Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии. Память святой мученицы Агафоклии. Память святой мученицы Феодотии. Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151. Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия" (1442). В 1773 г. был обнародован манифест самозванца Е. Пугачева, назвавшимся "императором Петром III". Начало Пугачевского бунта (1773-1775). В 1820 г. родился историк, археолог Иван Егорович Забелин (ум. 31 декабря 1908 г.). В 1918 г. был убит писатель-публицист Михаил Осипович Меньшиков (род. 23 сентября 1859 г.).
Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии
В царствование императора Адриана жила в
Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость.
Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно –
по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: "мудрость,
сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна
милосердия и добрых плодов"1
(Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех
дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям:
первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что
иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные
добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга.
Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою,
постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать
это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те
христианские добродетели, имена коих они носили.
По мере того как дети росли,
возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские
книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением,
были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой
матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они
были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать
внимание.
Слух об их премудрости и красоте распространился по всему
Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только
он увидел их, тотчас же убедился, что они – христиански; ибо они не желали
скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали
в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа,
гнушаясь богомерзкими идолами языческими.
О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил
сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя
царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то
увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что
царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь,
они все обратились к Богу с такою молитвою:
– Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не
оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось
гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас
от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.
Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо –
мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю
и, часто взирая на небо. с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя
помощи Того, Кто повелел не бояться "убивающих тело, души же не могущих
убить" (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили
себя крестным знамением, говоря:
– Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего
святого Имени.
Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который
горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую
честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с
мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны
были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа
своего.
Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал
спрашивать, какого они рода, как из зовут и какова их вера. Будучи премудрою,
мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы,
дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София
начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может2, но Имени Коего должен поклоняться
всякий род3. Она открыто
исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою,
прославляла Его Имя.
– Я христианка, – говорила она, – вот то драгоценное имя,
коим я могу похвалиться.
При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она
Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына
Божия.
Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не
желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до
другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по
имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к
нему на суд.
Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало
времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь,
поучая вдохновенными от бога словами.
– Дочери мои возлюбленные, – говорила она, – ныне время
вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху,
теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду
несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда
мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой
радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой
не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради
Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не
скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный
Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь
нескончаемая. И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет
их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота
ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою,
коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни,
положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей
прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и
все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами христовыми. Вас
восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое
общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими:
ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары,
предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и
суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым
исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается
в землю. Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного,
вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа,
верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: "Забудет
ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и
она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с
вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и
уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните
мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас,
вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее
старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня
будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь
я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение,
твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя
возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. тогда и вы
будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете
стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.
Святая Агафоклия была рабою некоего
христианина Николая. Жена его Павлина, которая держалась ереси Ария1, в продолжение восьми лет много мучила
Агафоклию, принуждая ее оставить православную веру и принять еретическое
учение: иногда била ее по шее камнями, иногда заставляла ходить босыми ногами
по острым камням, однажды сокрушила ей ребра железным молотком и, наконец,
отрезала язык. Святая мученица не склонялась на увещания своей госпожи и посему
была заключена в темницу и томима голодом. Но, по Божию устроению, птицы
приносили ей небольшие древесные плоды. Наконец, госпожа умертвила ее железным
ломом2.
1 Арий, александрийский
священник, отрицал предвечное существование Сына Божия, равенство и единосущие
с Богом Отцом, утверждая, что Сын Божий не рожден прежде век Богом Отцом, а
сотворен. Ересь эта осуждена на 1 Вселенском Никейском соборе в 325 году.
2 По греческим минеями,
Павлина была отступницей от христианства и поклонялась идолам. – Время
страданий и кончины св. мученицы точно неизвестно.
В то время как в Риме царствовал
Александр Север1,
послан был в Каппадокию игемон Симвликий. Ему донесли о некоей христианке
Феодотии, которая происходила из Понтийской страны2 и была весьма богата. Долго увещевал ее игемон
отречься от веры Христовой, но без успеха. Тогда ее повесили и начали строгать
ее тело. Она претерпевала это мучение, славя Бога и как будто не чувствуя своих
страданий. После сего наложили на нее оковы и отвели в темницу. По прошествии
восьми дней, темница сама собою отверзлась. Увидев сие, сторожа испугались и
побежали рассказать о сем Симвликию; но он не поверил им и повелел привести
святую к себе. Когда он увидал, что она совершенно невредима от ран, хотя и с
некоторыми следами бывших страданий, – спросил ее:
– Кто ты?
Святая отвечала ему:
– Твой ум помрачился; а сели бы ты был трезв, то конечно
узнал бы, что я – Феодотия.
Тогда Симвликий приказал бросить святую в разожженную печь.
Внезапно из сей печи вышел огонь и попалил семьдесят человек; остальные же,
бывшие около печи, закрыли ее отверстие и бежали. Игемон послал двух жрецов
идольских с некоторыми другими, чтобы развеять пепел от тела св. Мученицы.
Когда открыли печь, из нее вышло пламя и пожгло жрецов, а остальные посланные
увидали, что святая сидит среди печи между двумя юношами в белых одеждах и
поет; сие видение так устрашило их, что они упали как мертвые. Святая вышла из
печи, радуясь и воспевая Бога. Ее снова посадили в темницу, потому что
Симвликий намеревался идти в Византию и хотел вести за собою святую мученицу в
оковах. По возвращении оттуда, находясь в Анкире, игемон опять потребовал к
себе святую на суд и сказал ей:
– Если ты не послушаешь меня и не принесешь жертвы богам, я
прикажу положить тебя на раскаленное железо.
Она ответила ему:
– Если Ливисий3
Дорофей взойдет со мною на сковороду и если огонь не коснется его, то я принесу
жертву богам.
Симвликий согласился на это, и Дорофей взошел на раскаленный
железный лист, но тотчас же сгорел, а святая мученица осталась невредимою.
Игемон недоумевал, что ему делать, а затем приказал связать св. мученицу и
вести в Никею4. Здесь ввел он
ее в идольское капище, дабы принудить принести идолам жертву. Она помолилась, и
внезапно все идолы пали на землю и разбились. Все видевшие это пришли в ужас.
Сильно разгневанный таким поруганием идолов, игемон повелел четырем воинам
растянуть святую и перепилить ее пилою. Но пила притупилась, и слуги изнемогли,
святая же опять осталась невредимою и славила Бога. Симвликий тогда повелел
отсечь ей главу мечом, и чрез такую казнь св. Феодотия удостоилась венца
мученического5.
Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские,
пресвитер Зинон, Патермуфий,
Илия и другие мученики числом 151
Святые мученики Пелий,
Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151 пострадали
при императоре МаксимианеГалерии
(305 - 311). Большинство из них были египтяне, были среди них и палестинцы.
Правитель Палестины Фирмилиан захватил 156 христиан.
Святым мученикам выкололи глаза, подрезали на ногах жилы и подвергли всяческим
иным пыткам. 100 мучеников были обезглавлены, остальные сожжены.
Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия" (1442)
Макарьевская икона
Божией Матери "Одигитрия" явилась в
княжение Василия Васильевича Темного (1425 - 1462) преподобному МакариюУнженскому, чудотворцу,
подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.
17 сентября 1442 года около трех
часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице,
келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный
смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии
он услышал ангельское пение: "Радуйся, Благодатная МатиНеневестная!" Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на
северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным
сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника.
Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: "Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущийИсточниче, спасение миру показующий
и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!"
Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться "Келейною".
Позже ученики преподобного дали ей наименование "Макарьевской".
На месте явления святой иконы позже был основан монастырь, также названный Макарьевским. С иконы Божией Матери Макарьевской
был сделан список, который прославился, как и подлинная икона.