Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна. В 1769 г. во время войны России с Турцией и Польшей, в царствование Императрицы Екатерины II Великой, был установлен День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Cовершается поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Как говорится в Чине поминовения, <<сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество>>. В 1790 г. контр-адмирал Ф.Ф.Ушаков одержал победу над турецким флотом у мыса Тендра (в Черном море), чем сорвал высадку турецкого десанта в Крыму. В 2001 г. в Нью-Йорке самолеты врезались в башни-близнецы торгового центра. США объявили войну "международному терроризму".
В 1769 г. во время войны России с Турцией и Польшей, в царствование Императрицы Екатерины II Великой, был установлен День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Cовершается поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот
свой за веру и отечество»
В 1790 г. контр-адмирал Ф.Ф.Ушаков одержал победу над турецким флотом у мыса Тендра (в Черном море), чем сорвал высадку турецкого десанта в Крыму
В 2001 г. в Нью-Йорке самолеты врезались в башни-близнецы торгового центра. США объявили войну "международному терроризму"
Завтра, Суббота, 12 Сентября 2009 года (30 Августа 2009 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Страница 1
Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Святому
Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить
смертью свое, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на
земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: "идет за мною
Сильнейший меня"
(Мрк.1:7): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был
проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь,
что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус
Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил
страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так:
Ирод, называемый Антипой, сын старейшего Ирода, избившего
младенцев вифлеемских, - злая отрасль от злого корня, имевший в своей власти
Галилею, первоначально женился на дочери Арефы, царя аравийского; он прожил с
нею немало времени. Но потом, будучи пленен красотою Иродиады, жены Филиппа,
брата своего, сблизился с нею, ибо она соизволяла похоти его; по требованию сей
любодейцы, он прогнал от себя первую законную жену свою и женился на жене брата
своего, противно закону; ибо если бы и умер брат его, он не мог бы взять его
жены, так как оставалась бы в живых дочь брата, рожденная от той жены; закон же
повелевал брать жену умершего брата (вдову) только тогда, когда умерший брат не
оставлял после себя детей1. Достоверно
сообщают, что Ирод отнял жену у Филиппа, брата своего, еще тогда, когда он был
жив; таким образом он сотворил великое беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.
Видя такое беззаконие, учиненное Иродом, ревнитель закона
Божия, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния, - святой Иоанн
Креститель не умолчал, но пред лицом всех обличал Ирода, как прелюбодея и
грабителя, отнявшего жену у брата своего, и говорил ему:
- Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
Ирод же, не вынося обличения, приказал заключить Иоанна в
темницу, обложив его оковами; особенно гневалась на святого жена Ирода,
Иродиада, и весьма желала смерти его, но не могла его умертвить, ибо сам Ирод
оберегал узника от убийственного намерения жены своей. Ирод считал Иоанна мужем
праведным и святым; ранее он со сладостью слушал его и, внимая словам его,
творил много добра; посему Ирод боялся отдать Иоанна на смерть. Однако он боялся
не столько Бога, сколько людей, как говорит Евангелист Матфей: "и хотел
убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка" (Мф.14:5); Ирод боялся, как бы
народ не восстал на него и не поднял мятежа; по сей-то причине он не
осмеливался предать явно на смерть пророка и Крестителя Господня, всеми
любимого и почитаемого, но только томил его в темничном заключении, желая
заградить не умолкавшие уста своего обличителя.
Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики
собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону
Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии, к Коему он и посылал их,
как об этом сказано и в Евангелии: "Иоанн же, услышав в темнице о делах
Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который
должен придти, или ожидать нам другого?" (Иоан.11:2-3). Он посылал вопросить не потому, что сам не
знал; ибо как он мог не знать Того, Кого сам крестил и над Кем он видел Духа
Святого, сошедшего с небес, относительно Которого слышал и голос Отца,
свидетельствовавшего, и на Которого, наконец, сам указывал перстом, говоря:
- "Вот Агнец Божий" (Иоан.1:36).
Иоанн посылал учеников своих вопросить Господа для того,
чтобы ученики его своими очами увидели славные чудеса, которые творил Господь и
дабы окончательно убедились в том, что Он (Иисус Христос) пришел спасти род
человеческий.
Спустя некоторое время наступил день, в который Ирод имел
обыкновение совершать празднование своего рождения. Собрав всех князей своих,
воевод, старейшин и тетрархов2
Галилеи, Ирод устроил для них великое пиршество (Мрк.6:21). Во время этого
пиршества дочь Иродиады плясала и своею пляскою весьма угодила Ироду и
возлежавшим вместе с ним; по научению своей жестокой матери она попросила у
Ирода главу святого Иоанна Крестителя и получила просимое, ибо Ирод поклялся ей
дать всё, что бы она ни попросила, хотя бы даже полцарства его. Окаянный не
пожелал нарушить клятву свою, не пожелал огорчить мерзкую мать плясавицы, но
забыл о том страже, в силу которого он не решался до сих пор умертвить Иоанна,
забыл также и о святой жизни его и, как упившийся вином, распалился намерением
пролить кровь неповинную И тотчас он послал палача в темницу, приказав усечь
главу Иоанна и принести ее на блюде.
