Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского. Страдание святого великомученика Иоанна Нового. Обретение мощей праведной Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (1819). В 1898 г. в России впервые законодательно ограничен рабочий день (11,5 часов). В 1907 г. по инициативе России в Гааге началась Вторая мирная конференция. В 1903 г. в России принят закон, об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими на производстве. В 1886 г. умер драматург Александр Николаевич Островский (род. 31 марта 1823 г.). В 1767 г. в ходе поездки по России Императрица Екатерина II посетила татарские народные гуляния в Казани. В 1820 г. родился Павел Вяземский, Русский князь, руководитель российской цензуры (1881-82 гг.), основатель Общества любителей древней письменности. В 1806 г. Наполеон разбил Русскую армию при Фридланде (Восточная Пруссия). В 1904 г. японцы разбили Русскую армию, шедшую на помощь осажденному Порт-Артуру, в битве у Вафангоу. В 190
В 1898 г. в России впервые законодательно ограничен рабочий день (11,5 часов)
В 1907 г. по инициативе России в Гааге началась Вторая мирная конференция
В 1903 г. в России принят закон, об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими на производстве
В 1886 г. умер драматург Александр Николаевич Островский (род. 31 марта 1823 г.)
В 1767 г. в ходе поездки по России Императрица Екатерина II посетила
татарские народные гуляния в Казани
В 1820 г. родился Павел Вяземский, Русский князь, руководитель российской цензуры (1881-82 гг.), основатель Общества любителей древней письменности
В 1806 г. Наполеон разбил Русскую армию при Фридланде (Восточная Пруссия)
В 1904 г. японцы разбили Русскую армию, шедшую на помощь осажденному Порт-Артуру, в битве у Вафангоу
В 1905 г. Россия и Япония сог
ласились провести мирные переговоры в Вашингтоне
В 1057 г. византийские военачальники в Малой Азии заявили о смещении с трона императора Михаила VI
В 1156 г. германский король Фридрих Барбаросса женился в Вюрцбурге на Беатрисе, дочери герцога Бургундии, тем самым присоединив Бургундию к своим владениям
В 1488 г. шотландскими повстанцами схвачен и убит король Шотландии Яков III
В 1871 г. родился Федор Токарев, Русский конструктор
стрелкового оружия, создатель пистолета ТТ и пулемета МТ
В 1496 г. Х. Колумб завершил свое второе путешествие, после чего впал в немилость испанской королевы из-за того, что так и не нашел Китая
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского
Страница 1
Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского
Великий
поборник благочестия, святой Никифор родился в Царьграде1
от благочестивых и богобоязненных родителей Феодора и Евдокии. Отец его
сподобился исповеднического венца, потерпев раны и изгнания за почитание святых
икон. В царствование Копронима2 он занимал
должность нотария3 по тайным царским делам, и на него к
злочестивому царю поступил донос, что он благочестиво почитает святые иконы,
поклоняется образу Спасителя, Пречистой Богоматери и всех святых. Царь немедленно
призвал к себе блаженного Феодора, подверг его допросу и, убедившись в
справедливости доноса, долго принуждал его оставить иконопочитание; когда же
раб Христов не оказал повиновения царской воле, то после жестоких побоев, был
сослан на заточение в город Молин, брошен здесь в ужасную темницу, в которой и
страдал за правоверие. Спустя несколько времени, его снова призвали в Царьград
и еще упорнее понуждали склониться к ереси, проповедуемой царем; но он остался
как адамант4 твёрдым в благочестии, соглашаясь скорее
принять раны и смерть, чем нарушить церковные законы и предание святых отцов.
По повелению беззаконного царя он снова был подвергнут различным жестоким
мучениям, и снова же послан в изгнание; проведя в Никее5
узником и страдальцем шесть лет, он отошел ко Господу в вечную свободу
блаженной жизни.
Супруга его, честная Евдокия, была участницей всех бед и зол своего мужа,
последовала за ним в изгнание, страдала в узах, не разлучаясь с ним ни телом,
ни духом. По кончине мужа она возвратилась в Царьград и богоугодно проводила
дни свои, как подобает христианской вдовице. В течение этого времени сын ее
Никифор после изучения наук получил при царском дворе должность отца своего.
