Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска: Проблемы
воцерковления (2)
В связи с возникающими
иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Обратите внимание, что редактор-составитель
рассылки не является, как правило, автором текстов, которые
в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
> Приступим теперь к более подробному рассмотрению
разных сторон катехизации. Воцерковление процесс не одномерный,
его особенности зависят от того, по каким побуждениям
человек вошёл в Церковь. Побуждения эти многочисленны и индивидуальны,
но можно свести их к трём основным. Почему люди приходят
в Церковь? 1) Чтобы Церковь решила их проблемы
как внутренние, так и внешние; 2) по национально-патриотическим
(реже эстетическим, политическим и др.) соображениям,
возвращаясь к "вере отцов", и 3) в силу религиозного
искания истины. Церковь с любовью принимает всякого человека,
по какой бы причине он не обратился к ней; но вместе
с тем, к каждой из этих групп катехуменов необходим
особый подход, чтобы воцерковление принесло действительный плод, а не взрастило
заложенные в перечисленных побуждениях содержащиеся в них
плевелы заблуждений и подмен.
> * * *
> Мы живём в падшем, испорченном грехом
мире; скорби и страдания, добывание в поте лица хлеба своего
(Быт.3,19) непременный удел всякого человека на земле.
Внутренняя неудовлетворённость, неустроенность души, невозможность
справиться со своими страстями, нестроения в семьях, нескладывающиеся
отношения между близкими (и неблизкими) людьми; социальная неустроенность,
карьерные неудачи, недостаточность материального положения; пьянство,
наркомания, разнообразные зависимости; супружеская неверность; дети;
болезни свои и близких… список может быть продолжен до бесконечности.
Бедный человек, живя на земле, как будто попадает в бесчувственный
механизм Хода Вещей, который своими постоянно проворачивающимися проблемами
делает нашу жизнь порой невыносимой... Чувствуя, что есть в мире
нечто, что свободно от этой железной детерминированности
земного существования Церковь Христова, множество людей,
имея религиозное чувство и веру в Бога (по большей
части смутные и неопределённые), входят в неё, надеясь,
что от этого облегчится их жизнь.
> В наличной церковной действительности этот
импульс получает охотное подхватывание, на нём строится наше обычное
стихийное воцерковление. В проповедях, брошюрках, приходских
СМИ, в беседах с пастырями людям сообщается, что Церковь
это как раз то, что им нужно, именно она и решит все проблемы,
которые привели людей к церковному порогу. Мучает человека алкоголизм
молебен мч. Вонифатию, акафист Неупиваемой Чаше. Нестроения в семье
водичку с молебна мчч. Гурию, Самону и Авиву взять, кропить
в доме, мужу подливать в пищу. Не складываются отношения
с начальником? квартирный вопрос? дети распустились? экзамен
сдать? к блаж. Матроне (универсальная помощь от всего).
Терзают зависимости, страсти? Генеральная исповедь, утренние-вечерние
молитвы, обязательно на Всенощную в субботу и на Литургию
в воскресенье. Ну, причащаться почаще; чтобы не болеть
пособороваться, а то и на отчитку съездить, в паломничество,
или в почитаемый источник окунуться. Уныние, внутри всё как "заржавело"?
псалтирь читать. Не понимаешь? неважно, главное, что бесы
понимают. И т.д., и т.п.
> Я совершенно далёк от того, чтобы как-то
смеяться над всем этим. Человеческие проблемы и желание
решить их, избежать их абсолютно законны, и вызывают
и сочувствие, и желание помочь. Но дело всё в том,
что Церковь никакие проблемы не решает, она
совсем о другом. То правда, что перемена жизни,
обращение к Богу, молитва, отказ от смертных грехов действительно
изменяют многое в жизни людей; но это есть лишь некое следствие
(а вовсе не цель) начавшейся церковной жизни. Наша приходская
катехизация берёт на вооружение эти действительно яркие и многочисленные
случаи и делает из них вывод, что вот, это изменилось
в твоей жизни, значит, и всё остальное тоже со временем
изменится так, как тебе нужно, если, например, умножить посещение
храма, пощение, исполнение молитвенного правила и т.п. Но вот
проходят годы, а с ними период неофитства,
одна из особенностей которого отодвигать на время
страсти и проблемы… и они возвращаются. Опыт показывает:
если человек пил он опять начинает пить, хотя и исповедуется,
и причащается, и служит молебны. Подверженный блудной страсти
всё с большим трудом удерживается от грехов, хотя и постится,
и молится мц. Фомаиде. Отношения с людьми не только
не улучшаются, но становятся ещё хуже, хотя вся жизнь
выстроена по церковным правилам... Бывают, конечно, случаи полного
избавления в Церкви от тех или иных страстей, пороков и недостатков,
но они очень не часты, а в массе своей,
как показывает опыт, после некоторой ремиссии всё возвращается
к тому, чем человек был до своего воцерковления, пусть
даже он и погрузился в самые глубины церковной жизни, стал,
например, монахом или священником. Даже если он видит в себе
такое положение вещей и старается изменить его постом, молитвами,
хождением в церковь, чтением святоотеческих книг и проч.
затраченные усилия дают непропорционально малый результат. Наконец,
руки опускаются, энергия бороться с собою вышеуказанными средствами
иссякает... и бедный человек, чаще на уровне чувств,
а иногда и сознательно, приходит к выводу: раз моя проблема
не решилась значит, Церковь мне не помогла.Дал нам Бог духа... силы, любви и целомудрия (2Тим.1,7)...
