По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского - 6/19 июля.
История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия, был напечатан КАНОН МОЛЕБЕН ПРЕПОДОБНЫМ И БОГОНОСНЫМ ОТЦЕМ НАШИМ ИГУМЕНУ СЕРГИЮ И УЧЕНИКУ ЕГО НИКОНУ, ЧУДОТВОРЦАМ. Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне
левого столпа Троицкого собора, и местной иконы (1671 г.) преподобных Сергия и Никона, которая была поставлена у северных врат в иконостасе Троицкого собора.
Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова; +1867). В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев; +1877) по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение лавры - Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. Но еще к летнему празднику обретения мощей преподобного
Сергия (5/18 июля) была составлена Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании.
В дарственной надписи (из-за нового переплета сохранившейся не в автографе, а в копии) сказано: - Жертвую на храм преподобных Сергия и Никона, что
в ските Гефсиманском. 3 июля 1853 года. Архимандрит Антоний. - Эта рукопись службы долгое время хранилась у известного лаврского звонаря СЛЕПОГО СЕРЕЖИ (+1942), а затем перешла к его ученику Константину (+1981).
Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века.
11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (+1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва
Радонежским святым.
К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым.
На протяжении XIV - XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена:
Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, если день
памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается).
Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия (+до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV - XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия (+28 ноября 1394 г.).
(+до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (+до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября/
5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит (+до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник (+зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий (+после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь (+29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх (+после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей (+6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник
(XIV в.; память
29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет
(+8 сен тября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий (+после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый (+ок. 1418-1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец (+17 ноября 1426 г.); преподобный
Авраамий Галичский, Чухломский (+20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский (+25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский (+7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский (+10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский (+13 июня ок. 1395?1404 гг.); преподобный Савва Московский (+ок. 1410-1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский (+после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский (+до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня);
преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский (+до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский (+29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший (+после 1401; память 12/25 сен тября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (+12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский (+ок. 1380; память 20 июля/
2 августа); преподобный Савва Стромынский (+20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский (+3 декабря 1407 г.; обретение мощей
19 ян варя 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV?XV вв.;
25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий (+ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий (+ок. 1388; память 26 ноября\9 декабря и 25 сентября/
8 октября); преподобный Мефодий Пешношский (+4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский (+11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский (+до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский (+после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV?XV вв.; память 27 мая/9 июня).
Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской (+19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская,
в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия (+6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский (+26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский (+6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (+15 октября 1386 г.; память 26 июня/
9 июля); преподобный Евфимий Суздальский (+1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий (+11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский (+14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский (+15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский (+15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский (+22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский (+после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный
Ферапонт Можайский, Белозерский (+27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский (+9 июня 1427 г.).
Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) (+23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.) (+12 января 1483 г.); святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) (+16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители
с 1525 по 1527 гг.) (+24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.) (+27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек (+1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) (+5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь (+1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит
Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) (+12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель (+1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) (+10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священно?архимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) (+31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.). www.saints.ru
Вчера, 17 июля, в день памяти Святых Царственных Мучеников во время молебна у Царской часовни возле железнодорожного вокзала в Пскове, который по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в этом году возглавил духовник Снетогорского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), произошло чудо. Об этом сообщает пресс-центр Международной духовно-просветительской программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Во время молебна Святым Царственным Страстотерпцам над часовней неожиданно для всех взошла радуга. - Верующие с глубоким покаянным чувством молились Святым Царственным Мученикам, и не удивительно поэтому, что появление радуги многие восприняли, как знак примирения Бога с людьми, - отметили в пресс-центре программы.
В часовне будет находиться список иконы Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ, привезенный к Царским дням из Москвы. Владыка Евсевий с благодарностью принял эту святыню, переданную в дар епархии Фондом АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ, одним из организаторов Международной духовно-просветительской программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Добавим, на самой часовне, освященной 17 июля 2003 года к 1100-летию Пскова, есть памятная доска с текстом: - Царская часовня в честь Воскресения Христова сооружена к 1100-летию Пскова усердием губернатора Евгения Михайлова, освящена Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. Господи, прими наше покаяние и утверди на пути воскресения родной России и ее народа. ?
