Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского. Память преподобного Феофииакта исповедника, епископа Никомидийского. Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские (XV). Курская икона Знамение Божией Матери (1898). В 1917 г. арест святого Царя Николая II в Могилеве и Императрицы с Наследником и Великими Княжнами в Царском селе. В 1897 г. умер поэт Аполлон Николаевич Майков (род 23 мая 1821 г.). В 1910 г. в Одессе первый русский авиатор Михаил Ефремов впервые поднялся на аэроплане в воздух и совершил три круга на высоте 30 м. В 2003 г. в Ставрополе почил о Господе владыка Гедеон (Додукин), митрополит Ставропольский и Владикавказский (род. 18 декабря 1929 г.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского
Страница 1
Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского
Великим
царем Константином и сыном его Констанцием в Антиохии Сирийской была
Воздвигнута и богато украшена соборная церковь. В народе она получила
наименование золотой церкви, потому что была художественно расписана
золотом и украшена блестевшею золотом мозаикою; верх её также был весь вызолочен;
бесчисленные сосуды церковные все были из золота и чистого серебра. Цари дали
много имения на содержание многочисленного церковного клира. В клире этой
великой соборной церкви был пресвитером святый Феодорит; ему были вверены на
хранение сосуды, утварь и все богатство церковное. От юности проводил он жизнь
добродетельную и хранил в сердце правую веру, исполняя слово Писания:«сердцем
веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10).
Постом, молитвами, милостынями,
попечением о спасении душ человеческих и непорочным священнослужением угождал
он Богу.
Когда умер сын Константина
Констанций, ему наследовал Юлиан Отступник. Приняв царство, он показывал себя
сначала благочестивым христианином и возвращал из заточение епископов, изгнанных
за благочестие царем Констанцием; когда же утвердился на царстве, то явно перед
всеми отвергся Христа, Которого втайне давно уже отвергся, предавшись бесам и
волшебству. И начал он гнать Церковь Христову; если и не весь христианский
народ поголовно истреблял, то по крайней мере начальствующих, духовного сана
христиан и сановников из мирян захватывал, мучил и убивал, отнимал у христиан
храмы Божии и обращал в капища идолов своих, разграблял всякое достояние
церковное и говорил, окаянный:
- Христианам не подобает иметь
какие либо богатства, потому что Христос их повелел им быть нищими, сказав: не
приобретайте ни золота, ни серебра».
В это лютое время была опустошена
и антиохийская соборная церковь, названная ради красоты своей золотою; все
дорогие украшения её были взяты в царскую сокровищницу, имение церковное
разграблено, клирики разогнаны и святый Феодорит замучен.
Было это так. Царь Юлиан имел
дядю, себе соименного, Юлиана, родного брата матери его; он поставил его
правителем и мучителем над восточными странами. Тот Юлиан, дядя царский, раньше
был христианином, но, желая быть угодным племяннику своему, царю Юлиану
отступнику, отвергся Христа и поклонился идолам. В Антиохию пришел он раньше
прибытия туда царя, вместе с другим царским сановником, по имени Филиксом,
заведывавшим царскими сокровищами. Зная, что в соборной церкви много богатства,
Юлиан взял сосудохранителя церковного, блаженного Феодорита пресвитера (а
остальные клирики все от страха бежали и скрывались, где кто мог); потому он
постарался захватить его, что тот имел в руках своих церковную ризницу. Отняв у
него ключи, а его самого крепко связав и заключив в темницу, Юлиан с
сокровищником царевым Филиксом и с великою вооруженною воинскою силою вошел в
Божию церковь, чтобы отнять украшение её, золото и серебро, и все дорогие вещи,
и присоединить к царским сокровищам. Войдя в святыню Божию, как тать и
разбойник, с каким великим бесстрашием и бесстыдством похищал он церковное
благолепие, творил бесчестие святыне Господней и осквернял ее! Окаянный при
самом престоле Божием дерзнул мочиться; когда же были вынесены из алтаря сосуды
церковные и все вместе положены на земле, он сел на них для поругания,
произнося из нечистых уст своих хулу и злословие на Господа нашего Иисуса
Христа. Некто из бывших там, по имени Взой, увещевал его не наносить бесстыдно
такого бесчестия святыне Господней и не хулить Христа. А он, ударив его крепко
по голове, сказал:
- У христиан нет никакого Промысла
Божия, и этого попечения они совершенно лишены.
