Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Межэтнические отношения: угощение мацой и кровавый навет

Маца - это очень простое кулинарное изделие, в состав которого входят лишь мука и вода. Однако ее вкус определяется, очевидно, не только этими ингредиентами, но и культурой, в которой маца играет роль индикатора межэтнических отношений. Именно эти отношения придают маце и приготовленным из нее блюдам неповторимый вкус, о котором любят рассказывать жители Тульчина...

2011-04-12 00:26:07 + Комментировать

Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество

Эта монография - первое систематическое исследование одного из самых загадочных религиозных движений, возникшего в России в середине 18 в. и существующего по сей день. Книга рассматривает появление субботников (равно как молокан и духоборцев) как ответ крестьян на буквально понятые ими попытки русского правительства научить народ "правильной" вере. В книге приводятся новые данные о контактах субботников с евреями и караимами, о Холокосте, затронувшем и субботников, и об их современном положении...

2011-03-09 11:27:52 + Комментировать

Штетл в XXI веке и этнография постсоветского еврейства

Штетл – это еврейское местечко, т.е. городок, жизнь которого определялась его еврейским большинством1. Однако этим простым смыслом значение слова не ограничивается. Созданный еврейской литературой, а затем американской антропологией, образ штетла сумел воплотить в себе представления евреев о своем уничтоженном Холокостом прошлом, одновременно прекрасном и печальном. Переселение за океан «из штетлов и гетто» Восточной Европы стало для американских евреев исходом из Египта, где их преследовали погромы, и в то же время – изгнанием из Рая, где еврейская жизнь могла существовать во всей своей полноте (предисловие к сборнику «Штетл, XXI век: Полевые исследования»)...

2008-12-15 14:04:40 + Комментировать

Вместе с Европейским университетом в Санкт-Петербурге опечатан его Межфакультетский центр <<Петербургская иудаика>>

8 февраля по требованию пожарной инспекции была приостановлена деятельность и опечатаны многие помещения Европейского университета в Санкт-Петербурге (далее ЕУСПб), в том числе - офис и учебная аудитория Межфакультетского центра >.В прессе уже высказывались различные гипотезы, объясняющие такие недружественные по отношению к Университету действия: от чисто политических причин до подозрений на рейдерскую атаку, имеющей своей целью захват здания. Закрытие ЕУСПб будет иметь серьезные негативные последствия не только для российской гуманитарной науки и образования в целом, но и для ее самой молодой отрасли - иудаики ...

2008-02-22 11:32:07 + Комментировать

Кровь и маца: тексты, практики, смыслы

Тема "кровавого навета", несмотря на свою полную ясность для спорящих сторон, неизменно провоцирует бурные дискуссии. Совсем свежий пример - скандал, вызванный появлением книги проф. Тоаффа. Происхождение и причины необыкновенной живучести "кровавого навета" анализировались многими, однако нельзя сказать, что вопрос исчерпан. Одно из незамеченных прежде обстоятельств, важных для быования связанных с "кровавым наветом" представлений, - это распространенная практика угощения мацой. Маца наполняются кровью в воображении боящихся ее подобно тому, как фольклорные тексты "легенды о ритуальном убийстве" наполнятся враждебным смыслом в воображении противников кровавого навета ...

2007-02-27 18:37:01 + Комментировать

Рабби Исроэль Салантер, Гаскала и теория секуляризации: анализ в фольклористической перспективе

В первой части статьи - краткий обзор современного состояния теории секуляризации и анализ той роли, которую сыграло появление новых понятий в формировании современного мира и, в частности, новой роли религии в нем. Возможно, мир изменился за последние 150-200 лет потому, что его стали описывать и воспринимать по-новому. Или же все было, как мы привыкли думать, наоборот: сначала мир изменился, а потом уже появились новые понятия? В общем, что было раньше: курица или яйцо? Во второй части Вы найдете легенды о знаменитом раввине Исроэле Салантере (1810-1883), а также их детальный анализ. Третья часть - попытка реконструкции исторических событий, происходивших в Вильно в 1848-м, очень важном для еврейской истории году. ...

2007-01-16 03:58:03 + Комментировать

Тексты с выставки

Они были написаны для аудиоэкспозиции &laquo;Разговоры на улице Ленина (еврейский Тульчин в полевых записях 2005-2006 годов)&raquo;. Я решил опубликовать их здесь потому, что они имеют отношение не только к данной конкретной выставке, но и к главной теме сайта - к &laquo;поискам русского еврея&raquo;, к осмыслению его недавнего советского прошлого и постсоветского настоящего в контексте &laquo;большой&raquo; еврейской истории, религии и культуры. ...

2006-12-12 10:42:13 + Комментировать

Эмиграция иудействующих в Палестину (окончание)

Из устных рассказов об уехавших в Палестину: "Им давали участки земли. Ну, они стали ее обрабатывать. Ну и там первый год ничего, второй год там какой-то камень подняли - и смотрят, там кинжал. Какой-то там&hellip; из какого-то очень дорогого камня, прямо&hellip; принимает цвет, вот положат его на зеленый - он зеленый, положат его на другой - он... такой цвет. Какой-то весь светится. И там даже написано на нем было: нож царя Давыда&hellip; Или меч царя Давыда. Ну, они это взяли&hellip; Он большой чего-то, как мне говорили, не то полметра, не то&hellip; длиннее. Большой такой. Они его стали показывать всем, что это такое? Ну, не понимают же, темные, неграмотные люди поехали. Не знали цену. Ну, арабы прослушали. Решили&hellip; у них его&hellip;" ...

2004-11-01 11:35:22 + Комментировать

Эмиграция иудействующих в Палестину

астраханские жидовствующие, особенно жители Цар ева, Пришиба и Заплавного, со дня на день ждали Мессию; они на базарах обсуждали это, ст олпившись кучами, и прямо на земле чертили &ldquo;плант&rdquo; Палестины и делили ее, посылали в Па лестину ходоков высмотреть лучшие места. Нам самим приходилось наблюдать, как женщи ны сектантские готовились в дорогу, напекали сдобных пышек или, по местному, кокурок, с ушили сухари, чтобы быть наготове, когда придет фарсийский корабль отвезти их в Палести ну ...

2004-09-29 18:47:25 + Комментировать

Эмиграция иудействующих в Палестину

В конце XIX &ndash; первой четверти XX в. переселение иудействующих в Палестину было массовым и довольно заметным явлением. Птшут об этом и сейчас, однако есть что-то неестественное в бытующих ныне образах иудействующих-сионистов. И не только забота об истинности, но и чувство долга перед этими давно умершими людьми, память о которых стала игрушкой в руках потомков, побуждают меня обратиться к анализу российских корней крестьянского сионизма и воссоздать картину этого массового движения, на фоне которой отдельные яркие личности вроде Дубровина и Куракина станут, я надеюсь, если не ближе, то понятнее современному человеку ...

2004-08-31 15:27:16 + Комментировать