Сегодня исполняется два месяца со дня начала Международной духовно-просветительской программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ. Молебен о благополучном начале программы был совершен 18 мая 2007 г. в храме Святителя Николая в Толмачах.
По завершении молебна епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ) зачитал послание Алексия II к участникам программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ. В послании говорится об особом почитании Пресвятой Богородицы в русском народе и о символическом значении числа задуманных крестных ходов - их восемь, по числу лучей Вифлеемской звезды.
Напомним, что программу ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Организаторы Международной программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ - Фонд АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ и Русское Афонское общество.
В рамках программы с мая 2007 по июнь 2008 гг. будут проведены пешие крестные ходы, символизирующие собой восемь лучей Звезды Богородицы. Они должны выйти из шести городов России: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского православия - Иерусалима и Афона.
Два крестных хода - из Владивостока и Якутска уже в пути. Пройдя по всей территории нашей страны, молясь о России и единстве народа, устанавливая поклонные кресты, передавая как эстафету святыни программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ, участники крестных ходов в июне 2008 года встретятся в Москве.
- Отрадно, что данная программа, посвященная преодолению исторического разделения Русской Церкви, - отметил в своем послании от 17.05.2007 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - проводится по инициативе нашей православной общественности.
Хочется надеяться, что она будет способствовать дальнейшему созиданию и возрождению России, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, привлечению внимания общественности и особенно молодежи к нашим православным святыням и святоотеческому наследию. -
Участники крестного хода Владивосток - Москва ускоренным темпом движутся в направлении г. Благовещенска. Сегодня и завтра на ночлег их будет принимать о. Виктор, настоятель прихода в пос. Тамбовка. Сегодня к крестному ходу вновь присоединилась еще одна его участница - Марина из Хабаровска.
Торжественная встреча участников крестного хода прихожанамиг.Благовещенска у моста через реку Зея планируется в полдень 20 июля 2007 г.
Оперативная сводка движения Крестного хода Владивосток - Москва
18 июля, среда (день -60)
- 7.30 - начало движения;
- 14.00-15.00 - обед, послеобеденный отдых;
- 15.00 - 18.00 - движение по маршруту;
- отдых.
Отв. о. Виктор (Благовещенская епархия)
Маршрут 18 июля 2007
Пройдено километров:
- с начала маршрута - 1355 км;
- за день - 45 км.
Участники крестного хода Владивосток-Москва, который проходит в рамках Международной духовно-просветительской программы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ, преодолели более 1300 километров.
Торжественным колокольным звоном встретил их около полудня 17 июля 2007 г. приход в честь Владимирской иконы Божией Матери города Райчихинска. Икону Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ, сопровождающую крестное шествие, несли пограничники.
В храме был отслужен водосвятный молебен с пением акафиста святым царственным мученикам, память которых Русская Православная Церковь отмечает в этот день. После окончания Богослужения состоялся малый крестный ход вокруг храма. Затем паломники отправились в Райчихинский пограничный отряд.
Перед личным составом на плацу был отслужен молебен. Его возглавил настоятель прихода иерей Евгений Красноруцкий. В погранотряде гостей накормили сытным обедом. Пограничники приготовили обед и для паломников из Благовещенска, Талакана, Прогресса, Новобурейского, Буреи.
Во второй половине дня после многодневной изнуряющей жары, наконец, пошел дождь, и у крестоходцев выдалась возможность передохнуть. На ночевку остановились на турбазе в п. Гомелевка.
Сегодня, 18 июля в храме был отслужен молебен Сергию Радонежскому. Как сказал настоятель прихода Евгений Красноруцкий, некоторые прихожане были в храме уже в пять часов утра, чтобы помолиться с гостями перед дальней дорогой. Провожали их также праздничным колокольным звоном.
На мосту через речку Гильчин к шествию присоединились прихожане храма в честь Сергия Радонежского с настоятелем священником Виктором Кравцовым и представители районной власти, несмотря на то, что сегодня в Тамбовском районе проходит областной День поля.
