Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского. Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним. Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского. Преподобный Софроний Печерский (XIII). В 1801 г. Русский Император Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке (в ночь с 11 на 12 марта). Русским Императором становится его сын Александр I Павлович (Благословенный). В 1999 г. страны НАТО во главе с США начали наносить массированные ракетно-бомбовые удары на православную Югославию под предлогом "прекращения гуманитарной катастрофы мусульман-албанцев".
В 1801 г. Русский Император Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке (в ночь с 11 на 12 марта). Русским Императором становится его сын Александр I Павлович (Благословенный)
В 1999 г. страны НАТО во главе с США начали наносить массированные ракетно-бомбовые удары на православную Югославию под предлогом "прекращения гуманитарной катастрофы мусульман-албанцев"
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского
Страница 1
Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского
Святой Софроний, самое имя которого
означает целомудрие1, родился в Дамаске2 от благочестивых и целомудренных родителей;
они были именитые граждане и звали их Плинфос и Мира. С юности блаженный
Софроний стал жить согласно своему имени, любя премудрость духовную и внешнюю и
девственную чистоту сохраняя от утробы матери; обе эти добродетели: премудрость
духовная и девственная чистота - называются целомудрием; так, по словам святого
Иоанна Лествичника3, целомудрие есть общее
название для всех добродетелей; и все их старательно усваивал целомудренный
Софроний. Прежде всего, он изучил внешнюю4
философию, за что и был прозван софистом, т.е. премудрым; это название
"софист" в те времена было очень почетным, и его получали выдающиеся
философы, например, Ливаний софист, знакомый святого Василия Великого. Желая
после внешней философии приобрести духовную премудрость, блаженный Софроний
обходил монастыри и пустыни отшельников и получал от богоугодных отцов пользу
для своей души. Пришел он и в святой город Иерусалим и, посещая ближние
монастыри, вошел в киновию великого Феодосия, где нашел инока Иоанна,
прозываемого Мосх и Евират, саном пресвитера, человека добродетельного, притом
весьма искусного и во внешней и внутренней премудрости. Софроний привязался к
нему всем сердцем, как сын к отцу, как ученик к учителю, и следовал ему всюду
до самой его кончины, ходя с ним вместе по монастырям и пустыням, посещая
святых отцов и записывая их жития на пользу себе, как об этом свидетельствует
книга, написанная ими обоими, под названием Лимонарь или Цветник, и одобренная
на VII Вселенском Соборе5. В этой книге
учитель святого Софрония часто называет его софистом, как равного себе в
философском образовании; но преподобный Иоанн называет блаженного Софрония не
только софистом и господином своим, но даже отцом; он не смотрел на него, как
на ученика, а как на своего друга, спутника и сотрудника, как человека
выдающейся жизни, и, кроме того, он провидел духом, что Софроний будет великим
пастырем и непоколебимым столпом церкви Христовой. С этим преподобным Иоанном
святой Софроний еще до своего пострижения прожил довольно долго сначала в
Палестине, в той же киновии великого Феодосия, и в пустыне Иорданской, и в так
называемом Новом монастыре, построенном святым Саввою, а потом оба, Иоанн и
Софроний, покинули Палестину из страха перед нашествием персов и отправились в
область Антиохии Великой. В это время царь персидский Хозрой младший пошел на
греческую землю войной по следующей причине. Мучитель Фока (как о том подробно
пишет греческий историк Никифор) убил греческого царя Маврикия и захватил
царский престол. А царь Маврикий когда-то оказал большое благодеяние Хозрою
персидскому: когда Хозрой был изгнан из Персидского царства и бежал в Грецию,
то Маврикий был ему вместо отца и помог ему своими богатствами и воинскою силою
