Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эмиграция иудействующих в Палестину


Информационный Канал Subscribe.Ru

В ПОИСКАХ РУССКОГО ЕВРЕЯ

новости сайта

Продолжаем публикацию статьи, начало которой Вы могли пр очитать в предыдущем выпуске расылки или на сайте.


Эмиграция иудействующих в Палестину

(продолжение)

2. Эсхатологическое движение 1880–1890-х гг.

Мои материалы относятся в основном к одному ре гиону: Царевскому и Черноярскому уездам Астраханской губернии. Здесь, в крупных селах Пришиб, Заплавное, Солодники, в уездном городе Цареве и в степных хуторах Заволжья в XIX в. проживала о сновная масса сектантов Астраханской губернии: молокане воскре сники и субботники, составлявшие до половины жителей этих сел, незначительное количество старообрядцев и хлыстов, а с конца XIX в. – баптисты и множество локальных сект, не имеющих определен ных названий. С 1860-х гг. религиозные вопросы горячо обсуждал ись крестьянами этих сел между собой, а с середины 1870-х – в ра мках «публичных собеседований», неизменно собира вших сотни, а иногда и тысячи слушателей, – с православными мис сионерами. Эти «межконфессиональные» споры велись на основании Библии: любая высказанная мысль подтверждалась ц итатами из Писания. Победы или поражения в диспутах влияли на престиж соответствующего религиозного направления в глазах одн осельчан; переходы крестьян из православия в молоканство и обра тно, а также между сектами были обычным явлением. В этой чрезв ычайно подвижной и открытой среде и развивалось переселенческ ое движение, о котором идет речь.

«Астраханские епархиальные ведомост и» ежегодно публиковали довольно подробные отчеты о сос тоянии сектантства, основанные на наблюдениях епархиальных ми ссионеров и приходских священников. С этих опубликованных мат ериалов мы и начнем.

В 1885 г. священник с. Солодников Черноярского у езда П. Бельский доносил в духовную консисторию:

Вожак молокан-караимов Солодников ский крестьянин Семен Грачев… публично распространяет м ежду народом, что приходское духовенство незаконно пользуется пахотной и сенокосной землей, что земля эта должна принадлежать обществу. Незаконность, по всей вероятности, основывается на ра зделе земли по закону Моисееву. Кроме того, в целях дать больше интереса своей пропаганде, он стал распространять, как новость, ч то настало уже избавление от плена израильского народа, что следу ет уже готовиться к переселению в Иерусалим, где ожидают все бл ага исполнителей закона Моисеева. Некоторые из простаков верят Грачеву и прельщаются ожидаемыми благами. Для противодействия пропаганде, свящ. Бельский открыл публичные собеседования. На собеседованиях вожаки Семен Грачев и Петр Протопопов вели себя крайне неприлично и возмутительно. В объяснения православных не вслушивались, чтения постоянно прерывали криками и своими чтениями о переселении в Иерусалим14.

В этом сообщении для нас представляет интерес св язь идеи «переселения в Иерусалим» с крестьянской и деей «передела», перераспределения земли в родном с еле15. Хотя наличие такой связи я вляется ничем не подкрепленным предположением священника, в других свидетельствах мы также видим повышенный интерес субб отников к распределению земли в Палестине. В 1904 г. миссионер М. Тифлов (в прошлом священник с. Заплавного) писал:

В восьмидесятых годах прошлого века астраханские жидовствующие, особенно жители Царева, Пришиба и Заплавного, со дня на день ждали Мессию; они на базарах обсужда ли это, столпившись кучами, и прямо на земле чертили “плант” Пал естины и делили ее, посылали в Палестину ходоков высмотреть лу чшие места. Нам самим приходилось наблюдать, как женщины сект антские готовились в дорогу, напекали сдобных пышек или, по мес тному, кокурок, сушили сухари, чтобы быть наготове, когда придет фарсийский корабль отвезти их в Палестину16.

