Всё очень просто. Почему Иоанн был любимым учеником Христа?
Здравствуйте, уважаемые читатели "Простого Слова". Приятно, что нас становится больше с каждым днёи и рад приветствовать тех, кто только присоединился к нам.Сегодня отвечаю на вопрос одного из подписчиков, который решил остаться инкогнито. Этот самый вопрос стал названием этого номера рассылки. Итак...
Почему
Иоанн был любимым учеником
Христа?
Именно сегодня
уместно ответить на этот вопрос, так как 21 мая Православная Церковь отмечает
день Апостола и Евангелиста Иоанна
Богослова. Много различной информации есть на этот счёт в Интернете, в
средствах массовой информации. Но мы с Вами возьмем Слово Божье, чтобы через
Него услать самого Иоанна о этих удивительных взаимоотношениях двух мужчин, один из которых Учитель, а другой ученик. Мы так не любим тех, кто является любимчиком из всего класса или группы, в которой мы занимаемся. Неужели Иоанн был любимчиком Иисуса? Разве может Иисус обзаводиться любимчиками? Пусть само Писание ответит на это т вопрос.
Святое Евангелие... На его немногочисленных страницах
оставлено жизнеописание Того, Кто изменил историю мира, судьбу миллионов людей.
Воплотившись, Сын Божий навеки связал узами любви человеческое сообщество и
небесную семью. И, однако вместить эту необъятную Божью любовь есть удел очень
немногих, по существу, единиц...
Когда
наш Спаситель Иисус удостоил землю Своим телесным присутствием, не было,
пожалуй, ни одного класса тогдашнего иудейского общества, с которым Он не
входил бы в контакт. Властители и подвластные, праведные и грешные, лукавые и
наивные, фанатики и скептики, стар и млад, – кого только не увидишь на
грандиозном полотнище Иванова «Явление Христа народу». Воистину служение Иисуса
было служением всему обществу.
И,
однако, из этих сотен и тысяч людей Иисус избирает 70 учеников, чтобы они могли
благовествовать Царство Божие. Тем не менее, преимущество стать апостолами
Христовыми получило 12 человек. За исключением Иуды, эти избранники Господа
составили ядро будущей вселенской христианской Церкви.
Но
при внимательном чтении Четвероевангелия мы заметим, что из этих 12 трое
учеников неоднократно избирались Христом для того, чтобы стать свидетелями и
участниками самых драматичных событий, связанных с жизнью их Учителя. Только
Петр, Иоанн и Иаков удостоились высокой чести увидеть сияющее лицо
преображенного Иисуса. Только Петра и братьев Зеведеевых берет Иисус в
Гефсиманский сад в надежде получить от них поддержку и ободрение в минуты Своей
смертельной агонии.
И,
однако, из этих троих славой «любимого ученика» был увенчан лишь один. Не Петр,
первый среди равных, и не Иаков, также дерзавший получить пальму первенства в
Царстве Небесном. Но Иоанн стал тем человеком, «которого любил Иисус». Почему
Он? Был ли он более безукоризнен, чем другие? Нет, достаточно вспомнить его готовность низвести
огонь с неба на самарянское селение. Был ли он свободен от честолюбия? Опять
нет. Разве не было этого апостола в числе тех, кто уснул в минуты смертельной
агонии Спасителя? Почему же именно Иоанн стал тем человеком, чьим
исключительным правом стало называться «учеником, которого любил Иисус»? Из
тысяч, с кем соприкасался Иисус, лишь об одном написаны эти четыре слова:
«ученик, которого любил Иисус».
Это
может показаться кому-то странным, но ответ на поставленный вопрос мы сможем
получить только от самого Иоанна. Сознательно или неосознанно он, по крайней мере,
5 раз в своем Евангелии показывает, как произошло так, что имени любимого
ученика удостоился именно он, Иоанн.
Ин
13:22–25. Верхняя горница. Ночь. Иисус уже омыл ноги ученикам. Он дал им
последние наставления. Иуда уже решил предать Его. Одна из немногих, подлинных
радостей в жизни человека – это видеть то, как дети льнут к груди своих
родителей, как они максимально приближаются к источнику тепла, к сердцу. И нет
более умиляющей картины, чем младенец, покоящийся на груди мамы или папы. В
этом – проявление нежности и покровительства. Также в редких случаях и взрослый
человек может приклонить голову к груди своего друга. В этом тоже можно увидеть
знак сердечной привязанности и близости взаимоотношений. У Иоанна была такая
привязанность к своему Господу и Учителю, он искал того сердечного тепла и
покровительства, которое мог дать только Иисус.