возвратить себе престол в Персиде; так установился прочный мир между греками и
персами. Когда же услыхал Хозрой об убийстве благодетеля своего, греческого
царя Маврикия, сильно пожалел о нем и, нарушив мирный договор с греками, пошел
мстить за убиение Маврикия. Персидские войска вступили во многие греческие
владения, главным образом в Сирию, Финикию и Палестину, и покорили их. Тогда
святые отцы, проводившие в тех странах постническую жизнь, оставили монастыри и
пустынные жилища свои и бежали, кто куда мог. В это самое время и святые Иоанн
и Софроний ушли из Палестины; а после ухода их был взят персами святой город
Иерусалим и святое древо животворящего Креста Христова вместе со святейшим
патриархом Захариею было захвачено в плен; оно пробыло в Персии в плену
четырнадцать лет, к великой скорби и сожалению всех христиан. Прежде пленения
Иерусалима святые Иоанн и Софроний, как сказано было, зашли в область
Антиохийскую и, по обычаю своему, подобно пчелам, летающим по цветам и
собирающим мед, обходили все места, где только слышали о добродетельных отцах,
и, собирая духовный сот, слаще медового, записывали их жития в вышеупомянутую
книгу Лимонарь. Когда же и туда стали приближаться персидские войска, они
отплыли в Египет, в Александрию6, где
делали то же самое. Великую пользу принесли они всему потомству христианскому,
описав деяния и поучения многих святых отцов, что видели они своими глазами и
своими ушами слышали. Святой Софроний, когда прибыл в Александрию, не был еще
пострижен в иноческий образ, что видно из шестьдесят девятой главы их Лимонаря,
где учитель Софрония, Иоанн Евират, говорит следующее:
- Пришли мы в Александрию, я и кир7
Софроний, брат мой, до пострижения его, и пошли к авве8
Палладию, мужу добродетельному и Божию рабу.
И еще в главе сто десятой он же говорит:
- Я с господином моим Софронием пошли в Лавру, отстоящую от
Александрии в восемнадцати поприщах9, к
одному старцу, очень добродетельному, родом египтянину, и сказал ему:
- Господин и отец, скажи нам слово, как жить нам друг с
другом; кир софист (Софроний) хочет удалиться от мира и стать иноком.
Тогда сказал нам старец:
- Хорошо делаете, дети, что оставляете мир ради спасения
своей души, сидите в безмолвии в келье, оберегайте свои помыслы и молитесь
беспрестанно с надежной на Бога, - Он даст вам Свой разум и просветит ваш ум.
Отсюда видна удивительная добродетель святого целомудренного
Софрония: он, будучи мирянином, так много трудился, посещая в разное время
монастыри и пустыни и с таким усердием искал себе душевной пользы, как бы
встать на путь спасения, так что до пострижения в иноки уже был совсем как
инок, проводя добродетельную иноческую жизнь. Потом он был пострижен учителем
своим во время постигшей его болезни, от которой он думал, что умрет, и было
ему видение; об этом учитель его пишет в сто второй главе следующее:
"Когда брат мой Софроний Премудрый был при смерти, стояли мы около него с
аввою Иоанном Схоластиком, и сказал нам Софроний: мне казалось, что я иду
какою-то дорогой и вижу целый хор девиц, которые с весельем говорили: пришел
Софроний, венчался Софроний! Потому девицы ликовали перед ним, что самое имя
его означает целомудрие".
Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним
Страница 1
Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним
Апостол велит почитать памяти святых: "поминайте, - говорит он, - наставников ваших, которые проповедовали
вам слово Божие" (Евр 13:7); это для того, чтобы, вспоминая их веру,
жизнь и добродетельную кончину, мы стремились им подражать. Так и память
святого мученика Пиония нам подобает почтить, потому что он, когда был в миру,
многих обратил к Богу от прельщения бесовского; он был мужем апостольским и,
когда, получив венец мученический, отозван был к Господу, то оставил нам
образец добродетелей, чтобы и доныне у нас была память об его учении. Начало же
его страдальческого подвига случилось так.
