(7.076/a02) *Три ответа на вопрос о тайне бытия: 2. пессимизм*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Jun-2015 17:34
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет
с вами!
Тема выпуска:
Три ответа на вопрос о тайне бытия: 2. пессимизм
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки),
не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке
используются. Автор текста указывается перед текстом.
> Тогда Иисус сказал Двенадцати:
> не хотите ли и вы отойти?
> Симон Петр отвечал Ему:
> Господи! К кому нам идти?
> Ты имеешь глаголы вечной жизни. (Ин.6)
> ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ПЕССИМИЗМ – под таким условным
наименованием можно объединить ответы второго порядка. Обозначаю
словом «интеллигентный» полную силу и честность
разума(чего никак нельзя сказать об атеизме первого рода).
Здесь отвергается всякая предвзятая догматичность. Признается факт
глубокой таинственности бытия и возможность иных планов существования.
Вполне возможно, что этот видимый, нами познаваемый мир не есть
«ВСЁ» бытие, а только («ЧАСТЬ»
разумеется, не в пространственном значении) какой-то неведомой
нам Конструкции. И по всей вероятности есть, есть
в мире или «над» миром какой-то сверхъестественный
Интеллект, какой-то «Центр»... По-разному можно понимать
и называть это. Главным и решающим в этой группе
ответов является понимание, что Разумное Начало бытия (как бы
не называть его) БЕСКОНЕЧНО ЧУЖДО НАШЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
У нас нет с ним контактов и ему «дела нет»
до наших человеческих идеалов и упований. Христос заблуждался,
называя его Отцом Небесным. Нет – человек для него
не более значит, чем для человека насекомое, которое он давит...
Если и есть в мировой Эволюции какой-то смысл, какие-то
цели – мы для них – только преходящее
средство. В шуточном рассказе Б.Рассела («Наука
и жизнь», 1966, №4,стр. 86) богослову снится
кошмар: он умирает и является ко вратам царства небесного.
Оказывается, что там никто и не думал о земном
человечестве, совершенно затерянном среди миллиардов звезд в одной
из миллиардов галактик... Дело не в физических масштабах,
в плане духовном они недействительны; но физическое это ничтожество
человека в рассказе символизирует, что и духовные его стремления
и надежды с точки зрения Мировой Реальности не имеют
решительно никакого значения, с нею просто несоизмеримы. В качестве
представителя человечества в рассказе фигурирует смешной богослов;
ну, а если бы не он, а Сам Христос явился бы
пред лицом ТАКОЙ Реальности? Это была бы аллегория ужасающего значения.
> Говорят, что прекрасна Природа, отображающая своего Художника.
Это пейзажное впечатление рушится при ближайшем знакомстве
с осьминогом, со вшами... Внешняя красота мира условна,
общий же принцип природного бытия чудовищно безобразен. Мы постоянные
зрители и участники безмолвной битвы за существование
в странном и страшном мире, где всякая жизнь живет только
за счет другой пожираемой или вытесняемой жизни. Хроникальные
фильмы о тропиках, о подводном царстве, городские бойни
напоминают нам эту правду. Иногда зрелище всеобщего взаимопоедания
является нам в особенно издевательских, циничных аспектах.
Паразиты во внутренностях живых существ; кошка, играющая
с полузадушенной мышью; паук, высасывающий муху... Как писал
об этом Марк Твен в <изданых посмертно> «Размышлениях
о религии» (М.,1964, стр. 29):
> «...Можно только поражаться всеобъемлющей
и всепроницающей злобе, которая терпеливо снизошла до того,
чтобы изобрести сложнейшие пытки для самых жалких и крохотных
из бесчисленных существ, населивших землю. Паук был устроен
так, чтобы он не стал есть траву, а вынужден был ловить
мух и других подобных ему созданий и обрекать их на медленную,
мучительную смерть, не сознавая, что скоро придет и его черед.
Оса была устроена так, что она тоже отказывалась от травы
и жалила паука, не даруя ему при этом быстрой и милосердной
смерти, а только парализуя его, чтобы затем сунуть в осиное
гнездо, где ему предстоит еще долго страдать, пока осиный
молодняк будет не торопясь объедать ему ноги. В свою
очередь был обеспечен и убийца для осы и так
далее через весь круг созданий, живущих на земле. Среди них
нет ни одного, которое не было бы предназначено
и приспособлено для того, чтобы нести страдания и смерть
какому-нибудь другому существу и в свою очередь принимать
страдания и смерть от какого-нибудь другого собрата-убийцы...»
> Обращаясь к земной судьбе человека, мы видим и здесь
всюду страдания, великие уродства, великие бедствия. Иногда в них
бывает повинен сам человек; часто же это – безвинные
и, кажется, абсолютно бессмысленные мучения, физические и душевные.
Только вольно или невольно забывая о них, счастливцы,
которых горе пока еще не коснулось, могут жить в относительном
покое. «Мир, этот госпиталь... О, терзания, агонии! Пытки
раненной, задыхающейся, заживо гниющей плоти» (Р.Роллан).
И «царица ужасов» – смерть, разбивающая
вдребезги все, что мы истинно любим. «Мать, жену, друзей,
детей, эти божественные сокровища природа создает и разрушает
с мрачным безразличием; в конечном счете оказывается,
что мы любим, мы обнимаем только тени» (А.Франс).
Об этом писала верующая, святая женщина – монахиня
Мария: «…Из этого мучительного, ничем не оправдываемого
мира, где, может быть, только и есть ценного, что скупо отпущенное
нам человеческое тепло, человеческая нежность к нашим любимым,
чувство сострадания к ним, жертвенный подвиг любви к ним,
где одиночество и ночь только и преодолевается
этим человеческим теплом, этим трогательным и жалким
согреванием друг друга, – из этого мира вдруг
вырывается наши любимые, проходят через всю муку умирания, через
физические страдания смертельной болезни, через испытание душевной
оставленности, – и уходят... ...И наша любовь
сиротеет, изнывает в своей ненужности, в своей бессмыслице.
