Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.067/lp25) *Пятидесятница: утешение и истинное призвание*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 01-Jun-2015 9:17


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Пятидесятница: утешение и истинное призвание
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.
(2-я из бесед, приведенных в этом выпуске, была в вып. #3095 рассылки "Мысли о вере и Церкви". 1-я беседа была в сокращении в вып. #2954 той же рассылки.)

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1660 слов)

 

 

> Ожидая великого утешения

> Есть поразительное, хотя и отнюдь не громкое русское слово, которое, однако, всё меньше и меньше вмещается в словарь современности. Слово это – «утешение». «Он утешил меня», – говорит человек про того, кто обрадовал, пожалел его, посочувствовал ему или, наконец, просто обратил на него внимание. И то же слово употребляем мы, когда говорим про книгу, пришедшуюся нам по душе, про искусство, осветившее нас своим неподдельным светом, про Бога и веру, наконец.

> И как поразительно поэтому и как глубоко то, что в Евангелии Дух Святой назван «Утешителем». В Своей прощальной беседе за несколько часов до предательства, страданий и смерти Христос говорит ученикам: А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16:5-7).

> Итак, от Самого Христа мы знаем еще одно Божественное имя, и имя это – Утешитель. И, следовательно, всё подлинное, всё божественное в мiре, действительно, заслуживает быть названным этим чу́дным словом – «утешение».

> Я говорю об этом потому, что в отождествлении религии с утешением состоит одно из главных обвинений, направленных против нее антирелигией. Вся антирелигиозная пропаганда построена на этой аксиоме: «Религия – это не что иное, как возможность утешиться, не что иное, как компенсация за царящие на земле несправедливость и хаос. Поэтому религия – для рабов, для слабых, не для сильных, поэтому религия – орудие эксплуатации и т.д. Сильному религия не нужна, потому что ему не нужно утешение, ибо утешение – всегда обман, иллюзия, бегство от реальности, а борец не бежит – он прямо смотрит в лицо реальности, какой бы та ни была».

> Да, как будто это так, как будто тема слабости проходит через всё христианство и через само Евангелие: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). И разве не называет наш народ свои святыни, свои чудотворные иконы такими вот сладостно-утешительными именами – «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших»? Разве не возносилась всё время с нашей земли эта мольба об утешении и помощи: «Заступнице усердная...»5?

> И что же? Я думаю, что религии, христианству стыдиться всего этого нечего. Как не следует и скрывать того, что мiр, где не будет нуждаться человек в утешении, мiр, откуда изгнано будет, в котором забудут это удивительное слово, окажется мiром бесчеловечным.

> Нам достаточно того, что про Самого нашего Спасителя и Господа сказано в Евангелии, что страшной ночью в темном саду он начал скорбеть и тосковать (Мф.26:37). И хотел, ждал, просил утешения и помощи у учеников, друзей Своих, а те спали, измученные страхом. Да, этого одинокого, скорбящего и тоскующего Человека мы называем Богом и Господом, к Нему возводим и от Него получаем смысл всего существующего. И потому не считаем утешение признаком слабости, и потому убеждены, что не нуждающийся в нём утратил в себе нечто исконно человеческое. Ибо такой человек уже не способен различать в мiре глубинное зло и одновременно утратил тоску по иному, высшему. Вот, думает он, еще с тем-то и с тем-то поборюсь, то-то и то-то подправлю, то-то и то-то выкорчую, и выйдет мiр на славу – удобный, прочный, счастливый. Таков, в сущности, смысл той плоской идеологии, что навязывают нам взамен религии и во имя которой издеваются над утешением. И будут в этом «счастливом» мiре бродить бесчувственные роботы, неспособные понять, что «счастье» их кошмарнее, бесчеловечнее самого страшного, самого неизбывного горя и страдания!

> Ибо, конечно, не в этом псевдосчастье сила человека, а в его способности нуждаться в утешении и самому утешать, ибо утешение и есть настоящая сила. Спуститься в самую тьму, оказаться в самой сердцевине страдания, начать «скорбеть и тосковать» и не рухнуть, не извериться в свете, любви и радости – это и есть утешение. И потому имя Бога, имя Духа Святого – Утешитель.

> «Царю Небесный, Утешителю... прииди и вселися в ны...» Не о чём-то иллюзорном просим мы, произнося слова этой молитвы, не о бегстве от мiра, а о том, чтобы не сдаться тьме, не отождествить эту тьму с истинной реальностью, не потерять того света, который, как сказано в Евангелии, тьма не объяла (Ин.1:5). И это так потому, что утешение – всегда от веры, всегда от надежды и, главное, всегда от любви. Нелюбящий не может утешить, ибо в горе и страдании утешают всегда не слова и доводы, но всегда только участие, любовь и сочувствие.

> В эти послепасхальные дни Церковь начинает жить ожиданием Утешителя, ожиданием, что исполнится обещание Христа о пришествии Утешителя, что за всем горем и страданием, за всей бессмыслицей и скукой жизни наступит таинственный «третий час»6, и над мiром, пусть невидимо, воцарится утешение и будет сильнее той тьмы, которая царствует вокруг нас.

