Страдание святого великомученика Феодора Тирона. Память святой Мариамны. Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада. Святитель, чудотворец и священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (1612). Преподобный Феодор Молчаливый, Печерский (XIII). В 1598 г. Борис Годунов избран "царем" на "земском соборе" в Москве. Начало великой смуты на Руси.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого великомученика Феодора Тирона
Страница 1
Страдание святого великомученика Феодора Тирона
Нечестивые цари Максимиан и Максимин1
разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон
Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех
же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон2, незадолго перед тем избранный в воины, был
назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита3 по имени Вринка; сей полк стоял тогда в
Амасии, городе Понтийском4. Когда святой Феодор
был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес
жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого,
сказал во всеуслышание:
- Я -
христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я
покланяюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.
Тогда
препозит Вринка стал убеждать святого:
-
Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и
принеси жертву богам.
Святой Феодор
отвечал ему:
- Я воин
моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.
На сие
препозит Вринка сказал:
- Вот
эти все воины - христиане, и однако же они - воины римского царя".
- Каждый
знает, кому он служить, - ответствовал святой Феодор, - я же служу моему
Небесному Царю и Владыке - Богу и Единородному Сыну Его - Иисусу Христу.
Тогда
сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:
- Разве
твой Бог, Феодор, имеет и Сына?
Святой Феодор
отвечал:
- Он
воистину имеет Сына, Слово Истины5, чрез
Которое Он сотворил всё.
Препозит
спросил его:
- Можем
ли мы познать Его?
На сие
святой ответствовал:
- Я
желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.
Тогда
Посидоний спросил его:
- Если
мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?
- Ничто не препятствует вам, - отвечал святой Феодор, -
оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке
вечному и быть воинами Его, подобно мне.
Тогда
препозит Вринка сказал сотнику:
-
Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что
ему делать.
Во всё
то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и
славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших
во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя в
след за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего
Небесного Царя - Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав
удобное время, зажег ночью капище матери богов6.
Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям.
Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора,
взял его, привел к игемону Публию и сказал:
-
Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым
умыслом он пришел в наш город, сжег храм матери богов наших и обесчестил богов;
взяв его, я привел к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению
владык вселенной - по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за
свою дерзость. Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:
- Ты ли
позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?
Тот
отвечал:
- Часто
я увещевал его, и наконец назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принес
жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился
от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то,
что приказали цари.
Тогда
игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:
-
Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принес ей огонь?
Святой Феодор
ответствовал:
- Не
стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень.
Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?
Разгневанный
этими словами, игемон велел бить его, сказав:
- Моя
кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не
исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его
жестокими муками.
На сие
святой отвечал:
- Я не
боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я
надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и
готовь пострадать за Него.
-
Принеси жертвы богам, Феодор, - сказал судия, - и ты будешь свободен от
предстоящих тебе мук, иначе тебя ждет ужасная смерть.
Святая
Мариамна была сестрою святого Апостола Филиппа1.
Дав обет девства, она присоединилась к брату, вместе с Апостолом Варфоломеем2, когда святой Филипп, проповедуя Евангелие
в областях Малой Азии, пришел в Лидию и Мизию3.
С этого времени святая Мариамна была пособницей святых Апостолов Филиппа и
Варфоломея в их Апостольских трудах, и вместе с ними переносила все тяготы и
скорби Апостольства. Проповедуя
слово Божие, они пришли в Иераполь Фригийский4.
Здесь, едва прибыли они, - разсказывает о них на основании древних преданий,
церковный историк Никифор Каллист, - тотчас прекратилось служение идолам, боготворимая
жителями Иераполя ехидна была изгнана из святилища, чтившие ее покрылись стыдом
и досадою. Чтобы прекратить успехи их проповеди, градоначальник повелел
схватить Филиппа, Варфоломея и Мариамну и заключить их в темницу. Затем Апостол
Филипп был предан смерти чрез повешение на кресте. Мариамна же и Варфоломей,
после чудесного проявление гнева Божия на градоначальника и жрецов ехидны (их
поглотила земля), были освобождены. С любовью облобызав снятое со креста тело
скончавшегося мученически брата своего, святая Мариамна прославила Господа и
отправилась с проповедью Евангелия в Ликаонию5.
Здесь, среди успешного благовествования, она мирно скончалась, успокоившись от
трудов своих.
1 Память святого Апостола
Филиппа (из 12) празднуется 14-го ноября.
2 Память святого Апостола
Варфоломея (из 12) - 11 июня и 26 августа.
3Лидие и Мизия -
северо-западные области Малой Азии.
4 Иераполь Фигийский
находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), в древности
довольно значительный город, славившийся ломкою мрамора и теплыми источниками.
Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
5 Ликаония - одна из
серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.
Будучи родом из Афин, святой Мина получил
прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование
Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине1,
он принял мученическую кончину около 313 года2.
Обретение мощей его было при византийском императоре Василии Македонянине3.
Святитель, чудотворец и священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея
Руси (1612)
Страница 1
Святитель, чудотворец и священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея
Руси (1612)
Священномученик Ермоген, Патриарх
Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого
Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской
церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял
монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в
Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и
стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха
в Казани совершилось явление и обретение чудотворной
Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с
благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии,
переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя
Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в
1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и
совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же
тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к
Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу
Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с
иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...»
В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в
течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
9 января 1592 года святитель Ермоген
направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается
особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество
под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ
святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по
всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать
в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова
Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю
Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в
соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой
казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии
святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев:
святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа
Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском
монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые.
Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором
духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды
святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха
Иова (+ 1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были
поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и
Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды
митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года
он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском
соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя
Петра, Московского чудотворца (+ 21 декабря 1326), a правитель
принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый
клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на
осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность
Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом —
нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом
подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали
самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший
Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ,
ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда
самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил
мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты
Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и
возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом
Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому
вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои
терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте,
помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых...
Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими,
какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь
неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на
Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество
разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от
своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В
другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и
обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить
за вас Бога»...
Преподобный Феодор Молчаливый, Печерский,
избрал подвиг молчания, чтобы постоянно пребывать в богомыслии и удержать себя
от прегрешений даже в слове. Прославился от Господа даром чудотворений.