Затем блаженная Евдокия сподобилась увидеть своего сына сначала в ангельском
образе, а потом и святительском сане; тогда, возблагодарив Бога, она удалилась
в женский монастырь, постриглась в иночество и после богоугодных подвигов
преставилась ко Господу в маститой старости.
Блаженный Никифор, о котором наше слово, был святою ветвью от святого корня:
от сосцов материнских воспитанный в благочестии, возращенный в добронравии и
наставленный на богоугодное житие, он проводил лета юности целомудренно, в
великом воздержании, и был исполнен премудрости внешней и внутренней - мирской
и духовной: он изучил в совершенстве не только книги еллинских любителей
мудрости, но и Божественные Писания; красноречивый оратор, украшенный всякими
добродетелями, отличавшийся разумом и добронравием, он был любим и почитаем
всеми. Возмужав, Никифор в царствование Льва, сына Копронимова6,
был удостоен сана царского советника и соблюдал правоверие посреди зловерных,
поклоняясь святым иконам и других приводя к тому же богомудрыми увещаниями.
Когда же, по смерти Льва, в царствование его сына Константина и матери
последнего Ирины7 созван был в Нике седьмой Вселенский
собор против иконоборной ереси8, тогда блаженный
Никифор, будучи еще мирянином, оказал существенную помощь заседавшим на соборе
святым отцам, как человек мудрый и весьма сведущий в Божественном Писании; как
мужу выдающейся знатности, ему было поручено говорить на соборе от имени царя.
Таким образом, еще до епископства он явил себя исповедником и учителем
православия, посрамляя еретиков при решении спорных вопросов, за что и ублажали
и благословляли его святые отцы собора.
После того собора, Никифор еще несколько лет оставался в мирском почетном сане
царского советника. Потом, убедившись, что труд для суетного и мятежного мира
не приносит пользы душе, - он видел, что во дворце начинаются раздоры между
сыном и матерью, - Никифор, пренебрегая суетной славой, оставил высокий сан,
удалился из города и поселился на одном дальнем и безмолвном месте при Босфоре
Фракийском9, там он начал уединенно трудиться для
одного Бога, в молитвах и посте стремясь к своему спасению. По прошествии
некоторого времени он построил церковь, собрал иноков, образовав монастырь; сам
еще не нося иноческого чина, уже трудился он как инок, испытывая себя, может ли
переносить подвиг иноческий, полный скорбей, жизни. И жил он так много лет
почти до половины царствования Никифора10.
По отшествии ко Господу святейшего патриарха цареградского Тарасия11,
блаженный Никифор, мирянин по внешнему виду и совершенный инок по жизни, был
избран на патриаршество и в то время впервые принял чин иноческий, а затем
сначала был рукоположен во пресвитера, а потом, против своего желания и по
убеждению царя Никифора, в самый пресветлый день святой Пасхи был возведен на
престол архиерейский. И украшал он святую Церковь учительным словом и
добродетельным житием, исправляя развращенных, утверждая правых и отгоняя
еретиков как волков от словесного стада. В те годы шла война у греков с
болгарами, и царь Никифор, отправившись на войну, был убит. После него
царствовал сын его Ставрикий, но недолго, всего два месяца, потом умер. После
Ставрикия принял царство благочестивый муж Михаил, прозываемый Рангав, который
ранее имел сан киропалата12. Через два года
его изгнал Лев Армянин13, похитивший скипетр греческого царства.
