Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского. Память преподобного Александра, игумена Куштского. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (1427). Праведный Алексий Мечев (1923). Мученицы Фекла, Марфа и Мария Персидские (346). В 1923 г. в городе Верее Московской области почил московский старец о. Алексий Мечев. В 1736 г. Русские войска фельдмаршала Ласси захватили турецкую крепость Азов. В 1605 г. мятежными стрельцами и боярами, сторонниками самозванца Лжедмитрия, в Кремле был убит царь Феодор Годунов (сын самозванца Бориса Годунова) и его мать. В 1941 г. в праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших гитлеровская Германия напала на нашу страну. В 823 г. родился Карл II Лысый, император франков (843-877 гг.). В 1566 г. родился Яков I, английский король (1603-25 гг.), первый представитель Стюартов, шотландский король (1567-25 гг.). В 1905 г. с забастовки текстильщиков началось антирусское восстание в Лодзи (Польша). В 1941 г. ранним утром, в воскресенье
В 1923 г. в городе Верее Московской области почил московский старец о. Алексий Мечев
В 1736 г. Русские войска фельдмаршала Ласси захватили турецкую крепость Азов
В 1605 г. мятежными стрельцами и боярами, сторонниками самозванца Лжедмитрия, в Кремле был убит царь Феодор Годунов (сын самозванца Бориса Годунова) и его мать
В 1941 г. в праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших гитлеровская Германия напала на нашу страну
В
823 г. родился Карл II Лысый, император франков (843-877 гг.)
В 1566 г. родился Яков I, английский король (1603-25 гг.), первый представитель Стюартов, шотландский король (1567-25 гг.)
В 1905 г. с забастовки текстильщиков началось антирусское восстание в Лодзи (Польша)
В 1941 г. ранним утром, в воскресенье, началась Великая Отечественная война
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского
Страница 1
Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского
Великий учитель церковный - святой Кирилл
александрийский был родом из самой Александрии. Он происходил от благородных
родителей - христиан и был по матери племянником известного Феофила, патриарха
александрийского1. Воспитание Кирилл
получил по тому времени очень блестящее: он в совершенстве изучил всю светскую
еллинскую мудрость, а также хорошо изучил божественные писания и христианское
вероучение. Дядя Кирилла, патриарх Феофил, видя блестящие способности и
целомудренный образ жизни племянника, причислил его к своему клиру, поставив
молодого Кирилла архидиаконом. И вот святой Кирилл был как благоуханный цветок,
насажденный в церковном вертограде, цветущий возвышенной чистотой и
облагоухающий богомудрым учением Христову Церковь.
По смерти Феофила, блаженный Кирилл единогласно был избран
на патриарший престол2 и, став патриархом,
немедленно удалил из города еретиков, называвшихся новацианами, которые были
похожи на фарисеев, оправдывавших себя в глазах людей и утверждавших, будто они
чисты и праведны и непричастны никакому греху. В знак якобы непорочной своей
жизни новациане носили белые одежды и учили, что человека, впавшего после
крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение. Не может
быть - утверждали они - прощения смертному греху такого человека, и только
вторичным крещением можно омыть грех его.
Эта ересь произошла от Новациана, который в правление
императора Декия3 был пресвитером в Риме и,
после мученической кончины папы Фабиана4,
стремился к получению папского престола5.
Но, несмотря на все происки, ему не удалось достигнуть желаемого, и на папский
престол был избран блаженный Корнилий6.
Завидуя Корнилию, Новациан стал строить ему ковы и во всем противился ему. В то
время Церковь испытывала жестокое гонение со стороны язычников7, и многие из верующих, боясь жестоких
мучений, малодушно принесли жертвы идолам, а затем, приходя с покаянием, со
слезами исповедовали грех свой. Видя их покаяние, святой папа Корнилий принимал
их снова в общение со святой Церковью, подобно тому, как Христос принял горько
плакавшего Петра. Между тем пресвитер Новациан противился папе, утверждая, что
недостойно находиться в ограде Церкви Христовой тем, которые, отрекшись от
Христа, принесли жертву бесам8. При этом он
произносил хуления на святого папу, выставляя его сообщником идолопоклонников.
Сам же он прервал с ним общение и, найдя себе некоторых единомышленников,
сделался вторым папою в Риме9: Так возник
раскол Новациана10.
Впоследствии новацианский раскол распространился повсюду,
достиг до Александрии и существовал здесь до времени святого Кирилла. Здесь
новациане допустили немало противных православию действий. Так они вторично
совершали крещение над совращаемыми в раскол, которые раньше были крещены в
Кафолической церкви, и не дозволяли второбрачия, называя его грехом
прелюбодеяния. Были у них и другие неразумные нововведения.
Святой Кирилл с самого начала, своего патриаршества изгнал
этих еретиков, вместе с епископом их Феопемптом, из Александрии. Затем он
вооружился и против врагов рода человеческого - нечистых духов, которых он
изгнал из их обиталищ.
В 120 стадиях11 от
Александрии находилось одно селение, называвшееся Коноп12.
Недалеко от него было место, именуемое Мануфин13
(раньше то было селение). Здесь находилось древнее капище, бывшее обиталищем
демонов: место это внушало всем ужас, и еще патриарх Феофил хотел очистить его
от бесов и освятить для славословия Божия. Но отвлекаемый другими заботами, он
не успел привести своего намерения в исполнение. Святой Кирилл, восприяв после
Феофила александрийскую кафедру, решил исполнить желание своего дяди и
предшественника и усердно молился Богу, да подаст Он ему помощь свыше и силу
для одоления и изгнания из Мануфина нечистых духов. И вот святому мужу явился в
видении ангел Господень, повелевая ему перенести в Мануфин честные мощи
мучеников Кира и Иоанна14, чтобы прогнать
оттуда силу бесовскую. Святой Кирилл так и поступил, - принес в Мануфин мощи
святых и устроил там во имя их церковь. Нечистые духи немедленно были изгнаны
оттуда, и место то стало источником исцелений от мощей мучеников.
Изгнав, таким образом, невидимых бесов из предместий
Александрии, святой приложил все старания, чтобы самый город совершенно
очистить от бесов видимых, каковыми были христоненавистные иудеи. С давнего
времени они проживали в том городе в бесчисленном множестве. Еще со времен
Александра Великого и основания Александрии15
здесь поселилось немало пришельцев из Иудеи, которые возросли в многочисленное
племя. Ненавидя Христа и людей, носивших Его имя, они явно и тайно причиняли
христианам всяческие озлобления и неприятности. Зловредны для города были
упомянутые выше еретики-новациане, но несравненно злейшими и вреднейшими
врагами были иудеи, которые не только возбуждали междоусобия в городе, но
устрояли также многочисленные убийства и кровопролития. Призвав к себе
начальников иудейских синагог16, святитель
Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но
иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на
еще большую злобу.
Сей преподобный был родом из города Вологды
и принял иноческое пострижение в Каменном монастыре1
при игумене Дионисии2. Избегая славы от
людей, он ушел из этого монастыря, пришел на реку, по имени Кушту, находившуюся
вблизи Кубенского озера, и по благословению ростовского архиепискола Дионисия3 построил церковь во имя Пресвятой
Богородицы, честного и славного ее Успения, Ярославские князья Димитрий и
Симеон4, узнав это о святом, пришли в
великую радость и дали ему значительное пособие на церковные и монастырские
нужды, а по смерти князя Димитрия супруга его, княгиня Мария, видя подвиги
святого, пожертвовала ему на содержание монастыря, в память мужа своего,
селение с крестьянами. После этого святой Александр еще более усилил труды
свои. Он вместе с братнею сам обрабатывал землю и собирал много плодов.
Преподобный прожил от рождения своего 60 лет, 2 месяца и 2
дня и преставился в вечную жизнь в 1439 году, в 9 день месяца июня5. Он был среднего роста, телом весьма
сухой, голову имел средней величины, лицо - круглое, глаза - кроткие, бороду -
густую и круглую, доходившую до груди, волосы - темно-русые с проседью.
В тот же день память
святых мучениц: Феклы, Марфы и Марии, в Персии пострадавших в 346 году.