Вот эту бессмыслицу нежности душа никак не может простить»
(монахиня Мария, «Рождение в смерти»). Поразительно
явление человеческой гениальности; но тем более жестоким и нелепым
представляется уничтожение ее в смерти – особенно
в смерти безвременной. Чехов, Кафка умирают молодыми; а какой-нибудь
негодяй благодушествует чуть ли не до ста лет:
не ясно ли, что «распоряжается» всем этим
Некто или Нечто, для которого всё это абсолютно
безразлично?.. В романе «Три товарища» Э.М.Ремарка
человек в отчаянии от смерти друга и от смертельной
болезни любимой говорит: «Невидящими глазами я смотрел
в небо, в это серое бесконечное небо сумасшедшего Бога,
который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться».
Догадки о «загробном существовании» не утешают.
Если «здесь» судьба так издевательски равнодушна к нашим
страданиям, к нашей любви – то почему мы должны
ожидать чего-то принципиального лучшего «там», в загадочном
холодном «посмертии», как выражаются спириты?
Нет, всё равно – наша любовь, творчество,
подвиг, всё истинно прекрасное и святое в нашей человечности
оказывается безысходно трагично, потому что не имеет никакого
значения в подлинной сущности несоизмеримо огромного, бесконечно
чуждого нам бытия.
> Итак, во второй группе ответов «модель»
мироздания представляется с вероятностью некоего «Центра»;
но неверно, кощунственно было бы называть это религией.
Американский философ Вильям Джемс так выражал суждения пессимиста:
> «...Всякое явления, которое мы готовы
восхвалять, существует бок о бок с каким-нибудь противоположным
явлением, тормозящим то религиозное впечатление, которое первое
производит на ум. Красота и безобразие, любовь и жестокость,
жизнь и смерть живут рядом друг с другом в нерасторжимой
связи, и мало-помалу, взамен прежнего понятия о Божестве,
благосклонном к людям, в нас складывается понятие о грозной
Силе, которая никого не любит и не ненавидит, но
бессмысленно ведет всё без различия к общей погибели.
Какое мрачное, тяжелое, похожее на кошмар мировоззрение!»
(лекция «Стоит ли жить»).
> Кто испытывал состояние такого религиозного пессимизма,
тот знает, что они ужаснее всякого описания. Некоторое
представление об этом может дать «Арзамасский ужас»
в письмах Л.Н.Толстого.
> БЕЗНАДЕЖНОСТЬ – в этом совершенно сходятся
первый и второй ответы о тайне существования. По сути
дела, назовем ли мы Главное Начало бытия мистической «Материей»,
или «Высшим Интеллектом», – не всё ли
равно? Разница только в том, что в первом ответе бытие
есть только бессмыслица, а во втором ответе допускается
возможность какого-то Смысла бесчеловечного, для нас абсолютно
чуждого и враждебного.
> «Я верю в Бога Спинозы, проявляющегося
в упорядоченности мира – но не в Бога,
занимающегося судьбами и делами людей» (Альберт
Эйнштейн). C печалью до́лжно заметить, что в некоторых
рукописных апологиях вторая, отрицательная половина этого изречения
опускается – то есть попросту скрывается факт,
что великий физик не верил в Бога Живаго. Признаюсь,
я испытываю странную симпатию к нашим русским простецам-безбожникам
в этом вопросе: ибо они хранят более достойные воспоминания
о вере в Бога. «Забудет ли женщина
грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы
и она забыла, то Я не забуду тебя» (книга
пророка Исайи). «Зародыш мой видели
очи Твои...» (книга Псалмов). Вот в какого
Бога они верили. Если же «Высший Интеллект»
не помнит, не любит каждого из нас, если он равнодушен
к страданиям своего мира, если он не есть Бог Живый
и Святый – значит, он недостоин наименования
Бога, – значит, и «нет Бога». Если
«Высший Интеллект» не занимается «судьбами
и делами людей», если ему до нас «дела нет»,
то и нам нечего о нём думать: будем полагаться только
на себя самих, на наше человеческое сиротское братство,
изучать и покорять природу – и так далее
и тому подобное. «Бога нет» –
нам чудится в этом попрание всякой святыни и моральное «всё позволено»;
на самом же деле в этом выражении часто заключается
лишь напоминание о том, что нам приходится рассчитывать
только на себя самих в этом безбожном, трагическом мире.
> Психология наших неверующих современников должна бы стать
предметом самого пристального церковного изучения. Ведь по сути
дела для них действительность есть просто КОШМАР –
кошмар бессмысленности или кошмар бесчеловечного, кощунственного
смысла. И вот, вопреки этой теоретически абсолютной, отчаянной
безнадежности – откуда у них эта ВОЛЯ К ЖИЗНИ?
Не просто и не только животный инстинкт –
а сознательная и свободная, ДОБРАЯ ВОЛЯ к творческой
осмысленной жизни, «достойной человека»... Апостол
Павел изображал отчаяние неверующих словами пророка: «станем
есть и пить – ибо завтра умрем!» (к Коринфянам
I, гл. 15). Наши неверующие современники не говорят
и не поступают так. Имею в виду не всех, а неверующих
ЛЮДЕЙ ДОБРОЙ ВОЛИ (об этом – потом, ниже). Они ДЕЙСТВУЮТ
так, как будто в последней, невыразимой глубине души
не принимают ни первого, ни второго описанных выше
истолкований мировой тайны. Но в таком случае возможен только
еще один, третий ответ – РЕЛИГИОЗНЫЙ.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.