Таким образом Предтеча Христов, за обличение беззаконного
сожительства Ирода и Иродиадою, был усечен в темнице, уже поздно ночью; ибо то
мерзостное пиршество святым Евангелистом Марком названо вечерей: "делал
пир (говорит Евангелист) вельможам своим" (Мрк.6:21); эта вечеря затянулась далеко за полночь, и
когда все уже сильно упились вином и достаточное время утешались пляскою
упомянутой бесстыдной девицы, тогда-то и было учинено то неправедное убийство.
И принесена была глава святого Иоанна на блюде посреди пиршества, причем кровь
еще капала и (как сообщают некоторые) глава изрекала те же обличительные слова
и после усечения, сказав Ироду:
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1].
Страница 1
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1].
Снова
Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода
беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель2 умышляет восхитить виноградник Навуфеев3 и умышляет изгнать в горы святого Илию4. И не все5,
слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову,
неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что
мы слышали? "Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу" (Мрк.6:17). За что? "За
Иродиаду, жену Филиппа, брата своего".
Кто в достаточной мере обличить безумие Иродово,
проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет
неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого
зверя, который был бы подобен злой жене (ныне я говорю лишь о злой женщине, а
не о доброй и целомудренной, ибо знаю, что есть много женщин кротких и
благонравных, о добродетельной жизни которых будет упомянуто впоследствии, к
пользе и для подражания добродетельным, дабы мы возлюбили то, что добро и
честно). Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть опаснее
змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто; однако лев и змий питают менее
злобы, нежели женщина (злая), как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон,
говоря: "лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и
сердитою" (Прит.21:19;
ср. Сирах.25:18). Пусть не подумает никто, что пророк изрекал сие, посмеяваясь
(над женщиною): самые дела удостоверяют с точностью то же самое: Даниила во рву
львы устыдились; праведного же Навуфея умертвила Иезавель. Кит сохранил
невредимым Иону во чреве: Далида же, остригши и связавши Самсона, предала его
иноплеменникам. Змии, аспиды и гадюки убоялись Иоанна в пустыне: Иродиада же
усекла его на вечери. Вороны питали Илию на горе: Иезавель же устремлялась
убить его после того как он благодействовал, низведши дождь. Вот что она
говорила ему:
- Если ты Илия, то я - Иезавель; пусть сотворят со мною боги
(что хотят), и пусть увеличат возмездие мне, если завтра в сей же час твоя душа
не будет умерщвлена (ср. 3Цар.19:2).
И убоялся Илия, и ушел ради спасения души своей, и скрылся в
пустыне, идя сорок дней, и начал искать смерти себе, сказав:
- Господи, Боже! Достаточно для меня (страданий сих): возьми
от меня мою душу, ибо я нисколько не лучше отцов моих!
О горе! Пророк Илия испугался женщины; убоялся женщины тот,
кто носил в себе дождь вселенной над язычниками, кто свел с неба огонь, кто
молитвою воздвиг мертвого. Да, действительно, убоялся. Ибо никакая злоба не
может быть сравнена со злобою злой женщины. Мои слова подтверждает и книга
Премудрости, говоря: "нет головы ядовитее головы змеиной" (Сирах.25:17) и нет злобы более
злобы женской!
О зло диавольское и острейшее оружие!
Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною, женщиною
кротчайшего Давида склонил к обманному убийству Урии, женщиною склонил к
преступлению мудрейшего Соломона, женщиною мужественнейшего Самсона ослепил, по
вине женщины умертвил сыновей священника Илии, по вине женщины заключил в
оковах в темницу благороднейшего Иосифа, по вине женщины предал на усечение
Иоанна, - светильника всего мира.
Да, что говорю я о людях (вообще)? По вине женщины диавол и
святых отвлекал от добродетелей; он (диавол) женщиною всех посекает, всех
убивает, всех порочит, всех уничижает; ибо женщина бесстыдная никого не щадит,
священников не чтит, левита не стыдится, пророка не стесняется. О зло, злейшее
всякого зла, женщина злая! Если она бедна, богатеет злобою; если же имеет
богатство, способствующее ее лукавству, то это вдвойне пагубно. Женщина
нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь. Я видел и аспидов
неукротимых укрощенными, и львов, и единорогов и медведей прирученными;
женщина же злая и, будучи обличаема, гневается, и будучи усовещеваема с ласкою,
превозносится. Если муж ее облечен властью начальственною, то она и днем и
ночью развращает его речами, побуждая к злодейству, как Иродиада Ирода; если же
она имеет бедного мужа, то побуждает его к гневу и брани. Если она вдова, то
самолично бесчестит всех; ибо не обуздывает языка своего страхом Господним, не
взирает на будущий суд, не уповает на Бога, не хранит законов любви. Злой
женщине ничего не стоит предать смерти своего мужа. Ибо жена праведного Иова
советовала ему отдать себя на смерть через хуление (Бога), говоря:
- Скажи некое слово ко Господу, и умри (Иов.2:9).
О нрав лукавый! О намерение неблагочестное! Жена Иова не
явила милосердия, видя своего мужа, страдавшего утробою по причине тяжелой
болезни, подобно углю распространяющему искры, - видя всё тело его покрытым
язвами и снедаемым червями; не склонилась к милосердию, видя его скорченным,
весьма болезненным и крайне страдавшим, испускавшим сквозь болезненно отверстые
уста учащенные дыхания. Не смягчилась сердцем, видя ходившего некогда в царской
порфире, ныне лежащим на гноище, обнаженного телом. Не вспомнила прежнего
обычного нежного супружеского отношения, не вспомнила о том, сколь много славы
и добра получила она от него ранее. Но что говорит она: