Преподобного отца нашего Симеона Дивногорца. Страдание святого мученика Мелетия Стратилата и с ним 1318 воинов. Страдание святого мученика Серапиона и с ним Каллиника, Феодора и Фавста. Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. В 1909 г. родился старец Николай Гурьянов в верующей благочестивой семье. В 1551 г. по приказу Царя Ивана Грозного, в 26 верстах от Казани, был заложен город-крепость Свияжск, для взятия Казани. В 1606 г. из Углича в Москву привезены останки царевича Дмитрия. В 1719 г. у острова Эзель (Балтика) Русская эскадра под командованием капитана Н.А. Сенявина одержал победу в открытом море над шведами в Эзельском бою, захватив в плен три шведских корабля – первая победа русского флота в открытом море. В 1741 г. Русская экспедиция Витуса Беринга отправилась с Камчатки в сторону Аляски. В 1223 г. на реке Калке произошло первое сражение Русских войск с монголо-татарами. В 1905 г. в Петербурге состоялся первый съезд уполномоченных
В 1909 г. родился старец Николай Гурьянов в верующей благочестивой семье
В 1551 г. по приказу Царя Ивана Грозного, в 26 верстах от Казани, был заложен город-крепость Свияжск, для взятия Казани
В 1606 г. из Углича в Москву привезены останки царевича Дмитрия
В 1719 г. у острова Эзель (Балтика) Русская эскадра под командованием капитана Н.А. Сенявина одержал победу в открытом море над шведами в Эзельском бою, захватив в плен три шведских
корабля – первая победа русского флота в открытом море
В 1741 г. Русская экспедиция Витуса Беринга отправилась с Камчатки в сторону Аляски
В 1223 г. на реке Калке произошло первое сражение Русских войск с монголо-татарами
В 1905 г. в Петербурге состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ России, заложивший основу для создания черносотенных организаций
В 1835 г. в России утв
ержден Фабричный закон (впервые регулировались отношения между вольнонаемными рабочими и предпринимателями)
В 1780 г. в Могилеве встретились Русская императрица Екатерина II и император Австрии Иосиф II
В 1738 г. родился Георг III, английский король (1760-1820 гг.), борец против независимости США
В 1509 г. английский король Генрих VIII впервые женился
В 1809 г. вместо смещенного короля Швеции Густава парламент избрал на трон
престарелого и бездетного герцога Содерманланда с тем, чтобы управлять страной коллективно
В 1827 г. турки захватили Афины
В 1849 г. Дания провозглашена конституционной монархией
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Преподобного отца нашего Симеона Дивногорца
Страница 1
Преподобного отца нашего Симеона Дивногорца
Один юноша, по
имени Иоанн, прибыл с родителями своими из Эдессы1
в Антиохию2. Иоанн имел брачной возраст, и потому
родители его, увидав здесь весьма красивую девицу, по имени Марфу, спросили
отца и мать ее, не согласятся ли они отдать ее в замужество за сына их. Эти
последние сказали об этом Марфе. Но девица не желала вступать в брачное
сожительство, так как решила уневестить себя Христу, Богу и Господу своему,
дабы соблюсти в чистоте девство свое. Но так как родители принуждали ее
вступить в брак, то Марфа ушла от них и направилась с поспешностью в Предтечеву
церковь, находившуюся близ города Антиохии. Придя сюда, она пала ниц и со
слезами начала молиться ко Господу, прося Его устроить всё так, как было бы
полезнее и спасительнее для нее. И было в этой церкви видение Марфе,
повелевавшее ей подчиниться родителям и вступить в брак. Исполняя волю Божию,
девица сочеталась с Иоанном, причем была не только его помощницею во всех
житейских делах, но и руководительницею, наставлявшею его ко всякому благому
делу; Марфа украшала жизнь свою пощением, воздержанием и молитвою, стремясь
угодить Богу. Честная Марфа часто приходила в церковь Предтечеву и молилась
здесь с великим усердием к Иоанну Предтече, прося его исходатайствовать ей у
Бога своими молитвами дар, - родить дитя мужеского пола; при этом Марфа обещала
посвятить его, как некогда Анна Самуила (1Цар.1:11), на служение Богу. Спустя
год после этого в то время как Марфа, молясь здесь ночью, задремала, ей явился
святой Иоанн Предтеча и сказал:
- Надейся, жена. Молитва твоя принята, и ты получишь то, о
чем просишь. В знак же благоволения Божия приими вот это благоухание (при этом
он дал ей кадило с благовонием); покади этим кадилом свой дом.
Пробудившись от сна, Марфа нашла в руке своей кадило от которого исходило неизреченное
благоухание.