Об одном из таких ходоков, посланных в Палестин у, но вернувшихся назад, а также об эсхатологических ожиданиях с убботников, сопровождавших отправку ходоков, Тифлов писал е ще в 1888 г.:

Года 3–4 назад Ахтубинские суб ботники со дня на день ждали пришествия Мессии, который, по их уверению, соберет и возвратит в Палестину всех рассеянных ныне евреев, причем покорит все народы и заставит царей и князей посл едних на своих плечах доставить евреев в их обетованную землю, г де реки потекут молоком, горы будут капать медом и пр. Евреи там поселятся во дворцах, построенных для них царями, при садах и в иноградниках, посаженных ими же, и цари и народы будут у Израи ля в качестве слуг его. Но еще большее благополучие ждет самих с убботников, по их убеждению. Мессия поставит их, как доброволь ных пришельцев, еще лучше и выше, чем евреев, потому что они не участвовали в грехах последних. Заплавнинские и Пришибинские с убботники, как вообще люди практические вздумали послать от се бя соглядатаев, чтобы заранее осмотреть и выбрать себе лучшее ме сто в Палестине: Иван Дмитриев Белунин был выбран таким согляд атаем в с. Заплавном и с своим товарищем из Пришиба отправился соглядать злачные места земли Ханаанской. Но дальше Одессы они не поехали за недостатком средств, и оттуда вернулись каждый вос вояси17.

Конечно, православные миссионеры охотнее писали о вернувшихся, чем об уехавших…

Как сообщает анонимный автор статьи «По з акоулкам г. Царева», Заплавнинских субботников судили и ц елыми семействами ссылали в Сибирь. Вот как он, с изрядной дол ей сарказма, описывает свою встречу с женой одного из находящи хся под следствием субботников:

По делам был я в Цареве и остановился у знакомого домохозяина. Слышу шум, крик… оказалось, ква ртиран[т]ка хозяина, как сумасшедшая, с растрепанными волосами вбежала в свою комнату, бросилась на диван и, разрыдавшись пре дварительно до истерики, с ужасами рассказала длинную-предлинн ую историю о близкой кончине мира. <…> Та же личность, как секрет, передает другую совершенно новую истину: «будто в се христиане погибли и погибли безвозвратно; они не спасены, а о бмануты; – Христос, в которого они веруют и на которого надеют ся, не Бог, а простой человек, хитрый человек Иисус; с помощью в олшебства и разных чар Он увлек неграмотных потомков Авраама – рыбаков, а за ними на погибель потянулись и все… Истинны й-то Мессия только идет и идет пока невидимо, и не ныне – завтра явится вдруг настоящим царем со всем воинством, соберет потомк ов Авраама и покорит врагов своих»18.

Содержание эсхатологических слухов и толков, пер еданное разными авторами, в общих чертах совпадает: со дня на де нь ожидался приход Мессии-завоевателя и возвращение евреев в з емлю Израиля. Акцент на «кончине мира» и на скорой гибели христиан, равно как и истерика жены субботника в последн ем сообщении вполне понятны: мужа этой женщины «держа ли взаперти», им обоим грозило суровое наказание. В остал ьных свидетельствах священников слухи и толки субботников име ют более оптимистический характер. Рассмотрим их содержание н есколько подробнее.

Преимущества, которое должны получить «д обровольные пришельцы» перед «природными еврея ми» – характерная особенность представлений субботнико в-«караимов»19. Впр очем, эта устная традиция субботников имела основания в Библии: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Го споду: „Господь совсем отделил меня от Своего народ а“, и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево“. И бо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сынов ьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыно вей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субб оту от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приве ду на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы» (Ис 56: 3–7). Для большинства других мотивов, перечисленн ых священниками, также находятся библейские параллели. Наприм ер, цари народов в качестве слуг и носильщиков упоминаются в Ис 49: 22–23: «Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму р уку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари п итателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до зе мли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих». О дворц ах и виноградниках царей, которые достанутся евреям и субботник ам задаром, можно прочитать во Втор 6: 10–11: «Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и х орошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненн ыми всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, выс еченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и м аслинами, которых ты не садил…»20.

Как видно, слухи и толки, распространявшиеся сре ди иудействующих, имели своим источником библейские пророчес тва. Однако остается неясным, что стало непосредственной причи ной актуализации этих пророчеств.

