Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рабби Исроэль Салантер, Гаскала и теория секуляризации: анализ в фольклористической перспективе


В ПОИСКАХ РУССКОГО ЕВРЕЯ

новости сайта

Дорогие подписчики!

В сегодняшнем выпуске рассылки - вводная часть моей большой статьи, опубликованной недавно в журнале "Вестник еврейского университета" и на сайте. В ней затрагиваются сразу несколько тем, и, надеюсь, каждый сможет найти в ней что-то интересное для себя.

В первой части - краткий обзор современного состояния теории секуляризации и анализ той роли, которую сыграло появление новых понятий в формировании современного мира и, в частности, новой роли религии в нем. Возможно, мир изменился за последние 150-200 лет потому, что его стали описывать и воспринимать по-новому. Или же все было, как мы привыкли думать, наоборот: сначала мир изменился, а потом уже появились новые понятия? В общем, что было раньше: курица или яйцо?

Во второй части Вы найдете легенды о знаменитом раввине Исроэле Салантере (1810-1883), а также их детальный анализ.

Третья часть - попытка реконструкции исторических событий, происходивших в Вильно в 1848-м, очень важном для еврейской истории году.


Рабби Исроэль Салантер, Гаскала и «теория секуляризации»:
анализ в фольклористической перспективе

В 1910 г., приступая к описанию жизни и деятельности знаменитого раввина Исроэля Салантера, С. Розенфельд писал: «Борьба между просвещением и старым еврейством, можно сказать, … нашла свое олицетворение в двух крупных фигурах той эпохи: то были д-р Лилиенталь и р. Исроэль Салантер». Такому пониманию эпохи и роли Салантера в ней была суждена долгая жизнь. В конце XX в. Э. Эткес также изображает деятельность Салантера как попытку усилить еврейскую традицию изнутри, чтобы помочь ей сопротивляться возрастающему влиянию Гаскалы.

Благодаря недавним исследованиям движения Гаскалы и формирования еврейской ортодоксии, сегодня нет нужды доказывать, что картина «борьбы между просвещеним и старым еврейством» не сводится к простой бинарной оппозиции. Так, например, Ш. Файнер отмечает, что маскилим «часто изменяли свою позицию от прямой борьбы против "старого" к сохранению и защите "старого" против "нового"». Однако сама по себе оппозиция «нового» и «старого», введенная в обиход еврейской культуры Гаскалой, была новшеством, важнейшая роль которого в процессе модернизации еврейства ускользает, кажется, от внимания исследователей. Данная работа является попыткой восполнить этот пробел.

В первой части работы влияние Гаскалы на еврейскую религиозную жизнь рассматривается в контексте современных дебатов о «теории секуляризации». Это влияние, как я постараюсь показать, связано прежде всего с идеей разделения еврейства на «старое» и «новое», разработанной Гаскалой и ставшей впоследствии общепринятой.

Еврейству, которое отныне мыслило себя разделенным, нужны были новые раввины – хранители и защитники «старины», не чуждые в то же время светским интересам «новых» евреев. Именно такие черты приписываются р. Исроэлю Салантеру в многочисленых легендах, сложившихся в конце XIX в. и зафиксированных в маскильской, религиозной, а затем и в научной литературе. Фольклористический анализ этих легенд, представленный в следующем разделе работы, позволяет увидеть в них нарративное преодоление раскола еврейства на «старое» и «новое», иллюзорное восстановление былого единства.

Применение методов фольклористики к текстам, рассматриваемым обычно как исторические свидетельства, позволяет также критически взглянуть на эти источники, различая в них главные (с точки зрения нарраторов конца XIX - XX вв. и их аудитории) и второстепенные мотивы. Лишь вторые могут рассматриваться как свидетельства, относящиеся к самому Салантеру (первые относятся, очевидно, к более позднему времени и являются источником для изучения коллективных представлений, а не биографии Салантера). Некоторые детали, содержащиеся в этих второстепенных мотивах, в сочетании с архивными документами и другими источниками дают возможность реконструировать события, непосредственно предшествовавшие отъезду Салантера из Вильно в конце 1848 г. и началу движения «мусар». Эта (остающаяся, конечно, гипотетической) реконструкция рисует Салантера весьма отличным от своего легендарного образа и позволяет предположить существование более тесных и сложных связей между Гаскалой и формированием ортодоксии, не сводимых к спонтанной реакции «старого еврейства» на маскильскую критику традиции.

1. «Теория секуляризации» и Гаскала
2. Фольклорное осмысление секуляризации: легенды о р. Исроэле Салантере
3. Легенды о р. Исроэле Салантере как исторический источник


Ваш,
Александр Львов http://lvov.judaica.spb.ru

Пишите мне religion.rjew-owner@subscribe.ru.


В избранное