Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца
Тропарь святителя Филиппа:
Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою, темже, яко имея дерзновение ко Христу, моли за отечество наше, за град же и люди, чтущия достойно святую память твою
Кондак святителя Филиппа:
Православия наставника и истины провозвестника, златоустаго ревнителя, Российского светильника, Филиппа премудраго восхвалим, пищею словес своих разумно чада своя питающа: той бо языком хваления пояше, устнама же пение вещаше, яко таинник Божия благодати
ЖИТИЕ СВЯТОГО СВЯТИТЕЛЯ - МУЧЕНИКА
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, - муж просвещенный и исполненный ратного духа, - попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия.
Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного
уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: - Никто не может работать двум господам- (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий
монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (+ 1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой
тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери ХЛЕБЕННЫЙ, чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая
преподобному Зосиме (+ 1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе
могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня).
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.
Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе.
Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой
и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение.
Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками
нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567 - 1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить
в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: - учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине. - Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: - Нам ли противишься? Увидим твердость твою! - Я был слишком
мягок с вами, - добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие
ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. - Я - пришелец на земле, как и все отцы мои, - смиренно отвечал святитель, - готов страдать за истину.
Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение,
одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн.
Мощи святителя были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель (11 августа 1591). и оттуда - в Москву.
Храм свт. Филиппа, митрополита Московского построен в середине XVII века в Мещанской слободе (ныне ул. Гиляровского) на месте встречи мощей свт. Филиппа во время их перенесения из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля (3 июля 1652). Среди святынь храма икона святителя с частицей мощей.
Уникальную православную реликвию, левую стопу апостола Андрея Первозванного из Одесской епархии доставили в Оренбург. Во время путешествия мощи сопровождает Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине Виктор Черномырдин. Рассказывает Елена Черных.
Андрей Первозванный был родным братом апостола Петра и первым учеником Христа. Свои проповеди он пронес через Малую Азию, Причерноморье и дошел до местоположения Киева, где и предрек появление великого города. За распространение православия апостола казнили в греческом городе Патры. Апостол Андрей Первозванный - особо почитаемый святой у православных христиан.
Виктор Черномырдин, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Украине: - Я считаю, что это очень важное событие. Такие события нельзя пропускать и нельзя не отмечать. Это дань нашим предкам, на долю которых выпало очень много. -
Как только мощи святого апостола привезли в Никольский кафедральный собор, во дворе сразу же выстроилась огромная очередь. Приложиться к святыне пришло много молодежи. Православные христиане утверждают: особенно усердно Андрею Первозванному нужно молиться тем, кто хочет быстрее жениться или выйти замуж.
Никита, прихожанин: - Мне это дает поддержку, потому что вижу, что еще не угасло православие. Недавно вот купол у нас устанавливали на храм - тоже радостная новость. Теперь мощи привезли - это значит, что православие не опускает головы. Это радует. -
Оренбург - уже четвертый город, куда привезли мощи. До этого святыня побывала в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Прибытие священной реликвии в Оренбург совпало с празднованием 180-летия села Черный Отрог. В честь юбилея было решено сделать подарок местным жителям. В сельский храм Иоанна Богослова мощи доставят через несколько дней.
Всеукраинское Православное братство Александра Невского получило благословение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на проведение Крестного хода 17 июля в 89-ю годовщину убиения последнего Православного Русского Царя Николая II и его семьи.
Всеукраинское Православное братство Александра Невского, Союз Православных Братств Украины, община Свято-Ольгинского храма Киева Украинской Православной Церкви приглашает всех православных верующих Украины принять участие. Шествие пройдет от Киево-Печерской Лавры по центральным улицам Киева и закончится на Софиевской площади чтением акафиста Святым Царственным мученикам.
Сбор участников у Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры с 10-00.
Начало Крестного хода - в 12-00.
15 июля 2007
Информационный центр Объединения РУССКОЕ СОДРУЖЕСТВО
Текст и фотография: http://pravoslavye.org.ua
Контакт:
Сайт редактора рассылки здесь Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org
Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru