Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина. Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца. Память святой праведной Анны. Великомученица Шушаника. В 1849 г. умер Великий Князь Михаил Павлович, четвертый сын Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны, в Варшаве.
В странах египетских проживал некий
разбойник, по имени Моисей, родом мурин1,
лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного, господина, но по
причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и
присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал
суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о
святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было
известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и
богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления
милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников
творит праведников.
Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много
хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений;
своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа
дел его разбойнических следует упомянуть о сем:
Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то,
что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда
Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту
сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой
(по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в
уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух,
увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с
того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех
крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку
Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их
(бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.
Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах;
но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и
призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет
погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился
сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел
в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и
братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью,
каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания,
он исполнял неленостно, и был славным иноком.
Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию;
здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония,
совершенные прежде.
Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него,
находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был
Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как
связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:
– Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого
обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.
Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их
на свободу, сказав:
– Мы никого не должны убивать.
Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их
начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же
умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.
И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о
своем вожде Моисее, – что он покаялся и стал иноком, – также оставили разбой и
все греховные дела и стали добродетельными иноками.
Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его
обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и
увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал
братиям, говоря так:
– Я претерпел столь великие неприятности, борясь с
вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.
Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал
ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:
– Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь
начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти
в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост
и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес,
привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, – не уходить до тех пор,
пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже
никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись
голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи
человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост
и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения
пощением. не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные
вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.
Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в
ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после
захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в
течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.
Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и
пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он
опять пошел к авве Исидору и сказал ему:
– Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают
страсти плотские.
Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца
Преподобный отец наш Савва родился,
получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он
был страны1, известно только, что
родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в
монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским2. Принятый игуменом, он доблестно подвизался в
иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и
славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь
великого Евфросина3. Преподобный
Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги.
Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного
времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню,
находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру,
называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало
искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте
своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и
основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о
его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал
Псковский князь Ярослав Васильевич4.
Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на
устроение монастыря, подарил земли5 и
озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять
благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею,
своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине
войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там
подал ей исцеление, так как она была больна.
Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа6 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в
1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им
монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним
во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.
1 По месяцеслову Вершинского,
прп. Савва по происхождению был серб.
2 Снятогорский Богородичный
монастырь – один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265
году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой
в расстоянии 4-х верст от Пскова.
3 Это был
Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30
верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп.
Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его.
4 Это был управлявший Псковом
князь Ярослав Васильевич Оболенский.
5 В 1487 году князь Ярослав
Васильевич выдал грамоту на землю для обителии приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в
1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым.
6 Здесь в Прологе надо
предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем
кончины его указан 28 день августа.
Святая и праведная Анна происходила из
колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как показывает самое имя ее (Анна с
еврейского значит "милостивая") она была женщиною добродетельною. За
свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой
старости, она, по слову Евангелия, "не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.2:37).
Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок,
которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, – сюда был принесен Младенец
Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время
Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное
пророчество о Нем, сказав так:
– "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред
лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:29-32).
Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие
пророчество:
– "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в
Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются
помышления многих сердец"
(Лк.2:34-35).
В эти святые торжественные минуты была в храме святая
праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года.
Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса.
Теперь уже она могла умереть спокойно.
Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с
Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в
Иерусалиме1.
Великомученица Шушаника, княгиня Ранская,[1] была
дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя -
Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая
Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.
Она вышла замуж за питиахша[2] Варскена,
который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха
Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и
стал маздеистом, т.е. огнепоклонником, чтобы угодить шаху. Узнав об этом по
возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с
отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии,
недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели[3] повествует,
что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась
решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения.
Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им
избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу
крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в
заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на
ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной
цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих,
"при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от
человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные -
исцеление, слепые - прозрение". Тем временем Варскен обратил в
огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную
мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле
язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника
приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил
у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая
Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и
непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для
нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".
Накануне блаженной кончины
святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I,[4] епископ
Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно
навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую
Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с
миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября,
в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день
древняя Церковь праздновала ее память.
Мощи святой мученицы Шушаники
покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время
перешел в ведение армянского епископа - монофизита, и Католикос-Архиепископ
Грузии Самуил IV[5] перенес святые мощи
Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской
церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники
была перенесена с 17 октября на 28 августа.
[1] Великомученица Шушаника
отошла ко Господу в 475 году.