Сегодня паломники примут участие в праздничном вечернем богослужении в храме, а завтра посетят пансионат для престарелых и инвалидов ПРИОЗЕРЬЕ в селе Козьмодемьяновка.
В областной центр Приамурья Благовещенск крестный ход прибудет 20 июля, в пятницу, ровно через два месяца после выхода его из Владивостока.
На мосту через реку Зея в 14 часов его будут встречать со списком Дальневосточной святыни - чудотворной Албазинской иконы Божьей Матери духовенство города и ближайших населенных пунктов, прихожане кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы и Гавриило-Архангельского мужского монастыря, паломники из городов и районов области.
Знаменательно, что в этот же день утром в г. Благовещенск по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила прибывает епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.
Как сообщили в Фонде АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ, под эгидой которого проходят крестные ходы ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ, владыка Михаил 18 мая этого года, на следующий день после торжественного подписания Акта о каноническом общении двух ветвей Русской Православной Церкви, возглавил молебен о благополучном начале международной программы в храме Святителя Николая в Толмачах (при Государственной Третьяковской галерее) перед великой православной святыней - Владимирской иконой Божией Матери.
Владыка освятил списки икон Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ и СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ, написанных специально для программы.
Из Женевской епархии он везет икону Иоанна Шанхайского с частицами его облачения и святого гроба.
Епископ Михаил уже был в Благовещенске летом 2004 года, во время паломнической поездки с мощами мучениц Елизаветы и Варвары, путешествующими по России.
Его Преосвященство будут сопровождать две прихожанки из Женевы, потомки русских эмигрантов.
Сайт Благовещенской епархии РПЦ 18.07.2007 www.anflag.ru
Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Совсем недавно в Финляндии был отпечатан уникальный альбом настоятеля Свято - Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова). Название альбома, СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ, представляет собой цитату из Святителя Иоанна Златоуста.
Издание увидело свет по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Оно приурочено к 485-летию обители и 450-летию преставления преподобного Антония Сийского. Во вступительном слове Владыки отмечается, что Сийский монастырь являет собой средоточие духовной жизни, преображающей мир, жизни монашеской, где оба крыла - труд и молитва - должны быть крепки.
Первый раздел (ВРАТА НЕБЕСНЫЕ) рассказывает об истории обители с момента ее основания и до наших дней. История Сийской обители раскрывается в альбоме через очерки о каждом из архимандритов. Очерки написаны о.Трифоном в такой манере, что возникает чувство живого разговора, благодатного диалога автора и читателя.
В этом разделе собраны и обобщены удивительно интересные сведения и факты. Мы узнаем, что преподобный Антоний вместе с братией построили храмы во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Подчеркнем, что и сегодня Троицкий собор, Благовещенский и Сергиевский храмы составляют основу архитектурного ансамбля монастыря. В него входит также храм - колокольня во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы.
Антониев-Сийский монастырь (изображение с сайта www.pms.ru)
Благодаря подвижническим трудам преп. Антония монастырь стал важным духовным и административным центром Русского Севера. Ему энергично помогали великие князья московские Василий Иванович и Иван Васильевич (Грозный).
Преподобный Антоний, сийский чудотворец отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. Его мощи, погребенные в Троицком соборе, открыты для поклонения. Известны случаи, когда уже в наши дни молящиеся у мощей святого получали по вере своей исцеление и утешение. Основатель обители был канонизирован во время настоятельства одного из самых деятельных его последователей игумена Питирима.
Житие сийского чудотворца было составлено о.Ионой в последней четверти ХVI века на основании воспоминаний учеников основателя монастыря. К Житию прилагалось описание бывших до того времени чудес от иконы Животворящей Троицы и от святых мощей преподобного Антония.
Особого внимания представляют излагаемые о.Трифоном данные о том, что живой интерес к Житию проявил царевич Федор Иоаннович (погибший, как известно, от рук своего отца - Иоанна Грозного). Он составил акафист преподобному и вторую, расширенную редакцию его Жития.
В жизни монастыря был эпизод, сыгравший важную роль в исторических судьбах России. Речь идет о ссылке в Сию боярина Федора Романова, имевшего больше прав на престол, чем Борис Годунов. Именно Годунов, видевший в Романове главного конкурента, распорядился о его пострижении в монахи с именем Филарет.