В тот же день
преставление преподобного Кирилла, игумена Белозерского, в 1427 году.
1 Каменный или Каменский монастырь находился на
пустынном острове Кубенского озера в нынешней Вологодской губернии.
2 Дионисий, Афонский постриженник, известен тем, что
ввел в Спасокаменном монастыре строгий афонский устав и примером своей жизни
многих привлек в эту уединенную обитель. Преп. Александр принял от него
пострижение.
3 Дионисий из игуменов Спасокаменного монастыря в сан
ростовского архиепископа был возведен в 1418 году.
4 Князь Димитрий Васильевич был не ярославским, а
заозерским или кубенским князем, и его резиденцией было местечко, ныне село
Кубенское Устье, находившееся в 3-х верстах от обители преподобного Александра;
ярославским же князем был брат Димитрия, Симеон Васильевич, скончавшийся около
1320 года.
5 Почитание преподобного Александра началось с 16
века. Мощи его находятся в Куштском монастыре, который в 1838 году приписан к
Спасокаменному монастырю.
Преподобный
Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В
юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича
Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия
Донского (1363 - 1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана
Махрищского (+ 1406; память 14 июля) боярин отпустил Коcму в Симонов монастырь, где он
и принял постриг от святого Феодора (+ 1395, память 28 ноября) с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца
Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а
преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2
- 3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил
есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл
нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда
преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую
обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом.
Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе,
смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный
огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое
умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря
Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В
наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней
хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил
святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили
принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил
себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был
посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного
Кирилла архимандритом обители.
Богатые и знатные люди стали
посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух
святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь
частые посетители беспокоили преподобного, и он
перешел на старое Симонове. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и
он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для
спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".
В Белоезерской
стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в
видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он,
вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил
крест и выкопал землянку.
Преподобный Ферапонт
вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве
подвизался в подземнойкеллии.
Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он
закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел
преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал
крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени н дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил
Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлиюпреподобного, но, сколько ни пытался, это ему не
удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному
Кириллу, который постриг его в монашество.
Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей
и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь
обители. Многие стали приходить к преподобному и
просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия
кончилось, В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Когда число братии умножилось,
преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей
жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не
должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию
подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в
трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в своюкеллию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков,
не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали.
Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности.
Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не
запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы
жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал
дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь
села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое
безмолвие нарушится, и отказался от дара.
Московский старец, вмиру отец Алексий Мечев,
родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.
Отец его, Алексей
Иванович Мечев, сын протоиерея Коломенского уезда, в
детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем
Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей
духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной
музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на
митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг
встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он
обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием
и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и
о его семье.
Рождение отца
Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна,
при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень
затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.
В большом горе
Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю
престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо
встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты
сегодня такой печальный, что у тебя?», — спросил он. — «Ваше
Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя
крестным знамением. — «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо», —
сказал он; потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его
Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».
Алексей Иванович
ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его
встретили радостью: родился мальчик.
В двухкомнатной
квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского
хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и
хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в
их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые,
которые знали, что им помогут и утешат.
Всю жизнь отец
Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая
взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то,
что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и
дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.
Среди родных и
двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся
мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы
всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. Все это выходило у него
благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в
себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечев в Заиконоспасском училище,
затем в Московской духовной семинарии. Он был старательным, исполнительным,
готовым на всякую услугу. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь
необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать
ночью.
Вместе со многими
товарищами по классу Алексей Мечев имел желание
поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспротивилась
этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть
доктором, будь лучше священником», — заявила она с твердостью.
Тяжело было
Алексею оставить свою мечту: деятельность врача представлялась ему наиболее
плодотворной в служении людям. Со слезами прощался он с друзьями, но пойти
против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка
понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.
По окончании
семинарии Алексей Мечев был 14 октября 1880 года
определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского
сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма
был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от
псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже,
обходился грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивался. Младший брат
Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного
псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая
жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа,
что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как
своего учителя.