Память святого Апостола Аристовула. Память святого мученика Савина. Страдание святых мучеников Трофима и Фала. Память святого мученика Папы. Священномученик Александр, папа Римский (119). Священномученик Иулиан Аназаврский (IV). Святитель Серапион Новгородский, архиепископ (1516). В 1881 г. умер композитор Модест Петрович Мусоргский (род. 9 марта 1839 г.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого Апостола Аристовула
Страница 1
Память святого Апостола Аристовула
Святой Аристовул был одним из
семидесяти Апостолов, родом из Кипра1. Он
был братом святого Апостола Варнавы, также одного из семидесяти.
По
вознесении Господа он проповедывал вместе с Апостолом Павлом, учителем
вселенной, проходя по разным странам. Апостол Павел упоминает о нем в послании
к Римлянам, где говорит: Рим.16:10 - "Приветствуйте верных из дома
Аристовулова". т.е. от дома или рода Аристовулова, так как некоторые
из родственников Аристовула и Варнавы жили тогда в Риме. Когда Павел писал
послание к Римлянам, Аристовул в это время был вместе с Павлом, почему Павел и
написал в послании приветствие родственникам Аристовула от себя и от самого
Аристовула.
Когда
святой Павел поставлял многих епископов, посылая их проповедывать слово истины
по всем городам и странам, тогда он поставил епископом и Аристовула и послал
его с проповедью в Британию2, к людям
неверующим и жестоким3.
Здесь
Аристовул много потрудился в благовестии Христове и много пострадал от этих
жестоких людей: иногда его били без милости, иногда его влачили по улицам,
поругаясь над ним. Одним словом, он принял от людей сих многие поругание и
истязание, пока не просветил их благодатью Христовою и не научил их вере во
Христа. Затем святой крестил их, построил им церковь, рукоположил пресвитеров и
диаконов и скончался там4.
1
Кипр - остров в северо-восточной части Средиземного моря.
2
Под Британиею следует разуметь Сицилийские острова и Корнваллис.
3
Обитателями Британии были кельты, - люди суровые, воинственные.
4
Некоторые полагают, что сей святой Арисовул был отцом святых Апостолов Иакова и
Иоанна и носил прозвище: Зеведей"; но это едва ли правильно. Вероятнее
всего, что сей святой Аристовул происходил из Кипра, имел братом своим Варнаву;
и был иной, чем отец Иакова и Иоанна, который назывался Зеведеем (это было не
прозвищем его, а подлинным именем).
Город
Гермополь, в Египте, был отечеством святого мученика Савина, который был мужем
славным во всей стране той и начальником в городе своем.
По причине гонения, воздвигнутого
на христиан в царствование Диоклитиана, когда многие христиане были мучимы и
умерщвляемы, святый Савин оставил свой дом, власть, богатства, и всех родных и
тайно ушел из города Гермополя, укрываясь в одном отдаленном селении вместе с
прочими христианами.
Поселившись в небольшом доме, он
проводил в посте и молитвах все дни и ночи.
Служители же идолов весьма
ревностно искали Савина, князя Гермопольского, чтобы подвергнуть его мучениям,
но нигде не находили его, о чем сильно скорбели.
Один нищий, приходивший за
милостынею к блаженному Савину и получавший из рук его пищу и всё потребное,
взяв пример с Иуды предателя, пришел к язычникам и сказал:
- Что дадите мне, чтобы я показал
вам того, кого вы ищете, — Савина?
Они дали ему две златницы1. Затем пошли за ним, дошли до того дома, где
жил святой, окружили его и постучали в дверь.
В это время со святым Савином было
шесть христиан. Подумав, что это пришел кто-либо из братий, они открыли дверь
дома.
Тогда язычники быстро вошли в дом,
взяли всех и связали. Святого же Савина связали особенно крепко, — двумя
тяжелыми цепями, и затем привели его на суд к игемону той страны, именем
Ариану.
Святой Савин был долгое время
расспрашиваем на суде и много раз принуждаем к принесению жертвы идолам. Но он
не отвергся Христа. Вследствие этого он был мучим еще более жестоко, был
терзаем острым железом, жегом огнем.
В городе Лаодикии (не в том, что
находится в Сирии, но в находящемся в Карии1),
между малоазийскими реками: Ликосом и Меандром) было два священника,—брата по
плоти, —Трофим и Еал.
Родом они были из Карии. из города Стратоника. Тот и другой
были твердыми в вере мужами и проповедниками слова вожия. Желая обратить на
путь спасения души заблуждших, они спорили с еллинами и неустанно укоряли их
нечестие.
Однажды нечестивые идолопоклонники, не стерпя обличений
святых, взяли их обоих и заключили в узы.
В то время, в царствование Диоклитиана и Максимиана, в Карию
прибыл игемон Асклипиодот и поселился в городе, называемом Вофор, находящемся
недалеко от Лаодикии.
Начальник воинской стражи в Лаодикии послал сказать игемону
о двух, взятых под стражу, христианских священниках и спрашивал, как с ними
поступить. Он получил ответ — побить обоих камнями.
Когда же святые мученики Трофим и Фал были выведены на
убиение, их окружили христиане и защищали от камней, так что ни один камень,
пущенный в них, не повредил им; наоборот, бросавшие каменья, против своей воли,
поражали ими сами себя. Трудясь бесплодно долгое время и изнемогши, мучители
окончили метать камни.
Узнав об этом, начальник воинской стражи отпустил обоих
святых. Они же продолжали учить всех небоязненно вере Христовой и обличать
неверие еллинов.