Затем ей снова явился Предтеча Господень и сказал:
- Иди к мужу твоему, ибо ты зачнешь сына и назовешь его
Симеоном. Он будет вкушать молоко лишь из правой груди твоей, левой же
совершенно не прикоснется. Он будет сыном десницы; он не будет вкушать ни мяса,
ни вина, ни какой другой снеди, приготовленной с искусством рукою человеческою;
пищею для него будет лишь хлеб, мёд, соль и вода. Тебе следует с большим
вниманием воспитывать его, как сосуд святой, предназначенный для служения
Господу Богу нашему. Спустя два года после его рождения, ты принесешь его в мою
церковь и здесь вы его крестите; когда младенец сподобится благодати крещения,
тогда будет видно всем, что выйдет из него.
Марфа, преисполнившись и страха, и радости от такого
видения, принесла великое благодарение Богу и святому Предтече Господню Иоанну.
Затем, возвратившись в дом мужа своего, зачала от него, а когда исполнилось
время, родила без болезни сына и назвала его Симеоном. Марфа кормила младенца
правою грудью своею. Иногда же, испытывая слова святого Предтечи Иоанна,
сказанные ей в видении, давала младенцу левую грудь; но младенец с плачем
отворачивал лице свое от левой груди, и ни в каком случае не желал принимать из
нее молока. Было дивным еще и то, что в какой день Марфа вкушала мясо или
испивала вино, в тот день младенец совершенно не вкушал молока от груди
матерней и пребывал голодным даже до следующего дня. Поняв причину невкушения
младенцем пищи, Марфа начала воздерживаться от вкушения мяса и вина и так
питала имевшего быть великим постником, сама пребывая в постоянном посте и
молитве.
После того как младенцу исполнилось два года, родители
принесли его в церковь Предтечеву и крестили здесь. По крещении же младенец
тотчас заговорил, ясно сказав следующие слова:
- Имею отца, и не имею отца; имею матерь, и не имею матери!
Эти слова он повторял в течении семи дней. Родители весьма
удивлялись этому и предвидели, что их младенец будет подражателем не земных
дел, а небесных. Когда младенец был вскормлен материнским молоком, то его стали
питать хлебом, мёдом и водою, так как мяса он ни в каком случае не хотел
вкушать, точно также как не вкушал и ничего вареного.
Когда младенцу пошел шестой год, случилось землетрясение в
Антиохии (в царствование Юстиниана Великого)3. Во время этого
землетрясения упал каменный дом, в котором жили родители Симеона, причем отец
его умер, будучи убит упавшим домом, мать же осталась живою, так как, по
усмотрению Божию, во время этого землетрясения вышла из дома и пребывала в
храме; младенец Симеон точно также находился тогда не в доме своем, но в церкви
святого первомученика Стефана, где и был сохранен Богом целым и невредимым.
Выйдя из церкви, Симеон не знал, какою дорогою идти ему к себе домой, так как
всюду валялись обломки от разрушенных домов. Не найдя дома своего, он долго
блуждал, ходя по развалинам Антиохии; наконец, одна благочестивая женщина,
знавшая его родителей, взяла его на свои плечи и принесла на гору, находившуюся
неподалеку от города, где она сама проживала.
Блаженная же Марфа, мать Симеонова, узнав, что дом ее
обрушился и подумав, что с мужем ее погиб и ее сын, будучи задавлен каменными
стенами, предалась великому плачу. Спустя семь дней после этого ей явился
святой Иоанн Предтеча и сказал, что отрок ее жив, указал также и место, где он
находился. Марфа тотчас отправилась к горе той. Придя туда, она нашла Симеона у
упомянутой женщины, причем эта последняя с удивлением сказала матери
Симеоновой, что отрок в продолжении всех тех семи дней не вкушал ничего, кроме
небольшого количества хлеба и воды. Взяв его, мать вместе с ним направилась к
церкви Предтечевой и принесла здесь благодарение Богу и Его угоднику Иоанну
Предтече за сохранение отрока живым; потом возвратилась к себе.
Страдание святого мученика Мелетия Стратилата и с ним 1318 воинов
Страница 1
Страдание святого мученика Мелетия Стратилата и с ним 1318 воинов
Святой мученик Мелетий жил в царствование
римского императора Антонина1, занимал
должность стратилата2 и происходил из южных стран галатийской
области3. Будучи христианином, он молился Богу о
том, чтобы совершенно исчезло языческое заблуждение. Тогда бесы, видя свое
уничтожение, вошли в собак и стали оплакивать свою погибель. Они ходили
повсюду, выли и этим наводили на людей страх, но святой Мелетий с подвластными
ему воинами избил их и разрушил языческие храмы. За это Максимиан4,
правитель того города, где находился святой мученик5,
велел схватить его и стал принуждать принести жертву идолам, но святой и
слышать о том не хотел. Мучитель приказал тогда бить его железными молотками и
подвергнуть другим мучениям. После сего святого Мелетия повесили на сосновое
дерево и прибили его к нему гвоздями, от чего он и скончался. Комитам6
же Стефану и Иоанну, а также всем бывшим под их властью воинам вместе с женами
и детьми их отсекли мечом головы. Так и скончались за Христа святые мученики7.
1Никодим в Синаксаристе и другие под именем Антонина
разумеют римского императора Антонива Гелиогабала, царствовавшего с 218 до 222
года.
