Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё очень просто.

  Все выпуски  

Всё очень просто. Веселись пред Господом.


Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня отвечаю на вопрос одного из читателей. Скорее даже не вопрос, а просьбу, в которой я усмотрел и сам вопрос. Итак, просьба заключается в том, чтобы прокомментировать тексты из книги Второзакония

14 главы с 22 по 26.

 

 

 

 

ВЕСЕЛИСЬ ПРЕД ГОСПОДОМ.

 

 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; [приноси] десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.  

Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой;  и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.

                                                                                                                                                                                                                             Втор. 14:22-26.

 

 

Этот отрывок из книги Второзаконие является одним из самых непонятных во всей Библии.  У читателя, впервые прочитавшего этот текст создается два  впечатления: во-первых, десятину не обязательно возвращать в церковь, а можно «проесть»; во-вторых, Бог одобряет употребление алкоголя. 

К большому сожалению, среди комментариев на этот текст можно увидеть три основных объяснения.  Последователи первого заявляют, что эта заповедь действительно подтверждает тот факт,  что в Библии поощряется употребление алкоголя. Самое главное, чтоб это было перед Богом. Приверженцы второй точки зрения утверждают, что данное повеление является еще одним подтверждением «ветхости» и несовершенства Синайского завета.  Сторонники третьего объяснения считают, что Бог просто «снизошел» к человеческому греху и позволил, чтоб израильтяне употребляли алкоголь.  В настоящее время человек находится на более высокой ступени духовного развития, а потому, его степень ответственности выше.

Во всех этих объяснениях чувствуется нехватка анализа библейского текста.  Для того, чтобы провести этот анализ, необходимо разделить проблему на две части. Сначала исследовать вопрос десятины, а затем вопрос алкоголя.

Для того чтобы ответить на вопрос о десятине в Второзаконии 14 глава необходимо исследовать все тексты в Пятикнижии Моисея, где говорится о десятине.  Их четыре.  Кроме исследуемого нами текста есть тексты в книге Левит 27 глава и Числа18 глава.

И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня (Лев. 27:30)

 

...а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания (Чис. 18:21)

 

Мы видим наличие логической связи между этими текстами. Текст в книге Левит утверждает за Господом право собственности на десятину и называет ее святой, тем самым присваивая ей Божественный атрибут. В книге Числа, Бог, пользуясь Своим правом собственности на десятину, отдает ее левитам «в удел».

            Рассматривая текст в книге Второзаконие через призму предыдущих заповедей о десятине, можно увидеть кажущееся противоречие двум предыдущим текстам.  Тексты в книге Левит и Числа говорят о том, что десятина принадлежит Господу и Он отдает ее левитам, заповедь Второзакония предписывает принести десятину на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там» и есть ее пред Господом.  Если мы доверяем слову Божьему и тому факту, что Моисей писал все слова, будучи вдохновляем и Духом Божиим, то единственно правильным решением проблемы будет утверждение о том, что Бог заповедует две десятины.  Одна десятина отдается левитам и левиты живут за счет этого, а другая десятина приносится «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там».  Данное утверждение подкрепляется другими текстами из Писания. В частности в книге Неемии написано:

При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, (Неем. 10:38)

 

Употребляемое здесь выражение «Левитская десятина» подразумевает тот факт, что были и другие десятины.  Именно о других десятинах и идет речь в исследуемой нами главе.

            Для чего нужна была «не левитская» десятина?  Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить отрывок из книги Второзаконие 14 глава с отрывком из 12 главы.

Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих (Втор 12:17)

Данный стих категорически запрещает «есть» десятину в доме. В ближайшем контексте можно увидеть повеление принести десятину на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там», то есть в храм, и там ее есть. Если мы посмотрим на те компоненты десятины, которые перечислены в Втор. 12:17 и 14:23 то увидим, что упоминаются хлеб, вино, елей, крупный и мелкий скот. Именно эти компоненты использовались в храме для жертвоприношений.  В частности для жертв всесожжения и мирных жертв.  Без этой десятины, которую люди приносили в храм, богослужение было бы невозможно.

            В частности для принесения утренней и вечерней жертвы необходимо было 720 агнцев в год, учитывая субботу и новомесячья – еще 232 агнца, а во время праздников – еще 175. Итого – 1137 агнцев, не учитывая овнов, тельцов и козлов. Все это необходимо было для поддержания постоянного всесожжения и на это шла десятина из крупного скота. Хлеб, елей и вино были частью хлебного приношения и возлияния, которые приносились при постоянном всесожжении.