3. Роль «писем» в развитии эсхатологических ож иданий

В цитированной уже статье «По закоулкам г. Царева» некий молоканин, недавно перешедший в субботнич ество21, рассказал автору о «письме» и «какой-то книге», полученных местными субботниками от своих единоверцев из Красноводска:

Пишут: будто Мессия уже в Палестине и творит суд… Невидимо он будто обозревает теперь и наши с траны, а не ныне – завтра открыто явится с воинством и покорит в сех. – Пишут также, чтобы все были готовы к принятию Мессии, – сшили бы себе одежду одинаковую по форме, что описана в присл анной книге, – имели бы в опрятности пейсы, ногти и ермолки, а о собенно хранили бы в чистоте тфилун (sic! – А.Л.) и ни на м инуту не снимали бы его с указанных талмудом мест…22

Что касается присланной из Красноводска книги, то она, как сообщил автору новообращенный «талмудис т», «написана не по-русски», «во время м олитвы она лежит <…> на столе, а по окончании ее возлагают каждому на голову». Кроме того, «в книге оказались еще маленькие записочки; их прочли на собрании и тотчас раздали каждому члену общества». В записочках – «предостер ежение, как поступать им в случае, если, когда начнется суд, среди неверных окажутся их родственники». Последний вопрос, о чевидно, всерьез волновал царевских субботников: действительно, одно дело, когда наказывают каких-то «царей» и «народы», или же ненавистное местное начальств о23, и совсем другое – когда в гр ядущей «кончине мира» могут пострадать твои родств енники или добрые соседи, пускай даже христиане. Как сообщил б ывший молоканин, «вот уже три или четыре собрания было относительно этого, а определенного решения еще нет. Сегодня ут ром было последнее собрание; старцы шумели, кричали и наконец порешили послать одного на совет в Пришиб…»24.

Итак, судя по этому сообщению, решающую или, по крайней мере, важную роль в развитии эсхатологических слухов и толков в г. Цареве сыграло полученное из Красноводска письмо. О стается, правда, непонятным, какие аргументы в этом письме убеди ли иудействующих в том, что Мессия должен придти именно сейча с, а не когда-нибудь потом. Однако ясно, что важным фактором, п овлиявшим на убедительность этого сообщения, был его письменн ый характер – в крестьянской культуре письменным текстам прида валось большое, в том числе магическое значение. Например, «записочки», которые, по сообщению бывшего молок анина, «раздали каждому члену общества», он сам, «как недавно допущенный, не получил». Очевидно, что ценность «записочек» для крестьян не сводилась к со держащейся в них информации: само обладание такой «запи сочкой» рассматривалось как привилегия. Еще более ярко о тношение к письменному тексту как к сакральной вещи (а не только как к источнику информации) проявилось в ритуале возложения «написанной не по-русски» книги на голову всем учас тникам молитвенного собрания25.

Роль подобных писем и записочек становится более понятной на следующем этапе развития эсхатологических ожидани й, который приходится на начало 1890-х гг. Миссионер М. Тифлов писал в отчете за 1891–1893 гг.:

Стали появляться воззвания и письма Солодниковского крестьянина Семена Грачева, или Лашкина, назв авшегося Шмулем, и его брата Дмитрия, именовавшего себя Аврум ом. Последний служил в Закавказье полковым писарем, прослышал там про еврейские колонии в Палестине, устроенные Ротшильдом, и про переселение евреев в Аргентинскую республику на земли баро на Гирша. Все это в его голове перепуталось, Аргентинскую респу блику он почел за Палестину, Ротшильда за Гирша и стал проповед овать пришествие Мессии и собрание Израиля. Он сочинил послан ие к единоверцам и “Торжественную песнь на свободу нашему нар оду”, на гектографе сделал оттиски послания и песни и стал разбра сывать и рассылать их повсюду, где видел для себя обильную почв у. <…> В результате рассылки писем оказалось, что многие ос лабили свои хозяйственные занятия, десять семей распродали свои пожитки, выехали искать счастья и более двадцати готовились к эм играции. Эмиграция не совершилась только потому, что им было о тказано. Чапурниковские субботники отправили к барону Гиршу с воих депутатов с письмом, в котором жаловались главным образом на борьбу с ними православных миссионеров26.