В двадцать третий день шестого месяца (то есть февраля -
шестого по счету от сентября), в который совершалась память святого
священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, в городе Смирне1 где жило очень много иудеев, были схвачены
нечестивыми эллинами пресвитер Пионий, Савина, ревнительница благочестия,
Асклипиад, Македония и Лин, пресвитер соборной церкви: тогда было гонение на
христиан в царствование Декия2. Пионий же
раньше этого дня узнал, что они будут схвачены в праздник святого Поликарпа.
Поэтому, постясь с Савиною и Асклипиадом, он взял три сплетеные вериги,
возложил на себя, на Савину и на Асклипиада и сидел дома, ожидая, когда придут
их взять.
В самый день памяти святого Поликарпа, когда они после
молитвы вкусили немного хлеба и воды, пришел Полемон, устроитель
жертвоприношений идолам, вместе с воинами; он разыскивал христиан, чтобы
привлечь их к принесению скверных идольских жертв, и сказал Пионию:
- Знаете ли вы царский приказ? Знаете, что вам повелевается
принести жертвы богам? Пионий отвечал:
- Мы знаем заповеди Бога нашего, которыми Он повелевает Ему
Единому поклоняться.
- Идите на собрание, - сказал Полемон, - там покоритесь вы и
против воли. Отвечали Савина и Асклипиад:
- Мы покоряемся Богу Живому.
И вел их Полемон без принуждения, а народ, видя, как они
добровольно несут оковы, бежал за ними, тесня друга друга, словно на невиданное
какое чудо.
Когда пришли святые на собрание к градоначальникам,
бесчисленная толпа эллинов, а еще больше иудеев, заняла все места во входах и
горницах. Поставив святых посредине, Полемон сказал:
- Пионий! Покоритесь царскому повелению, как другие
покорились, и принесите жертвы богам, чтоб не быть вам жестоко мучимым.
Пионий же простер руку и с светлым лицом начал говорить к
народу:
- Жители смирнские, вы, которые хвалитесь красотой города и
тем, что здесь жил Гомер3, и иудеи,
присутствующие здесь, послушайте немногие слова, которые я скажу вам. Я слышу,
вы смеетесь и радуетесь, что пришли к вам некоторые из нас; вы считаете смехом
и игрушкой тот грех, что приносят жертву идолам не по своей воле, а по
принуждению. Но вам, эллинам, надобно послушать учителя своего Гомера,
говорящего, что нехорошо радоваться погибели человека. Вам же, иудеи, Моисей
повелевает: "Если увидишь осла
врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним"
(Исх.23:5).
Также нужно вам послушать и слова Соломона: "Не радуйся, когда упадет враг твой; и да не
веселится сердце твое, когда он споткнется" (Притч.24:17). И я, слушая
моего Учителя, предпочитаю умереть, чем преступить Его слова, и всеми силами
стараюсь не отступать от Его заповедей, которым я издавна научился сам, а потом
научил и других. Что вы смеетесь над ними, иудеи? Если мы вам и враги, как вы
говорите, однако мы люди; вы говорите, что мы вас обижаем, когда говорим
правду; но скажите: кого мы обидели, кого гнали, кого принуждали кланяться
идолам? Не считаете ли вы своих грехов равными грехам тех, которые теперь от
страха перед людьми преступают Божию заповедь и кланяются идолам? Но вас кто
принуждал служить Веельфегору4 или
съедать жертвы мертвых5, или смеяться с
дочерьми иноплеменников, или приносить в жертву бесам своих сыновей и дочерей,
или роптать на Бога, или злословить Моисея, или задумывать снова возвратиться в
Египет? Я уж не говорю о других ваших делах; а вы еще говорите, что никто не
может вас прельстить: разве вы не читали своих книг: Исход, Судей, Царств и
прочих, в которых вы обличаетесь. Вы указываете нам на некоторых из нас,
которые не по принуждению, а по своей воле обратились к идолам, и из-за этих
немногих вы обличаете и осуждаете всех христиан. Но, иудеи, подумайте вы о
настоящей жизни: она похожа на гумно, где стоит на земле большой стог, - чего?
