Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех. Страдание святого мученика Ромила. Страдание святого мученика Евдоксия. Память священномученик Кирилла, епископа Гортинского. Житие преподобного Давида. Память святых мучеников Кириака, Фавста и Авива.. Киево-Братская икона Божией Матери (1654).
Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
Во Фригийском городе Колоссах1, близ города Иераполя2, над источником чудотворной воды стоял храм святого
архистратига Михаила. От воды сего источника больные получали много исцелений,
– даже больше, чем в купальне Силоамской3.
В ту купальню только однажды в год сходил Ангел Господень и возмущал воду,
здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника ангелов. Там бывал здоров
только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь – все
приходившие с верою, первые и последние, становились здоровыми. Там были
необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так
как иные едва только чрез 38 лет получали здравие, – здесь же, в один день, или
в один час, больной становился здоровым. О происхождении сего источника
повествуют так.
Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого
многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе
язычники почитали громадную и страшную ехидну4,
и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые
построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и
различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый
истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших
людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов
проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов – святой Иоанн Богослов и
св. Филипп, – придя один в Ефес5, а
другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в
Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды6. Вооружившись духовным мечом, – словом
Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их:
силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие
привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн
богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу
Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа
Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей.
Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы,
почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а
поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю.
Ставши на некотором месте, называемом "Херотопа", они
пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет
посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут
совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов
отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп
пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие
страны, – тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная
вода. Так исполнились слова Писания: "Пробьются воды в пустыне, и в
степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в
источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и
камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым"7 (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали
приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса,
как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего
источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во
имя Св. Троицы.
В это время в Лаодикии8
жил один еллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее
очень скорбел о сем и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего
не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей
постели, он узрел в видении ангела Божия, сияющего как солнце. Сие видение было
ему не потому, что он был того достоин, но чтобы чрез то он пришел к познанию
истины и привел бы с собою и других к Богу. Увидав ангела, он испугался, но в
то же время услыхал от него такие слова:
– Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то
приведи ее к моему источнику, находящемуся в "Херотопе", близ
Иераполя, – напои ее водой из сего источника, и тогда увидишь славу Божию.
Проснувшись, человек сей удивлялся виденному и, поверив
сказанным ему словам, тотчас же взял дочь и поспешил к чудотворной воде. Там он
нашел множество людей, черпающих сию воду, крещающихся в ней и получающих
исцеления от своих болезней. Он спросил их:
– Кого призываете вы, омываясь этой водой?
Те ответили ему:
– Мы призываем имя Отца и Сына и Св. Духа, призываем в
помощь и святого архистратига Михаила.
Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки,
сказал:
– Отче и Сыне и Святый Душе, – Боже христианский, – помилуй
нас! Святый Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!
При сем он почерпнул воды из источника и влил ее с верою в уста
дочери; тотчас же связанный немотою язык ее разрешился на славословие Божие, и
она ясно проговорила:
Все бывшие там удивлялись силе Божие и, прославляя Св.
Троицу, величали помощь святого архистратига Михаила. Еллин же тот, видя, что
дочь его исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со
своею дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей
благодарности он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во имя
святого архистратига Михаила, Воеводы небесных сил. С великим благолепием
украсив сию церковь и не мало помолившись в ней, еллин тот возвратился к себе
домой.
Святой Ромил жил в царствование
императора Траяна1 и был первым
вельможею во всем царском доме.
Случилось, что Траян, находясь со множеством своего войска в
восточных странах, для покорения себе иверов, савроматов, арабов и других
народов2, вздумал пересчитать своих
воинов, и нашел среди воинских полков одиннадцать тысяч человек, исповедовавших
Христа и отвергавших поклонение идолам. Всех их Траян с позором отослал в
Армению, надеясь, что это заставит их отречься от Христа и принести жертвы
идолам, и они снова вернутся в свое воинское звание и получат прежнюю воинскую
честь.
