(7.067/lp25) *Пятидесятница: утешение и истинное призвание*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
01-Jun-2015 9:17
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет
с вами!
Тема выпуска:
Пятидесятница: утешение и истинное призвание
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки),
не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке
используются. Автор текста указывается перед текстом.
Автор: протопресвитер
Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»",
Т. II.
(2-я из бесед, приведенных в этом выпуске,
была в вып.
#3095 рассылки "Мысли о вере и Церкви".
1-я беседа была в сокращении в вып.
#2954 той же рассылки.)
> Есть поразительное, хотя и отнюдь не громкое русское
слово, которое, однако, всё меньше и меньше вмещается
в словарь современности. Слово это – «утешение».
«Он утешил меня», – говорит человек про того,
кто обрадовал, пожалел его, посочувствовал ему или, наконец,
просто обратил на него внимание. И то же слово употребляем
мы, когда говорим про книгу, пришедшуюся нам по душе,
про искусство, осветившее нас своим неподдельным светом, про Бога
и веру, наконец.
> И как поразительно поэтому и как глубоко то, что
в Евангелии Дух Святой назван «Утешителем». В Своей
прощальной беседе за несколько часов до предательства,
страданий и смерти Христос говорит ученикам: А теперь
иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает
Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это,
печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше
для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду,
Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю
Его к вам (Ин.16:5-7).
> Итак, от Самого Христа мы знаем еще одно Божественное
имя, и имя это – Утешитель. И, следовательно, всё подлинное,
всё божественное в мiре, действительно, заслуживает быть
названным этим чу́дным словом – «утешение».
> Я говорю об этом потому, что в отождествлении
религии с утешением состоит одно из главных обвинений,
направленных против нее антирелигией. Вся антирелигиозная пропаганда
построена на этой аксиоме: «Религия – это не что
иное, как возможность утешиться, не что иное, как компенсация
за царящие на земле несправедливость и хаос. Поэтому
религия – для рабов, для слабых, не для сильных,
поэтому религия – орудие эксплуатации и т.д. Сильному
религия не нужна, потому что ему не нужно утешение, ибо утешение –
всегда обман, иллюзия, бегство от реальности, а борец
не бежит – он прямо смотрит в лицо реальности,
какой бы та ни была».
> Да, как будто это так, как будто тема слабости
проходит через всё христианство и через само Евангелие:
Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас (Мф.11:28). И разве не называет
наш народ свои святыни, свои чудотворные иконы такими
вот сладостно-утешительными именами – «Всех скорбящих
Радость», «Взыскание погибших»? Разве не возносилась всё время
с нашей земли эта мольба об утешении и помощи:
«Заступнице усердная...»5?
> И что же? Я думаю, что религии, христианству
стыдиться всего этого нечего. Как не следует и скрывать
того, что мiр, где не будет нуждаться человек в утешении,
мiр, откуда изгнано будет, в котором забудут это удивительное
слово, окажется мiром бесчеловечным.
> Нам достаточно того, что про Самого нашего Спасителя
и Господа сказано в Евангелии, что страшной ночью в темном
саду он начал скорбеть и тосковать (Мф.26:37).
И хотел, ждал, просил утешения и помощи у учеников,
друзей Своих, а те спали, измученные страхом. Да, этого
одинокого, скорбящего и тоскующего Человека мы называем
Богом и Господом, к Нему возводим и от Него
получаем смысл всего существующего. И потому не считаем
утешение признаком слабости, и потому убеждены, что не нуждающийся
в нём утратил в себе нечто исконно человеческое. Ибо такой
человек уже не способен различать в мiре глубинное зло
и одновременно утратил тоску по иному, высшему. Вот, думает
он, еще с тем-то и с тем-то поборюсь, то-то и то-то
подправлю, то-то и то-то выкорчую, и выйдет мiр на славу –
удобный, прочный, счастливый. Таков, в сущности, смысл той плоской
идеологии, что навязывают нам взамен религии и во имя
которой издеваются над утешением. И будут в этом
«счастливом» мiре бродить бесчувственные роботы, неспособные понять,
что «счастье» их кошмарнее, бесчеловечнее самого страшного,
самого неизбывного горя и страдания!
> Ибо, конечно, не в этом псевдосчастье сила человека,
а в его способности нуждаться в утешении и самому
утешать, ибо утешение и есть настоящая сила. Спуститься
в самую тьму, оказаться в самой сердцевине страдания,
начать «скорбеть и тосковать» и не рухнуть, не извериться
в свете, любви и радости – это и есть
утешение. И потому имя Бога, имя Духа Святого –
Утешитель.
> «Царю Небесный, Утешителю... прииди и вселися в ны...»
Не о чём-то иллюзорном просим мы, произнося слова этой молитвы,
не о бегстве от мiра, а о том, чтобы не сдаться
тьме, не отождествить эту тьму с истинной реальностью,
не потерять того света, который, как сказано в Евангелии,
тьма не объяла (Ин.1:5). И это так потому,
что утешение – всегда от веры, всегда от надежды
и, главное, всегда от любви. Нелюбящий не может утешить,
ибо в горе и страдании утешают всегда не слова и доводы,
но всегда только участие, любовь и сочувствие.
> В эти послепасхальные дни Церковь начинает жить ожиданием
Утешителя, ожиданием, что исполнится обещание Христа о пришествии
Утешителя, что за всем горем и страданием, за всей
бессмыслицей и скукой жизни наступит таинственный «третий час»6,
и над мiром, пусть невидимо, воцарится утешение и будет
сильнее той тьмы, которая царствует вокруг нас.
