Житие и страдание святого мученика Маманта. Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского. В тот же день память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших. В 1909 г. закладка Государева Феодоровского Собора в Царском Cеле и его торжественное освящение (1912 г.). В 1812 г. Наполеон вошел в Москву.
Святой мученик Христов Мамант родился в
Пафлагонии1. Родители его –
Феодот и Руффина – были люди знатные: оба они происходили из рода патрициев2, были в чести, богаты и сияли
благочестием. они не могли долго скрывать в себе своей веры во Христа и горячей
любви к Нему, открыто пред всеми исповедали свое благочестие и многих обратили
ко Христу. Посему на них донесли Александру, наместнику города Гангры3. Наместнику же сему дано было от царя
повеление – всевозможными мерами распространять и утверждать почитание
языческих богов, христиан же и всех, кто не повинуется сему царскому повелению,
мучить и убивать.
Призвав Феодота к себе на суд, Александр стал принуждать его
принести жертву идолам. Но Феодот даже и слышать не хотел того, что говорил ему
наместник. Александр, хотя и готов был тотчас же предать на мучение ослушника,
однако удержался от сего, вследствие знатного происхождения Феодота; ибо не
имел он права бесчестить и мучить потомков патрициев, без особого на то
царского дозволения. Посему Александр отослал Феодота в Кесарию Каппадокийскую4, к правителю Фавсту. Сей же правитель
насколько был усерден в своем безбожном нечестии, настолько был жесток в
отношении к христианам. Увидев Феодота, Фавст тотчас же заключил его в темницу.
Последовала за мужем своим и жена Феодота, блаженная Руффина, хотя и была в это
время беременна: она вместе с ним пошла в темницу и здесь претерпевала
страдания за Христа. Феодот знал немощь тела своего и видел лютую жестокость
мучителя, но желал лучше умереть, нежели погрешить в чем-либо против
благочестия. Боясь же, что не хватит у него сил перенести предстоящие тяжкие
мучения, он обратился с усердною молитвою к Господу.
– Господи, Боже сил, – молился Феодот, – Отче возлюбленного
Сына Твоего! Благословляю и прославляю Тебя за то, что сподобил меня быть
вверженным в темницу сию за имя Твое. Но молю Тебя, Господи: Ты ведаешь немощь
мою, приими же душ мой в этой темнице, да не похвалится о мне враг мой.
Бог, Который "создал сердца всех… и вникает во все
дела"(Пс.32:15),
услышал верного раба Своего и вскоре послал ему блаженную кончину; изведя душу
его из темницы тела, Он вселил ее в светлые обители небесные. Жена же Феодота,
блаженная Руффина, претерпевая в темнице нужду и страдания и объятая великою
скорбию по своем муже, преждевременно родила сына. Взирая на новорожденного и
на бездыханное тело своего мужа, она с сокрушением и слезами молилась Богу:
– Боже, создавый человека и из ребра его сотворивый жену,
повели, да и я пойду тем же путем, коим пошел муж мой, и, разрешив меня от сего
кратковременного жития, приими в вечные Твои обители! Рожденного же младенца Ты
Сам воспитай, как ведаешь! Будь для него отцом и матерью и хранителем жизни
его!
Взывая так в свое печали к Богу, сия честная и святая жена
была Им услышана и разрешена от уз тела, и отошла на вечную свободу, предав
душу свою в руки господа. Младенец же остался живым посреди мертвых своих
родителей.
Тогда "храняй младенцы Господь" (Пс.114:5) благоизволил открыть
о случившемся одной знатной и благочестивой женщине, по имени Аммии, жившей в
Кесарии. В сонном видении Он чрез Своего Ангела повелел ей испросить у
правителя тела святых, преставившихся в темнице и с честию их похоронить;
младенца же взять к себе и воспитать его вместо сына. Проснувшись, Аммия
поспешила исполнить, что повелел ей Господь, и стала просить у правителя
позволения взять из темницы тела умерших узников. Бог преклонил на милость
жестокое сердце правителя и тот не воспрепятствовал желанию почтенной женщины.