Ограбив и осквернив церковь Божию,
нечестивый правитель обратился к мучению служителя Божия, святого Феодорита.
Когда его связанного представили на нечестивый суд, Юлиан сказал ему:
- Феодорит! Зачем ты при царе
Константине разорил храмы древних богов, а гробницы умерших украсил и велел
создать над ними церкви?
Святый отвечал:
- Божественные церкви и гробницы
святых созданы и украшены еще прадедами нашими, ибо прославил Бог святых Своих,
найдя их достойными сего; тебе же, правитель, я удивляюсь, что из христианина
стал ты идолослужителем.
Правитель приказал бить святого по
лицу.
- Грешишь, Юлиан, — сказал ему
святый, — идолов каменных и деревянных зовешь богами.
Тогда повелел мучитель раздеть
святого, повесить на дереве и железными когтями строгать по всему телу его.
Часа три строгали его, и кровь текла струями, но радостью светилось лицо
святого, как будто не испытывал он никакой боли. И сказал ему мучитель:
- Окаянный, принеси жертву богам и
я освобожу тебя от долга, лежащего на тебе по церковному имению, зло тобою
истощенному. Если же не принесешь жертвы, то насильственной смертью извергнешь
свою душу.
Память преподобного Феофииакта исповедника, епископа Никомидийского
Страница 1
Память преподобного Феофииакта исповедника, епископа Никомидийского
В
те дни, когда Церковь была смущаема ересью иконоборства1,
пришел из Восточных стран в Царьград благочестивой муж Феофилакт и стал близок
к светилу церковному, святому Тарасию — тогда еще мирянину и сенатору, главному
в царских палатах правителю тайных дел. По смерти царя —иконоборца Константина Копронима2, воцарился сын его Лев3 с матерью Ириною;патриарх Павел, прозванной
милостивым, по доброй воле оставил престол свой, вместо же его на патриаршество
возведен был святой Тарасий, которой собрал седьмой Вселенский собор и проклял
ересь иконоборства4. Тогда блаженной
Феофилакт и вместе с ним Михаил Синадский оставили мир, приняли иночество и
были посланы святейшим Тарасием в монастырь, построенной на берегу Черного
моря: там подвизаясь в трудах иноческих, преуспели они в добродетелях и
получили к Богу в молитвах своих дерзновение.
Было
время жатвенное, и стоял сильной зной, люди изнемогали от великой жажды. Святые
помолились Богу, и сосуд медной сухой стал источать воду в количестве
достаточном для потребностей. Так творит Господь волю боящихся его и внимает
молитвам их! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему в пустыне, когда
Бог извел воду из камня для жаждущего Израиля (Исх.17:6) и другому, когда для
Самсона, умиравшего от жажды, сухие кости ослиной челюсти стали источником
живой воды (Суд.15:19). Когда преподобные отцы Феофилакт и Михаил просияли, как
звезды светом, добродетельным житием своим. святейший патриарх Тарасий нашел их
достойными высокого архиерейского сана и, посвятив обоих, Михаила послал в
Синад, а блаженного Феофилакта поставил епископом в Никомидии. Какие заботы о
словесном Христовом стаде показал святой Феофилакт в Никомидии, какое попечение
о нищих, сиротах и вдовицах, — о том свидетельствовали созданные им
божественные храмы, больницы, странноприимные дома и неисчетная, ежедневно
творимая им, милостыня. Он сам служил больным, слепым, хромым и немощным;
обходя богадельни и городские площади с сосудом тёплой воды, он своими руками
омывал и очищал встречавшихся прокаженных, ничем не гнушаясь при служении им.
По
отшествии из мира святейшего Тарасия, Никифор премудрый принял после него
престол Константинопольской церкви; тогда опять настала буря иконоборной ереси,
возбуждаемая нечестивым царем Львом Армянином.