Примечательно, что игумен Иона, при котором все это произошло, всячески поддерживал Федора Романова. И делал это Иона несмотря на то, что годуновские приставы едва ли не ежедневно отправляли в Москву доносы как на Федора (Филарета) Романова, так и на самого настоятеля. Очевидно, что христианская любовь к ближнему сочеталась у архимандрита Ионы с, говоря современным языком, высоким гражданским мужеством.
Позже, когда невольное заточение в монастыре завершилось, Филарет Романов был возведен Священным Собором в сан митрополита Ростовского. В 1619 году он становится Патриархом, а шестью годами раньше сын Филарета Михаил Федорович Романов избирается русским царем. С 1613 по 1917 год Россией управляла династия, начало которой положил Михаил романов. Не удивительно поэтому, что Антониево - Сийский монастырь называют иногда фамильным монастырем дома Романовых. В альбоме, кстати, приводятся
данные о посещении монастыря члена императорского дома. Так, в 1819 году в Сие побывал государь Александр I. Позже, в 1858 году в обители побывал Александр II. Высокий гость был восхищен обителью. Вернувшись в Петербург, царь отправил в монастырь щедрое пожертвование. Вероятно, по совету своего отца Сию посетили Великие князья Алексей и Владимир Александровичи.
Достойно внимания, что став патриархом и наставником юного царя, Филарет Романов не забыл заступничества Ионы и всячески помогал монастырю. Этим во многом объясняется духовное и материальное благополучие монастыря при игумене Ионе, остававшимся настоятелем в течение тридцати семи лет.
Другой игумен, Феодосий (годы управления обителью - 1644 - 1652, 1633 - 1688) вошел в историю потому, что именно его трудами Сийский монастырь становится одним из крупнейших центров иконописания и книжности на Севере. Примечательно, что книги, которые переписывались в монастыре, читались во время трапезы, в кельях и в больнице. Автор отмечает, что среди читателей были иноки, трудники и грамотные крестьяне.
Можно полагать, что формирование сийского книжного центра в середине ХVII века во многом объясняет и феномен высокой грамотности двинского крестьянства, который отмечался учеными и путешественниками ХVIII - ХIХ веков.
Архимандрит Никодим управлял обителью с 1692 по 1721 год. Это хронологически почти совпадает с царствованием Петра Великого. Именно Никодим, известный книголюб и знаток иконописи, создал так называемый Сийский иконописный подлинник. Этот масштабный труд обобщил и систематизировал разрозненные листы изображений, написанных на одни и те же темы художниками и иконописцами разных мест и времен. Таким образом, уникальный Сийский подлинник дает системное представление о русской иконографии
ХVII века в целом.
Принципиально важно, что архимандрит Трифон пишет в исторических очерках не только о взлетах и достижениях. Но и о монастырских нестроениях, периодах духовного и хозяйственного упадка. На мой взгляд, такое изложение событий, без прикрас и лакировки, является очень серьезным достоинством альбома. Ведь когда иной раз читаешь иные БЛАГОСТНЫЕ сочинения по истории православия, может сложиться впечатление, что вплоть до 1917 года церковная жизнь страны была исключительно благочестивой,
размеренной и высоконравственной. При таком взгляде на историю становится совершенно непонятно, как мог произойти вооруженный мятеж в Москве в 1905 году, а чуть позднее - большевистский переворот и братоубийственная гражданская война.
О необходимости честного и мужественного взгляда на нашу историю вообще и историю православия на российской земле в частности, кстати, очень глубоко и убедительно говорил на последних Иоанновских чтениях в Архангельске ведущий передачи КТО МЫ? Феликс Разумовский. - Православный взгляд на историю не может быть взглядом через РОЗОВЫЕ ОЧКИ. Однако с этим у нас до сих пор большие проблемы. И даже в церковных изданиях. Трудно нам избавляться от исторической гордыни и благодушия, не хочется
заниматься самопознанием, посмотреть на себя трезво, по христиански. -
. . . После многих лет безвременья монастырь начал возрождаться из руин при нынешнем настоятеле, архимандрите Трифоне. Мне впервые довелось побывать в монастыре в 2000 году, когда уже было сделано очень многое для восстановления обители. Но то, что произошло уже на моих глазах за семь лет, просто поражает. Реставрация храмов, преображение ландшафта, возобновление традиций монастырского иконописания, разнообразной хозяйственной деятельности, устроение подворий в Санкт - Петербурге
и Архангельске (Успенская церковь на Набережной), проведение Иоанновских образовательных чтений, всевозможных семинаров и конференций. Последние годы монастырь издает также замечательную газету ДУХОВНЫЙ СЕЯТЕЛЬ и альманах СИЙСКИЙ ХРОНОГРАФ.