Благодаря усилиям Тифлова мы располагаем полн ым текстом, а также описанием внешнего вида и способа распрост ранения составленного Грачевым воззвания:

Села Светлого Яра крестьянин Иван Т имофеев Ходырев получил от своего, служившего в Баку в военной службе, сына Филиппа письмо и в нем это воззвание и песнь. Песнь написана двустишиями и представляет акростих… Из заглавн ых букв выходит «Аврум Грачев». На это указывают п ерстами снизу и сверху нарисованные кисти рук. Виньетка предста вляет голубя, несущего масличную ветвь, колодезь со срубом и жу равцем, как это бывает в астраханских степях27.

Прежде чем перейти к анализу текста, сделаем неск олько попутных замечаний.

В первых упоминаниях Семена Грачева он был назв ан «вожаком молокан-караимов» (см. выше). В начале 1890-х гг. он вместе со своим братом, очевидно, уже перешел в «талмудисты», о чем свидетельствует транскрипция их имен Шмуль и Аврум, соответствующая ашкеназской фонетике (имена «караимов» обычно заимствовались из синодального перевода Библии, а не из устной традиции еврее в)28. Однако это говорит не о пос тепенной эволюции субботников от «сектантства» к «настоящему иудаизму», но лишь о чрезвычайной под вижности той среды, в которой происходили описываемые событи я.

Заметим также, что священники по понятным прич инам не сообщают о случаях состоявшейся эмиграции. Лишь по ко свенным данным мы знаем, что, по крайней мере, некоторые из со ратников Грачева успешно добрались до Палестины и осели там. В 1877 г. священник с. Солодники П. Бельский писал, что в собеседо вании с «молоканами субботниками и евангелистами» субботников представляли Семен Грачев и Агафон Куракин29. Согласно изложенному энциклопедией семейному преданию современных Куракиных, их предок выехал из родного села в начале 1890-х гг. Вполне возможно, что он был уча стником той самой, спровоцированной Грачевым волны эмиграции, которую Тифлов описывает как несостоявшуюся.

Но перейдем к анализу составленного Грачевым во ззвания. Вот его полный текст, опубликованный М. Тифловым:

Воззвание

Благословен Бог, собирающий народ свой ישראל

Многоуважаемые братья единоверцы! Просим, нет ли чего нового – Исайи 43, 19; Иер 31, 30–32? Сообщите, по поводу этого не получалось ли в пользу нашего народа? Ну, мы вам сообщаем, что у нас слышно следующее: В Палестине уже много п оявилось колоний и преимущественно в тех местах, где когда-то в древле стояли города и селения наших предков (Амос 9, 14–15; Исайи 44, 26). И дело идет очень успешно, и если со в ниманием вникать в наблюдение движущихся по поводу этого дел, то можно почти безошибочно сказать, что все это делается соглас но изреченного глагола Вечносуществующего. В Палестине заним аются земледелием, со скорбию очищают поляну от кустарника и р аспахивают новину (Иер 4, 3). Дожди выпадают своевременно и в д остаточном количестве (Иез 34, 26; Осии 2, 23; Зах 8, 12). Опытный инженер устроил конно-железную дорогу до первой колонии от эт ого, при море стоящего, г. Яффы и наводят мнение, чтобы всюду у строить путесообщение (Исайи 58, 12; 49, 11; 35, 8). Детей в школах обучают на древний еврейский язык. Это для той цели, чтобы поус пешнее офундаментовать образ будущей жизни и говорить чистым языком (Соф 3, 9). Есть уже и правители в среде нашего народа (Иер 30, 21) барон Гершон, который неутомимо, при помощи Господа, с тарается обеспечить жизнь своего народа и установил для них общ ий торжественный праздник в память сооружения колоний, котор ый совпадает в 10-е число которого только месяца, этого уж я не з наю, но наверное и это по слову Господа, если, только, я не ошиба юсь (Зах 8, 19). В конце всего, посылаем всем вам наше почтение и желаем вам – Исайи 12, 3. Будьте только тверды и не бойтесь (Исайи 43, 1–5), и имейте в виду этот факт, который нас уверяет для того, чтобы нам иметь полную надежду на нашего Творца (Зах 8, 6). Ну, я надеюсь и надеюсь на Господа, Который дает мне твердость и научит язык мой, чтобы дать ответ. На обороте сего прилагаю вам Песнь нашему народу.

Грачев

Песнь на свободу нашему народу (акростих)

Ах, как приятно поет гортань моя, точно лира!

желаю вам благ будущего мира! Исайи 12, 3

В голове моей звучит словно струна цимбала.

ну, жалею, что плодов собрал я очень мало! Исайи 3, 10

Речь веду я с вами, а о чем, вы знаете и сами:

что получается с израильскими сынами. Втор 32, 29–30

Утешайте, утешайте, говорит Господь, народ Мой. Исайи 40, 1

вот, он идет в покой свой. Иер 31, 1

Много лет его притесняют;

но что для самих будет, они не знают. Иоил 4 глав а

Голос ужаса слышен и голос смятенья,

но в нем будет для него спасенье. Иер 30, 5–7

Радость воспойте нашему народу, Исайи 54, 1

потому, что вижу пленникам свободу. Исайи 61, 1

Аставлял Он их, но только до время; Мих 5, 2

а теперь привлекает к себе и любимое племя. Иер 31, 2

Что за грехи свои получил он вдвое; Исайи 40,2

не было у нас вождя и не было героя.

Есть теперь же у нас предварительная награда;

так, что в Палестине есть сады из винограда. Осии 2, 16

Вполне можно решить, что дождались надежды

остатки завязанные в поле одежды. Иез 5, 3 30

Перед нами, безусловно, авторское произведение. На это указывают и подпись автора под «Воззванием», и зашифрованное в заглавных буквах стихов его имя: Аврум Грачев. Вместе с тем очевидно, что послание Грачева находится в одном р яду с упоминавшимися выше «письмами» и «за писочками» и является частью религиозного фольклора иуд ействующих. Как же воспринималось это послание в крестьянской среде? В поисках ответа на этот вопрос мы попытаемся рассмотре ть имеющийся у нас текст в ряду других бытующих в «низов ой» культуре города и деревни «религиозно-магическ их текстов, включающих апокрифические сказания и поучения, пис ьма-обереги, «круговые письма» и т.д.»31.

Можно предположить, например, что упоминание «барона Гершона» в письме Грачева является не только искаженным пересказом газетных сообщений об основанном в 1891 г. в Лондоне бароном Гиршем и с 1892 г. действующем в России Е врейском колонизационном обществе, но еще имеет ту же природу, что и часто используемое в современных «письмах счасть я» перечисление «исторических (как Данте, Конан-До йль, Тухачевский, Алла Пугачева) или псевдоисторических лиц («крестьянка Урусова, вышедшая замуж за князя Голицын а», «барон фон Виллингольд» и д р.)»32. Правда, природа это го явления остается не вполне понятной. Ясно лишь, что набор зву чных имен и титулов, зачастую связанных аллитерацией или рифмой (как и в нашем случае – «барон Гершо н«), увеличивает «магическую силу» письма – т.е. силу его воздействия на адресатов. Такую же функцию (увел ичение магической силы) мы можем приписать и приложенной к «Воззванию» Грачева центонной «Песне» (содержание которой почти полностью повторяет содержание более прозаического «Воззвания»), и написанному еврейски ми буквами слову «Израиль» в эпиграфе33.

Важным признаком текстов рассматриваемого типа является наличие в них поучений и предписаний. Они могут относ иться как к использованию данного текста (например, читать его к ак молитву, носить с собой в качестве оберега, переписать и разосл ать в течение определенного срока определенному количеству адре сатов, и т.п.), так и к соблюдению тех или иных религиозных норм (например, «Эпистолия о неделе», известная многим х ристианским народам, предписывает особое почитание воскресного дня)34. В письмах, распространя вшихся в среде иудействующих, также имелись предписания. В пер вом, известном нам лишь по пересказу, предписывающая часть пер едана наиболее подробно: «Пишут… чтобы все… с шили бы себе одежду одинаковую по форме… имели бы в опр ятности пейсы, ногти и ермолки, а особенно хранили бы в чистоте тфилун и ни на минуту не снимали бы его с указанных талмудом ме ст». Во втором она, наоборот, совсем краткая: «Будьте только тверды и не бойтесь». Вместе с тем очевидно, что гл авное – т.е. практически важное – содержание этих писем сводилось для крестьян именно к предписаниям, к тому, что конкретно они д олжны делать. И хотя в послании Грачева предписываемые действ ия выглядят довольно абстрактно (быть твердыми и не бояться), о ни обретают вполне конкретный смысл, если вспомнить о судебном преследовании субботников Царевского уезда, начавшемся нескол ькими годами ранее: по всей видимости, Грачев предостерегал сво их единоверцев от «наружного» перехода в православ ие, к которому часто прибегали субботники и другие сектанты, что бы избежать наказания и ссылки. Обширная повествовательная час ть этого письма, как и других народных апокрифов, является лишь развернутой мотивировкой этого краткого, но жизненно важного д ля крестьян предписания.

Однако в этой своей повествовательной, мотивиру ющей части письма иудействующих не похожи на другие типы маг ических писем. В них нет ни рассказа о небесном происхождении и чудесном обретении самого письма, ни повествования о «ре альных» событиях, связанных с магическим воздействием п исьма на получивших его людей. Вместе с тем в «Воззвани и» и в «Песне» Грачева мы видим и описание ре альных или псевдореальных событий, и многочисленные отсылки к Библии. Именно библейскому тексту, а не самому письму, припис ывается сила, способная воздействовать на реальный мир, являющ аяся подлинной причиной происходящих в мире событий («все это делается согласно изреченного глагола Вечносущес твующего») и чудесное происхождение (которое очевидным образом подразумевается и потому не нуждается в нарративной эк спликации). Заметим, что такая структура письма оставляет место для функции автора, который представлен здесь не условной фигу рой инициатора «цепи» – первого переписчика попав шей к нему в руки магической абракадабры, не сакральным персон ажем – гарантом магической эффективности письма, но человеком, мыслящим вполне рационально – конечно, в рамках религиозных п редставлений крестьян. Автор такого письма не обязан обладать с обственной, присущей ему или полученной из внешнего источника и недоступной другим магической силой. Он должен лишь, как это делает Грачев, «со вниманием вникать в наблюдение движущ ихся… дел» и устанавливать их связь с «глаголом Вечносуществующего».

Конечно, в отсутствии текстов других писем суббо тников и более подробных свидетельств об их рецепции читателям и, наш анализ послания Грачева в ряду религиозно-магических текс тов сохраняет гипотетический характер и является лишь одним из возможных подходов к ответу на вопрос о причинах эффективности этих писем, не сводимой, очевидно, к одной лишь «рационал ьной» убедительности содержащихся в них доводов.

(окончание следует)

Опубликовано в сборнике:
Еврейский муз ей. Спб.: Симпозиум, 2004


Примечания

14 Отчет Астрахан ского Кирилло-Мефодиевского Общества ревнителей веры, просв ещения и нравственности в духе св. православной церкви, за первый год его существования, 1885 год // Астраханские епархиальные вед омости. 1886. Приложение к №12, с. 49.

15 Возможно, дов оды крестьян о незаконности использования земли местным духов енством основывались на том, что колено Леви (т.е. «духовн ое сословие»), согласно Пятикнижию, не имело собственного удела в Земле Израиля (см. Чис 18: 23–26; Втор 10: 9 и др.).

16 Тифлов М. Из записок и дневников: О переселении сектантов жидовствующих в П алестину // Миссионерское обозрение. 1904. № 5, с. 534.

17 Тифлов М. При нятие православия раввином жидовствующих (из Ахтубинской дол ины) // Астраханские епархиальные ведомости. 1888. №12. С. 551–552.

18 По закоулкам г. Царева // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. №3. С. 123.

19 См. Львов А. Геры и суббот ники – «талмудисты» и «караимы» // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинар ной конференции по иудаике. Ч. 1. М., 2002. С. 305–310.

