Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска: Заповеди
В связи с возникающими
иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Обратите внимание, что редактор-составитель
рассылки не является, как правило, автором текстов, которые
в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
> "Не сметь командовать", командовал коммунистический диктатор.
Сатана запрещает командовать другим, чтобы командовать самому. В человеке
соседствует это сатанинское бунт против команды во имя команды
и собственно человеческое: бунт против команды во имя свободы.
> Команда, заповедь, в общем, повелительное наклонение плохи тем,
что вытесняют общение. О любви нельзя сказать в повелительном наклонении.
Бог Библии на удивление в этом смысле не похож на человека. Человек командующий
скрывает свои эмоции. Бог Библии нервничает, гневается, ревнует,
любит и, что самое удивительное, говорит об этом человечеству словно
девчонка девчонке.
> Греховность человека не в том, что он тонет сам и топит других, а в том, что он думает, будто тонет а ведь стоит на твёрдой земле.
Сам образ моря, бушующего "житейского моря", в котором плавают нафаршированные
пророками киты, образ больного воображения. Кто переживает жизнь
как море, тот видит в ближнем утопающего, и начинает командовать
ближним: протяни руку! А то просто ударит по голове, чтобы не дёргался,
и будет вытаскивать на берег. А берега-то и нет, ведь нет и реки!
Не надо никого бить по голове, никто не тонет! Вокруг прекрасный
Божий мир, Божия забота и ласка, и единственное, что с этим не гармонирует протухшее человеческое нутро. Человек на 90% состоит из воды, а дух человеческий на 99% состоит из воды затхлой, стоячей, эгоистичной.
Человек не утопающий, которого надо спасти, а гниющий, которому
надо дать возможность распахнуть окна и двери, проверить себя, заглянуть
в другого. Командовать (тем более, бить) здесь так же неуместно, как лечить заикание накладыванием гипса на язык.
> Заповедь не есть с древа познания, с древа власти, кажется современному
человеку слишком жестокой, потому что она дана без объяснения причины.
Слова Бога о том, что вкушение плода повлечёт за собой смерть, воспринимаются
нами как угроза, описание кары. Между тем, это именно объяснение причины.
Смерть не наказание за властолюбие, а следствие властолюбия
и сама суть властолюбия. Командующий разрушает ткань жизни,
режет её ножницами на мелкие полоски, аккуратные, но ни на что не годные.
> Заповедей слишком много. Если бы существовало только десять заповедей,
данных на Синае но есть еще и заповеди блаженства, данные на безымянной горе Иисусом. А как соединишь заповедь "не убий" с заповедью
"блаженны миротворцы"? Нельзя ведь соединить идею с воздухом, хотя
оба невидимы и невесомы. Кое-что общее у ветхозаветных и новозаветных
заповедей найти можно, но это всегда будет некоторая казуистика вроде шуточных
загадок: "Что общего у рояля с унитазом?" Да, миротворцы вдохновляются
заповедью "не убий" но сколько подлинных миротворцев брались
за меч и убивали!
> Апостол Павел предельно заострил проблему, заявив, что "заповеди:
не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй,
не пожелай чужого и все другие заключаются в сем
слове: люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим.13:9). Наша
любовь к любви мощно свидетельствует против апостола: любовь
не живет в судах и прокуратурах. Ее можно встретить
там в сердцах, но и на дне моря можно встретить
человека в стальном шаре. Любовь несоизмерима с идеями
справедливости и честности, как несоизмерим Эверест и микроб
хотя средства измерения существуют. Любовь кощунственно сопоставлять
с уголовным кодексом, как кощунственно сопоставлять Евангелие
и Программу КПСС хотя сходство на уровне буквы
есть. "Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение
закона", говорит апостол, а Христос говорит
погубивший свою душу, спасет ее, и опыт подтверждает, что часто
нарушение закона есть любовь. Апостол утверждает, что "любящий
другого исполнил закон", а нам остается только удивляться: неужели
в Римской империи законы исполнялись людьми иного психологического
склада, чем сейчас?
> Про любовь мы всё понимаем правильно. Мы не понимаем смысла
слова "заповедь"! Для нас это запрет, и поэтому мы удивлены
размышлениями апостола. Запретом заповедь является для тех, кто хочет ее нарушить, разрушить, для тех, кто стоит снаружи заповеди.