> В этом смысл тех пятидесяти дней, что начинаются
в Церкви сразу после Пасхи и приводят нас к Пятидесятнице,
к «последнему и великому дню»7,
в который вспоминаем мы «Духа пришествие, и ожидания исполнение,
и утешения полноту»8.
Так молится Церковь, и знает, и проповедует всем отчаивающимся
возможность божественного утешения, потому что сила его не иссякнет
в мiре, сколько бы ни было в нём страдания,
горя и злобы.
> И потому эти пятьдесят дней – не отдых,
не передышка в церковной жизни, а, может быть, самый глубокий
из всех ее периодов – время, когда мы начинаем
понимать, что в мiре, где умер и воскрес Христос,
можно и нужно ждать великого, радостного утешения от Святого
Духа.
> Истинное призвание
> «Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» –
так поет Церковь, начиная праздник Пятидесятницы, который приходит
каждый год спустя пятьдесят дней по Пасхе. В этот праздник
вспоминает она и, вспоминая, снова во всей силе переживает
то, о чём рассказывает книга Деяний апостолов. А в ней
говорится следующее: При наступлении дня Пятидесятницы
все они (т.е. ученики Христа. –
Прот. А.Ш.) были единодушно вместе. И внезапно
сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного
ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились
им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному
на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго,
и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
/…/ И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу:
что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились
сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил
голос свой и возгласил им: мужи иудейские, и все живущие
в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте
словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь
третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет
в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую
плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями
вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле
внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится
во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели
наступит день Господень, великий и славный. И будет:
всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2:1-4,12-21).
> Вот рассказ Деяний апостолов. Какие странные слова! Что значили
они тогда, что значат теперь, когда праздник Пятидесятницы,
этот день Господень, великий и славный, празднуется уже две тысячи
лет?
> «Ветер», «дух», «огонь» – вот произносим мы
эти слова и чувствуем, что указывают они на какую-то глубочайшую
перемену, на начало чего-то нежданного. Вот было нестерпимо
душно, но внезапно подул сильный ветер и разогнал эту духоту,
и полной грудью вдыхаем мы обновленный воздух. Вот закисла
и в стоячее болото превратилась сама наша жизнь,
и закрыт наглухо ее горизонт, и так тосклива она
и безотрадна, но врывается в нее свет любви, обещание
свободы, огонь творчества – и всё обновилось.
> Пусть это всего лишь немощные человеческие слова. Но, быть
может, они хотя бы намекают на то, что составляет
сердце христианства, – на веру в пришествие
Духа, в одухотворение жизни, в победу над всяким
рабством, всякой инерцией и ограниченностью. Об этом пришествии
Духа учил, его предвозвещал Христос. Он говорил, что придет
Утешитель и что цель человеческой жизни – принять
Его. И с тех пор, с того таинственного «третьего
часа» всё лучшее, всё подлинное в христианстве жило
верою в Духа Святого, опытом Его пришествия, опытом неизреченного,
света и радости исполненного общения с Ним. И эту веру,
этот опыт празднует Церковь в великий и славный день Пятидесятницы.
> Но почему Пятидесятницы? В чём смысл этих пятидесяти
дней? От седой древности земное время связывалось человеком
с числом семь, которое стало символом нашего мiра, ограниченного
пространством и временем, законами природы и причинно-следственными
связями. И сколько бы ни было этого времени за нами
и впереди нас, мы всегда в плену у него. И даже
помножив семь на семь, невозможно выйти за пределы нашего ограниченного
мiра. Число же пятьдесят – сорок девять плюс единица –
означало в древней символике то, что выходит за пределы
вечной семерки, то, что преодолевает и обновляет мiр,
без остатка ей подчиненный. В нашем земном опыте
нет первого, новое время начинающего дня, но в духовном
опыте он есть. Духом мы преодолеваем эту ограниченность,
освобождаемся от нее и, оставаясь во времени и пространстве,
перестаем быть их рабами.
> И всё это прямо обратно тому, что утверждает
о человеке казенная материалистическая идеология, ибо для этой
последней цель всего – подчиниться безличным законам
природы, раствориться во времени, исчезнуть в пространстве.
Но в день Пятидесятницы дается нам опытно, непосредственно
ощутить другое свое призвание – победить всякое
рабство, осознать себя навеки свободным. Духом и для Духа
создан человек, хотя и забывает он о Духе, отдаваясь в рабство
материи. И вот наступает опять праздник победы Духа над всем,
что обезличивает человека. Праздник свободы – ибо
свободен один только Дух, материя же знает лишь рабство. Праздник
радости – ибо она возможна только в Духе, а не в безличных
«законах природы». Праздник света – ибо только в Духе
светит мiру вечная жизнь. Праздник человека – ибо только
принимая Духа Святого и в себе самом открывая дух, становится
человек подлинным человеком.
> 5 Тропарь Казанской
иконы Божией Матери.
> 6 Сошествие Святого
Духа на апостолов произошло в третий час дня
(Деян.2:15) . <По нашему счету времени это соответствует
девяти часам утра.>
> 7 Ср.: «Иже и в сей
последний и великий, и спасительный день Пятидесятницы
праздника тайну Святыя... Троицы показавый нам...» (Вечерня в Св. Пятидесятницу.
Третья «коленопреклонная» молитва).
> 8 Ср.: «Пятидесятнцу
празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания,
и надежды исполнение...» (Св. Пятидесятница. Великая
вечерня.Стихира 1-я на Господи, воззвах).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.