Плевел или пшеницы? Когда же придет работник веять лопатою, тогда легкие
плевелы легко относятся ветром, пшеница же остается на земле. Посмотрите на
невод, закинутый в море: все ли, что попало в него и вытащено, хорошо? Нет. Так
и настоящая жизнь. Как же вы хотите, чтоб мы страдали: как виновные, или как
невинные? Если - как виновные, то и вам нужно также пострадать, когда сами дела
ваши уличают вас в неправде; если же - как невинные, то вам, несправедливым,
какая же будет надежда на спасение, если пострадают праведники: "и если праведник едва спасается, то
нечестивый и грешный где явится?" (1Пет.4:18). Приближается суд миру,
и знамения его заметны. Я прошел все еврейские страны, перешел реку Иордан и
видел землю, до сих пор носящую на себе знамение гнева Божия за грехи людей,
живущих на ней и совершающих убийства и многие злодейства путникам. Я видел
дым, исходящий от нее, поля и нивы, опаленные огнем, без всякого плода,
лишенные влаги. Видел я и Мертвое море (т.е. асфальтовое озеро, производящее
смолу), и воду, потерявшую свои свойства по гневу Божию; она не может ни
напоить животного, ни удержать в себе человеческого тела и все, что ни бросать
в нее, выбрасывает тотчас вон. Но что я вспоминаю такие далекие места! Вы
видите Декаполь в Лидии6, сгоревший от
огня, и до сих пор лежит он опаленный в наказание нечестивым... Вспомните об
извержении горы Этны и попалении острова Сицилии7.
Если же это кажется вам далеко от вас, то подумайте о теплых водах, выходящих
из земли: почему они нагреваются и бывают горячи? Не от огня ли,
приготовленного для грешников внутри земли? Отсюда мы узнаем, что будет суд
миру и казнь огнем для грешников от Бога через воплотившееся Его Слово, Господа
нашего Иисуса Христа, и потому мы не служим богам эллинским и золотому идолу
поклоняться не хотим.
Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского
Страница 1
Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского
Родители блаженного Евфимия жили в Великом
Новгороде1. Отец его, бывший священником
при церкви святого Феодора, носил имя Михея, а имя матери его было Анна.
Сочетавшись законным браком и проводя жизнь в честном супружестве, они не имели
детей и сильно скорбели об этом. В скорби своей они усердно молились Богу и
Пречистой Богородице о разрешении их неплодства. И их молитву услышал Господь:
Анна зачала и родила сына, которым и был сей блаженный Евфимий. Вскоре после
рождения младенец был крещен, и при святом крещении ему дано было имя Иоанн. Он
был еще в пеленах, как родители принесли его в тот храм, где молились о
даровании им дитяти, и, положив его пред образом Божией Матери, сказали:
- Царице и Владычице! Вот мы принесли Тебе того, которого Ты
даровала нам. По слову, которое в скорби сердца изрекли уста наши Тебе, как
Царице и Владычице, мы отдаем дитя наше. Устрой его жизнь, как Сама пожелаешь.
Теперь же мы берем его к себе, чтобы оно пребывало с нами в доме нашем, так как
младенец не может жить без матери.
При содействии благодати Божией младенец успешно возрастал
и, когда наступило время, родители отдали его в научение Божественным книгам.
Прославляемый в святой Троице Бог, всем людям желающий спасения, даровал отроку
Иоанну остроту ума, и он с успехом изучил Божественные Писания. Во все время
своего обучения он не предавался никаким иным занятиям кроме тех, которые
приводили его к размышлению о предметах божественных, и, когда достиг
пятнадцатилетнего возраста, то воспылал любовью к Богу и пожелал отречься от
мира и принять иноческое звание. Он не знал, к чему приведет его это звание,
так как определения Божий непостижимы, но благое желание свое старался
непременно исполнить, и Бог, видя с высоты все, имеющее совершиться с ним в
будущем, - что, как видно из настоящего повествования, в свое время и
совершилось, - в скором времени действительно исполнил его желание.
Один инок, по имени Евфросин, и два другие инока, Игнатий и
Галактион, посвятившие себя на служение Богу, задумали подвизаться в уединении
и решили приискать удобное для этого место. Вскоре такое место было найдено.
Называлось оно Вежище2, и кроме леса и
болот ничего другого не было на нем. Когда иноки пришли к этому месту, то
ощутили в воздухе какое-то благоухание и сочли это не за простое явление, а за
особое указание Божественного Промысла. Они построили здесь часовню во имя
святителя Христова Николая, а потом соорудили и келии для себя. Вскоре пришел к
ним священник, по имени Пимен, и пожелал жить и подвизаться вместе с ними.
Тогда по общему согласию они построили деревянную церковь во имя того же
святого чудотворца Николая3 и стали
проводить постническую жизнь. Много бедствий вынесли они от тамошних жителей, в
особенности же от одного вельможи, который по внушению диавола не желал, чтобы
вблизи его проживали монахи, но чудотворец Николай, нигде не оставляющий в
нужде обители, посвященной его имени, когда с верою о том молятся ему, всегда
доставлял пропитание и сим инокам. Вскоре случилось, что у вельможи, жившего
вблизи обители, образовался на ноге злокачественный нарыв, от которого он
сильно страдал, В болезни своей он опомнился и обратился с молитвою о помощи к
святому чудотворцу Николаю, после чего отправился в обитель его и, помолившись
тут, получил исцеление. Благодарный за это исцеление, он подарил обители
участок земли, который и до сего времени находится вблизи ее, и с тех пор с
благоговейною верою стал чтить монастырь святого Николая. После сего по
благодати Божией и по молитвам святого Николая чудотворца число иноков в
обители стало умножаться, и вышепоименованный Пимен, первый священноинок
обители, стал и игуменом ее4.
К нему-то по устроению Божественного промысла и пришел
блаженный отрок Иоанн, прося его совершить над ним иноческое пострижение.
Пимен, увидев отрока, принял его, как посланного к нему Самим Богом, постриг
его в иночество и дал ему при этом имя Евфимия. Это событие, совершившееся по
воле Божией, направлено было Божественным промыслом к тому, чтобы чрез Евфимия
еще более прославилась обитель, что со временем и произошло. Проживая в
монастыре, преподобный Евфимий оказывал во всем такое строгое повиновение
настоятелю своему и братии, что вызывал общее удивление, а также и похвалу за
то, что, будучи в таком юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа. Посему
до поставления в пастыри все узнали в нем будущего пастыря и прежде достижения
совершенного возраста он стал для всех руководителем в иноческой жизни. Когда
преподобный Евфимий приобрел такую известность в своей обители, то узнал о нем
и архиепископ Симеон5. Призвав его к себе и
видя, что он исполнен добрых намерений и искусен в слове, горячо полюбил его и,
несмотря на то, что он не хотел оставлять своего монастыря, поручил ему
заведовать церковным имуществом6. Приняв на
себя новые обязанности, преподобный Евфимий продолжал нести свой иноческий
подвиг и ни в чем не отступал от исполнения правил монашеской жизни.
Спустя несколько лет владыка Симеон после достойного
управления Церковью отошел к Господу, переселившись в вечную блаженную жизнь и
на архиепископский престол Новгорода был возведен после него Евфимий7. Тогда преподобный Евфимий удалился в
монастырь святого Спаса, называемый Хутынью8,
и остался в нем на жительство. Но по прошествии некоторого времени по просьбе
старцев монастыря Пречистой, находившегося на Лисьей горе9,
он поставлен был игуменом сего монастыря, где, начальствуя над иноками, всем им
подавал совершенный пример для назидания, так как ко всем был милостив и вместе
с тем ко всем относился почтительно.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в
XIII веке. Строгий подвижник и молитвенник, он всю жизнь носил на себе
власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный
вычитывал всю Псалтирь. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах
Киево-Печерского монастыря. В каноне преподобным
Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося
слышания ангельского пения. Память святого Софрония совершается особо, 11 марта.