Заповедники эти крохотные райские сады для животных начинаются
именно с заповедей, которые тоже можно воспринять как запреты, и именно
"не убий" есть главная идея заповедника. Кто воспринимает эту заповедь
как запрет? Тот, кто хочет проникнуть в заповедник, чтобы пострелять.
Тот, кто хочет побывать в заповеднике (то есть, по прямому смысла
слова "побывать" причаститься бытию заповедника), воспринимает заповедь
"не стреляй" как пожелание, а не как запрет. Так же воспринимали бы
заповедь животные, если бы знали, что охраняет их.
> Пожелание то есть, нечто, что, собственно, не обязательно соблюдать
и что очень легко нарушить. Действительно, трудно нарушить уголовный
кодекс по крайней мере, психологически трудно, но заповедь нарушить
очень легко. Именно об этом говорил Христос, замечая, что кто хочет
блуда уже прелюбодей, кто обругал уже убил. Если воспринимать
и эти слова Божии как юридическое предписание то заповедь жесточе
любого кодекса. Но заповедь не суровее, а слабее законов и запретов.
Она ничем не подкреплена, даже самый прочный для многих душ барьер
между желанием нарушить заповедь и нарушением иллюзия, раз с точки
зрения Бога нет разницы между нарушением заповеди в психике и в действительности.
> Многие предпочли бы видеть в заповеди запрет. Так и живущие в заповедники
предпочли бы, чтобы пограничные войска защищали не государства, а их самих; ведь иначе трудно обеспечить сколько-нибудь удовлетворительную
охрану. Заповедники существуют не потому, что их хорошо охраняют
отнюдь! а потому, что на браконьерство решаются лишь немногие. И мир стоит не потому, что нарушение заповедей безупречно карается людьми,
законами природы или Богом, а потому что всё же всё же! лишь немногие
решаются на нарушение заповедей.
> Заповедь это не приказание, а пожелание Бога человеку. Иначе самая
первая заповедь была бы и самой идиотской: "Возлюби Господа Бога Твоего".
Хороша любовь по приказу! Заповедь "не сотвори себе кумира" была бы
безнравственной, как и любая попытка устранить конкурента. А заповедь
"не поминай имени Господа Бога твоего всуе" если это запрет, а не пожелание даже понимать не хотелось бы: мало ли какая блажь придет
начальству в голову! Но это пожелание, пожелание Любящего нас, и тут
уже к каждому слову прислушиваешься, ибо веришь, что это слова любви,
а не угрозы. Это Любящий просит не произносит Его имени напрасно,
то есть не для того, чтобы Он пришел так деликатно просит Он почаще
звать Себя.
> Что уж говорить о заповедях нравственности "не укради", "не завидуй",
"не лги". Они потому и изложены без оговорок, без классификации
видов краж и лжи, что это не запрет на воровство, а пожелание не быть
вором, завистником, лжецом, быть достойным Божьей любви. Кто боится нарушить заповедь, кто не нарушает ее делает так не потому,
что боится наказания от Бога, а потому, что знает: даже нарушившего
заповедь Бог продолжает любить. Если что и удерживает нас, то не страх,
а стыд, стыд перед Любящим и, в глубине сердца, Любимым Богом.
> Заповеди Божии это устав того заповедника, который называют Раем.
Это устав любви и желания любви. Главная причина, по которой мы воспринимаем
эти заповеди не как желания, а как запреты та, что мы не в Раю.
Более того, мы не просто редкие животные (всё-таки нас несколько миллиардов),
мы даже не просто скотины, мы браконьеры. Не то грех, что мы изгнаны
из рая это следствие греха. Нас изгнали из заповедника, когда мы захотели
из егерей и пасомых превратиться в браконьеров и поваров. Этот дух браконьерства: убить, попользоваться, пожрать и заставляет пугаться
заповедей, расценивать их как агрессивное законодательство. Совесть
нечиста! Заповедь "не убий" всего-навсего пожелание с точки зрения
безоружной жертвы и суровый запрет с точки зрения решившегося на убийство. Наша воля, кем быть.