Тогда Ромил, как военачальник, пришел к царю и укорял его в
безбожии и безрассудстве, в том, что он, вышедши на войну, сам уменьшает свое
войско; себя же Ромил исповедовал христианином, готовым умереть за имя Иисуса
Христа, Господа своего.
Траян сильно разгневался на святого, повелел его жестоко
бить и осудил на смерть. Тогда же усечена была честная глава святого мученика3. Посланные в заточение
христиане также были умерщвлены разными способами: девять тысяч из них были
распяты в пустыне около горы Арарат в Армении, остальные же умерли в других
мучениях.
1 Траян – римский император,
царствовал с 98 по 117 г. по Р.Х. Один из лучших римских императоров. Однако и
он преследовал христиан и издал два закона, немало повлиявшие на начало
открытых гонений на христиан: один из них запрещал всякие тайные собрания,
вторым – узаконялось предавать казни все, оказавших упорное нежелание принести
жертву языческим богам, по причине исповедания христианской веры.
2 Иверы – нынешние грузины.
Савроматы или сарматы жили по соседству с иверами от Кавказа и Каспийского моря
и далее на восток; арабы – на Аравийском полуострове.
3 Блаженная кончина святого
мученика последовала около 107 года или 115 года, в то время когда император
Траян находился со своими войсками на востоке.
Святой Евдоксий жил в царствование
Диоклитиана, жестокого гонителя Церкви Божией. Сей император издал нечестивое
повеление, запрещающее в его империи поклоняться Единому Истинному Богу и
требующее воздавать честь, подобающую Богу, немым бездушным идолам. По
обнародовании сего повеления, многие из верующих бежали в пустыни и горы,
предпочитая лучше жить там со зверями, нежели в городах с беззаконными людьми.
Точно также множество из сановных и знатных людей оставили свои должности и
жилища и скрывались в неизвестных местах. Одним из таких был и воинский
начальник Евдоксий, верный раб Иисуса Христа; он, оставив свою должность,
скрылся с женою и детьми от нечестивых, чтобы избежать царского гнева. Между
тем его всюду искали воины, посланные правителем Мелитины, пред которым святой
Евдоксий был оклеветан. В одном месте воины, встретив Евдоксия одетого в бедную
одежду, спросили, не знает ли он, где находится начальник войска Евдоксий.
Святой, уразумев, что его ищут
для предания на мучение, сказал им:
– Пойдемте ко мне в дом, вкусите
моего хлеба и отдохните от дороги, – и тогда я покажу вам Евдоксия, ибо я знаю,
где он скрывается с своими домашними.
Воины согласились и пошли к
святому мученику.
Евдоксий, приняв их, хорошо
угостил и потом объявил им, что он – тот самый, кого они ищут.
Воины, удивленные таким поступком
святого, отвечали:
– Ради твоего благодеяния не
возьмем тебя, а пославшему нас скажем, что долго искали, но не нашли тебя; ты
же скройся, чтобы кто другой не узнал и не объявил о тебе.
Воины собирались уже уйти, но
святой удержал их, говоря:
– Подождите меня, братия, и я пойду
с вами; не подобает мне больше скрываться, ибо Сам Бог зовет меня на
мученический подвиг, чтобы и я был исповедником и свидетельствовал о Его святом
имени. А если бы хотел Бог, чтобы я не был открыт, то не только вы не встретили
бы меня на пути, но даже и не были бы посланы искать меня и мне бы не пришлось
встретиться с вами; всё случившееся есть знамение Божия благоволения, чтобы я
пострадал за Него даже до пролития крови.
Потом, призвав свою супругу, по
имени Василису, детей, домашних и друзей, Евдоксий сказал им:
– Было время, когда я скрывался,
теперь же время открыться и добровольно отдаться в руки мучителей за Иисуса
Христа, Который Самотдал Себя на
страдания за нас; и вот я иду, и как восхотел Господь мой, так и устроит со
мной и поможет мне, вас же я оставляю под Его защитою
Затем сделав разные распоряжения
по дому, святой дал наставления детям своим и рабам, как им жить без него
добродетельно, в страхе и любви Божией, а супруге своей завещал не плакать и не
сетовать, когда она услышит о его смерти, но проводит тот день в большой
радости и веселии, благодаря Бога, что Он сподобил Своего раба мученического
венца.