И вот Аммия, войдя в темницу, обрела тела обоих узников, лежащих рядом, а
посреди них – красивого и радостного младенца. Взявши тела святых, она с честию
похоронила их в своем саду, а младенца взяла к себе. Она была бездетная вдова и
целомудренно проводила жизнь свою. Полюбив младенца, как своего сына, она
воспитывала его по-христиански.
Младенец возрастал, но до пяти лет ничего не говорил. Первое
же слово, какое он сказал Аммии, ставшей для него как бы второй матерью, было "мамма"
(греч. сосцы или мать.), и от этого слова был назван Мамантом. Аммия отдала его
учиться грамоте, и о н вскоре настолько превзошел своих сверстников, что все
дивились его разуму.
Тогда в Риме царствовал нечестивый Аврелиан5. Он принуждал всех поклоняться идолам, и не только
взрослых мужей и жен, но и малых отроков, причем на детей обращал даже
особенное свое внимание, надеясь, что они, как малолетние и неразумные, легко
могут быть прельщены и направлены на всякое злое дело. К тому же нечестивый
царь думал, что дети, с юных лет привыкнув вкушать жертвенное мясо, под
старость сделаются более усердными идолопоклонниками. Посему различными ласками
он приводил их к своему нечестию Многие из отроков и даже юноше действительно
поддавались прельщению и повиновались воле царской. Но те, кто были товарищами
Маманта по школе, следуя его наставлениям, не исполняли царских повелений. Ибо
Мамант, в юных летах имея "мудрость", которая "есть седина для людей, и беспорочную
жизнь — возраст старости" (Прем.Сол.4:9), доказывал товарищам
своим ничтожество языческих богов, бездушных и бессильных, и поучал их познавать
Единого истинного Бога – Коего почитал Сам – и приносить Ему духовную жертву –
дух сокрушенный и смиренное сердце (Пс.50:19).
Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского
Святитель Иоанн родился в Константинополе1; подвизался он при царях: Юстине2, Тиверии3 и Мавриикии4.
Первоначально он был золотых дел мастером; по своей добродетельной жизни был
муж благочестивый, нищелюбивый, страннолюбивый и богобоязненный.
Поселив у себя в доме
палестинского монаха, именем Евсевия, Иоанн жил вместе с ним. Однажды, когда
они шли вместе, инок сей находился по правую сторону Иоанна. Вдруг слышит он,
что кто-то незнакомый ему говорит: "не следует тебе, отче, идти по правую
сторону великого". Это было предзнаменованием Божиим об Иоанне, что ему
будет вверено великое архиерейское служение. Услышав сие, монах рассказал о том
блаженному Евтихия, патриарху Константинопольскому5, который стал увещевать Иоанна принять пострижение,
так как считал его достойным быть в церковном причте.
И вот, в церкви святого Лаврентия, во время стояния на
молитве, св. Иоанну последовало следующее откровение: в алтаре он увидел
множество святых, и все они надевали на себя белые и блестящие одежды и пели
прекрасные песнопения. Потом из алтаря вышел какой-то человек с сосудом, из
которого цедро подавал милостыню многим собравшимся нищим; однако сосуд не
пустел. Когда один из нищих воскликнул от тесноты: "Господи помилуй,
доколе не опустеет сосуд сей!" – сосуд тотчас же сделался пуст. Сие
откровение заставило преподобного задуматься и он дивился видению, которое
предзнаменовало, как его будущий сан, так и его великую щедрость к нищим.
По прошествии некоторого времени, умер Константинопольский
патриарх Евтихий и, Божиим изволением, Иоанн, как достойный, был избран и
назначен для рукоположения, но не соглашался, пока не увидел следующего
грозного видения: с одной стороны было видно море, поднимающееся до небес, и
страшная огненная печь; с другой же стороны – множество ангелов, говорящих ему:
"ты не принимаешь престола? – Пусть будут другой, но ты от всех нас будешь
наказан". После того как ангелы с угрозой сказали сие Иоанну, он, хотя и
против желания, повиновался и был поставлен патриархом Константинопольским. В
сем сане проводил он постническую и добродетельную жизнь до самой смерти своей,
как о том свидетельствуют чудеса его. Великое волнение морское он утишил молитвою
и крестным знамением. Одного слепца, именем Иоанна, из Газы6, соделал зрячим, положив на глаза его часть Тела
Христова с словами: "Исцеливший слепого от рождения, Тот да исцелит тебя",
– и слепой тотчас прозрел.