2Стратилат значит воевода, военачальник.
3Галатия расположена была почти в центре Малоазийского
полуострова. На севере она граничила с Пафлагонией, на западе - с Вифинией и
Фригией, на юге - с Ликаонией и Каппадокией, а на востоке - с Понтом.
4Игемон Максимиан или Максим был сперва правителем Египта, а
потом Антонин послал его в Галатию для мучения христиан.
5Город этот носил название Тавии. Он находился в восточной
Галатии близ границ ее с Понтом.
6Комит - царский телохранитель, сборщик податей в царскую
казну, градоначальник, но здесь под словом «комиты» разумеются военные трибуны,
т.е. градоначальники.
7Страдание Святого Мелетия и других, с ним пострадавших,
святых мучеников относят к 218 году.
Страдание святого мученика Серапиона и с ним Каллиника, Феодора и Фавста
Страница 1
Страдание святого мученика Серапиона и с ним Каллиника, Феодора и Фавста
Святой
мученик Христов Серапион был родом из Египта. В то время, когда совершал свой
мученический подвиг святой Мелетий, он пришел из Египта и, видя тех, которые
вместе с ним подвергнуты были мучениям, уверовал во Христа. За это он был
схвачен и брошен в темницу, где Ангел Божий поставил его епископом для
наставления тех, кто имел желание пострадать за Христа. В этот день близкие
святого Мелетия, комиты и воины, собравшись вместе, громким голосом говорили,
что и они - христиане, чем и возбудили гнев правителя. Епискому Серапиону и
волхву Каллинику, уверовавшему во Христа, мечем отсекли головы, Феодор и Фавст
со многими другими были сожжены, а женщин и детей палачи изрубили деревянными
мечами. Таким образом святые мученики и предали души свои в руки Господа.
Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца
Страница 1
Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца
Сей
преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле
Залесском1. С молодых лет он отличался жестоким и
обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла,
привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и
друзей. Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения
пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния
ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис.I:16), и проч. От этих слов он тотчас же пришел в ужас и,
возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На
другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их
обществе и просил их обедать у него в этот день. После сего он пошел на рынок
купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед. И
когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а
потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке
пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то
ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и
сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а
потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал:
- Увы мне! много я согрешил.
После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из
дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого
великомученика Никиты2. Здесь он упал к ногам игумена сего
монастыря и сказал:
- Спаси погибающую душу.
Изумленной такою необыкновенною переменою Никиты, игумен
сказал ему на это:
- Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь
и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из
него.
Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя
пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место,
поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к
этому месту снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в
тростник и стал молиться Богу. По прошествии трех дней игумен послал инока
посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских
ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары
огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об
этом игумену. Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев
его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла
из него кровь) сказал ему:
- Сын мой! что это ты делаешь с собою!
Никита же ничего другого не отвечал, а только говорил
игумену:
- Отец! спаси погибающую душу.
После сего игумен ввел его в монастырь, постриг в иночество
и поместил в тесную келлию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и
посте, проводя без сна дни и ночи. В это время злокозненной враг стал наводить
на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным
знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом
не говорил. Вскоре Никита устроил себе близ церкви столп3
и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на
молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений, так как многие,
одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление.
В это время благоверной князь черниговский Михаил4
заболел недугом расслабления. Услышав о святом Никите, он велел боярам своим
свезти себя в город Переяславль к преподобному для исцеления. Когда он был уже
в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал о себе, что он из того
же монастыря, где подвизался и святой Никита. Князь спросил его о преподобном,
и демон сказал, что он - обманщик. Это сильно опечалило князя. Через несколько
времени тот же демон уже в другом образе снова встретил князя на пути и сказал
ему:
- Напрасно ты, князь, утруждаешь себя, совершая такой длинной
путь.
Когда же князь подошел на расстояние одного поприща к
монастырю, где пребывал преподобный, то повелел поставить себе шатёр, чтобы
отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить
преподобного о своем прибытии. Тогда тот же демон встретил посланного в образе
слепого на один глаз монаха с лопатою в руках и сообщил ему, что преподобной
умер и что он уже похоронил его.
Поняв обман, боярин возбранил демону молитвою святого, и
демон остался совершенно недвижимым на том месте, где стоял. Боярин тогда
пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжком недуге
его, после чего святой послал князю жезл свой. Благоверной князь Михаил взял
этот жезл в руку свою и стал на ноги совершенно здоровым, так что пришел пешком
к столпу преподобного, принял от него благословение и рассказал ему всё о
демонском искушении, случившемся с ним во время путешествия. Тогда преподобный
возбранил демону именем Божиим и повелел ему явно пред всеми в течение трех
часов стоять неподвижно у своего столпа, после чего демон дал святому клятву
никогда более не делать зла людям и немедленно исчез. Получив исцеление,
благоверной князь Михаил усердно возблагодарил Бога и святого старца и, дав
богатый дар монастырю, возвратился в свой город.