Простившись с домашними и надев
приличную своему сану одежду, оружие и воинский пояс, как подобало одеваться
начальнику войска, святой оставил свой дом, жену и детей, рабов, друзей и всё
свое имение, покидая всё ради любви к Господу своему.
Трогательна была эта разлука,
когда жена мужа, дети отца, друзья любимого друга лишались! Горько все плакали,
расставаясь с ним, ибо знали, что ему уже к нм не вернуться. Одно лишь служило
утешением в их печали, – это то, что Евдоксий хочет страдать за Христа, быть
победоносным мучеником и в мученическом венце предстать пред Христом, Господом
своим.
Так распростившись со всеми
своими, блаженный Евдоксий отправился в путь с воинами, Василиса же, супруга
его, следовала за ним издалека, желая видеть его страдания. С ней шли и два
любимые друга Евдоксия Зинон и Макарий, коим также уготован был от Господа
мученический венец.
Когда блаженный Евдоксий бил
приведен к правителю, сей последний, благосклонно приветствовав его, сказал:
– Мы призвали тебя, чтобы ты
исполнил царское повеление и принес жертвы богам, которым подобает кланяться,
более же всего отцу всех богов великому Зевсу и солнцеподобному Аполлону и возлюбленной
богине Артемиде.
Святой Евдоксий отвечал:
– Я знаю, что надо приносить
жертву Единому, в трех Лицах прославляемому, Богу, создавшему мир и дарующему
жизнь и спасение. Ему я и принесу жертву хвалы, а не тем, коих ты называешь
богами, тогда как они – деревья и камни и нисколько не отличаются от какой бы
то ни было бездушной вещи.
Правитель снова сказал Евдоксию:
– Я повелеваю тебе воздать
должную честь богам; ты же, как я вижу, не только богов презираешь, но самого
царя считаешь ни во что. Слышал я, что ты какую-то новую веру вводишь и многих
совращаешь в нее.
Говоря так, правитель посмотрел
на множество стоящих около воинов и с гневом сказал:
– Всякий, кто не исполняет
царского повеления, будет лишен воинской одежды, как недостойный носить ее; и пусть
от знает, что он него будет отнята честь воинского звания.
Память священномученик Кирилла, епископа Гортинского
Сей блаженный Кирилл жил в царствование
императора Максимиана, при игемоне (правителе) Агриппине. Украшенный всеми
добродетелями, прожил он всего девяносто пять лет. Однажды отправился он, в
сопровождении двух своих слуг, Феофана и Феоктириста, в один монастырь. По
дороге туда он увидел, как язычники приносили в жертву идолам волов и овец;
вздохнул он о таком безумии и обличил идолопоклонников. За это они схватили его
и посадили в темницу. Когда святой Кирилл в полночь молился здесь Богу, то
услышал такой небесный голос: "Кирилл, иди в Рим!" На следующее утро
двери темницы оказались открытыми, а все идолы вокруг лежали разбитыми. Св.
Кирилл дошел до монастыря и здесь увидел в видении преподобного Филоксена,
который сказал ему: "Ты получишь два венца, – один святительский, а другой
мученический". Затем святой пошел в Рим и здесь утвердил верующих своею
проповедью. Когда началось гонение, он вознамерился идти в Иерусалим. По дороге
туда, на острове Малеоне, явился ему муж в белых одеждах и повелел ему не
миновать острова Крита, что он и исполнил. В городе Критском Гортине его
поставили епископам; ему было тогда шестьдесят лет от роду. Когда снова
началось гонение на христиан, святителя повели на суд к игемону (правителю),
который стал уговаривать его отречься от Христа, и так как св. исповедник не
захотел склониться на его увещания, то осужден был на усечение мечом. Тогда
ложили в уста его конские удила и, посадивши на повозку (так как он не мог от
старости ходить), повезли его. Когда довезли его до места, называемого Ракса, с
неба послышался голос: "Доселе!" Повозка остановилась, и святому
усечена была глава.