Святейший Никифор послал к этому хищнику, до венчания его на царство, епископов
с исповеданием православной веры, прося нового царя подписать своею рукою, по
обычаю прежних благочестивых царей, обещание содержать неизменно догматы святой
веры, изложенные в том исповедании. Лукавый и лицемерный царь на словах показал
себя усердным к благочестию и обещался подписать исповедание, но только не
ранее венчания:
Немного
святых мужей, своею богоугодною, добродетельною жизнью давших нам пример для
подражания; в числе их находится и настоящий угодник Божий, не меньший первых,
хотя и последний по времени. Владыка Христос почтил венцами не только мучеников
первых веков, но и ныне, в последние времена, открывает дверь (Царствия Своего)
тем, кто сего ищет, удостаивая их той же славы и дарований. Итак начнем повествование
о святом Иоанне, доблестном воине Христовом, исполненном благодати Святого
Духа, - кто он был, откуда родом и как сподобился лика и венца мученического.
Родиной этого мужа был Трапезонт, славный и великий город,
лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя
всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду
приплывающих к нему; жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются
торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию.
Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по
морю к разным городам. Однажды пришлось ему с значительным запасом товаров
войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг1,
верою не восточного исповедания, нравом груб, не милостив и бесчеловечен. Во
время плавания святого с тем мужем, начал враг диавол завидовать непорочной
жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, часто видя его
в молитве и посте, благонравным и для всякого доступным, милосердым к терпевшим
нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христов утешал таких
людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с
помощью; с глазами, полными слёз, говорил он в себе:
- Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам
помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.
Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать
препятствие святому на пути ко спасению. Прежде всего он умыслил отторгнуть его
от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля,
державшегося другого исповедания веры, который начал досаждать правоверному
рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных
прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, святой Иоанн,
как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и
обличал его неправомыслие; а тот гневался на неодолимого воина Христова,
раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на
него зло. Когда возгорелась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у
Белграда, близ Босфора2. Там злой корабельщик пошел к местному
градоначальнику, родом и верою персу3, усердному хранителю
своих отеческих преданий, и взвел пред ним такую клевету на святого Иоанна:
- Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который
желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей
вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об
этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты
позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала
от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших
вельмож города Трапезонта не последний.
Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости; сев на
обычном судебном месте, он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна
и сказал ему:
- Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты
возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом
размышления честное и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее;
принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие;
христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее
далее от себя и во всеуслышание пред этим всенародным собранием похули
христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая
жён и детей, что слышали о твоем желании исповедать нашу светлую и преславную
веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь
светозарное солнце, воздай честь звезде, предшествующей солнцу, и принеси
жертвы небесным светилам, озаряющим вселенную; тогда ты удостоишься многих
почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и
насладишься жизнью, приятной всем людям.
Пока правитель со смесью злобы и коварства говорил эти
льстивые слова, святой Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призывал на помощь
Владыку, сказавшего: когда поведут вас пред царей и князей ради имени Моего, не
заботьтесь наперед, что говорить, или что отвечать в тот час: ибо дастся вам
слово, которому не будут в состоянии противиться все противящиеся вам (Ср.
Марк.13:11). Потом, воззрев на мучителя чувственными очами и протянув
безбоязненно руку, сказал в ответ:
- Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил
я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит
Господь мой Иисус Христос когда либо даже мысли о сем во мне; это умышление
врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он
чрез тебя беседует со мною, надеясь привлечь меня к погибели, и принуждает меня
отступить от истинного Бога, Создателя как иных всех видимых и невидимых
тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный
властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать
Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнав сам от
меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и
сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И
не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это - светило огненного
свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый
день. А создание разве может быть Богом?
Весной 1407 г. больной крестьянин увидел,
что по реке Тверце плывет против течения тело
убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить
погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского
собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой
мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно
исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в
благодатную помощь святой.
В 1598 г. один
диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из
гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в
тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «не следует видеть тело мое, пока
не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога
после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания
наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.
В 1815 г. разбирали
старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся
ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь
святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском
соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела
Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.
Пречистая Матерь
Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона
материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство
возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в
любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром
одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия
христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а
целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде
всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.
Хранение святыни
брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами
пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению
единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии
Муромских.
Святая Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но
целомудрие — один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два
других — послушание и нестяжание). Поэтому она
являете помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.