Святейший патриарх Никифор, созвав избранных архиереев Емилиана Кизикского.
Евфимия Сардийского, Иосифа Фессалоникийского, Евдоксия Амморийского, Михаила
Синадского и блаженного Феофилакта, епископа Никомидийского, отправился с ними
к злочестивому царю: много поучали царя от божественных книг святые отцы,
увещевая его не поселять смуты в Церкви Христовой той ересью, которую проклял
седьмой вселенский собор. Но не могли они убедить неистового царя, исполненного
яда змеиного и дышавшего на них яростью и гневом. Когда же умолкли святые отцы,
блаженный Феофилакт сказал царю:
- Я знаю, что, оскорбляя Божие
долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию
святых отцов и смущаешь Церковь; но подобно буре, настигнут тебя внезапно лютая
пагуба и нежданная беда, и не найдешь ты избавителя себе.
Слыша это, царь еще более
исполнился ярости и удалил епископов от себя с бесчестием, осудив их на
заточение в различные места: святейшего патриарха Никифора на остров Проконнис5, святого Михаила, епископа Синадского, в
Евдокиаду, других в иные места. а святого Феофилакта Никомидийского в
приморский город Стровул, что в Киверреотах6.
Там Христов исповедник и великий поборник благочестияв утеснении и скорбях многих провел остальное
время жизни своей, около тридцати лет, и преставился ко Господу.
Царь Лев Армянин погиб, как и было
предсказано святым, злою и нечаянною смертью: он был усечен мечами воинов своих
в день Рождества Христова, в церкви во время утрени (820 г.) После него жили и
скончались, Михаил названной Косноязычным (829 г.), и сын Михаилов
Феофил (842 г.), цари иконоборцы. Когда же царица Феодора (842—855) с сыном
своим Михаилом (855—867) (это был третий царь с именем Михаила) приняла скипетр
царства, святой Мефодий был возведен на патриаршество (842 г.), и беззаконная
ересь уничтожилась, а православие воссияло, — тогда честное тело преподобного
отца нашего Феофилакта из изгнания было перенесено в Никомидию и положено в
созданной им церкви на защищение городу Никомидии, в честь же и силу Христу
Богу нашему.
Кондак, глас 2:
Светильник светел показался еси в концех святителю
Феофилакте, единосущна Отщу и Духу слова ты проповедав, божественных отец собор
уяснил еси, Троице угодник явился еси: ейже предстоя, моли непрестанно о всех
нас.
1 Иконоборство в
греческой империи началось при Льве III Исаврянине
(717-741) и окончилось при императрице Феодоре (842). За это время царствовали:
Константин V (по 775 г.) Лев 4 (по 780 г.),
Констацтин VI и Ирина (по 802 г.) Никифор I (по 811), Ставрикий и Михаил I (по 813), Лев V армянин (по
820), Михаил II (по 821), Феофил (по 840),
Феодора и Михаил Ш (по 867). Патриарший Константинопольский престол при этих
императорах занимали: Анастасий иконоборец (753), Константин II иконоборец (766), Никита иконоборец (780), св. Павел,
память его 1 августа (784), св. Тарасий, память его 25 февраля, при нем VII Вселенский собор 787 г. (806), св. Никифор (815), Феодор
иконоборец (821), Антоний иконоборец (832), Иоанн VII иконоборец (842) и св. Мефодий (846).
Преподобный
Лазарь Мурманский был грек по национальности, родом из Константинополя. В своем
родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия
Дискета - строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под
руководством кесарийского епископа Василия. В 1343 году епископ Василий, желая
укрепиться духовным благословением Русской Церкви, отправил преподобного Лазаря
как знатока иконописи с иконами и дарами к Новгородскому святителю Василию
(память 10 февраля, 4 октября, 3 июля). Преподобный Лазарь должен был сделать
для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии,
Премудрости Божией (память 15 августа), и составить описание новгородских
церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли
поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять
лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после
кончины святого архипастыря.он
"своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил
слез".