> В этом смысл тех пятидесяти дней, что начинаются в Церкви сразу после Пасхи и приводят нас к Пятидесятнице, к «последнему и великому дню»7, в который вспоминаем мы «Духа пришествие, и ожидания исполнение, и утешения полноту»8. Так молится Церковь, и знает, и проповедует всем отчаивающимся возможность божественного утешения, потому что сила его не иссякнет в мiре, сколько бы ни было в нём страдания, горя и злобы.

> И потому эти пятьдесят дней – не отдых, не передышка в церковной жизни, а, может быть, самый глубокий из всех ее периодов – время, когда мы начинаем понимать, что в мiре, где умер и воскрес Христос, можно и нужно ждать великого, радостного утешения от Святого Духа.

 

> Истинное призвание

> «Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» – так поет Церковь, начиная праздник Пятидесятницы, который приходит каждый год спустя пятьдесят дней по Пасхе. В этот праздник вспоминает она и, вспоминая, снова во всей силе переживает то, о чём рассказывает книга Деяний апостолов. А в ней говорится следующее: При наступлении дня Пятидесятницы все они (т.е. ученики Христа. – Прот. А.Ш.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать /…/ И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2:1-4,12-21).

> Вот рассказ Деяний апостолов. Какие странные слова! Что значили они тогда, что значат теперь, когда праздник Пятидесятницы, этот день Господень, великий и славный, празднуется уже две тысячи лет?

> «Ветер», «дух», «огонь» – вот произносим мы эти слова и чувствуем, что указывают они на какую-то глубочайшую перемену, на начало чего-то нежданного. Вот было нестерпимо душно, но внезапно подул сильный ветер и разогнал эту духоту, и полной грудью вдыхаем мы обновленный воздух. Вот закисла и в стоячее болото превратилась сама наша жизнь, и закрыт наглухо ее горизонт, и так тосклива она и безотрадна, но врывается в нее свет любви, обещание свободы, огонь творчества – и всё обновилось.

> Пусть это всего лишь немощные человеческие слова. Но, быть может, они хотя бы намекают на то, что составляет сердце христианства, – на веру в пришествие Духа, в одухотворение жизни, в победу над всяким рабством, всякой инерцией и ограниченностью. Об этом пришествии Духа учил, его предвозвещал Христос. Он говорил, что придет Утешитель и что цель человеческой жизни – принять Его. И с тех пор, с того таинственного «третьего часа» всё лучшее, всё подлинное в христианстве жило верою в Духа Святого, опытом Его пришествия, опытом неизреченного, света и радости исполненного общения с Ним. И эту веру, этот опыт празднует Церковь в великий и славный день Пятидесятницы.

> Но почему Пятидесятницы? В чём смысл этих пятидесяти дней? От седой древности земное время связывалось человеком с числом семь, которое стало символом нашего мiра, ограниченного пространством и временем, законами природы и причинно-следственными связями. И сколько бы ни было этого времени за нами и впереди нас, мы всегда в плену у него. И даже помножив семь на семь, невозможно выйти за пределы нашего ограниченного мiра. Число же пятьдесят – сорок девять плюс единица – означало в древней символике то, что выходит за пределы вечной семерки, то, что преодолевает и обновляет мiр, без остатка ей подчиненный. В нашем земном опыте нет первого, новое время начинающего дня, но в духовном опыте он есть. Духом мы преодолеваем эту ограниченность, освобождаемся от нее и, оставаясь во времени и пространстве, перестаем быть их рабами.

> И всё это прямо обратно тому, что утверждает о человеке казенная материалистическая идеология, ибо для этой последней цель всего – подчиниться безличным законам природы, раствориться во времени, исчезнуть в пространстве. Но в день Пятидесятницы дается нам опытно, непосредственно ощутить другое свое призвание – победить всякое рабство, осознать себя навеки свободным. Духом и для Духа создан человек, хотя и забывает он о Духе, отдаваясь в рабство материи. И вот наступает опять праздник победы Духа над всем, что обезличивает человека. Праздник свободы – ибо свободен один только Дух, материя же знает лишь рабство. Праздник радости – ибо она возможна только в Духе, а не в безличных «законах природы». Праздник света – ибо только в Духе светит мiру вечная жизнь. Праздник человека – ибо только принимая Духа Святого и в себе самом открывая дух, становится человек подлинным человеком.


> 5 Тропарь Казанской иконы Божией Матери.

> 6 Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в третий час дня (Деян.2:15) . <По нашему счету времени это соответствует девяти часам утра.>

> 7 Ср.: «Иже и в сей последний и великий, и спасительный день Пятидесятницы праздника тайну Святыя... Троицы показавый нам...» (Вечерня в Св. Пятидесятницу. Третья «коленопреклонная» молитва).

> 8 Ср.: «Пятидесятнцу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение...» (Св. Пятидесятница. Великая вечерня.Стихира 1-я на Господи, воззвах).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp25_067.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«
         »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 

В избранное