            Однако, кроме постоянного всесожжения в святилище приносились мирный жертвы.  А мясо мирной жертвы нужно было есть (Лев. 7). Это было частью торжественного радостного богослужения, совершавшегося в храме.  Примеры этому мы находим в 1 книге Царств 1 глава. Здесь мы видим как Елкана, отец пророка Самуила, регулярно посещал богослужения во святилище и приносил мирные жертвы, после этого он и его семья съедали их.  Торжественное богослужение часто проходило в виде трапезы у мирной жертвы, пример этому описан в 1 Царств 9 главе. Именно по этой причине Бог повелевал есть от второй десятины, ибо часть ее была предназначена для принесения.  Конечно же, человек не съедал все, что приносил во святилище, но его приношения были частью богослужебной трапезы, в которой принимали участие и люди бедные, у которых не было большой десятины. Все в равной мере имели часть Божиих благословений.

            Сегодня мы так же можем извлечь практический урок для себя из этой заповеди о второй десятине.  Согласно порядка, утвержденного в Церкви десятина, которую возвращают члены церкви идет на поддержание служителей. Как об этом записал Апостол Павел:

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1 Кор 9:13-14)

Но вторая десятина может быть направлена на нужды организации богослужения в местной общине.  И тот кто принимает участие в богослужении так же будет иметь часть от общих благословений, которые изливает Бог на церковь.

 

            Рассматривая исследуемый нами текст в контексте храмового богослужения становится сразу же понятным значение вина.  Здесь необходимо обратить внимание на ряд деталей. Во-первых, в тексте ни разу не употребляется слово «пей», написано «ешь перед Господом». Во вторых, вино покупается вместе с другими продуктами, в частности с овцами и волами, которые покупаются на деньги, вырученные от продажи десятины в случае если дорога до храма длинна.  Опять мы видим компоненты, употребляемые при богослужении в храме.  Волы и овны приносятся во всесожжение и в мирные жертвы, а вино в возлияние.

Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно, одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; (Исх 29:38-40)

 

Очевидно так же, что вино, возливаемое на жертвенник не может быть перебродившим.

Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу. (Лев 2:11)

 

            Остается лишь один вопрос. Что такое сикера?  Такого слова в русском языке нет оно транслитерировано с еврейского слова «шекар» вызывает наибольшее недоумение.  Это вызвано тем, что во всех английских переводах Библии это слово переводится как крепких напиток (strong drink).  В Библейском словаре Нюстрема дается такое определение: «...сикера – крепкий напиток, приготовленный из фиников или ячменя».  В какой-то мере это так. Мы знаем стихи их Прич. 20:1 «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». 

            Однако в этой же самой статье Нюстрем признается: «Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различия  между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего».  Действительно, в Библии употребляются одни и те же слова для обозначения перебродившего и неперебродившего вина.  Однако это не проблема, все становится на место, когда мы читаем текст в его контексте. Так в контексте жертвоприношений в скинии мы понимаем, что вино не может быть перебродившим, ибо оно возливается на жертвенник.  Остается лишь вопрос, в каком смысле употребляется слово сикера.  Может ли сикера быть не опьяняющей?

            Для ответа на этот вопрос надо обратится к древнееврейскому оригиналу отрывка из книги чисел 29 глава:

И скажи им: вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних без порока на день, во всесожжение постоянное; одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером; и в приношение хлебное   десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина выбитого елея; это - всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в жертву Господу; и возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние, сикера Господу. (Чис 28:3-7)

Обратите внимание на последние слова. В Синодальном переводе написано «вино Господу». В оригинале же стоит слово «шекар».  Данный текст является повторением текста Исх 29, приведенного ранее.  Все элементы идентичны: агнец, хлебное приношение, елей.  Для возлияния же употребляется сикера. На основании Лев. 2:11 эта сикера не может быть перебродившей, следовательно в контексте храмового служения эти два слова, вино и сикера, являются тождественными понятиями.

 

Исследуя эту сложную тему мы заметили, что некоторые библейские понятия не имеют абсолютного значения, так как мы к этому привыкли в русском языке. Многие слова, используемые в Священном Писании чувствительны к контексту. При изучении Библии невозможно пренебречь контекстом в котором находится сложный библейский отрывок.  Только в том случае, когда мы правильно находим границы ближайшего и расширенного контекста, можно рассчитывать на успех.

 

 

Что Вы думаете об этом Библейском отрывке, уважаемые читатели? Пишите свои соображения и мысли. prostoeslovo@yandex.ru До следующего выпуска, всего Вам доброго.

С уважением Валерий Анатольевич.


В избранное