Святой и преподобный Давид был прежде
разбойником и, живя в пустыне Ермопольской1,
причинял много зла, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.
Под своим начальством он имел человек более тридцати, разбойничавших вместе с
ним. Однажды, сидя с ними на горе, раздумался он о своей жизни и вспомнив,
сколько зол и бедствий причинил он людям, весьма убоялся Бога. Оставив всех
бывших с ним разбойников, он пошел в монастырь.
Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и сказал
ему:
– Чего ты хочешь?
Давид ответил:
– Хочу быть черноризцем.
Привратник пошел и поведал о нем игумену. Игумен вышел к
нему, но видя, что он человек старый, сказал:
– Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся
и живут великом воздержании; ты же иного нрава и заповедей монастырских не
можешь исполнить.
Давид продолжал умолять принять его в монастырь.
– Всё, – что прикажете мне, сделаю, – говорил он, – только
примите меня.
Игумен отказывался, говоря:
– Не можешь ты жить с нами.
Тогда Давид сказал игумену:
– Знай, отче, что я – Давид, начальник разбойников; пришел
же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять
меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих
разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.
Услышав это, игумен принял Давида в монастырь и постриг его
в иноческий чин. И начал Давид подвизаться в воздержании и обучать себя
смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в
монастыре и служил всем на пользу своим житием и словом.
Однажды, когда Давид сидел в келлии, ему явился архангел
Гавриил, говоря ему:
– Давид, Господь простил грехи твои, и будешь ты отныне
творить чудеса.
Давид отвечал ангелу:
– Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи
мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.
Архангел сказал ему:
– Я – Гавриил архангел, который не пощадил и Захарию2, когда тот не поверил словам моим, но
связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мною. Тебя ли пощажу?
Итак, отныне будешь нем!
Давид поклонился и сказал ангелу:
– Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много
проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А
теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь
язык мой, чтобы не произносить мне слов!
Тогда ангел сказал:
– Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему
во время правила, а всё остальное время да будешь безмолвен!
Так наказав его, Ангел отошел от него. Давид воздал
благодарение Богу о прощении согрешений своих. После сего он благодатью Божиею
сотворил много чудес: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял
бесноватых. Воспевал он песнопения Богу в церкви на молитве, но никаких других
слов произнести не мог. Прожив таким образом много лет всем в назидание, он
преставился ко Господу3, и
ныне, предстоя Ему, немолчно молится о нас.
Молитвами его да получим и мы милость Господа. Аминь.
Сии святые мученики пострадали при
императоре Декие1, в Александрии2, в то же гонение, во
время которого замучены были св. Фабиан3, папа римский, и св.
Александр Александрийский4. Их привели к правителю города Валерию, и
они за свое твердое исповедание имени Христова и за смелое обличение идольской
лести и суеты были усечены мечом. С ними убиты были еще тринадцать мучеников.
Некоторые александрийские христиане взяли их мощи и благоговейно положили в
своем городе, во славу истинного Бога нашего Христа.
1 Декий – жестокий гонитель христиан; царствовал с
249 по 251 г.
2 Александрия – знаменитый по своей образованности,
политическому значению и торговле город, основанный Александром Великим в
Египте около 333 г. до Р.Х.
3 Св. Фабиан – папа римский в 236-250 гг.
4 Св. Александр – патриарх Александрийский в 212-250
гг.
Киево-Братская икона Божией Матери прежде
была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она
чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659
- 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков
крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и
поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную
икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру,
а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве,
где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями
перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого
времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в
1807 году, приводится ее описание. Существовала "Песнь о чудотворной
Киево-Братской иконе Богоматери", составленная вскоре после 1692 года.
Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6
сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в
1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона "мера в
меру" находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.