> "Да будет воля Твоя" это о заповедях. И эти слова можно произносить
по-разному: угрюмо или легко, с ненавистью или с любовью. Нужно
ли доказывать, какими хотел бы слышать их Бог? Его воля та же, что
каждого любящего чтобы желания были общими. Только так можно понять
заповеди Блаженства: уж они-то точно не приказания. Более того,
их даже пожеланиями трудно считать неужели Бог хочет, чтобы мы плакали,
чтобы нас гнали? Заповеди блаженства все! описывают прежде всего
самого Иисуса. Это Он был нищим духом, это Он плакал, это Он кроток. Это Бог жаждет правды, милостив и чист сердцем. Это Господь миротворец, изгоняемый и поносимый. Для людей эти Его свойства становятся
пожеланиями или заповедями только потому, что Он хочет быть Единым
с нами.
> Заповеди Блаженства потому заповеди, что они описывают заповедник
Рая. К Моисеевым заповедям не приписаны угрозы убьешь, мол,
и будет тебе то-то и то-то. Но посмотрите, с какой легкостью соединится
древние заповеди и обещания заповедей евангельских:
> Возлюби Господа Бога Твоего и твое будет Царство Небесное.
> Не сотвори себе кумира и утешишься.
> Не поминай имени Господа Бога твоего всуе и наследуешь землю.
> Помни день субботний и насытишься.
> Чти отца твоего и матерь твою и помилован будешь.
> Не убий и увидишь Бога.
> Не прелюбодействуй и будешь назван сыном Божиим.
> Не укради и твое будет Царство Небесное.
> Не лги и желай чужого и велика будет твоя награда на небе.
> Заповеди кольцо. К первой заповеди намертво присоединена десятая.
Невозможно почитать Единого Бога и при этом желать Многообразных
Жизненных Благ: ближних ослов, домов, жен и так далее. Точнее, на первых порах вера в Бога Творца может уживаться по инерции с верой
в то, что счастье заключено в обладании различными творениями Божиими,
и что счастье тем пышнее, чем больше этих творений мы привели под свою руку. Но жизнь в вере неизбежно есть возрастание одной души в двух параллельных сферах: возрастая в небесном, мы отворачиваемся
от веры в богов удачи, войны, разврата, торговли но этот наш рост
в земной плоскости оборачивается отказом от зависти, корыстолюбия,
похоти, обмана. Это даже не параллельные процессы, это один и тот же процесс, и невозможно прильнуть к Единому Богу, о котором говорит
Первая Заповедь, не отлепившись от Многих Благ, завидовать которым
запрещает Последняя Заповедь. Забегая вперед, скажем, что такое же
кольцо представляет собою и весь Символ Веры: он начинается с веры
в Единого Бога, а заканчивается чаянием Вечной Жизни, что подразумевает
отлипание от многих и многих не вечных подобий Бога.
> Положительных заповедей могло бы быть намного больше, ибо неизмеримо
много желает от нас Творец. Запретительных заповедей могло бы быть
намного больше, ибо пакостям нашим несть числа. Но нет у Бога иного
наказания, кроме разлуки с нами. Но изгнание человека из Рая болезненнее
переживается Богом, чем человеком, наказан, если уж откровенно говорить,
не Адам а Творец. Страдаем не мы Христос. И нет у Бога иной награды,
кроме соединения с нами. Даже в заповедях блаженства дважды обещано
одно и то же Царство Небесное, да и всё остальное по сути
своей есть то же Царство, где мы не рабы Царя. Там Бог Государь,
а Церковь, в которой, если есть на то воля Божия, и мы Государыня.
Там осуществлена Евхаристия соединение с Богом, которое для нас страшное таинство, а для Иисуса единственная награда за муки крестной
любви. Там все желания наши и желания Божии сливаются в одно в заповедь и пожелание любви, которая есть осуществление не только
закона, но и всего мира, и всей жизни нашей. "Если любите Меня, соблюдите
Мои заповеди" (Ио.14:15).
> У биологов есть понятие "сложного органа", многофункционального.
Голова для ношения шляпы и одновременно она же для ношения бороды.
Заповеди, при всей их простоте, сложны. Каждая заповедь блокирует
множество грехов. Идолопоклонство, например, соединяет в себе гордыню
(любители футбола горделиво полагают, что их любимая игра есть
символ целой страны), мстительность, прелюбодеяние (измену истинному
Богу с божком), нарушается и заповедь "не убий" невинная игра, если
становится предметом идолопоклонством, превращается в символическое
убийства врага. Наконец, "не пожелай" ведь футболист желает мяч
ближнего своего...
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо.)