистых.
Изгнав сего святого архиерея с престола церкви едесской,
нечестивый царь возвел вместе него волка, – именем и нравом; ибо того суетного
архиерея с престола церкви едесской, нечестивый царь возвел вместо него волка,
– именем и нравом; ибо того суетного архиерея звали Лупусом, что значит "волк"5. И таким образом вместо истинного пастыря в
стадо Христово вошел волк хищный в овчей одежде архиерейства.
Правоверный же народ едесский не хотел вступать в общение с
тем лжепастырем, еретиком, как мерзости запустения (Мф.24:15),
настоятельствовавшем на месте святом, – в церкви; посему правоверные граждане
города того выходили из города в поле, собирались на открытом месте и совершали
здесь служение Богу, как в храме; ибо ни один храм не был отдан в распоряжение
правоверных, но все храмы были затворены для них и всеми славнейшими храмами
завладели ариане, согласно приказанию царскому.
Случилось однажды, что сам царь, направляясь из Антиохии,
пришел в Едессу; узнав, что правоверные (христиане) гнушаются нечестия арианского
и не хотят иметь общения с упомянутым епископам, но бегут от него и собираются
вне города для молитвы, – царь разгневался на епарха едесского, по имени
Модеста, за то, что он позволял народу поступать так, и ударил по ланите
епарха; потом приказал ему приготовить вооруженных воинов; затем повелел
епарху, выведши этих воинов на место молитвенного собрания народного, посечь и
предать смерти христиан и разогнать их.
Епарх, хотя и получил внушение от царя, но, щадя неповинный
народ, известил тайно правоверных, чтобы они на другой день не выходили из
города и не собирались на обычную молитву и служение, так как царь, по гневу
своему, приказал вывести на христиан вооруженных воинов, чтобы их умертвить.
Правоверные же, услыхав об этом, вместо того, чтобы убояться, преисполнились
еще большей ревности, и, встав рано утром, вышли за город вместе с женами и
детьми своими; христиане направились к обычному месту собрания своего,
намереваясь положить там за Христа души свои. Епарх же, исполняя приказание
царское, утром следующего дня отправился с вооруженными воинами к тому месту,
выступив как бы на войну. И когда он был у ворот городских, то увидал некую
женщину, вышедшую из дома своего, не затворившую за собою дверей, одевшуюся
наскоро (не принарядившуюся), несшую с собою малого отрока; женщина та плакала
и старалась обогнать его воинов; направляясь за город. Епарх приказал взять ее
и привести к себе. Остановившись на дороге, епарх начал допрос, сказав:
– Несчастная женщина! Куда ты спешишь в cтоль ранний час и почему
ты так торопишься?
Женщина отвечала:
– Я спешу на поле, где собираются христиане.
Епарх отвечал:
– Разве ты не слыхала, что епарх намеревается придти туда с
воинами и побить всех, кого он найдет там?
Женщина отвечала:
– Да, я слышала об этом; потому-то я и тороплюсь, дабы
вместе с ними (христианами) умереть ради имени Христова.
Епарх снова спросил:
– Для чего же ты взяла с собой сего отрока?
Женщина отвечала на это:
– Я хочу, чтобы и отрок сей вместе со мною сподобился венца
мученического.
Услыхав об этом, епарх изумился такой ревности христиан и
готовности их умереть за веру и приказал воинам возвратиться обратно; затем
пошел к царю и сказал ему:
– Если прикажешь мне умереть, – я готов; но я не могу
исполнить приказания, данного тобою мне.
Потом епарх рассказал царю о женщине с ребенком, сказав о
том, с каким усердием она спешила за город в поле, дабы сподобиться смерти
мученической, чего желала она и для себя, и для ребенка; затем епарх возвестил
царю и о готовности всего народа принять смерть, ибо все христиане с женами и
детьми были готовы умереть за исповедание веры своей во Христа.
Память святого Мины, патриарха Константинопольского
Страница 1
Память святого Мины, патриарха Константинопольского
В царствование Юстиниана1 святой Мина был пресвитером и питателем
странников в Странноприимнице святого Сампсона2.
После того как патриарх Анфим3 был
низложен с престола за еретическое мудрствование, святой Мина как муж
правоверный, проводивший святую жизнь и достойный посему высокого сана, был
возведен на патриаршество святым Агапитом4,
папою римским, пришедшим в то время в Константинополь.
Во время патриаршества святого
Мины в городе Константинополе случилось такое чудо:
Некоторый отрок еврейский вошел вместе с детьми
христианскими в храм, во время причащения пречистых Таин Тела и Крови
Христовых; сей отрок, приступив к Тайнам вместе с прочими детьми, принял
причащение. Когда отрок пришел домой, отец спросил его, где он был и почему
запоздал? Он же, как дитя, рассказал ему всю правду, – сказал, что был в храме
христианском и принял причащение христианское. Услышав об этом, отец еврей
весьма разгневался, и, взяв ребенка, бросил его в разожженную печь, при помощи
которой выделывал стекло (так как был делателем стекла); но жене своей не
сказал ничего.
Между тем мать с плачем искала всюду своего сына и звала его
по имени; на третий день поисков она подошла к разожженной печи, и ребенок
откликнулся на зов ее; тогда она с большим трудом извлекла его оттуда и
спросила:
– Каким образом и почему ты, находясь в таком огне, не
сгорел и всё еще жив?
Отрок же рассказал ей следующее:
– Ко мне часто приходила некая Жена пресветлая, охлаждала
огонь и давала мне воду; Она и пищу приносила мне, когда я был голоден.
В скором времени весть о сем чуде прошла по всему городу; об
этом чуде уведал царь Юстиниан и святой патриарх Мина. После сего упомянутого
отрока крестили вместе с матерью, отца же того отрока, пришедшего в ожесточение
и не пожелавшего креститься, царь предал суду, как детоубийцу, и приказал
казнить смертью.
Святой Мина пас Церковь Христову шестнадцать лет и потом
преставился ко Господу5.