20 Все эти библей ские тексты, в пересказах миссионеров лишенные своих кавычек и представленные как элементы «вероучения» иудейств ующих, должны были создать весьма отталкивающий образ сектан тов, попирающих общечеловеческие моральные нормы и нелояльн ых по отношению к русским властям. Заметим, однако, что постро ение этого образа происходило с использованием распространенно го методологического заблуждения, свойственного не только мисс ионерам, но и многим современным исследователям, полагающим, что реконструируемое ими мировоззрение (вероучение, картина м ира) является своего рода «программой действий», не посредственно и бессознательно воплощаемой «носителями культуры» в своих практиках.

21 «Я думаю, вы знаете», – объяснил он свой выбор, – «как прекрас но Бог оградил жизнь ветхозаветного человека: „Живи, гово рит, как заповедано; исполняй, говорит, закон и все, что предписа но во Второзаконии“» (По закоулкам г. Царева. С. 127)

22. Там же.

23 Так, жена нахо дящегося под следствием субботника кричала своим обидчикам: «Плохо вам будет, как начнут судить вас… Я, я первая выщиплю всю бороду этому Заплавнинскому старшинишке, разорв у, растопчу его» (там же, с. 124). Очевидно, у нее были веские причины ненавидеть старшину с. Заплавного.

24 Там же. С. 128.

25 Роль письменн ых текстов в развитии эсхатологических слухов и толков отметил т акже С. Ан-ский, побывавший в 1911 г. в Царицыне. Его краткое св идетельство, несколько отличающееся от миссионерских описаний рассматриваемого эсхатологического движения, мы приведем пол ностью: «Лет 10 тому назад среди приволжских геров распр остранилось палестинское движение. Началось, по обыкновению, с легенды. До них дошел обрывок какой-то речи представителя сион изма Макса Нордау со словами «гром и молния». Сло ва эти почему-то произвели особенно сильное впечатление на геров, и среди них пошли такие толки: «Уже и гром прогремел, и м олонье полыхнуло, и Божий час настал, и пришел Мессия». Мессией был признан, конечно, Теодор Герцель. Прошел слух, что Палестина перешла к евреям и надо только поспешить купить там з емлю, чтобы другие ее не расхватали. По обыкновению, решили по слать ходоков. Некоторые из них, явившись в N [по всей видимост и, г. Царицын – А.Л.] к местным сионистам, никак не хотели верить, что Палестина еще не перешла к евреям. В разное время несколько десятков семейств иудействующих переселилось в Палестину, устр оилось там в еврейских колониях и занимается хлебопашество м» (Ан-ский С.А. Среди иудействующих. Из путевых заметок // Собрание сочинений. Т. 3. СПб., 1912. С. 281–281).

26 Отчет Астрахан ского Кирилло-Мефодиевского Общества за 1891–1892 и 1892–1893 годы // Астраханские епархиальные ведомости. 1894. №№12–18. С. 185–186.

27 Тифлов М. Из з аписок и дневников. С. 534.

28 Также и М. Ти флов писал позднее, что Грачевы были «приняты в жидовст во астраханским духовным раввином, причем Симеон получил имя Шмуля, а Димитрий – Аврума» (см. Тифлов М. Из записок и дневников. С. 532).

29 П. Бельский. С обеседования с молоканами субботниками и евангелистами в сел. Солодниках в 1876 г. // Астраханские епархиальные ведомости.1877. №15. С. 3.

30 Тифлов М. Из з аписок и дневников. С. 534–536.

31 Панченко А. А. «Магическое письмо»: к изучению религиозного фоль клора // Антропология религиозности (альманах «Кану н», вып. 4). СПб., 1998. С. 206.

32 Там же. С. 182.

33 Написанное «не по-русски» слово для большинства крестьян остав алось лишь набором бессмысленных знаков, графической абракада брой. В «письмах счастья» этому соответствует «буквенно-цифровая абракадабра, служащая магической кви нтэссенцией письма» (см. там же).

34 Там же. С. 181, 188–191.


Ваш,
Александр Львов http://lvov.judaica.spb.ru

Пишите мне religion.rjew-owner@subscribe.ru.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.rjew
Отписаться

В избранное