но где всё это? всё церковное исполняю, а плода
нет... выходит, Церковь обманула меня... Отсюда разочарование,
крайнее уныние и настоящая духовная трагедия, свидетелем чего
мне не раз приходилось быть на исповеди.
> Но никто не сказал приходящим к таким
тяжёлым выводам людям (а их немало, увы!) при их воцерковлении,
что Церковь и не должна напрямую решать все
их проблемы. Протопресвитер Александр Шмеман пишет, что ошибка
сводить веру "к себе и своим проблемам. Суть христианствамне всегда, с детства, представлялась в том, что оно
не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека
в тот план, где их нет. В том же плане, в котором
они есть, они потому и есть, что они неразрешимы"
(Дневники. М., 2005, стр. 34-35). Катехизическая установка
на "решение проблем" снимает с человека ответственность,
и, в обмен на свободу, перекладывает её на Церковь.
Но это неверный и, по сути, магический подход, непременно
обнаруживающий свою ложь и рано или поздно терпящий фиаско.
Человек должен решать свои проблемы сам, и только сам, своим
нравственным и духовным трудом. Безусловно, Церковь помогает
увидеть эти проблемы и их корни, укрепляет человека
благодатью Божией в свободном и ответственном его действовании;
но главное всё же то, что Церковь
вводит человека в жизнь Царства Христова, в соединение
с Богом, в небесную реальность, изымает его из детерминированности
Хода Вещей, в свете чего проблемы теряют для человека своё
значение проблем и становятся благим и желанным полем исполнения
заповедей Христовых, на котором сокрыта драгоценнейшая жемчужина
(Мф.13,44-46), теми неизбежными скорбями, которыми нам надлежит
войти в Царство Небесное (Деян.14,22), игом
но во Христе благим, бременем но во Христе лёгким
(Мф.11,30)... Если бы людям, переживающим вышеописанное разочарование,
об этом сказали в начале их церковной жизни, то их духовные
усилия были бы направлены на другое, и разочарования бы
не было. Вероятно, был бы почти у всех встречающийся
кризис, но вооружённый правильным знанием человек без сомнения
преодолел бы его, обретая в самом кризисе ценнейший опыт евангельской
правды.
> Итак, воцерковление не должно базироваться
на постулате "Церковь решит все ваши проблемы". Начинать
воцерковление нужно совсем с другого с осознания
человеком получаемой им в Боге свободы и неразрывно связанной
с ней личной ответственности за свою жизнь. И нужно
предупреждать людей, что наоборот, у них могут появиться
проблемы. Мы нередко видим, что человек входит в Церковь
и на него откуда ни возьмись наваливаются ужасные несчастья,
скорби и беды. Об этом говорит и Священное Писание.
Когда Моисей благовествовал израильтянам избавление от рабства,
и народ с радостью принял эту весть, то фараон,
будучи ожесточен Господом, наложил на народ Божий большее
и тяжёлейшее иго (Исх. гл. 5). Катехизация должна начинать с того,
что нам в Церкви даётся другая реальность
Царство Божие. За это придётся многим и пожертвовать; но именно
эта добровольная жертва даёт человеку силу и свободу разобраться
в том числе и со своими проблемами.
> Возразят: но для большинства путь к Богу
по большей части возможен именно через скорби и проблемы;
если не утешать их мнением, что эти их проблемы
решатся (или хотя бы облегчатся), то люди окажутся вне Церкви.
Важно, конечно, что люди обращаются в своих бедах к Богу.
Но нужно сразу говорить им о том, что в Церкви речь
идёт, по совершенно точному выражению прот. Александра
Шмемана, не о решении проблем, а о снятии
их в свете достигшего до нас (Мф.12,28) Царства Христова,
когда для человека любовь ко Христу (и главное
любовь Христа к нему) становятся значимее и реальнее земного
Хода Вещей. Ко всем, к каждому лично обращена заповедь
ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это
всё приложится вам (Мф.6,33). Приложится то, что надо
каждому; бывает, что человеку для его пути к Богу как раз
необходимы проблемы, чтобы он увидел в них руку Божию,
"перемаливал" их, учился поступать в них по-евангельски, совершенствовал
свою душу.
> Очень важно также, чтобы в Церкви звучала
только правда. Если человеку наобещать от лица Церкви, что Бог решит
все его проблемы, а этого не случится человек
неизбежно придёт к мысли, что Бог и Церковь его обманули.
Катехизация должна предложить людям не что-то неопределённое
(ибо, я думаю, ни один даже самый опытный и облагодатствованный
пастырь не дерзнёт со 100%-й уверенностью от имени
Бога обещать, что Бог непременно человеку сделает то, что он хочет),
но твёрдое и незыблемое основание, которое есть только
и исключительно Сам Христос (1Кор.3,10-11). Наша задача
показать человеку Истину и указать точный путь к ней, не умалчивая
и сложностей на этом пути; но не предлагать людям "бытовое
обслуживание" при помощи внешней церковности. Ориентировать
воцерковление надо исключительно религиозно. Другое дело, что к каждому
человеку нужен индивидуальный подход, у всех своя мера и степень
религиозности; необходимо учитывать и внутреннее, и внешнее
состояние человека, и условия его жизни, и (кстати)
его проблемы, но подменять религиозное бытовым
в деле катехизации недопустимо.
> Подытоживая, можно сказать, что общая задача
воцерковления катехуменов этой группы постараться перевести
людей с позиции "решения проблем" к поиску собственно религиозной
истины и духовной жизни.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо.)