Однажды, по Божию попущению, был большой мор в
Константинополе. Преподобный молился, чтобы Бог отвратил праведный гнев Свой.
Одному из верных своих слуг он приказал взять два сосуда, – один полный мелких
камней, а другой пустой, стать на весь день к месту, где приносили умерших, и
считать их, перелагая камни из полного сосуда в пустой. Сосчитав, слуга нашел в
первый день пронесенных мертвецов триста двадцать три и возвестил о том
святому. Святой же Иоанн предсказал, что мор прекратится; это и стало сбываться
с каждым днем, потому что на второй день стоящий и считающий слуга нашел
пронесенных мертвецов менее, в третий день – еще менее, в воскресенье же, по
предсказанию святого и по молитвам его, мор окончательно прекратился.
Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не
вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни,
или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства.
Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече,
и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку,
происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал
постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал
вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и
постом; паству свою соблюл от врагов видимых и невидимых; был весьма милостив,
отец сиротам, нищим кормилец, обидимым защитник, ревнитель по Боге,
искоренитель всякой злобы. Однажды в пятницу святому было возвещено, что на
другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И
отвечал святой: "конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет",
и, пав на колена, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого
дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, – когда все собрались на место, где
обычно происходили состязания, и когда состязания начались, – внезапно
сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все
от страха разбежались с зрелища.
Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Так, одна
жена, имевшая бесноватого мужа, повела его к одному пустыннику, но он сказал
ей: "Иди к святейшему Иоанну, патриарху Константинопольскому, – тот
исцелит твоего мужа". Исполнив сие, жена получила просимое, и вместе с
мужем, исцеленным молитвами преподобного, пошла с радостью домой. И вообще
многие больные получали исцеления от святого. У многих женщин по его молитвам,
разрешалось неплодие.
Так мудро упасши словесное стадо, преподобный в маститой старости
достиг блаженной кончины и перешел от земли в небесные селения7. Когда тело святого лежало
уже мертвым, к нему пришел для прощания известный начальник области Нил и,
преклонившись, поцеловал его. Святой же, будучи мертвым, на виду и к удивлению
всех, прошептал начальнику области Нилу несколько слов на ухо, которых тот
никому не сказал. Похоронили св. Иоанна внутри алтаря св. Апостолов, как
достойного такой чести, прославляя и благословляя дивного во святых Бога –
Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
В тот же день память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших
В царствование римских императоров
Диоклитиана и Максимиана1
пострадало за Христа в Никомидии2
3618 мучеников, пришедших из Александрии. По убиении святого Петра,
архиепископа Александрийского, убийцы его уверовали в Господа со всеми своими домашними
и со многими другими, желавшими умереть за Христа. Взяв с собою жен и детей и
всех ближних, они добровольно пошли в Никомидию на мучение за Христа и явились
к царю, восклицая: "Мы – христиане!" Услыхав это, Диоклитиан пришел в
смущение и сначала посредством ласкательств увещевал их отречься Распятого, но
когда они не повиновались, повелел воинам усечь их пред собою мечами и тела их
бросить в горные пропасти. Спустя много лет, честные мощи их были обретены по
причине последовавших чудес святых мучеников.
1 В 284 году римская империя
разделилась на восточную и западную: первою управлял Диоклитиан, а второю друг
его Максимиан; царствовали с 284 по 305 гг.
2 Никомидия – столица
восточной империи, резиденция императора Диоклитиана, великолепный город в
области Вифинии на берегу Пропонтиды (Мраморного моря), в северо-западной части
Малой Азии.