Спустя некоторое время, градоначальники опять взяли их под
стражу и отправили к игемону в город Вофор, сказав при сем: «Этих людей мы, по
повелению твоему, били камнями, но камни не прикоснулись им; поэтому мы
отсылаем их к тебе».
Игемон приказал повесить святых и терзать без милосердия
тело их острым железом.
Будучи мучимы, они взывали громким голосом:
- Мы христиане! Мы не поклонимся идолам и не послушаем
нечестивого повеления царей земных!
После всех этих мучений игемон осудил их на распятие,
сказав:
- Пусть они будут распяты, как и Тот обольститель, в
Которого они веруют.
Затем святые были изведены из города на место, где им были
уготованы кресты. Шли же они с радостью, благодаря и восхваляя Бога за то, что
Он сподобляет их умереть такою смертью и через это уподобляет страдание их
пречистым Страстям и распятию Господа Иисуса.
За ними следовало множество народа — мужей и жен, хотевших видеть
их кончину.
Когда же они были приведены ко крестам, некоторые из
христиан принесли им немного пищи и упрашивали их вкусить её.
Не желая огорчить просивших, они вкусили немного из
принесенного; остальное же роздали окружавшим их.
Затем они были пригвождены железными гвоздями ко крестам и
распяты по подобию Господа Иисуса.
Вися на кресте, они много говорили к народу, уча его
познанию Бога и святой вере.
После того поднялся плач и вопль в народе: одни укоряли
игемона за жестокосердие, за то, что неповинных ни в чем мужей он предал такой
лютой смерти. Другие же взывали:
- Слава Тебе, Боже, потому что сила Иисусова
засвидетельствовала себя и в наши времена!
Некая женщина, иудеянка, поклонилась святым, висящим на
кресте и воскликнула:
- Блаженны матери, родившие людей сих!
Здесь же стояла и матерь их, с мужеством взиравшая на
страдание двух сыновей своих.
Многие из числа предстоящих собирали каплющую от святых их
честную кровь, причем одни омочали в крови сей свои платки, а другие перстни
для исцеления своих болезней — душевных и телесных.
Мученики же Христовы, Трофим и Еал, помолившись Богу,
предали Ему свои святые души, месяца марта, в 16-ый день; для погребения их
верные приготовили чистые плащаницы и благовонные ароматы.
На место мучение пришел и страж темничный и, поклонившись
мученикам Христовым, исповедал пред всем народом, что видел двух святых
мучеников, восходящих на небо и трех Ангелов, сопровождавших их и беседовавших
с ними.
После того народ отправился к игемону и просил его, чтобы он
приказал снять с крестов святые тела мучеников и разрешил предать их
погребению.
Игемон, выслушав эту просьбу, сначала разгневался и велел
воинам своим бить пришедших. Но спустя некоторое время успокоился и сказал,
что, кто хочет, может взять тела умерших.
После того святые были сняты со креста и положены в новом
гробе. При этом между христианами возник спор о том, в каком месте предать
честному погребению сии святые тела — одни хотели здесь, другие там.
Наступил вечер. Народ не отходил от телес святых мучеников,
но всю ночь пробыл около них с возженными свечами и псалмопением.
Когда наступило утро, жена игемона принесла благовоние и
ароматы и возлила их на тела святых мучеников. Затем она положила на гроб
драгоценный покров и сказала во всеуслышание:
- Я в эту ночь видела во сне мужей сих, посланных Богом
вместе с Ангелами наказать мужа моего за неповинное убиение сих страдальцев.
Многое и другое говорила она, укоряя своего мужа за
жестокость и немилосердие.
Мать же святых мучеников и два честных мужа, Зосима и
Артемий, сограждане святых мучеников, взяли честный гроб со святыми телами их и
принесли его в город Стратоник, где и погребли святых с честью.
Святой
Папа был родом из Ликаонского города Ларанды и жил в царствование императора
Максимиана. За исповедание Христовой веры он был предан на страдание в родном
своем городе, затем в Диокесарии и наконец в Селевкии Исаврийской. Он был бит
розгами, терзаем железными когтями, прошел длинный путь в сапогах с железными
гвоздями и кончил свою жизнь, привязанный к дереву.
В тот же день память святого
мученика Иулиана Аназаврского, пострадавшего в Антиохии, в царствование
Максимиана, в III веке.
В тот же день память святого
священномученика Александра, папы Римского, сожженного в печи, по повелению
императора Адриана, в 119 году, 3 мая.
В тот же день преставление
святого Серапиона, архиепископа Новгородского, скончался в 1516 году.
Священномученик Александр, папа Римский,
занимал папский престол в течение 10 лет. Он был заживо сожжен 3 мая 119 года по
повелению императора Адриана (117 - 138).
Священномученик Иулиан Аназаврский
пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при
императоре Максимиане Галерии (305 - 311). Мощи его при святителе Иоанне
Златоусте (+ 407) прославились чудесами. Святитель Иоанн Златоуст говорит о
мученике в 47-й беседе.
Святитель Серапион Новгородский, архиепископ (1516)
Страница 1
Святитель Серапион Новгородский, архиепископ (1516)
Родился
в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле
родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял
пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран
игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала
называться его именем — Серапионовой пустынью.
Желая
предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и
переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом.
Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна
Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных
на смертную казнь боярынь.
Присутствуя
на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские
имения, как средство благотворительности.
В
1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во
время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными
молитвами умолил Господа о его прекращении.
Много
бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в
Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в
Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит
последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и
чудотворения.
Приняв
схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были
обретены 7 апреля 1517
г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в
Троице-Сергиевой лавре.
Господь
прославил Своего угодника даром чудотворения как при
жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого,
который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.
В
1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в
святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.