«Один
же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». ОДИН же...
Как горько читать это слово «один». А что же одиннадцать? Разве им было
запрещено это?
Оказывается,
самым близким подобием взаимоотношений Иисуса и Бога Отца стали взаимоотношения
Иоанна и Иисуса. Поэтому он и был любимым учеником Иисуса.
Ин.
19:25. На другой день Христа предали публичному унижению и распяли. Кто же был
рядом с Ним тогда? Отважный Петр? Прагматичный Матфей? Андрей первозванный? Кто
же?
Из
всех отважных и рассудительных у креста Иисуса остался стоять только Иоанн,
«ученик, которого любил Иисус». Не ученость, а любовь помогла Иоанну в позоре и
надругательстве креста увидеть славу Евангелия. Глядя на обезображенное,
оплеванное, окровавленное чело Иисуса, Иоанн увидел в нем то, чего не смогли
увидеть остальные одиннадцать – проявление той непостижимой любви, о которой он
впоследствии напишет: Любовь Божия к нам
открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы
получили жизнь через Него. Иоанн остался стоять у креста потому, что более
других учеников любил висящего на нем Господа.
Прошла
пятница, потом суббота, наступило славное утро Христова воскресения. И вот мы
читаем в Ин 20:1–4 как Иоанн, узнав, что нет тела Иисуса в гробнице бежит
скорее ревностного Петра на то место.
Почему
Иоанн обогнал Петра?Был ли он моложе
его, или крепче и проворней? А может, Петр не мог быстро бежать, так как все
еще чувствовал вину за отречение от своего Учителя? Может все это и так, но
скорее всего Иоанн бежал быстрее, потому что сильнее любил Иисуса. Петр любил
пылко, но не глубоко, Иоанн же – от всего сердца. Тот, кто любил, знает, как
ноги сами несут тебя к месту свидания.
Ин.
21:4–7. Спустя еще некоторое время 7 из 11 учеников одну ночь решили провести,
занявшись ловлей рыбы. И хотя время для рыбалки было выбрано удачное, все
усилия старых опытных рыбаков остались безуспешными. В то время как Петр и
Фома, Иаков и Нафанаил и двое других учеников, усталые и разочарованные, не
узнают стоящего на берегу Иисуса, «ученик, которого любил Иисус, говорит Петру:
это Господь». Почему из всех только Иоанн узнает Иисуса? По-видимому, он не
только обладал хорошим зрением, но и глубокой проницательностью. В течение 3.5
лет он не просто был с Иисусом, но созерцал Его. И теперь, когда остальные
ученики в одиноко стоящей на берегу фигуре видели случайного встречного, Иоанн
узнает в ней своего Господа. «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит
Петру: это Господь». Нет, у Иисуса не было любимчиков. Просто тот, кто сильнее
любит, получает взамен ещё больше.
Всю
свою жизнь Иоанн свидетельствовал об Иисусе. Конечно, это делали и другие, но
мы должны признать, что, хотя язык его Евангелия наиболее прост, содержание его
– самое глубокое. И объясняется это ничем иным, как тем, что именно этот ученик
любил своего Господа. Некто сказал: «Иоанн писал свои послания, окуная перо в
любовь». Как это истинно. Прочтите сами, дорогие друзья, это стоит прочесть.
Любимый
ученик Иисуса есть тот, кто сам Его по-настоящему любит, причем не языком и
клятвою, но незаметным для других священным единением душ. Об Иоанне говорят,
что он как виноградная лоза, которая оплетает собой опору, вился вокруг своего
Учителя.
Святое
Евангелие... На его немногочисленных страницах оставлено жизнеописание Того,
Кто изменил историю мира, судьбу миллионов людей. Воплотившись, Сын Божий
навеки связал узами любви человеческое сообщество и небесную семью. И, однако,
вместить эту необъятную Божью любовь есть удел очень немногих, по существу,
единиц, но каждый из нас может войти в их число. И я скажу словами Иоанна: «Возлюбленные!
Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от
Бога и знает Бога». (1 Ин. 4:7). Любите Господа и любите друг друга!