Опечаленный тем, что лишился он теперь обоих своих наставников (о
кончине кесарийского епископа преподобный узнал ранее по письмам), преподобный
Лазарь думал возвратиться на родину, но вскоре во сне ему явился святитель
Новгородский и указал "идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на
озере Онега" (Мурманский остров на Онежском озере), а в скором времени и
его первый наставник - епископ Кесарийский во сне повелел ему идти на то
же место и основать обитель. По летописям известно, что в то время новгородцы
предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие
Поморье.
Но
не сразу смог попасть святой Лазарь в те земли - владелец острова, новгородский
посадник Иван, долго не уступал его. Усердно молился преподобный
Пречистой Богородице и святому Иоанну Предтече и плакал у гроба святителя
Василия. И упорство землевладельца было сломлено: однажды сам святитель Василий
явился ему в "грозном виде" и приказал отдать остров "другу
нашему Лазарю", ибо там "прославится имя Матери Божией".
Прибыл святой
Лазарь один на благословленное место. Поставил крест, хижину и "малую
храмину" - часовню. Вскоре о нем прослышали жившие у озера
лопари и чудь, и много страданий пришлось ему претерпеть от них: они спалили
его хижину, вредили, чем могли, не раз били его, гнали с острова; преследовали,
чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли Своего
угодника. На месте сожженной хижины преподобному Лазарю явилась чудом уцелевшая
от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при
постриге, и Глас повелительный был от нее: "Неверные люди станут верными,
будет единая Церковь н единое стадо Христово. Поставь
на сем месте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В другой раз видел
святой, как это же место благословила "Жена светолепная,
сияющая золотом, и благоообразные мужи поклонялись
Ей". А вскоре к преподобному пришел сам
старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка: "... тогда
мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги". Понял преподобный Лазарь,
что это Ангелы Небесные, и возблагодарил Господа. Он исцелил слепого ребенка,
прочитав над ним молитву и окропив святой водой. После этого "злые
люди" покинули остров, а отец исцеленного впоследствии стал монахом, и все
сыновья его крестились.
С
тех пор к преподобному стали приходить многие из
дальних мест - он их крестил, постригал в иночество. Пришли к нему и его
соотечественники из Константинополя - святые иноки Елеазар,
Евмений и Назарий (память 4
июня) - будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецком
крае.
Побывав
в Новгороде, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352 - 1360)
благословение на устроение монастыря, антиминс и священные сосуды. Были
построены церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы - первая во всем
Поморье; церковь Воскрешения Лазаря, а также деревянная церковь святого Иоанна Предтечи с трапезной.
До
глубокой старости устроял и укреплял Мурманский
Успенский монастырь его ревностный настоятель преподобный Лазарь.
Время
кончины было открыто ему в видении его верным покровителем - святителем
Василием Новгородским. Выбрав с братией достойного преемника себе - афонского
старца Феодосия, причастившись Святых Животворящих Таин и благословив всех,
святой Лазарь отошел ко Господу 8 марта 1391 года в возрасте
105 лет. Погребли его в часовне, рядом с церковью в честь Успения Пресвятой
Богородицы.
Житие
святого было записано старцем Феодосием со слов
самого преподобного.
В
середине XV века в обители преподобного Лазаря Мурманского игуменом был
преподобный Афанасий. После кончины тело подвижника было погребено в особой
часовне, где хранились вериги святого - свидетельство его подвигов. Почитание
этого угодника идет издревле. Во второй половине XVII века игумена Афанасия
называли "преподобным чудотворцем". Известны
тропарь и кондак святому.
Курская икона Знамение Божией Матери - одна
из древнейших икон Русской Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия,
когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск,
разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева
икону, обращенную ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение
иконы подобно иконе "Знамение" Новгородской. Одновременно с явлением
этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с
земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды.
Это произошло 8
сентября 1259 года. Охотник не решился оставить икону в лесу и
построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил
новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители города Рыльска,
расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой
святыне.
Икону перенесли в Рыльск и поставили
в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там
недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления.
Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым
образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь
благоволит к месту явления Своего образа. Особая
помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории
России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского
нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С иконы было сделано
несколько списков, которые также прославились.