Антониев-Сийский монастырь возрождается (изображение с сайта http://r-oc.1gb.ru)
Многие из этих зримых достижений состоялись, в том числе, благодаря деятельной поддержке друзей монастыря. Среди них архимандрит Трифон выделил Международный фонд архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева и лично его президента, заслуженного строителя России Вячеслава Альбертовича Киселева, нефтяную компанию ЛУКОЙЛ и областной мостоотряд N 9.
От себя хочу добавить, что ЛУКОЙЛ оказывал поддержку монастырю через ОАО АРХАНГЕЛЬСКГЕОЛДОБЫЧА и его генерального директора Алексея Викторовича Баринова. Несколько раз мы посещали Сию вместе с Алексеем Викторовичем. Он очень увлеченно интересовался монастырскими делами и неоднократно подчеркивал огромную роль социального служения монастыря для всего нашего региона. Ознакомившись недавно с рецензируемым изданием, он охарактеризовал альбом в разговоре с одним собеседником как превосходный
и очень интересный.
Чрезвычайно содержателен и поучителен раздел ОБИТЕЛЬ В ЛИЦАХ. Здесь и сам архимандрит Трифон, и вторствующий (своего рода заместитель настоятеля), иеромонах Варлаам, другие монахи, трудники и некоторые миряне, близкие к обители рассказывают о своем пути к Богу, вере и монастырю.
Лично мне особенно запомнился рассказ известного питерского музыканта Анатолия Першина, друга Юрия Шевчука. Пересказать его ИСТОРИЮ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА довольно сложно. Думаю, читателям будет полезнее прочитать краткую новеллу Першина . . . ЧТО МЫ МОЖЕМ БЕЗ ТЕБЯ? самостоятельно. Многие рассказы, опубликованные в этом разделе, поражают своей пронзительной искренностью. Многие из братии кратко, но очень выразительно описывают драматические страницы своих непростых биографий. В них встречаются
и наркотики, и духовные метания и отчаяние.
Думаю, опыт этих людей, нашедших твердые духовные основания своей жизни в православии, очень важен для тех, кто испытывает сходные проблемы. Слова, обращенные к людям, ищущим веры и правды, делают альбом не просто очень красивым изданием, но и своего рода проповедью, миссионерским служением.
Собственно ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ часть альбома называется ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЫ ТВОЕЙ. Ее основу составляют снимки самого автора, архимандрита Трифона. Они дополняются фотографиями игумена Варлаама, А.Ф.Сухановского, Д.В.Бегуна, А.В.Анисимова и В.В.Строкова. На снимках запечатлены и церковные службы, и монастырские храмы, и живописная сийская природа. И, конечно, братия, паломники, дети . . . По-моему, в этом разделе нет ни одной фотографии, которая оставила бы читателя равнодушным. Все снимки
сделаны с любовью и высочайшим мастерством. У каждой фотографии есть свое особое настроение: возвышенное, умиротворенное, грустно - лирическое.
Когда я просматриваю страницы этого раздела, меня не покидает впечатление, что в некоторых своих работах мастера ориентировались на русскую живопись ХIХ века. Например, безымянная фотография двух монахов (стр. 246) или ИНОЧЕСКИЙ ПОСТРИГ выдают, на мой взгляд, определенную преемственность со знаменитыми полотнами Михаила Нестерова на церковные темы.
Подводя итоги, следует, наверное, подчеркнуть, что альбом СПАСИБО БОГУ ЗА ВСЕ дарит нам радость общения с Антониево-Сийским монастырем, его настоятелем и насельниками.